Налоговые органы против налоговых экспертов
(Редакционный материал)
("Налоги" (газета), 2008, N 27)
Текст документа
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ ПРОТИВ НАЛОГОВЫХ ЭКСПЕРТОВ
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ
В соответствии с п. 1 ст. 27 НК РФ на основании п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик независимо от того, лично он участвует в этом правоотношении либо через законного или уполномоченного представителя. При решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
Рекомендую: оговорить в договоре материальную ответственность представителя, специализированной компании.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 25.05.2007 N 20-12/049059.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ и в соответствии с п. п. 5.1 и 5.2 Регламента Министерства финансов Российской Федерации (Приказ Минфина России от 23.03.2005 N 45н, зарегистрирован в Минюсте России 19.04.2005 N 6518) Министерство принимает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам установленной сферы деятельности Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации, опубликованию и вступают в силу в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанные нормативные правовые акты издаются Минфином России в форме приказа или ином установленном федеральным законодательством виде в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009. Пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации установлено, что издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Кроме того, при рассмотрении заявления о признании недействующими разъяснений писем Минфина России (от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 и от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09), данных налогоплательщикам в пределах их полномочий, предусмотренных ст. 34.2 Кодекса, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 16.01.2007 N 12547/06 указал, что названные письма не отвечают критериям нормативного правового акта, а потому не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц. Следовательно, содержащиеся в оспариваемых письмах Минфина России положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для налоговых органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций налогового контроля. Соблюдения этих правил налоговые органы не вправе требовать и от налогоплательщиков (налоговых агентов). Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в сфере налогов и сборов споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009. Поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации.
Письма Минфина России к нормативным правовым актам не относятся, и соблюдения указаний этих писем налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков, в том числе и данного письма.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138; письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ в указанной редакции он действует с 1 января 2007 г., а полномочия Минфина России по предоставлению письменных разъяснений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предусмотрены Кодексом со 2 августа 2004 г. (Федеральный закон от 29.06.2004 N 58-ФЗ). При этом п. 8 ст. 75 НК РФ применяется в отношении письменных разъяснений, данных уполномоченными органами после 31 декабря 2006 г.
(Письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-325; письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ и пп. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ устанавливает обязанность налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, в которых выражается позиция Министерства по конкретным или общим вопросам, содержащимся в индивидуальных и (или) коллективных обращениях граждан и организаций, но указанная норма Кодекса не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России. Последние рассматриваются как направляемые в рамках координации и контроля деятельности ФНС России (полномочия Минфина России в этой области определены Положением о Министерстве финансов Российской Федерации) и предназначенные для разъяснения позиции Министерства как федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области выработки налоговой политики, подведомственной федеральной службе. В случае принятия судами решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, направленные налогоплательщикам и содержащие позицию не в пользу налоговых органов, налоговым органам надлежит обжаловать такие решения в установленном законодательством Российской Федерации порядке либо заявлять о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам.
Налоговым органам не рекомендуется руководствоваться при проверке конкретных налогоплательщиков полученными ими лично письменными разъяснениями Минфина России. В случае принятия судами решений, в основу которых легли разъяснения Минфина России, направленные налогоплательщикам и содержащие позицию не в пользу налоговых органов, налоговым органам надлежит обжаловать такие решения.
Налоговым органам рекомендуется руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными ФНС России.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138; письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации, и публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляет в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России), то Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса.
Официальной публикацией писем считается только публикация документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики не предоставляют в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России). Таким образом, Минфин России не может обеспечить соответствие опубликованной в неофициальном порядке информации реальному содержанию письма и соответствующего запроса. Также необходимо отметить, что письменные разъяснения, подготовленные по обращениям налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), как правило, адресованы конкретным заявителям, поэтому распространение содержащихся в них мнений и заключений на все прочие случаи другими налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) может осуществляться лишь под ответственность налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента. Другие налогоплательщики не смогут руководствоваться письмом уполномоченного органа государственной власти (уполномоченного должностного лица этого органа), адресованным конкретному налогоплательщику, в случае, если это письмо не содержит вопросы общего характера и подготавливалось на основе исследования фактических обстоятельств, характерных только для автора соответствующего запроса, а также является актуальным применительно к соответствующим правоотношениям, возникшим в конкретном налоговом (отчетном) периоде.
