Оперативно-розыскное предупреждение экономических преступлений, совершаемых на объектах добычи, переработки и реализации нефти и нефтепродуктов, подразделениями экономической безопасности

(Карабашев К. Б.) ("Российский следователь", 2008, N 14) Текст документа

ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ДОБЫЧИ, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ, ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

К. Б. КАРАБАШЕВ

Карабашев К. Б., соискатель ВНИИ МВД России.

Все юридические науки в той или иной степени разрабатывают теоретические положения о предупреждении правонарушений, относящихся к предмету их исследований. Однако наиболее последовательно и в систематизированном виде теория предупреждения преступности формируется криминологией. Аккумулируя выводы и положения криминологии как методологической основы учения о предупреждении преступности, теория оперативно-розыскной деятельности раскрывает его сущность и назначение применительно к задачам и функциям, выполняемым подразделениями экономической безопасности в процессе осуществления ими системы оперативно-розыскных мер по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере экономики. Деятельность подразделений экономической безопасности по предупреждению преступлений следует определить как систему оперативно-розыскных мер, применяемых оперативными аппаратами ОВД в целях: 1) выявления и устранения условий, способствующих совершению преступлений (общая профилактика); 2) выявления лиц, могущих совершать преступления, и оказания на них профилактического воздействия (индивидуальная профилактика); 3) предотвращения подготавливаемых преступлений; 4) пресечения преступлений на стадии покушения. Одним из направлений деятельности по предупреждению преступлений является профилактика (предупреждение) преступлений, которая заключается в разработке и осуществлении системы целенаправленных мер по выявлению и устранению причин преступлений, условий, способствующих их совершению, а также оказанию предупредительного воздействия на лиц, склонных к противоправному поведению, а в случае необходимости - и на их ближайшее окружение <1>. -------------------------------- <1> Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2000. С. 280.

Для выявления хозяйствующих субъектов и конкретных физических лиц, нуждающихся в профилактическом воздействии, оперативным работникам подразделений экономической безопасности в соответствии с имеющейся нормативно-правовой базой разрешено использовать в установленном порядке все силы и средства, методы и другие возможности оперативно-розыскной деятельности. В этих целях оперативные аппараты взаимодействуют с различными подразделениями органов внутренних дел, активно используют помощь других правоохранительных органов, организаций, предприятий, учреждений и граждан. Содержание организации предупреждения преступлений на объектах нефтегазового комплекса подразделениями экономической безопасности включает в себя: организационный аспект - целенаправленная деятельность руководителей подразделений экономической безопасности по созданию условий, обеспечивающих эффективное решение задач предупреждения экономических преступлений; тактический аспект - непосредственное осуществление мероприятий по выявлению и устранению условий, способствующих совершению экономических преступлений, поиску лиц, могущих совершить эти преступления, и оказанию на них профилактического воздействия, предотвращения подготавливаемых преступлений данного вида. Поскольку оперативные подразделения экономической безопасности в силу своего организационно-правового статуса не имеют возможностей непосредственно (своими силами) устранять выявленные условия, способствующие совершению преступлений, их устранение выполняют другие органы и организации, которых подразделения экономической безопасности информируют о выявленных правонарушениях. Как показало проведенное нами исследование, более 80% из всего массива документов, которые направляются в различные органы власти и управления, а также в адрес управленческого персонала администрации предприятий нефтегазового комплекса с предложениями об устранении условий, способствующих совершению преступлений экономической направленности, составили представления по возбужденным уголовным делам, направленные следователем, прокурором и органом дознания, и около 20% - информация профилактического характера, предоставленная подразделениями экономической безопасности. Как было отмечено выше, принято выделять два вида профилактики: общую, основное содержание которой составляют мероприятия по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, и индивидуальную - предупредительно-воспитательную работу в отношении конкретных лиц, которые ведут антиобщественный образ жизни и от которых можно ожидать совершения преступлений <2>. -------------------------------- <2> Аванесов Г. А. Криминология и социальная профилактика. М., 1980. С. 462 - 464; Голик С. И., Михайлов В. П. Организационно-тактические проблемы профилактики правонарушений. М.: Академия МВД СССР, 1982. С. 38.

