Разработка стратегии построения эффективной системы координации потребительского рынка

(Крамарев А. Н.) ("Налоги" (журнал), 2008, N 3) Текст документа

РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОСТРОЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ КООРДИНАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА

А. Н. КРАМАРЕВ

Крамарев А. Н., кандидат экономических наук, доцент, профессор, заведующий кафедрой менеджмента на предприятиях массового питания ГОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики".

По мере реализации реформ, проводимых в Российской Федерации в течение последних двух десятилетий, становится все более очевидной необходимость исследования центральных принципов согласованного взаимодействия и сотрудничества властных и предпринимательских структур, различных экономических субъектов друг с другом, формирования адекватного механизма координации потребительского рынка с учетом современных научных разработок и реальной социально-экономической среды на федеральном, региональном и местном уровнях. Координация потребительского рынка - это совместное упорядочение деятельности всех его участников, согласование их общих, групповых и индивидуальных специфических интересов; это увязка, приведение в соответствие каких-либо процессов, операций, действий, явлений, происходящих на потребительском рынке (ПР) в целях максимизации удовлетворения потребностей каждого его участника и обеспечения эффективного развития торговли, сферы услуг, бытового обслуживания и общества в целом. К общим функциям координации можно причислить экономическую, социальную, идеологическую, инновационную, гармонизирующую и синхронизирующую, объединяющую, стабилизационную. К основным формам координации относятся интеграция, партнерство, сотрудничество, информационная коммуникация, консультирование, взаимное регулирование и взаимный контроль. Координационная деятельность является разновидностью юридической деятельности государства, она осуществляется компетентным органом, обладающим государственно-властными полномочиями. Это действительно так. В России координационная практика "пронизывает" всю вертикаль исполнительной ветви власти; координационными полномочиями наделены: Президент РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), Правительство РФ (ст. 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"), федеральные министерства, службы, агентства (п. 1.2 Положения о Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 10 февраля 2004 г. N 177), территориальные и структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, во многих субъектах РФ существуют координационные органы (комиссии, советы). Например, в Санкт-Петербурге действует Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, задачами которого является "организация и межотраслевая координация деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере... развития предпринимательской деятельности... государственного регулирования экономики, внутренней торговли, потребительского рынка, сферы услуг". Но если вспомнить, что, во-первых, координация является одной из функций управления не только государственного, но и управления в различных экономических субъектах <1>, во-вторых, в России имеет место сращивание государства и бизнеса, в-третьих, государство передает определенные функции бизнесу, ставит его перед необходимостью исполнять обязательства государства, в-четвертых, растет количество самоорганизующихся социально-экономических систем, то координационную деятельность следует трактовать более расширено. По нашему мнению, на современном этапе координационную деятельность в сфере потребительского рынка могут и должны осуществлять не только государственные органы, но и предпринимательские структуры, союзы, ассоциации, торгово-промышленные палаты, саморегулируемые и общественные организации. -------------------------------- <1> Еще А. Файоль (основатель административной школы управления) в 1916 г. определил координацию как одну из функций управления. Он считал, что "координировать - значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и усилия".

Следует отметить, что в уставах некоторых негосударственных регуляторов рынка заложен принцип координации. Одним из направлений деятельности этих структур нередко является выработка общей позиции - объединение усилий государства, производителей, торговых организаций, потребителей для реального регулирования и контроля ПР. Например, одной из задач Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты является организация взаимодействия между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействия с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами. Многие общественные организации по защите прав потребителей имеют целью организацию взаимодействия экспертных организаций с государственными территориальными органами по контролю и надзору ПР. Таким образом, по нашему мнению, можно выделить четыре основные, взаимосвязанные сферы координационной деятельности, а именно осуществление координации взаимодействий: органов государственного регулирования ПР, в том числе координации действий структурных или территориальных подразделений одного и того же органа вышестоящим должностным лицом; участников ПР, в том числе координации взаимодействий торговых организаций между собой, координации взаимодействий потребителей между собой, взаимодействий торговых организаций с поставщиками и пр.; органов государственного регулирования с участниками ПР, в том числе с предприятиями торговли, общественного питания и бытового обслуживания, товаропроизводителями, потребителями, саморегулируемыми организациями, общественными организациями; внутри конкретного хозяйствующего субъекта (участника ПР). В соответствии с вышеназванными сферами координации и должна разрабатываться стратегия построения системы координации ПР. Вопросы разработки стратегии построения и совершенствования системы координации потребительского рынка недостаточно разработаны. Работы, посвященные особенностям системы координации ПР, носят единичный, фрагментарный характер, затрагивая лишь отдельные аспекты ее функционирования. Восполняя пробел в исследованиях данных вопросов, мы предлагаем следующую трактовку этого понятия. Система координации потребительского рынка (СКПР) представляет собой открытую развивающуюся целостную интегрированную систему взаимосвязанных (взаимодействующих) подсистем, регулирующих процесс разработки и реализации управленческих решений относительно функционирования и развития потребительского рынка. Посредством ее подсистем (элементов) осуществляется эффективная работа по координации предпринимательской деятельности, связанной с продажей товаров и оказанием услуг. Структура СКПР довольно сложная и включает в себя три основные подсистемы: объектную, субъектную и механизм координации, каждая из которых состоит из множества элементов (рис. 1). Сложность СКПР определяется неоднородностью составляющих элементов, разнохарактерностью связей между ними, их структурным разнообразием. Это вызывает многообразие и различие взаимосвязей элементов, тенденций изменений состава и состояния системы, множественность подходов к оценке ее эффективности и разработке стратегии построения.