Утрируя, можно сказать, что Минфин России гарантирует неверную трактовку налогоплательщиком предоставленного им ответа, и по всем другим, кроме конкретного заявителя, при исполнении писем Минфина России любым другим налогоплательщиком на него возлагается чуть ли не дополнительная ответственность. Что такое вопросы общего характера, Минфин России не поясняет.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138; письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-02-07/1-325.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ Минфин России разъясняет, что не размещенные на официальных сайтах Минфина России и ФНС России письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России. Опубликованные письменные разъяснения, предоставленные Минфином России, должны восприниматься субъектами налоговых правоотношений наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
Письменные разъяснения Минфина России, не размещенные на официальных сайтах Минфина России и ФНС России, не могут восприниматься налогоплательщиками, даже наряду с иными публикациями специалистов в этой области, они просто не существуют.
Письменные разъяснения Минфина России, размещенные на официальных сайтах Минфина России и ФНС России, уже могут восприниматься налогоплательщиками, наряду с иными публикациями специалистов в этой области.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138; письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ при этом выполнение налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом письменных разъяснений, которые были адресованы не ему, не влечет за собой применение норм п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации (о неначислении пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, а также об исключении вины лица в совершении налогового правонарушения в результате выполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) указанных письменных разъяснений).
Рекомендую: если письменные разъяснения, которые были адресованы не вам, вас устраивают, чтобы вам не начислялись пени на сумму недоимки или для исключения вины в совершении налогового правонарушения, настойчиво продублировать их содержание и направить в Минфин России от себя лично. Хотя налоговым органам не рекомендуется руководствоваться при проверке конкретных налогоплательщиков полученными ими лично письменными разъяснениями Минфина России, но при судебном споре данное письмо поможет.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ, если у налогового органа отсутствуют основания полагать, что рассмотрение дела в суде закончится в пользу налогового органа, то в целях избежания потерь бюджета, связанных с уплатой налоговыми органами процентов, начисленных в порядке, предусмотренном ст. 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также расходов по оплате государственной пошлины при рассмотрении указанных дел в суде, налоговый орган может учитывать сложившуюся в регионе судебно-арбитражную практику по аналогичным вопросам и схожим обстоятельствам. Одновременно сообщаем, что в практической деятельности налоговым органам в целях сокращения количества судебных споров, проигранных налогоплательщикам, и исключения принятия судебных решений не в пользу налоговых органов при вынесении решений по результатам налоговых проверок и участии в судебных разбирательствах с налогоплательщиками следует руководствоваться сложившейся судебной практикой и вступившими в законную силу судебными решениями.
В практической деятельности налоговым органам следует руководствоваться сложившейся судебной практикой, а не письменными разъяснениями Минфина России.
(Письмо ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.)
В соответствии с п. 1 ст. 34.2 НК РФ для подготовки ответа по существу поставленного в письме вопроса необходимо располагать информацией о юридической квалификации совершаемых операций, в том числе о том, в рамках каких гражданско-правовых договоров.
(Письмо Минфина России от 03.08.2006 N 07-05-06/204.)
В соответствии с п. 2 ст. 34.2 НК РФ, так как в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.10.2006 N А42-13753/2005 установлено, что публикации специалистов налоговых органов в специализированных изданиях являются официальными разъяснениями, полученными налогоплательщиками от налогового органа, давать какие-либо комментарии и интервью в СМИ специалистам территориальных органов ФНС России, замещающим должности ниже заместителя руководителя управления ФНС России по субъекту Российской Федерации и заместителя начальника межрегиональной инспекции ФНС России, нежелательно.
(Письмо ФНС России от 22.12.2006 N САЭ-6-18/1246@.)
В соответствии с п. 11 ст. 40 НК РФ, так как не определен перечень официальных источников информации о рыночных ценах, при определении рыночных цен может быть использована информация о ценах, опубликованная в официальных изданиях, в частности, органов, уполномоченных в области статистики, ценообразования.
Рекомендую: при наличии существенных сомнений заказывать исследование о рыночных ценах именно органам статистики.
(Письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-02-07/1-144.)
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ выплачиваемые покупателю поставщиком премии (стимулирующая прогрессивная и за нахождение товара в магазине) являются платой поставщика покупателю за оказание соответствующей услуги и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке. В целях исчисления налога: налоговая база у покупателя в этом случае определяется исходя из суммы премии, предоставленной покупателю поставщиком за оказанную покупателем услугу; покупатель на стоимость оказанных им услуг обязан в порядке, установленном п. 3 ст. 168 Кодекса, выставить поставщику товаров соответствующий счет-фактуру; поставщик товаров при выполнении условий, установленных ст. ст. 171 и 172 Кодекса, вправе предъявить к вычету сумму налога, указанную в этом счете-фактуре. Услуги, оказываемые покупателем товаров их продавцу, в том числе по организации доставки товаров в магазины, услуги по проведению промоакций товаров и т. д. подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
(Письмо ФНС России от 21.03.2007 N ММ-8-03/207@; письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-04-11/237.)
