Транспортная юстиция СССР в первые послевоенные годы
(Кодинцев А. Я.) ("Транспортное право", 2008, N 3) Текст документаТРАНСПОРТНАЯ ЮСТИЦИЯ СССР В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
А. Я. КОДИНЦЕВ
Кодинцев А. Я., зав. кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент.
В первые послевоенные годы в целом сохранялся военный характер системы органов транспортной юстиции СССР. Во главе военных трибуналов транспорта (далее - ВТ) стояли Военно-железнодорожная коллегия (далее - ВЖК) ВС СССР и Военная воднотранспортная коллегия (далее - ВВТК) ВС СССР. Сохранялась Главная военная прокуратура железнодорожного транспорта Генеральной прокуратуры СССР и Главная военная водно-транспортная прокуратура. Военные трибуналы транспорта подчинялись Главному управлению военных трибуналов (далее - ГУВТТ) МЮ СССР. На транспорте действовало военное положение и сохранялись законы военного времени. После окончания войны органы военной транспортной юстиции подвергались частым реорганизациям. С июля 1945 по февраль 1946 г. было закрыто 32% ВТ Вооруженных Сил. В СССР было сокращено 55 ВТ железнодорожного транспорта. В марте 1946 г. ВТ железнодорожных войск НКПС были реорганизованы в ВТ 1-го, 2-го, 3-го, 4-го корпусов железнодорожных войск МПС. В конце войны и до лета 1946 г. существовал ВТ Министерства речного флота и железнодорожного транспорта. Он был объединен с ВТ центральных учреждений Красной армии. В 1947 г. ВТ корпусов железнодорожных войск были ликвидированы. ВЖК и ВВТК ВС СССР были сняты с довольствия МО СССР с октября 1946 г. В 1945 - 1946 гг. существовали ВТ железнодорожного и водного транспорта оккупационных войск в Германии. В январе 1947 г. их дела были переданы в ВТ СВАГ. К 1948 г. в СССР были ВТ железных дорог, корпусов железнодорожных войск, бассейновые. Также существовали аналогичные военные прокуратуры <1>. -------------------------------- <1> ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 48а. Д. 2598. Л. 16 - 27; Д. 3405. Л. 3; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 470. Л. 45, 77, 101 - 110, 115; Д. 487. Л. 6, 7, 55 - 60.
На 1 января 1947 г. из 461 оперативного работника ВТ транспорта 110 человек имели высшее образование (24%), 122 - среднее (27%), без образования - 228 (49%). В декабре 1946 г. обсуждалось Постановление ЦК от 5 октября "Об улучшении юридического образования". Были вскрыты недостатки в деле повышения квалификации, намечены меры к их устранению. ГУВТТ разработало план выполнения Постановления ЦК. К концу 1950 г. планировалось довести число оперативных работников с высшим образованием до 70%, со средним - до 30%. На 1 января 1948 г. заочниками числилось только 148 человек. Оставшиеся сотрудники были стары, больны или не имели среднего образования. Многие не выполняли учебных планов. Через год активной работы состав ВТ транспорта несколько изменился. Из 486 членов ВТТ на 1 января 1948 г. высшее образование имели 24,1%, среднее - 37,6%, без образования - 38,3%. Немного выше доля лиц с высшим образованием была у председателей ВТ. Были приняты меры к улучшению секретарского состава. Созваны совещания и семинары. Часть секретарей получала юридическое образование. В послевоенный период 25% работников ВТ транспорта составляли лица старше 50 лет. На 1 января 1948 г. работало 486 оперативных работников (92,7% от штата). Необходимо было заменить 10% судей ввиду их низкого уровня культуры и по состоянию здоровья. После войны ощущался постоянный некомплект работников. Отдельные работники ВТ совершали преступления. Так, председатель ВТ Камско-Вятско-Бельского бассейна Локтев и член ВТ Литовского бассейна Кузнецов присваивали вещественные улики. Член ВТ Кишиневской железной дороги пьянствовал с подсудимым. Ежегодные аттестации, как правило, затягивались. Аттестационные материалы не давали полной информации о каждом работнике. Работники отдела ГУВТТ редко участвовали в ревизиях. Кадровый состав трибуналов транспорта ухудшался. ВТ транспорта были исключены в 1946 г. из системы МВО СССР. Они не получали продпаек, им не выплачивалось за звание. Члены ВТ старались уволиться. При этом число ВТ продолжало увеличиваться. В мае к моменту реорганизации ВТ транспорта в них работало 506 судей <2>. -------------------------------- <2> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 544. Л. 101 - 107, 137.
