Особенности правового регулирования перевозки опасных грузов
(Каменков В. С., Каменков А. В.) ("Налоги" (газета), 2008, N 21) Текст документаОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗКИ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ
В. С. КАМЕНКОВ, А. В. КАМЕНКОВ
Каменков В. С., д. ю.н., профессор, председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, заслуженный юрист Республики Беларусь, председатель ОО "Белорусский республиканский союз юристов".
Каменков А. В., бакалавр юридических наук.
Опасные грузы составляют неотъемлемую часть современного торгового оборота любого государства. Это объективная необходимость развития производственных отношений в силу различного рода их потребностей. Современная экономика в разрезе различных ее отраслей не имела бы возможности в полном объеме функционировать без наличия необходимого количества, например, нефти и продуктов из нее. Ни одно государство не способно сегодня обойтись без потребления природного газа и других химических веществ, а значительную часть промышленных отходов, к сожалению, составляют вещества токсичные, загрязняющие окружающую среду и, следовательно, несущие в себе определенную степень потенциальной опасности. "Более половины грузов, перевозимых всеми видами транспорта в мире, являются опасными грузами - взрывоопасными, едкими, воспламеняющимися, токсичными и даже радиоактивными по своему характеру, или они могут представлять опасность иным образом" <1>. -------------------------------- <1> Бордунов В. Д. Международное воздушное право: Учеб. пособие. НОУ ВКШ "Авиабизнес"; Издательство "Научная книга", 2007.
Судебная практика подтверждает актуальность данных умозаключений, потому что хозяйственным судам Беларуси нередко приходится рассматривать дела данной категории. Например, хозяйственным судом в ходе судебного заседания было установлено, что перевозимый по железной дороге груз не является опасным грузом, требующим соблюдения особых мер предосторожности при перевозке и хранении, требования перевозчика о взыскании штрафных санкций за неуказание грузоотправителем в накладной об особых свойствах данного груза удовлетворению судом не подлежат, т. к. у грузоотправителя отсутствовала данная обязанность. Поэтому в иске транспортному прокурору, заявленному в интересах РУПа "ОБЖД" к РУПу "Б", отказано <2>. -------------------------------- <2> КонсультантПлюс за 2004 г., дело N 168-3/2004.
А другой хозяйственный суд отказал в удовлетворении требований ОАО "А" о признании недействительным решения ИМНС о применении экономических санкций за перевозку и разгрузку опасных грузов без соответствующей лицензии <3>. -------------------------------- <3> КонсультантПлюс за 2006 г., дело N 354-4/2006.
Специфика отношений, возникающих при перевозке опасных грузов, достаточно велика, поэтому ни у кого (хотя пишут на эту тему немного) не вызывает сомнения, что правовое регулирование их не может ограничиться лишь общим договором перевозки. В силу этих и многих иных причин перевозочные процессы в отношении категории опасных грузов нуждаются в четком правовом регулировании при условии надлежащего осуществления контроля за этими процессами со стороны уполномоченных органов. Кроме того, следует обратить внимание на то, что ввиду опасного характера такого рода грузов и опасности нанесения вреда различных масштабов при ненадлежащем обращении с такими грузами деятельность по перемещению опасных грузов должна регулироваться максимально единообразно со стороны различных государств. А это, в свою очередь, подразумевает под собой необходимость совершенствования механизмов унификации и гармонизации законодательства разных стран в сфере правового регулирования отношений по перевозке опасных грузов. В 1957 г. в г. Женеве (Швейцария) рядом государств было подписано Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов <4> (далее - Соглашение или ДОПОГ). Данное Соглашение фактически определило наличие общего волеизъявления договаривающихся сторон на координацию деятельности в сфере международной дорожной перевозки опасных грузов с целью достижения межгосударственной согласованности в указанной сфере. -------------------------------- <4> Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (заключено в г. Женеве 30.09.1957). Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 4 июля 2005 г. N 3/1810.