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ при предоставлении скидки или премии покупателю без изменения цены единицы товара организация-продавец производит пересмотр суммы задолженности покупателя по договору купли-продажи, то есть освобождает покупателя от имущественной обязанности оплатить приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров и налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат. При этом у продавца товаров на сумму данных премий налоговая база по данному налогу не корректируется. В случае получения покупателем премии (скидки) без изменения цены товара суммы НДС к вычету по приобретенным товарам корректировке не подлежат. Аналогично суммы вознаграждения, полученные покупателем товаров от продавцов по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
(Письмо Минфина России от 20.12.2006 N 03-03-04/1/847; письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-04-11/237; письмо Минфина России от 22.11.2006 N 03-04-11/222; письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-04-11/219; письмо УФНС России по г. Москве от 03.04.2007 N 19-11/030227.)
Рекомендую: пусть и после сложного подсчета скидку предоставлять как премию (скидку) без изменения цены товара, и ни слова больше. Либо оформлять договора на оказание услуг в соответствии со ст. 779 ГК РФ.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ и на основании п. 1 ст. 39 НК РФ изъятие земельных участков, производимое по решению Правительства Москвы без передачи права собственности и смены собственника, не признается реализацией, при этом, если на изымаемом земельном участке находится недвижимое имущество и организацией получена компенсация, включающая в себя стоимость недвижимого имущества и убытки, которые несет организация в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд, необходимо учесть следующее. В случае демонтажа (сноса) указанного недвижимого имущества и внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о ликвидации имущества данная операция не будет признаваться реализацией, а полученные денежные средства (компенсацию) нельзя расценивать как средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), а также как средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Если денежные средства, получаемые организациями в счет возмещения упущенной выгоды, обусловлены прекращением получения дохода с изымаемых земель, то такие денежные средства нельзя расценивать как средства, полученные от реализации товаров (работ, услуг), а также как средства, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Таким образом, возмещение упущенной выгоды при изъятии в г. Москве для городских нужд земельных участков, находящихся в пользовании организаций, НДС не облагается.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 09.04.2007 N 19-11/31917.)
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ денежные средства, полученные организацией в виде компенсации в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимости для муниципальных нужд, являются оплатой услуги, оказанной организацией при строительстве объекта. В связи с этим указанные средства следует включать в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-07-11/90.)
Рекомендую: оформлять компенсации в дословном соответствии НК РФ.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В случае если строительно-монтажные работы выполняются подрядным способом, данная норма не применяется.
(Письмо Минфина России от 23.08.2007 N 03-07-10/19.)
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления. В случае если строительно-монтажные работы выполняются только подрядным способом, данная норма не применяется. В случае если строительно-монтажные работы по объекту недвижимости осуществляются подрядными организациями без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами налогоплательщика, данная норма ст. 146 Кодекса не применяется.
(Письмо Минфина России от 23.04.2007 N 03-07-11/124; письмо Минфина России от 26.03.2007 N 03-07-11/80; письмо Минфина России от 14.11.2006 N 03-04-10/20; письмо Минфина России от 02.11.2006 N 03-04-10/19.)
Противоречивость вышеприведенных писем на первый взгляд не существенна, а ведь главное противоречие состоит в том, попадает ли в объект налогообложения выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления в случае, если строительно-монтажные работы выполняются не только подрядным способом, но с одновременным выполнением строительно-монтажных работ собственными силами. И лишь в первом из приведенных писем не приводится требование о том, что строительно-монтажные работы должны выполняться только подрядным способом, тогда и не возникнет объекта налогообложения.
Рекомендую: при несущественном объеме выполнения строительно-монтажных работ собственными силами выполнять их подрядным способом.
В соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях, независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.
(Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@; письмо ФАС России от 23.01.2006 N АК/582.)
В соответствии с пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ и на основании ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространенная для неопределенного круга лиц информация, наделенная определенными признаками. Нанесение логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию, одежду осуществляется в рекламных целях, вместе с тем данная продукция может быть также использована и самим юридическим лицом (его сотрудниками) для собственных нужд при организации работы предприятия, непосредственном осуществлении своей деятельности. В таком случае информация, нанесенная на такую продукцию, не будет рассматриваться в качестве рекламы и на нее не будут распространяться требования Федерального закона "О рекламе". Соответственно, при предоставлении сотруднику юридического лица изготовленной сувенирной продукции (например, ручек) или спецодежды для использования в качестве канцелярских товаров, униформы юридическое лицо не осуществляет функций по распространению рекламы, равно как и не передает такую продукцию сотрудникам в рекламных целях, однако обеспечивает организацию работы юридического лица.
