Экологическая безопасность на морском и внутреннем водном транспорте

(Баскакова С., Раскина Т.) ("Законность", 2008, N 5) Текст документа

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА МОРСКОМ И ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ

С. БАСКАКОВА, Т. РАСКИНА

Баскакова С., научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Раскина Т., научный сотрудник Академии Генеральной прокуратуры РФ.

Загрязнение вод и наступление вследствие этого отрицательных последствий для окружающей среды происходит по большей части в результате разливов нефтепродуктов при перекачке топлива на танкер, нарушений правил перевалки опасных грузов <1>, вследствие аварийных происшествий с морскими и речными судами. Кроме того, негативное воздействие на состояние водных экосистем оказывают затонувшие и длительное время находящиеся в воде плавсредства, поскольку являются источником постоянного поступления в воду нефтепродуктов, продуктов коррозии металлов и других вредных веществ. -------------------------------- <1> В соответствии с п. 2 ст. 26 ФЗ от 8 ноября 2007 г. "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" под опасными грузами понимаются грузы, которые в силу присущих им физико-химических свойств и (или) иных особенностей при перевозке, переплавке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей.

На обеспечение экологической безопасности на морском и внутреннем водном транспорте прямо или косвенно направлена деятельность многих органов государственного управления РФ, государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов. Важная роль в обеспечении эффективности этой работы принадлежит органам прокуратуры. Надзорные прокурорские проверки исполнения экологического законодательства - фактически центральное звено в деятельности прокуратуры по недопущению загрязнений вод опасными веществами, в том числе нефтью, нефтепродуктами, жидкой химией. Результаты проверок соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, проведенных прокурорами в 2006 - 2007 гг., свидетельствуют о том, что многие вопросы, касающиеся обеспечения экологической безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, решаются органами власти субъектов РФ, местного самоуправления, органами государственного контроля и надзора, хозяйствующими субъектами не в полном объеме, а некоторые вовсе не рассматриваются. Так, не во всех субъектах РФ есть разработанные и утвержденные перечни водных объектов, за использованием и охраной которых должен осуществляться региональный государственный контроль и надзор. Не всегда полно и своевременно реализуют предоставленные законом контрольные и надзорные функции уполномоченные государственные органы. Прокурорскими проверками были установлены факты бездействия контролирующих органов в части обеспечения экологической безопасности при эксплуатации судов, предотвращения загрязнения вод. Так, в Ульяновской и Вологодской областях органами Росприроднадзора, несмотря на значительное количество потенциальных источников загрязнения водной среды, контрольные проверки в 2006 г. не планировались и не проводились. Только по требованиям прокуроров была активизирована деятельность контролирующих органов по соблюдению водоохранного законодательства, запланированы и проведены соответствующие проверки. Зачастую должностные лица Роспотребнадзора в нарушение требований ч. 1 ст. 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, Санитарных правил и норм СанПиН 2.5.2-703-98 "Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 апреля 1998 г., при принятии решения о выдаче судовых санитарных свидетельств не изучают сведения о проведении обязательной дезинфекции системы водоснабжения судна, не проводят текущий санитарный контроль. В управлении Роспотребнадзора Республики Марий Эл выявлены случаи выдачи судового санитарного свидетельства без акта текущего санитарного контроля, без проведения исследований качества питьевой воды. Более того, в некоторых случаях судовые санитарные свидетельства на право плавания выдаются при выявленных нарушениях, указанных в актах обследования. Так, в Ульяновской области в 2006 - 2007 гг. управлением Роспотребнадзора проведено 90 проверок судов, по результатам которых выдано 90 предписаний об устранении нарушений, и при этом всем владельцам транспортных средств, где были выявлены нарушения санитарного законодательства, выданы свидетельства на право плавания. Распространены нарушения порядка производства по делам об административных правонарушениях, в частности, не всегда полно выясняются обстоятельства совершенного правонарушения (ст. 4.1 КоАП), неправильно квалифицируются деяния, при наложении административного наказания на юридическое лицо не решается вопрос о привлечении к ответственности виновного должностного лица. Подобные нарушения были выявлены в деятельности Чебоксарского, Саратовского, Астраханского, Волгоградского линейных отделов Волжского управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора, Центрального управления государственного речного надзора, управлений Роспотребнадзора по Волгоградской области и Санкт-Петербургу, управлений Росприроднадзора по Краснодарскому краю, Санкт-Петербургу, Северо-Кавказского межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Краснодарскому краю, МТУ Ростехнадзора по СЗФО. В некоторых государственных органах нет должного контроля за исполнением ранее выданных предписаний и не принимаются меры по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.5 КоАП (неисполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор). В связи с этим даже редкие случаи привлечения к административной ответственности лиц, не исполнивших в установленный срок предписаний контролирующих органов, скорее выглядят оптимистично. Например, в 7 случаях неисполнения в срок предписаний Волжским управлением государственного морского и речного надзора возбуждено только одно дело об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП. Значительные нарушения были выявлены в ходе прокурорских проверок и в деятельности хозяйствующих субъектов. В Республике Алтай, Астраханской, Костромской, Рязанской, Тверской, Липецкой областях судовладельцы и транспортные предприятия не соблюдают требования законодательства РФ об отходах производства и потребления, территории предприятий, расположенных в водоохранных зонах, захламлены отходами производства и потребления. Распространены случаи нарушений лицензионных требований и условий при погрузке и выгрузке, а также перевозке опасных грузов. Куйбышевским транспортным прокурором установлено, что ОАО "Порт Тольятти" осуществляло без лицензии погрузку-разгрузку сульфата аммония, который относится к 9-му классу опасности. Аналогичные нарушения выявлены Сызранским транспортным прокурором в отношении ООО "Самара-Терминал", Московским межрегиональным транспортным прокурором - в отношении ОАО "Северный порт". Факты самовольного пользования водными объектами, а также пользования ими без соблюдения требований закона установлены прокурорами в деятельности хозяйствующих субъектов Липецкой, Тамбовской областей, Республики Алтай. В нарушение Постановления Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. "О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. "О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов" в некоторых портах не созданы аварийно-спасательные формирования, нет планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Несмотря на то что по всем установленным в ходе надзорных проверок нарушениям были приняты адекватные меры реагирования, состояние прокурорского надзора за исполнением законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, нуждается в совершенствовании. Актуальная задача надзорной деятельности прокуроров в рассматриваемой сфере - усиление и совершенствование надзора за исполнением специально уполномоченными органами государственного управления, а также хозяйствующими субъектами законодательства РФ. Кроме того, перспективный участок рассматриваемого направления прокурорского надзора - активизация участия прокуроров в нормотворческой работе, инициирование принятия органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления различных программ, планов, направленных на защиту водных экосистем от негативного воздействия опасных веществ, включая вопросы финансирования. Положительный опыт такой работы уже есть в Нижегородской, Ивановской, Волгоградской, Рязанской, Саратовской областях, где следствием активной работы прокуроров стало принятие органами государственной власти субъектов РФ региональных программ и правовых актов, предусматривающих проведение мероприятий по очистке акватории бассейна Волги. В Астраханской области по итогам рассмотрения представления Волжского межрегионального природоохранного прокурора правительством области одобрена отраслевая целевая программа по очистке акватории Волги от затонувших и брошенных плавсредств на период до 2010 г. За период 2006 - 2007 гг. в Волгоградской, Ульяновской, Ярославской, Саратовской, Самарской и Нижегородской областях в результате своевременно принятых мер прокурорского реагирования органы государственной власти субъектов РФ на проведение работ по подъему и утилизации бесхозяйных плавсредств выделили либо запланировали к выделению около 38 млн. руб. Успех и результативность надзорной работы прокурора во многом зависят от характера взаимодействия с контролирующими органами, органами власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Как свидетельствуют результаты проведенных проверок, в работе по надзору за исполнением законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности на морском и внутреннем водном транспорте, совсем не используется антикриминогенный потенциал общественности в лице различных экологических движений, общественных организаций защиты природы, средств массовой информации и др. Общественные институты могут обладать информацией о нарушениях в рассматриваемой сфере деятельности. Вместе с тем прокуроры должны регулярно доводить до сведения общественности достоверную информацию о состоянии законности в сфере обеспечения экологической безопасности на морском и внутреннем водном транспорте.