Успешное выявление лиц, подготавливающих преступления экономической направленности, возможно лишь при правильном определении основных направлений поиска. Данную поисковую работу целесообразно проводить подразделениям экономической безопасности не только на выделенных в структуре корпораций на самостоятельный баланс объектах нефтегазового комплекса, но и в созданных основным обществом филиалах и представительствах. Это связано с тем, что благодаря особенностям технологического процесса в филиалах может проводиться любая производственная или предпринимательская деятельность, вплоть до заключения договоров о реализации ГСМ, а в представительствах - осуществляться представительская деятельность. В то же время они, не являясь юридическими лицами, не имея расчетного счета, платят налоги через материнскую организацию и не несут деликтной, а также иной гражданско-правовой ответственности по своим обязательствам. Все это позволяет должностным лицам корпораций, используя филиалы и представительства, создавать и использовать преступные схемы по укрытию прибыли предприятий, уходу от налогообложения и осуществлению недействительных сделок. В практической деятельности подразделений экономической безопасности органов внутренних дел Южного федерального округа многие годы наблюдается парадоксальная ситуация. В общей массе лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экономические преступления, впервые совершившие преступления составляют 83 - 85%, а основную массу (72 - 76%) поставленных на списочный учет для осуществления индивидуально-профилактического воздействия составляют ранее судимые. Это свидетельствует о том, что оперативные работники подразделений экономической безопасности органов внутренних дел, обладая учетными данными о лицах, имеющих прошлый преступный опыт (ранее судимые, а также освобожденные от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующим основаниям или вследствие некачественного расследования), практически не формируют в целях предупреждения преступлений информационный массив о лицах с повышенным криминальным риском (лица, которые совершают корыстные уголовно наказуемые и административные правонарушения, а также замышляют или подготавливают преступления). Важным направлением деятельности подразделений экономической безопасности по выявлению лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, является, как уже отмечалось, оказание на них профилактического воздействия с целью изменения антиобщественной ориентации или личностной позиции людей, могущих совершить преступление <3>. При организации индивидуально-профилактической деятельности следует правильно определить: -------------------------------- <3> См.: Алексеев А. И. Криминология: Курс лекций. М., 1998. С. 158.