(Письмо ФНС России от 25.04.2007 N ШТ-6-03/348@; письмо ФАС России от 30.10.2006 N АК/18658.)
Возникшее противоречие состоит в том, что в рекламных или нерекламных целях производится нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее при дальнейшей передаче данной продукции сотрудникам. В письмах ФАС России изложены обе противоположные точки зрения.
Рекомендую: нанесение логотипов или товарных знаков для использования в качестве канцелярских товаров, униформы для сотрудников осуществлять с оговоркой о персонификации, что снимет вопросы о рекламном характере данной операции.
В соответствии с п. 4 ст. 166 НК РФ применение налоговых вычетов при отсутствии у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде суммы налога, исчисленной к уплате в бюджет в соответствии со ст. 166 НК РФ, законодательством не предусмотрено. Таким образом, налогоплательщик не имеет права в каком-либо налоговом периоде на вычет сумм налога в случае отсутствия у налогоплательщика в текущем налоговом периоде операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих налоговую базу, и соответственно, сумм налога, исчисленных с таких операций.
(Письмо УФНС России по МО от 11.01.2007 N 23-26/0014.)
Рекомендую: несмотря на ошибочность точки зрения, изложенной в письме, контролировать наличие налогооблагаемого оборота по НДС.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ налоговые органы на вопрос, может ли организация присвоить отдельные порядковые номера счетам-фактурам на сумму полученных авансовых платежей с буквенным обозначением и отдельную нумерацию порядковых номеров, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с другой буквенной аббревиатурой, ответили: продавцы в хронологическом порядке ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, а при получении денежных средств в виде авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) продавцом составляется счет-фактура, который регистрируется в книге продаж, и иного порядка оформления счета-фактуры налоговым законодательством не предусмотрено.
Соответственно, налоговые органы на вышеприведенный вопрос ответить не смогли.
Рекомендую: при установлении в налоговой политике системы отдельной нумерации порядковых номеров (аналогично обособленным подразделениям) данная система будет правомочной при соблюдении внутри подсистемы хронологического порядка.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 26.01.2007 N 19-11/06924.)
В соответствии с п. 1 ст. 170 НК РФ в отношении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате коммунальных услуг, услуг связи, а также услуг по охране и уборке арендуемых помещений в рамках договоров, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения указанные расходы не включаются, счета-фактуры арендодателями арендаторам не выставляются, поскольку реализация данных услуг арендодателем не производится. Соответственно, при получении денежных средств, перечисленных арендатором арендодателю в целях компенсации расходов арендодателя по оплате указанных услуг, объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает. Согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.04.2000 N 7349/99 арендодатель не может являться энергоснабжающей организацией для арендатора, поскольку сам в качестве абонента получает электроэнергию для снабжения здания у энергоснабжающей организации, и относить операции по поставке (отпуску) электроэнергии, осуществляемые в рамках вышеназванных договоров, к операциям по реализации товаров для целей налога на добавленную стоимость оснований не имеется, и счета-фактуры по электроэнергии, потребленной арендатором, арендодателем не выставляются. По договорам, согласно которым в стоимость услуг по аренде помещения оплата электроэнергии не включается, у арендодателя не подлежат вычету суммы налога на добавленную стоимость по электроэнергии, предъявленные ему энергоснабжающей организацией, в части электроэнергии, потребленной арендатором. Данное положение распространяется на случаи, когда в качестве абонента ФГУП получает энергию для снабжения здания, которое находится у него на праве хозяйственного ведения.
В связи с отсутствием соответствующих счетов-фактур суммы налога по вышеуказанным услугам к вычету у арендатора не принимаются.
Рекомендую: присвоить операции по перепредъявлению коммунальных платежей и закрепить либо в договоре аренды, либо в отдельном договоре квалификацию, в соответствии с которой арендодатель становится агентом, действующим от своего имени в интересах арендатора, принципала, который поручает закупить в его интересах коммунальные услуги.
(Письмо ФНС России от 23.04.2007 N ШТ-6-03/340@; письмо Минфина России от 24.03.2007 N 03-07-15/39; письмо УФНС России по МО от 28.02.2007 N 23-26/0288; письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52; письмо Минфина России от 17.07.2007 N 03-03-06/4/95; письмо ФНС России от 27.10.2006 N ШТ-6-03/1040@; письмо УФНС России по г. Москве от 24.05.2007 N 19-11/48202; письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2006 N 19-11/036483.)