Хозяйственный суд, удовлетворяя иск, установил, что при осуществлении перевозки опасного груза водитель нарушил условия перевозки и заключенного договора, что повлекло дополнительные расходы экспедитора. На территории Германии во время движения водитель, услышав шум в прицепе, остановился и вскрыл прицеп, обнаружил сползание груза, с привлечением другого водителя произвел выгрузку части опасного груза из прицепа на землю и пытался его перегрузить. О совершении указанных действий с опасным грузом очевидцы сообщили компетентным органам, и по тревоге на место происшествия прибыли добровольная пожарная команда и подразделение по опасным продуктам г. Вайден. Указанными службами было произведено выравнивание и фиксирование груза, транспортировка автомобиля в экспедицию г. Вернбергер и другие мероприятия, направленные на недопущение возможного вреда от опасного груза. Стоимость оказанных услуг составила 2373 евро, и эта сумма уплачена немецкой стороне фирмой "В", заказавшей перевозку груза истцу по заключенному между ними договору. Истец перечислил фирме "В" указанную сумму. Договором было предусмотрено, что перевозчик обязан незамедлительно информировать экспедитора об авариях и других происшествиях. Согласно п. 1.4.1.2 ДОПОГ, если создается прямая угроза для общественной безопасности, участники при перевозках опасных грузов обязаны незамедлительно уведомить аварийно-спасательные службы и предоставить информацию, необходимую для принятия мер. Таким образом, при обнаружении сползания опасного химического груза водитель обязан был принять все меры по незамедлительному информированию о данном факте не только истца, но и соответствующие службы на территории Германии. В результате неправильных действий водителя нарушены требования п. 1.4.1.2 ДОПОГ. Действия водителя по выгрузке опасного груза из прицепа послужили причиной выезда по тревоге специальных служб г. Вайден, проведения ими комплекса мер по установлению утечки груза. Не случайно выгрузка груза самим водителем воспринята этими службами как нарушение закона о транспортировке опасных грузов и повлекла привлечение значительных сил и средств для предотвращения аварийной ситуации. Поскольку экспедитор не был своевременно информирован о происшествии, это лишило его возможности установить причины поломки поддонов, приведшей к сползанию груза, и принять соответствующие меры по перегрузке груза <5>. -------------------------------- <5> КонсультантПлюс за 2004 г., дело N 630-17/04.
Имеется также Конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ) (Женева, 1 февраля 1990 г.). Текст Конвенции официально опубликован не был. Позднее, в 1993 г., после обретения Республикой Беларусь государственного суверенитета ею в числе прочих стран - участниц Содружества Независимых Государств в г. Ашгабате (Туркменистан) было подписано Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов <6> (далее - Соглашение СНГ). Статья 1 Соглашения СНГ гласит: "Стороны на период до принятия международных или разработки новых единых для них нормативных документов по перевозке опасных и разрядных грузов согласились сохранить ранее действовавший на территории бывшего Союза ССР порядок осуществления перевозки таких грузов, в том числе в международном сообщении, железнодорожным, автомобильным, воздушным, речным и морским транспортом. Перевозка опасных и разрядных грузов, не включенных в действующие нормативные документы и требующих предварительного разрешения на перевозку, осуществляется по согласованию компетентных органов заинтересованных Сторон". В целом Соглашение СНГ можно охарактеризовать как региональный международный договор, служащий также своего рода ориентиром общей координации межгосударственного регулирования перевозок опасных грузов. -------------------------------- <6> Соглашение о межгосударственных перевозках опасных и разрядных грузов (заключено в г. Ашгабате 23.12.1993) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. N 5(13).
