Строительные нормы - сделай сам

(Мошкович М., Терешко Ю., Завойкина Н.)

("ЭЖ-Юрист", 2008, N 16)

Текст документа

СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - СДЕЛАЙ САМ

М. МОШКОВИЧ, Ю. ТЕРЕШКО, Н. ЗАВОЙКИНА

Мария Мошкович, газета "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, газета "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, газета "ЭЖ-Юрист".

Министерство регионального развития РФ Приказом от 01.04.2008 N 36 утвердило Порядок разработки и согласования специальных технических условий (СТУ) для разработки проектной документации на объект капитального строительства. Ранее такого порядка не существовало, хотя понятие "СТУ" было знакомо многим инвесторам и заказчикам на строительном рынке.

При подготовке проектной документации на объект капитального строительства заказчику (инвестору) необходимо руководствоваться требованиями безопасности и надежности, установленными специальными нормативно-техническими документами. Однако если речь идет о достаточно сложном или специфическом в техническом плане объекте, то он может не укладываться в разработанные требования. К примеру, требования могут не обеспечивать достаточную безопасность и надежность такого объекта, а могут и просто отсутствовать. В этой связи заказчику (инвестору) до начала разработки проектной документации следует разработать дополнительные технические нормы - СТУ.

Тем не менее законодательством не определены критерии того, достаточны ли имеющиеся требования для конкретного объекта капстроительства или нет. Некоторые выводы можно сделать из текста самого Порядка, который предусматривает три возможных вида СТУ:

- для особо опасных, технически сложных и уникальных объектов (ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ), объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), а также для иных объектов, для проектирования которых недостаточно существующих требований;

- для любых видов объектов на площадках сейсмичностью более 9 баллов;

- в части обеспечения пожарной безопасности.

Думается, что окончательное решение принимает сам заказчик (инвестор), так как при разработке СТУ ему необходимо обосновать свое решение по созданию СТУ, указать конкретные недостающие нормативные требования для конкретного объекта. Кроме того, соответствующие обоснования даются в самих СТУ и являются их неотъемлемой частью.

Разработка СТУ хотя и осуществляется в интересах заказчика (инвестора), но выполняется не им самим, а специальной проектной, научно-исследовательской или другой организацией, имеющей опыт в данной сфере, на основании предоставляемого заказчиком (инвестором) технического задания.

В СТУ также указываются: основания для строительства, перечень вынужденных отступлений от требований, действующих технических норм и др. Однако разработанные СТУ не получат юридической силы без их согласования в Минрегионе России. Заявление на рассмотрение и согласование СТУ будет рассматриваться в верхах в течение месяца, а в отдельных случаях - и в течение трех (правда, в каких конкретно случаях, в Приказе не уточнено). Этим туманность в процедуре согласования не исчерпывается. К примеру, в согласовании СТУ может быть отказано, хотя случаи отказа в самом Приказе не определены. В данном случае уполномоченное должностное лицо и должно обосновать причины такого отказа.

Получение отказа не помешает заказчику (инвестору) вновь направить СТУ на согласование, но только в том случае, если он устранит причины предыдущего отказа. Хотя в Приказе и не оговорена процедура обжалования заказчиком отказного решения, но полагаем, что если заказчик так и не найдет компромисс с чиновниками из Минрегиона РФ, то он всегда сможет обжаловать отказ в судебном порядке.

Название документа