В соответствии с п. 1 ст. 170 НК РФ, если арендодатель оказывает арендатору услугу по предоставлению в аренду нежилых помещении и при этом условиями договора определено, что оплата данной услуги производится в виде арендной платы, которая состоит из постоянной части арендной платы и переменной части арендной платы, эквивалентной сумме коммунальных платежей, то вся сумма арендной платы, как постоянная часть, так и переменная, эквивалентная сумме коммунальных платежей, является оплатой арендодателю услуги по предоставлению в аренду нежилых помещений. Арендодатель имущества обязан составить и выставить арендатору имущества счет-фактуру, в котором стоимость оказанной услуги должна включать сумму коммунальных платежей. При этом вычет сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных арендатору, производится в общеустановленном порядке.
Рекомендую: не применять вышеуказанный тип договора аренды, так как он чаще всего не соответствует ГК РФ.
(Письмо УФНС России по МО от 13.11.2006 N 21-25-И/1372.)
В соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ в отношении основных средств, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в режиме временного вывоза для проведения работ на территории иностранного государства и в рамках договоров на оказание услуг по аренде, суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению в случае, если местом реализации данных работ (услуг) территория Российской Федерации не является. При этом восстановленная сумма налога учитывается в вышеуказанном порядке. По восстановленным суммам налога на добавленную стоимость после ввоза указанных основных средств на территорию Российской Федерации и дальнейшего использования их в операциях, облагаемых этим налогом, так как данные суммы налога уже учтены в расходах при исчислении налога на прибыль организаций, вычету при исчислении налога на добавленную стоимость не подлежат.
Рекомендую: при однократном осуществлении операций, освобождаемых от НДС, принимать решение об экономической целесообразности использования своих основных средств с учетом потери почти 14 процентов от остаточной стоимости данного имущества при восстановлении сумм налога на добавленную стоимость.
(Письмо Минфина России от 20.09.2007 N 03-07-08/270; письмо Минфина России от 11.04.2007 N 03-07-11/100.)
В соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ, в случае если иностранное лицо в стоимости услуг сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российская организация самостоятельно определяет налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость, то есть увеличивает стоимость услуг на сумму налога и уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств. При этом сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная и уплаченная в бюджет в данном случае, по существу является суммой налога, удержанной из возможного дохода иностранного лица, и российская организация, уплатившая в российский бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость за счет собственных средств, имеет право на вычет данных сумм налога.
Рекомендую все-таки изменить рискованные договоры с иностранными партнерами, так как вышеуказанная точка зрения основывается на фискальных целях, не соответствует законодательству и высока вероятность того, что налоговые органы просто передумают.
(Письмо Минфина России от 12.07.2007 N 03-07-08/191; письмо Минфина России от 21.03.2007 N 03-07-08/50; письмо Минфина России от 07.02.2007 N 03-07-08/13; письмо Минфина России от 07.05.2007 N 03-07-08/100.)
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ, в случае если счет-фактура выставлен продавцом в одном налоговом периоде, а получен покупателем в следующем налоговом периоде, то вычет суммы налога следует производить в том налоговом периоде, в котором счет-фактура фактически получен. На основании п. 2 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, покупатели ведут учет счетов-фактур по мере их поступления от продавцов, и в случае получения счета-фактуры, направленного поставщиком товаров по почте, подтверждением даты его получения может являться конверт с проставленным на нем штемпелем почтового отделения, через которое получен счет-фактура, соответственно, организация имеет право на получение налоговых вычетов по НДС при соблюдении указанных выше требований.
Рекомендую: воспользоваться данными письмами тем организациям, которые устали от постоянных камеральных налоговых проверок.
(Письмо Минфина России от 13.06.2007 N 03-07-11/160; письмо УФНС России по г. Москве от 20.04.2007 N 19-11/036466.)
АКЦИЗЫ
В соответствии с п. 4 ст. 179.3 НК РФ и пп. 2 п. 7 Порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином, утвержденного Приказом Минфина России от 03.10.2006 N 122н, для получения свидетельства организациями и индивидуальными предпринимателями, совершающими операции с прямогонным бензином, в управления ФНС России по субъектам РФ представляются в том числе копии документов, подтверждающих право собственности налогоплательщика на соответствующие мощности (либо копии документов, подтверждающих владение или пользование мощностями на основаниях, предусмотренных в п. 3 Порядка). Согласно Рекомендациям "Система сертификации ГОСТ Р. Анализ состояния производства при сертификации продукции (Р 50.3.004-99)", утвержденным Постановлением Госстандарта России от 13.08.1999 N 252-ст, производство - совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания, ремонта, метрологического обеспечения), предназначенных для изготовления продукции определенного наименования (вида). При этом технологическая система - совокупность функционально взаимосвязанных средств технологического оснащения (орудий производства), предметов производства (сырья) и исполнителей для выполнения заданных технологических процессов или операций (ГОСТ 27.004-85 "Надежность в технике. Системы технологические. Термины и определения"). Таким образом, учитывая, что здания, сооружения, помещения не определены как элементы производственного процесса, они не могут рассматриваться как производственные мощности.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-08/25271.)