Учитывая общий характер норм упомянутых выше Соглашений и фактическое отсутствие в них конкретного механизма правового регулирования организации и осуществления перевозочного процесса в отношении опасных грузов, на сегодняшний день данные Соглашения, несомненно, уже затрудняют непосредственное правовое регулирование обозначенных общественных отношений. Тем не менее Постановлением Кабинета министров Республики Беларусь от 2 августа 1996 г. N 510 "О мерах по выполнению Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов" <7> были определены фактически первые шаги Республики Беларусь как суверенного государства в направлении совершенствования и систематизации правового регулирования перевозок опасных грузов в соответствиями с требованиями вышеупомянутого международного договора. -------------------------------- <7> О мерах по выполнению Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов: Постановление Кабинета министров Республики Беларусь от 02.08.1996 N 510 // Собрание указов Президента и постановлений Кабинета министров Республики Беларусь. 1996. N 22. Ст. 552.
В частности, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с указанным Постановлением был определен компетентным национальным органом по безопасной перевозке опасных грузов автомобильным транспортом. В число его обязанностей было включено осуществление государственного надзора за выполнением требований Соглашения всеми министерствами, государственными комитетами и иными органами государственного управления, а также субъектами хозяйствования и другими организациями. В свою очередь, на соответствующие министерства и государственные комитеты, а также иные организации были возложены обязанности по разработке новой и проверке существующей нормативно-технической документации в сфере изготовления, хранения, перевозки опасных грузов, а Министерству по чрезвычайным ситуациям и защите населения от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС совместно с Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды и Министерством транспорта и коммуникаций было поручено разработать в 1996 г. и утвердить систему оповещения об аварийных ситуациях с опасными грузами при перевозке их автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь, а также мероприятия по ликвидации таких ситуаций. В настоящее время законодательство Республики Беларусь, посредством которого осуществляется регулирование общественных отношений по перевозке опасных грузов, состоит из положений вышеупомянутых международных договоров, норм Конституции Республики Беларусь, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь "О перевозке опасных грузов", а также иных актов законодательства. Только на уровне законодательных актов (указов Президента Республики Беларусь и законов), каким-либо образом регулирующих перевозку опасных грузов, можно насчитать более десятка <8>. -------------------------------- <8> Указ Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 (ред. от 28.02.2008) "О мерах по повышению безопасности дорожного движения" (вместе с Правилами дорожного движения) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2005. N 189, 1/6961; Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 237-З (ред. от 19.07.2004) "О железнодорожном транспорте" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 120, 2/1054; Закон Республики Беларусь от 14 августа 2007 г. N 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 199, 2/1375; Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. N 313-З "О дорожном движении" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2008. N 14, 2/1410; Закон Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. N 271-З "Об обращении с отходами" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007. N 183, 2/1368 и другие.
Следует отметить, что наиболее значительным этапом в процессе совершенствования правового регулирования данной сферы общественных отношений явилось принятие Закона Республики Беларусь "О перевозке опасных грузов" <9> (далее - Закон). Закон включает 7 глав, которые, в свою очередь, посвящены основным направлениям правового регулирования перевозки опасных грузов. В Законе содержатся общие положения о перевозках данной категории грузов, нормы о государственном регулировании, надзоре и контроле в данной сфере, положения об обеспечении безопасности перевозки опасных грузов, собственно организации и осуществлении перевозки таких грузов, а также требования технического расследования причин аварий и инцидентов, учета таких происшествий, их локализации и ликвидации их последствий, ответственности за нарушения законодательства в области перевозки опасных грузов и условия возмещения вреда, причиненного такими нарушениями. -------------------------------- <9> Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. N 32-З (ред. от 26.12.2007) "О перевозке опасных грузов" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 56, 2/775.
В соответствии со ст. 1 Закона опасными грузами признаются "вещества, материалы и изделия, обладающие свойствами, проявление которых при перевозке может служить причиной взрыва и (или) пожара, привести к гибели, заболеванию, травмированию, отравлению, облучению или ожогам людей и (или) животных, а также вызвать повреждение сооружений, транспортных средств, иных объектов перевозки и (или) нанести вред окружающей среде" <10>. (В законодательстве встречается и термин "особо опасный груз" <11>, правда, без расшифровки его понятия.) -------------------------------- <10> Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. N 32-З (ред. от 26.12.2007) "О перевозке опасных грузов" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 56, 2/775. Ст. 1. <11> Закон Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. N 61-З (ред. от 05.01.2008) "Об оружии" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 109, 2/810. Ст. 13.