ВТ транспорта работали плохо. В 1946 г. ВЖК оставила в силе 69,8% приговоров железнодорожного транспорта, в 1947 г. - 73,5%. В 1947 г. ВЖК отменила и изменила 26,5% обжалованных приговоров, ВВТК - 24%. Члены ВТ, когда им было выгодно, апеллировали в ВС СССР или в МЮ СССР. В 1947 г. в ВТ транспорта поступило 81477 дел и было осуждено 93252 человека. 49,4% человек было осуждено за хищения, 24% за нарушения трудовой дисциплины. Из 100086 привлеченных оправдано 5105, прекращены дела в отношении 1729. В 1946 г. по кассационным делам было отменено ВЖК 9,7% дел, в 1947 г. - 14,9%. В срок рассматривалось 61 - 88% дел. В организации и проведении судебных процессов ВТ транспорта допускали грубые упрощения. Так, копии обвинительного заключения вручались сторонам в разное время. Зачастую заседания проводились без свидетелей, без выяснения причин их отсутствия, многие дела рассматривались заочно. ВС СССР осуществлял надзор за ВТ. Так, 29.11.1946 было принято Постановление "О судебной практике по делам о взяточничестве на железнодорожном транспорте" (N 15/9/А/у от) <3>. -------------------------------- <3> ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4180. Л. 73; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 470. Л. 32 - 33; Д. 542. Л. 421; Д. 544. Л. 80 - 82.
Значительную часть транспортных дел рассматривали народные судьи. До 1948 г. в крупных городах существовали участки народных судов по транспортным делам. Они рассматривали главным образом гражданские дела. Среди гражданских дел, рассматриваемых народными судьями СССР, транспортные правонарушения занимали второе место по числу исков. В послевоенные годы ВТ транспорта главным образом рассматривали дела по трудовым преступлениям и хищениям. По делам о дезертирстве и самовольных отлучках на транспорте (где действовало военное положение) суды часто назначали наказание ниже 5 лет, применяли ИТР и т. д. ГУВТТ пресекало такие приговоры. Вопрос о дезертирах обсуждался на совещаниях председателей трибуналов, был издан приказ об усилении мер ответственности, отдельные работники трибуналов вызывались для объяснения в ГУВТТ и т. д. В 1946 г. железнодорожные суды осудили за трудовые преступления 20792 человека (65,9% к лишению свободы), в 1947 г. - 15434 (81,5%), воднотранспортные - 2405 (62,7%) и 3673 (79,1%). По ст. 193.7 УК РСФСР было осуждено (ВТ транспорта и гражданскими судами) в 1945 г. 29427 человек, в 1946 г. - 26575, в 1947 г. - 20396. Гражданские суды осудили за дезертирство с транспорта в 1 полугодии 1948 г. 6800 человек. Поскольку по трудовым преступлениям в случае нерозыска дезертира применялись постановления правительства 1942 и 1945 гг., предусматривавшие приостановление производства по делу, в судах стали скапливаться большие остатки приостановленных производств. На 1 января 1948 г. в транспортных судах было 44375 приостановленных дел <4>. -------------------------------- <4> История сталинского ГУЛАГА: конец 1920-х - первая половина 1950-х гг.: собр. док. в 7 т. М.: РОССПЭН, 2004. Т. 1: Массовые репрессии в СССР. С. 615, 618, 623; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 51а. Д. 5333. Л. 43 - 44; Оп. 86а. Д. 8073. Л. 27; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 470. Л. 135 - 138; Д. 487. Л. 85 - 87; Оп. 1а. Д. 544. Л. 47, 49 - 50, 63, 80, 90.
В послевоенный период на транспорте постоянно увеличивалось количество хищений. В 1945 г. они составляли 28% всех дел, рассмотренных ВТ транспорта, в 1946 г. - 33,2%, в 1947 г. - 49,4%. В срок рассматривалось 66 - 86% дел. Большинство наказаний предусматривали небольшие меры ответственности. Так, за хищения личной собственности назначали до 3 месяцев лишения свободы, квалифицированные кражи - до 1 года. За хищения государственной собственности - лишение свободы до 3 месяцев, квалифицированной - до 2 лет (в ряде случаев до 5 лет). Грабеж и квалифицированный грабеж подлежали наказанию от 5 до 10 лет. И только по Указу от 7 августа 1932 г. применялась ВМН или 10 лет лишения свободы. 4 июня 1947 г. вышло два Указа ПВС СССР "О хищениях личной собственности граждан" и "О хищениях государственной и общественной собственности". Ответственность за хищения была существенно ужесточена, началась кампания по реализации указов. Работники ГУВТТ объезжали ВТ и побуждали их к активной работе. ГУВТТ требовал высылать копии приговоров. Изучались недостатки: неправильная квалификация, неправильное определение наказания. Специально изучались дела, по которым ВТ применяли ИТР, заключение на срок ниже установленного в указе и условное осуждение. Были проведены обобщения судебной практики ВТ по хищениям грузов, хищению продовольственных и промышленных товаров, по делам по Указу от 4 июня 1947 г. истребовались объяснения, работники ВТ вызывались в управление. В 1947 г. за контрреволюционные преступления ВТ транспорта осудили 1295 человек. В срок рассматривалось 62 - 70% дел <5>. -------------------------------- <5> Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998. С. 392 - 395; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4180. Л. 72; Оп. 51а. Д. 5333. Л. 26 - 36, 56 - 59; Оп. 86а. Д. 8073. Л. 4; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 544. Л. 11 - 13, 47, 49, 51, 80, 81, 108, 172 - 174.