В соответствии с п. 5 ст. 179.3 НК РФ сдача налогоплательщиком в аренду мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов не влечет за собой утраты права собственности на них и не может быть основанием для аннулирования свидетельства.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-08/25271.)
В соответствии с п. 5 ст. 179.3 НК РФ при невыполнении организацией или индивидуальным предпринимателем положений законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов налоговые органы приостанавливают действие свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-08/25271.)
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ по отдельным нефтепродуктам (например, по автомобильным бензинам) значение плотности не нормируется (то есть в ГОСТах, регламентирующих их производство, это значение отсутствует), но определение данного показателя является обязательным, и лица, осуществляющие деятельность с нефтепродуктами, должны определить показатель плотности нефтепродуктов (в том числе и автомобильных бензинов) по каждой полученной (приобретенной) ими партии и документально зафиксировать его на момент получения (оприходования) этого товара. Следовательно, определенная в ходе приемо-сдаточного и контрольного анализа плотность нефтепродуктов, полученных имеющим свидетельство лицом, может быть использована для исчисления суммы акциза, подлежащей уплате по этой конкретной партии нефтепродуктов.
При этом в зависимости от температурного режима и пределов испаряемости автомобильного бензина показатель плотности по маркам этого бензина может варьироваться в следующих пределах:
- для А-76 (АИ-80) - от 0,700 до 0,750 г/куб. см;
- для АИ-92 - от 0,715 до 0,760 г/куб. см;
- для АИ-95 - от 0,720 до 0,775 г/куб. см;
- для АИ-98 - от 0,730 до 0,780 г/куб. см.
Если значение плотности не определено и документально не зафиксировано в момент получения (оприходования) нефтепродуктов, то в целях пересчета количества нефтепродуктов из литров в тонны может использоваться среднее значение указанного показателя.
В зависимости от марки автомобильного бензина можно принимать следующие средние значения плотности:
- для А-76 (АИ-80) - 0,715 г/куб. см;
- для АИ-92 - 0,735 г/куб. см;
- для АИ-95 - 0,750 г/куб. см;
- для АИ-98 - 0,765 г/куб. см.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 21.03.2007 N 19-08/25271.)
В соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 181 НК РФ прямогонный бензин вырабатывается в результате технологического процесса переработки нефти и прочего указанного сырья при атмосферном давлении и температурном режиме кипения, установленных для этого процесса, но если продукция нефтехимического производства не является продуктом процесса перегонки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа или их смесей (и т. д.) при вышеуказанных показателях атмосферного давления и температурного режима кипения, такая продукция рассматривается как продукция нефтехимии.
(Письмо Минфина России от 08.02.2007 N 03-07-06/8.)
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 182 Н К РФ при передаче предприятием - производителем алкогольной продукции на хранение другому лицу по договору хранения обязанности по уплате акцизов не возникает. Согласно ст. 886 Гражданского кодекса Российской Федерации хранение как вид деятельности предусматривает заключение договора, согласно которому одна сторона обязуется хранить вещи, переданные ей другой стороной, и возвратить эти вещи в сохранности. При этом согласно ст. 892 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности к хранителю в отношении переданных на хранение вещей не переходит.
(Письмо Минфина России от 31.01.2007 N 03-07-06/5.)
В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 182 НК РФ по данным операциям датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.
(Письмо Минфина России от 05.09.2007 N 03-07-06/84.)
В соответствии с пп. 21 п. 1 ст. 182 НК РФ при реализации прямогонного бензина налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, лицу, имеющему свидетельство на переработку прямогонного бензина, расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры выписываются без выделения соответствующих сумм акциза. При этом на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза". При передаче прямогонного бензина, полученного из давальческого сырья, переработчиком-налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство прямогонного бензина, организации, не имеющей свидетельства на переработку прямогонного бензина, выставляется счет-фактура со стоимостью услуг за переработку с выделением акциза отдельной строкой. В свою очередь организация, имеющая свидетельство на переработку прямогонного бензина, может приобрести прямогонный бензин у организации, не имеющей свидетельства на производство прямогонного бензина, по стоимости, включающей акциз, который в счете-фактуре не выделяется в связи с тем, что прямогонный бензин реализуется лицом, не являющимся плательщиком акциза.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 06.03.2007 N 19-11/20393.)