Кроме того, Законом выделяются два вида перевозки опасных грузов: собственно перевозка опасных грузов и специальная перевозка опасных грузов. В частности, собственно перевозкой опасных грузов согласно ст. 1 Закона является совокупность организационных и технологических операций по перемещению опасных грузов железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным и другими видами транспорта или комбинацией этих видов транспорта, выполняемых на договорной основе и других законных основаниях. Специальной же перевозкой признается перевозка опасных грузов для обеспечения особо важных государственных нужд. Положения Закона распространяются на перевозки опасных грузов всеми видами транспорта, осуществляемые на территории Республики Беларусь, причем лишь на путях (дорогах) общего пользования, ибо действие Закона не распространяется на технологические перевозки опасных грузов на территориях организаций, осуществляющих их производство, переработку, хранение, применение и (или) уничтожение. Перед анализом основных норм законодательства, регулирующих отношения по перевозке опасных грузов, целесообразным представляется в первую очередь определить круг субъектов этих отношений. В соответствии со ст. 5 Закона к субъектам перевозки опасных грузов относятся две группы субъектов: а) производители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов (в данной роли могут выступать Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, другие государства, субъекты хозяйствования, включая иностранные, а также физические лица); б) потребители транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов. На сегодняшний день государственный надзор в сфере безопасности перевозки опасных грузов осуществляют департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также иные государственные органы в пределах их компетенции в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь (далее - Проматомнадзор). Рассмотрим основные требования, предъявляемые законодательством Республики Беларусь к перевозкам опасных грузов на ее территории. Во-первых, следует отметить, что в случаях, предусмотренных законодательством, работы в области перевозки опасных грузов подлежат обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации. Во-вторых, Законом предусмотрено обязательное соблюдение субъектами перевозки опасных грузов определенных условий допуска опасных грузов к перевозке <12>. В частности, к перевозке допускаются опасные грузы, включенные в перечни опасных грузов, допущенных к перевозке соответствующими видами транспорта. В отношении грузов, не включенных в такие перечни, перевозка должна осуществляться лишь при условии принятия субъектами перевозки дополнительных мер безопасности и получения ими предварительного согласия на перевозку этих грузов со стороны Проматомнадзора. Кроме того, определенные условия предусмотрены техническими нормативными актами для представления опасных грузов к перевозке потребителями транспортных работ и услуг по перевозке опасных грузов. -------------------------------- <12> Закон Республики Беларусь от 6 июня 2001 г. N 32-З (ред. от 26.12.2007) "О перевозке опасных грузов" // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. N 56, 2/775. Ст. 14.