Структура системы координации потребительского рынка

Система координации потребительского рынка

Объектная подсистема Субъектная подсистема Механизм координации

организации и их отношения Государственные Негосударственные методы система концепция объединения и процессы органы организации координации обеспечения координации

предприятия экономические Президент РФ ассоциации, союзы, организационно - нормативно - цели торговли отношения гильдии, ТПП правовые правовое

Правительство РФ задачи предприятия организационные саморегулируемые экономические научно - общественного отношения организации методическое питания министерства принципы научно - управленческие общественные технические организационное предприятия отношения федеральные организации стратегии бытового службы обслуживания идеологические информационное процесс система научно - документы размещения федеральные образовательных реализации объединения торговой сети агентства учреждений социально - финансовое и др. психологические

неорганизованные советы, комитеты криминальные материально - участники рынка и др. структуры информационно - техническое ориентирующие

кадровое

программное

Схема 1

Предпосылками разработки стратегии построения эффективной СКПР являются: возрастающее значение торговли, общественного питания и бытового обслуживания в стимулировании развития различных секторов экономики; чрезвычайная дифференцированность процессов экономического и социального развития разных территорий РФ и внутри конкретных регионов; непрерывно усложняющийся механизм управления на федеральном, региональном и местном уровнях; отсутствие единой взвешенной научно обоснованной концепции и политики, направленной на обеспечение долговременного устойчивого, эффективного развития потребительского рынка; малоизученность самоорганизующихся и саморегулируемых процессов в торговле; отсутствие должного правового и нормативного обеспечения сферы потребительского рынка; отсутствие четкого разграничения функций органов федерального центра и исполнительной власти субъектов РФ в правовом регулировании различных видов торговой деятельности; недостаточно эффективное и профессиональное государственное регулирование и контроль (надзор) потребительского рынка; нерациональное распределение контрольных полномочий и их избыточность; коррупция; отсутствие эффективного взаимодействия отдельных служб, организаций, координирующих потребительский рынок; необходимость налаживания контактов и информационных взаимосвязей, а также учета и сбалансированности интересов всех участников потребительского рынка; отсутствие должного уровня культуры предпринимательства и экономической культуры населения; углубление процессов реформирования потребительского рынка; увеличение количества участников рынка и их нерациональное размещение; внедрение новых форм ведения бизнеса; конкуренция со стороны зарубежных крупных сетей; необходимость скорейшего решения проблем, стоящих перед торговлей, сферой услуг и бытовым обслуживанием (ограниченность инвестиционных ресурсов, недостаток торговой и складской недвижимости, неразвитая транспортная инфраструктура, отсутствие сети логистических центров, нехватка квалифицированного персонала, криминализация, значительный объем теневого оборота, монополизация и др.); развитие экологизма, профсоюзных движений, движений потребителей; переход к социальному партнерству; общемировая тенденция регулирования экономических процессов на консолидированной основе; глобализация экономических связей, либерализация движения капиталов, стремительная интернационализация производства. Сущность разработки и реализации стратегии построения СКПР состоит в том, чтобы выбрать нужное направление развития СКПР из многочисленных альтернатив и направить ее функционирование по избранному пути. Нами выделены следующие стратегии развития потребительского рынка в зависимости от: - вида субъекта координации - международная, государственная, стратегии, разрабатываемые различными саморегулируемыми, общественными, научно-образовательными организациями, криминальными структурами; - объекта координации - стратегия координации инвестиционных проектов, стратегия координации деятельности, связанной с развитием, распределением и профессиональной подготовкой трудовых ресурсов, и миграционных процессов, стратегия координации развития предпринимательства (конкуренции), стратегия координации деятельности по размещению (зонированию) хозяйствующих субъектов, стратегия координации деятельности по борьбе с реализацией контрафактной продукции, стратегия координации системы защиты прав потребителей, стратегия координации информационных систем и технологий, стратегия координации деятельности, связанной с формированием и развитием инновационной инфраструктуры; - содержания стратегии - консервативная (развития рынка без внесения существенных изменений); активная (интенсивного развития), адаптивная (диверсификационного развития); инновационная (интеграционного развития), свертывания (сокращения и ликвидации); - уровня - стратегия на макро-, мезо-, микро-, наноуровне; - срока - долгосрочная, среднесрочная, краткосрочная; - глубины воздействия - комплексная и целевая. Разработка стратегии построения СКПР является составной частью общего процесса стратегического управления национальной (региональной) экономикой. Процесс формирования и реализации стратегии построения СКПР, по нашему мнению, осуществляется по следующим этапам (см. рис. 2): диагностика состояния и анализ перспектив развития СКПР; постановка целей (стратегических, тактических и оперативных); разработка и выбор стратегии; разработка программ и планов реализации стратегии; управление реализацией стратегии; мониторинг, контроль, оценка и корректировка хода реализации стратегии.