В соответствии с п. 3 ст. 184 НК РФ сумма акциза при отгрузке товара на экспорт включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на дату их начисления. Возмещаемая сумма акциза, уплаченная по операции реализации экспортных товаров, для целей налогообложения прибыли организаций подлежит включению в состав внереализационных доходов.
(Письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-03-06/1/575.)
В соответствии с п. 2 ст. 187.1 НК РФ и п. 8 ст. 3 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" с 1 января 2007 г. запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке). Данным Федеральным законом не предусмотрено исключений для предприятий общественного питания, в том числе ресторанов, баров, а также гостиниц и иных заведений, осуществляющих продажу сигарет и папирос. Реализация сигарет и папирос указанными организациями должна производиться по ценам, не превышающим максимальные розничные цены, нанесенные на потребительской упаковке (пачке) этих табачных изделий.
(Письмо ФНС России от 16.04.2007 N ШТ-6-03/316@; письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-07-15/1/4.)
В соответствии с п. 3 ст. 187.1 НК РФ налогоплательщик обязан подать в таможенный орган по месту оформления подакцизных товаров уведомление о максимальных розничных ценах по каждой марке (каждому наименованию) табачных изделий (далее - уведомление) не позднее чем за 10 календарных дней до начала календарного месяца, начиная с которого будут наноситься указанные в уведомлении максимальные розничные цены.
(Письмо ФТС России от 16.01.2007 N 01-06/894.)
В соответствии с п. 3 ст. 187.1 НК РФ в отношении марок сигарет (папирос), производимых исключительно по государственному заказу и не предназначенных для розничной реализации, и в этом случае для целей исчисления и уплаты акцизов в уведомлении следует указывать максимальные розничные цены применительно к аналогичным маркам сигарет (папирос), реализуемым в розницу на территории Российской Федерации. Максимальные розничные цены должны быть нанесены на каждую пачку сигарет, в том числе произведенных по заказу Минобороны России.
(Письмо Минфина России от 31.01.2007 N 03-07-06/6.)
В соответствии с п. 4 ст. 187.1 НК РФ изменения внесены в Федеральный закон от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", п. 3 ст. 3 которого (применительно к сигаретам без фильтра и папиросам эти изменения вступают в силу с 1 июля 2007 г.) в настоящее время предусматривает: "На одной из наружных сторон каждой потребительской упаковки (пачки) сигарет и папирос должны быть нанесены: максимальная розничная цена, по которой сигареты и папиросы могут быть реализованы потребителям; сведения о месяце и годе изготовления сигарет и папирос. Не допускается поверх надписи о максимальной розничной цене, сведений о месяце и годе изготовления табачных изделий нанесение каких-либо элементов упаковки (пачки), за исключением прозрачной оберточной пленки, либо наклеивание специальной (акцизной) марки, которые закрывают ее поверхность, занятую надписью о максимальной розничной цене, сведениями о месяце и годе изготовления табачных изделий". При этом ко всем надписям на упаковке (пачке) табачных изделий п. 3 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" предъявляет требования, согласно которым "надпись должна быть четкой и легко читаемой; надпись должна быть расположена таким образом, чтобы обеспечить целостность надписи при открывании упаковки (пачки) табачных изделий; надпись не должна быть напечатана на прозрачной оберточной пленке или на каком-либо другом внешнем упаковочном материале". Федеральным законом от 10.07.2001 N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" согласно п. 8 ст. 3 "запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке)".
(Письмо Роспотребнадзора от 04.04.2007 N 0100/3355-07-32.)
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ и учитывая, что согласно ГОСТ Р 52464-2005 "Добавки вкусоароматические и пищевые ароматизаторы. Термины и определения", который действует с 1 января 2007 г., вкусоароматическая добавка - комплексная пищевая добавка, предназначенная для придания пищевым продуктам аромата и (или) вкуса, в состав которой входят пищевые ароматизаторы, понятие "натуральное вино", приведенное законом, не ограничивает добавление концентрированного виноградного сусла в целях признания алкогольной продукции натуральным вином. Реализация на территории Российской Федерации и ввоз на территорию Российской Федерации натурального вина, произведенного с добавлением концентрированного виноградного сусла, облагается акцизом как натуральное вино.
(Письмо ФТС России от 13.04.2007 N 01-06/14032.)