В-третьих, ст. 22 Закона предусматривает, что "работники субъектов перевозки, деятельность которых непосредственно связана с перевозкой опасных грузов, должны пройти специальную подготовку в порядке, установленном актами законодательства Республики Беларусь" <13>. Комплекс требований, предъявляемых к работникам таких организаций, содержится в ряде отраслевых нормативных правовых актов в отношении перевозки опасных грузов соответствующими видами транспорта. В 2004 г. Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС Республики Беларусь) приняло ряд нормативных правовых актов в данной области. К их числу относятся, в частности, Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь <14>. Данные Правила содержат не только требования к лицам, связанным с перевозкой опасных грузов железнодорожным транспортом (разд. III), но и особенности перевозок опасных грузов различных классов, а также требования к подвижному составу, специальным контейнерам и собственно железнодорожным путям при перевозке таких грузов. В том же году МЧС Республики Беларусь также были утверждены Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь <15>. Данные Правила также содержат комплекс норм, содержащих требования к лицам, занимающимся перевозкой опасных грузов, к организации специальной подготовки лиц, занятых перевозкой опасных грузов, и ежегодного обучения работников субъектов перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, требования к организации перевозки опасных грузов, а также к взаимоотношениям грузоотправителей, перевозчиков и грузополучателей при перевозке опасных грузов. Однако более детальное правовое регулирование требований, которым должны соответствовать работники субъектов перевозки опасных грузов, а также процедуры их обучения и связанных с этим особенностей, появилось с принятием отраслевых нормативных правовых актов, в частности, в отношении работников государственных органов <16>. -------------------------------- <13> Там же. Ст. 22. <14> Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом по территории Республики Беларусь: Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 20 октября 2004 г. N 34 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 175, 8/11640. <15> Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь: Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. N 38 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. N 194, 8/11762. <16> О порядке обучения, проверки знаний водителей и специалистов, осуществляющих перевозку опасных грузов автомобильным транспортом: Положение Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 августа 1997 г. // Бюллетень нормативно-правовой информации. 1997. N 19; Об утверждении Положения о порядке обучения и проверки знаний лиц, осуществляющих погрузку, выгрузку и перевозку опасных грузов внутренним водным транспортом: Постановление Комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. N 2 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. N 40, 8/3311; Об утверждении Инструкции о порядке и условиях допуска военнослужащих срочной службы пограничных войск Республики Беларусь к управлению транспортными средствами, перевозящими опасные грузы: Постановление Государственного комитета пограничных войск Республики Беларусь от 28 ноября 2002 г. N 13 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2002. N 140, 8/8844; Об утверждении Инструкции о порядке допуска, обучения, проверки знаний водителей из числа военнослужащих и специалистов воинской части Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, осуществляющих перевозку опасных грузов: Постановление Комитета государственной безопасности Республики Беларусь от 23 декабря 2002 г. N 14 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 11, 8/8970; Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих срочной службы внутренних войск Министерства внутренних дел Республики Беларусь к управлению транспортными средствами, перевозящими опасные грузы: Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 27 января 2003 г. N 19 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2003. N 21, 9105 и пр.
Несоблюдение перечисленных предписаний законодательства может привести к нежелаемым для сторон договора результатам. ЗАО "А" (РФ) предъявило иск к индивидуальному предпринимателю (ИП) "И" г. Бреста о взыскании задолженности в возмещении ущерба (в порядке суброгации) по договору страхования. По материалам дела хозяйственным судом установлено, что водителем П. была осуществлена перевозка груза по маршруту п. Вурнары (Российская Федерация) - г. Чаусы - г. Скидель - г. Брест (Республика Беларусь). Во время остановки водителя на отдых на автостоянке неизвестные лица путем взлома замка на дверях похитили часть груза. В тот же день по факту кражи РОВД было возбуждено уголовное дело. Хищение, вследствие которого произошла недостача груза, принадлежащего "выгодоприобретателю", является событием, ставшим причиной причинения вреда его имущественным интересам, в связи с чем по договору страхования профессиональной ответственности истцом произведены выплаты страхового возмещения "выгодоприобретателю". Истец произвел выплату страхового возмещения "выгодоприобретателю" и, основываясь на договоре-заявке на перевозку груза, якобы подписанном ответчиком, требует возложить на ответчика обязанность возмещения причиненного ущерба. В судебном заседании ответчик пояснил, что между ним и руководителем экспедиционного ООО "М" велись телефонные разговоры о предполагаемой перевозке груза из Чувашской Республики в Республику Беларусь. Однако в ходе переговоров о предстоящей перевозке было выяснено, что груз имеет класс опасности 9.1, а автомобиль ответчика в соответствии с Постановлением МЧС РБ от 11 февраля 2003 г. N 4 не оборудован для перевозки таких грузов специальными средствами защиты, водитель также не имеет допуска для перевозки опасных грузов под угрозой выплаты больших штрафных санкций, в связи с чем ответчик отказался от перевозки. Договор-заявка, представленный суду истцом, им не подписывался (это подтверждено и другими материалами дела), и окончательного согласия на перевозку он не давал. Водитель П., осуществлявший данную перевозку, пояснил, что он получил распоряжение ответчика уезжать из п. Вурнар из-за отсутствия специального оборудования на автопоезде и допуска для перевозки опасных грузов. Однако он самостоятельно без согласования с ответчиком решил осуществить данную перевозку с целью личного обогащения. При таких обстоятельствах в иске было отказано <17>. -------------------------------- <17> КонсультантПлюс за 2006 г., дело N 56-7/2006.