- категории лиц, представляющих оперативный интерес; - комплекс мер профилактического воздействия; - учет и критерий оценки профилактической работы. Из трех методов профилактического воздействия - убеждения, принуждения и поощрения, являющихся универсальными способами воздействия на сознание и волю людей, более важными сотрудники подразделений экономической безопасности (93% из числа опрошенных) считают метод принуждения, при использовании которого они стараются применять к профилактируемому лицу меры непосредственного дисциплинарного, административного или иного правового воздействия. В большинстве случаев косвенное принудительное воздействие выражается в отзыве разрешений и лицензий на ведение на возглавляемых профилактируемым лицом предприятиях определенных видов деятельности, в лишении разнообразных предпринимательских и налоговых льгот, пересмотре государственными органами и администрацией региона соглашений на разведку, добычу и реализацию нефтепродуктов и т. д. Подразделения экономической безопасности, осуществляя оперативно-розыскную функцию, не декларируя в качестве приоритетного метод косвенного принудительного воздействия, довольно широко используют его в своей практической деятельности. Это связано с тем, что непосредственные собственники объектов нефтегазового комплекса выбирают из своего состава наиболее состоятельных лиц, которые формируют совет директоров, а управленческие функции осуществляет нанимаемый советом директоров исполнительный орган. В результате складывается характерная ситуация, в которой члены совета директоров, являясь собственниками имущества, принимают негласные управленческие решения, но непосредственно их не исполняют и поэтому не несут ни административной, ни финансовой, ни уголовной ответственности. В данном случае самым действенным методом профилактического воздействия становится, на наш взгляд, косвенное принудительное воздействие на таких лиц посредством использования рычагов влияния, имеющихся в распоряжении Правительства России, Администрации Президента РФ, Федерального Собрания Российской Федерации, а также полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах и т. п. В ситуациях, когда общие и индивидуально-профилактические меры не достигли поставленных целей или информация о преступных намерениях лица поступила на более поздних стадиях реализации преступного умысла, оперативные работники подразделений экономической безопасности должны принимать все меры по предотвращению подготавливаемого преступления. Следует напомнить, что предотвращение подготавливаемых преступлений при современной криминализации экономики в целом и сферы нефтегазового комплекса в частности стало важнейшим направлением деятельности подразделений экономической безопасности. Это связано с тем, что многие российские предприниматели, используя существующие недостатки гражданского законодательства, проводя "неразумную" финансовую политику, применяют многочисленные легальные схемы незаконного вывода активов с предприятий, основанных на правах хозяйственного ведения и оперативного управления. Например, частные нефтегазовые компании, образовавшиеся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 922, в результате бесплатной приватизации, денежных торгов и аукционов стали совладельцами организаций, у которых имелся пакет акций, принадлежавших государству или региональным властям. Они создавали дочерние компании, переоформляли на них рентабельное производство, в результате чего производство начинало приносить прибыль другому юридическому лицу, а материнское общество оставалось с неподъемными долгами и минимумом средств. В дальнейшем, искусственно наращивая долги материнского общества, дочернее предприятие само становилось полноценным и весомым кредитором основной структуры и обращалось в арбитражный суд за защитой своих интересов. А затем, используя институт несостоятельности (банкротства), оно становилось владельцем государственной доли, остававшейся в собственности материнской компании. Из приведенного примера видно, что из-за несовершенства уголовного законодательства данные деяния не являются уголовно наказуемыми, их нельзя запретить, их можно только предотвратить, используя властный ресурс государства. В целях недопущения перехода приготовительных действий к покушению на совершение и оконченному преступлению возможно осуществление комплекса различных мероприятий, направленных на пресечение преступлений. На объектах нефтегазового комплекса оно, как правило, достигает своей цели лишь посредством применения различных тактических приемов. Проведенное исследование показывает, что в тактике деятельности подразделений экономической безопасности в сфере нефтегазового комплекса тактическими приемами пресечения чаще всего выступали: - организация засад в предполагаемом месте совершения преступления (32,1% от общего количества профилактических мер). Данная форма работы практикуется в рамках проводимых органами внутренних дел широкомасштабных операций с участием охранных подразделений самих нефтегазовых компаний; - воздействие на лицо с целью добровольного отказа от совершения преступления (18,6%); - задержание лица при покушении на совершение преступления и привлечение его к уголовной ответственности (15,4%); - устранение условий, которыми намеревалось воспользоваться лицо для совершения преступления (22,4%), создание искусственных условий, исключающих или существенно затрудняющих возможность совершения преступления; - пресечение подготовительных действий с привлечением виновного к административной, а в случаях, предусмотренных законом, - к уголовной ответственности (38,7%). И в заключение следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека, предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью. Однако ни по масштабам применения, ни по конечным результатам деятельности подразделений экономической безопасности нельзя признать, что предупреждение преступлений, совершаемых в сфере нефтегазового комплекса, приобрело приоритетный характер, отвечает научным рекомендациям и нормативным требованиям, о чем свидетельствует проведенный опрос сотрудников различных подразделений экономической безопасности Южного федерального округа. По мнению 58% опрошенных, в связи с отсутствием стимулов профилактическая функция для них не стала доминирующей и реализуется недостаточно полно, 31% указал на ее частичную реализацию и лишь 10% отметили ее полную реализацию в своей деятельности.

Название документа