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ согласно ГОСТ Р 51105-97 "Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин. Технические условия" значение октанового числа в отношении бензина марки "Нормаль-80" определено по исследовательскому методу не менее 80, а по моторному методу - не менее 76. При этом следует отметить, что положениями НК РФ не установлено, каким методом (моторным или исследовательским) должно определяться октановое число и в отношении бензина с октановым числом до 80 включительно, определенным моторным или исследовательским методами, возможно использовать более низкую ставку акциза, вне зависимости от метода определения октанового числа.
(Письмо Минфина России от 21.08.2007 N 03-07-06/76.)
В соответствии с п. 1 ст. 193 НК РФ на автомобильный бензин марки "Нормаль-80", следует применять более высокую ставку налога, поскольку в паспорте качества данного бензина фактическое значение октанового числа бензина составляет более "80".
(Письмо Минфина России от 28.04.2007 N 03-07-15/1/12.)
Наверное, на автомобильный бензин марки "Нормаль-80" ставка налога более верно установлена более поздним письмом.
В соответствии с п. 2 ст. 199 НК РФ сумма акциза, фактически уплаченная при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, в счетах-фактурах, выставленных покупателю, отдельной строкой не выделяется и организация, реализующая на территории РФ ввезенную подакцизную спиртосодержащую пищевую продукцию, налогоплательщиком акциза не является. Соответственно при реализации указанной продукции суммы акциза организация не начисляет и налоговую декларацию по акцизам не представляет.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.03.2007 N 19-11/20447.)
В соответствии с п. 5 ст. 200 НК РФ, так как перечень документов, подтверждающих право на налоговые вычеты в указанном случае, не предусмотрен, то право на налоговый вычет суммы акциза при возврате покупателем подакцизных товаров возникает у налогоплательщика после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. Последующая реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров, возвращенных покупателями, является объектом налогообложения акцизами.
(Письмо Минфина России от 22.06.2007 N 03-07-06/58.)
В соответствии с п. 3 ст. 201 НК РФ налогоплательщики вправе применить налоговый вычет по акцизу, установленный вышеуказанным пунктом, в отношении приобретенных подакцизных товаров, использованных в 2006 г. в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, в том числе не реализованных и находящихся на складах по состоянию на 1 января 2007 г., при определении суммы акциза, подлежащей уплате за соответствующий налоговый период, начиная с января 2007 г.
(Письмо ФНС РФ от 31.05.2007 N ШТ-6-03/444@; письмо Минфина России от 17.04.2007 N 03-07-15/1/11.)
В соответствии с пп. 2 п. 13 ст. 201 НК РФ налоговым законодательством не предусмотрен отказ налоговыми органами в предоставлении налоговых вычетов, а также в проставлении отметок на реестрах счетов-фактур при отсутствии уплаты организацией начисленных сумм акциза.
(Письмо УФНС РФ по г. Москве от 21.03.2007 N 19-08/25271.)
В соответствии с п. 3.1 ст. 204 НК РФ, если денатурированный этиловый спирт приобретен организацией в одном налоговом периоде, а передан (полностью или частично) в производство в следующем налоговом периоде с получением соответствующих налоговых вычетов, то в следующем налоговом периоде по этому спирту возникает превышение налоговых вычетов над суммой акциза, исчисленной к уплате в бюджет. Учитывая изложенное, у налогоплательщика, имеющего свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, в случае списания им в производство приобретенного этилового спирта не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за налоговым периодом, в котором оприходован приобретенный спирт, задолженности по уплате акциза по данному спирту возникать не должно.
(Письмо Минфина России от 20.11.2006 N 03-04-06/132.)
В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ не запрещается налогоплательщикам, имеющим свидетельство и осуществляющим операции как с прямогонным бензином, так и с другими подакцизными товарами, представлять в налоговый орган декларацию по акцизам одновременно с уплатой первой половины суммы акциза, то есть не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным. Аналогичный порядок заполнения и представления декларации может применяться налогоплательщиками, имеющими свидетельство о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом, осуществляющими операции как с денатурированным этиловым спиртом, так и с другими подакцизными товарами.
(Письмо Минфина России от 07.08.2007 N 03-07-15/1/19.)
В соответствии с п. 5 ст. 204 НК РФ организация обязана представлять в налоговые органы налоговую декларацию по месту своего нахождения, а также по месту нахождения своих филиалов. Подачи налоговой декларации по акцизам по месту нахождения всех АЗС, входящих в состав указанного обособленного подразделения организации, не предусмотрено.
(Письмо Минфина России от 13.10.2006 N 03-04-06/124.)
Название документа