Необходимо отметить, что Законом установлены перечни основополагающих прав и обязанностей различных субъектов перевозок опасных грузов, что помогает более эффективному понимаю содержания данной категории правоотношений. В соответствии со ст. 15 Закона к основным правам производителей транспортных услуг в области перевозки опасных грузов относятся: а) установление тарифов на работы и услуги в области перевозок опасных грузов в соответствии с законодательством; б) право требования от потребителей транспортных работ и услуг возмещения ими убытков в порядке и размерах, установленных актами законодательства и (или) договором перевозки; в) право отказать в перевозке при обнаружении нарушения потребителем транспортных работ и услуг требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе обязательных требований технических нормативных правовых актов, и (или) условий договора перевозки; г) принимать участие в техническом расследовании причин аварий и инцидентов. В свою очередь, основными обязанностями производителей транспортных работ и услуг в сфере перевозки опасных грузов являются: а) осуществлять перевозку опасных грузов в порядке, установленном актами законодательства в области перевозки опасных грузов, а также договором перевозки; б) проводить техническое диагностирование, испытания, освидетельствование транспортных средств, коммуникаций и технических устройств, применяемых при перевозке опасных грузов, в установленные законодательством сроки, а также по предъявляемому в установленном порядке предписанию Проматомнадзора; в) соблюдать условия договора, заключенного с потребителем транспортных работ и услуг; г) в установленном законодательством порядке представлять в Проматомнадзор достоверную информацию о транспортных средствах, находящихся в их собственности или хозяйственном ведении и используемых для перевозки опасных грузов, а также об иных объектах перевозки таких грузов; д) обеспечивать условия безопасности опасных грузов; е) приостанавливать перевозку опасных грузов самостоятельно или по предписанию Проматомнадзора и его должностных лиц в случае аварий или инцидентов, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на безопасность перевозки опасных грузов; ж) выполнять предписания и распоряжения Проматомнадзора и его должностных лиц, отдаваемые в соответствии с их полномочиями; з) разрабатывать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов; и) своевременно информировать Проматомнадзор, республиканские органы государственного управления, а также местные исполнительные и распорядительные органы об авариях и инцидентах, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварий и инцидентов; к) осуществлять технические меры, направленные на создание и развертывание инженерных систем контроля, наблюдения и поддержки действий при возможных авариях, систем оповещения и связи, средств и систем защиты, материальных, финансовых и иных ресурсов, а также предусматривающие создание и оснащение учебных полигонов, тренажеров для отработки практических навыков, связанных с действиями при авариях; л) принимать меры по защите жизни и здоровья населения, окружающей среды в случае аварий и инцидентов при перевозке опасных грузов; м) допускать к работе при перевозке опасных грузов лиц, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний по выполнению указанной работы; н) организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований законодательства в области перевозки опасных грузов, в том числе технических нормативных правовых актов; о) использовать транспортные средства, иные объекты перевозки опасных грузов в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства в области перевозки опасных грузов. Однако и потребители транспортных работ и услуг обладают комплексом определенных прав и обязанностей в сфере перевозки опасных грузов. Согласно ст. ст. 17, 18 Закона потребители транспортных работ и услуг обладают практически аналогичным набором прав и обязанностей, что и производители этих работ и услуг, принимая во внимание отличия по субъектному составу и роли каждого субъекта в данной категории правоотношений. Хорошая ориентация в тонкостях законодательства о перевозке опасных грузов будет способствовать эффективной защите не только своих материальных интересов, но и права на безопасную жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Название документа