Название документа Вопрос: Правомерно ли привлечение организации гостиничного бизнеса к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае использования этой организацией модели контрольно-кассовой машины, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг? ("Адвокат", 2008, N 4) Текст документа

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации гостиничного бизнеса к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае использования этой организацией модели контрольно-кассовой машины, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг? Е. Ю.Лебедев, г. Москва

Ответ: Статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа на лиц (в том числе юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей), совершивших правонарушения в виде продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ККМ). В соответствии с положениями статей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт" данная техника подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями: - во-первых, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; - во-вторых, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны использовать: - исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке; - зарегистрированную в налоговых органах; - обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти). Кроме того, в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые допущены к использованию в соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (приложение N 1 к письму Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N ВК-6-16/84). Из содержания Федерального закона N 54-ФЗ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники может наступить при наличии ряда нарушений, в соответствии с которыми ККМ должна использоваться: а) без фискальной (контрольной) памяти; б) с фискальной памятью в нефискальном режиме или в) с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. По мнению представителей судейского корпуса, использование контрольно-кассовой техники модели, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг Классификатором контрольно-кассовых машин, но зарегистрированной в налоговом органе, не влияет на соблюдение фискального режима, сохранность и достоверность фискальных данных. Поэтому эксплуатация соответствующих моделей не образует состав административного правонарушения, установленного статьей 14.5 КоАП (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 июля 2007 г. N Ф08-4578/2007-1804А).

Н. В.Герасименко Советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук

Название документа