Наркомат (Министерство) юстиции СССР, как и в годы войны, контролировало кадровую политику в ВТ. Согласно Приказу Рычкова 0022 от 30 апреля 1946 г. нарком юстиции назначал начальника, заместителя начальника, начальников отделов, начальников отделений, старших инспекторов и инспекторов УВТ, председателей, заместителей председателя и членов ВТ. Также он перемещал и освобождал от работы работников этих подразделений по совместным приказам наркома юстиции и наркомов соответствующих наркоматов. Председатели ВТ округов и председатели ВТ, подчиненные УВТ, назначали комендантов, статистиков-информаторов, переводчиков, делопроизводителей, машинисток, шоферов и других вольнонаемных работников. Допускали к исполнению должностей старших секретарей, секретарей и судебных секретарей. Соответственно увольняли. Председатели ВТ, подчиненные ВТ округов, назначали машинисток, шоферов и других вольнонаемных работников. Допускали к исполнению должностей комендантов, статистиков-информаторов, переводчиков, делопроизводителей. Увольняли обслуживающий персонал. Отдел кадров ГУВТТ вел учет кадров путем ведения личных дел личного состава УВТ, всех офицеров ВТ. Вел алфавит и архив на всех работников из числа военнослужащих ГУВТТ и ВТ. Вели картотеку на оперативный состав ГУВТТ и ВТ, книги о штатно-списочном составе ГУВТТ и ВТ. ВТ также вели учет своих кадров. Во-первых, они имели дубликаты личных дел на оперативный и технический состав ВТ, во-вторых, вели книги о штатно-списочном составе ВТ <6>. -------------------------------- <6> ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 470. Л. 65 - 69.
В своих приказах МЮ СССР неоднократно отмечало неудовлетворительную организацию судебной деятельности в ВТ транспорта. Так, ВТ железнодорожного транспорта в 1946 г. плохо контролировали работу своих постоянных сессий. В нарушение приказа наркома не проводилось ежеквартальное обсуждение вопросов борьбы с преступностью на оперативных совещаниях. Плохо проводилось обобщение практики. Так, работники трибуналов не составляли планов обобщения, не оформляли результаты обобщения документами. То есть обобщение проводилось формально. Не составлялись планы работы ВТ, ряд намеченных планов не выполнялся. ГУВТТ (начальник Пуговкин А. Т.) включало: управление военных трибуналов железнодорожного транспорта, управление военных трибуналов водного транспорта, отдел кадров, административно-финансовый отдел. По штатам ГУВТТ в 1948 г. числилось 33 сотрудника, в том числе 21 оперативный работник, было 19, из них 7 без юридического образования. Работники уходили из-за отсутствия жилья и из-за снятия с военного снабжения в 1946 г. 15 июля 1947 г. вышел Приказ N 13 "О порядке разрешения основных вопросов оперативной работы управлений и отделов". Приказ четко определил обязанности ревизоров, начальников управлений и отделов. Для оказания помощи при реализации Указов от 4 июня 1947 г. работники ГУВТТ были командированы в 12 ВТ железных дорог и в 10 ВТ водного транспорта. Также они командировались по другим делам. В 1947 г. из 86 ВТ транспорта было обревизовано 40. За 1946 - 1947 гг. 20 трибуналов ревизиям не подвергались. Ревизоры работали плохо. Они не помогали, только выявляли факты. Пуговкин заставлял ревизоров и председателей ВТ собирать массу мелких сведений. Бумажный поток, поступавший в Управление, был так велик, что работники не могли его обработать <7>. -------------------------------- <7> ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 50а. Д. 4180. Л. 75; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 470. Л. 31; Д. 544. Л. 107 - 108.
После реорганизации МЮ СССР летом 1948 г. ГУВТТ было преобразовано в Главное управление по делам линейных транспортных судов (ГУДЛТС). Военные транспортные трибуналы были преобразованы в линейные транспортные суды. На транспорте было отменено военное положение.
Название документа