Процесс разработки и реализации стратегии построения СКПР

Анализ состояния и выявление проблем и перспектив развития СКПР <

\ /

Определение главных стратегических ориентиров развития СКПР

\ /

Формирование системы стратегических целей, определенных качественно, количественно и во времени, в разрезе подсистем СКПР

\ /

Определение целевых показателей развития СКПР в разрезе подсистем СКПР и их количественных значений

\ /

Установление ограничений и критериев, предъявляемых к комплексному развитию СКПР

\ /

Проверка целевых показателей на соответствие критериям

\ / / \

Целевые показатели соответствуют > Корректировка целевых необходимым Нет показателей

\ / Да

Утверждение стратегии

\ /

Формирование механизма реализации стратегии построения СКПР

Принципы реализации Направления политики Система методов и инструментов Организационные формы

\ /

Подготовка и принятие документов реализации стратегии

Концепции, программы, планы, проекты

\ /

Реализация стратегии построения СКПР

Субъекты реализации, средства и ресурсы, комплекс мер и мероприятий

\ /

Оценка реализации стратегии

Мониторинг, контроль за ходом реализации, оценка эффективности, > корректировка стратегии

Схема 2

Стратегия построения СКПР должна соответствовать следующим требованиям: реализм; альтернативность выбора действий; четкость, ясность, понятность; гибкость; временная определенность. На разработку и выбор стратегии построения СКПР влияет ряд факторов: политические, экономические, правовые, организационные, социальные, демографические, культурологические, этнические, природные, экологические. Кроме того, оказывают воздействие поставленные цели и задачи; согласованность стратегии построения СКПР с общей стратегией социально-экономического развития государства (региона); тип рынка, уровень его развития, структура участников; сложившаяся практика ведения бизнеса; стратегии иностранных экономических субъектов. Проведенный анализ выявил ряд проблем, существующих на потребительском рынке (многие из них были названы выше как предпосылки разработки стратегии построения СКПР), преодоление которых определяет направления координации ПР и совершенствования СКПР. Системная и комплексная координация ПР, по нашему мнению, должна осуществляться прежде всего посредством создания должной нормативно-правовой, методической, информационной, инновационной, кадровой, материально-технической, финансовой базы; комплекса мероприятий, устраняющих пробелы и противоречия в законодательном регулировании; четкого разграничения полномочий между субъектами координации и осуществления эффективного взаимодействия отдельных служб и организаций в целях разработки и реализации единой политики развития ПР; активизации развития современных форм предприятий и инфраструктуры рынка для повышения эффективности торговли и сферы услуг и усиления их влияния на рост производства отечественных товаров; стимулирования создания гибких торгово-технологических процессов, восприимчивых к запросам потребителей и достижениям научно-технического прогресса; повышения эффективности обслуживания потребителей; повышения профессионализма, квалификации и эффективности работы субъектов координации и работников сферы потребительского рынка; разработки мер по устранению таких нарушений, как недобросовестная конкуренция, реализация контрафактной и недоброкачественной продукции; содействия внедрению и эффективному использованию прогрессивных методов регулирования ПР с учетом позитивного отечественного и зарубежного опыта. Концепция макро - и мезокоординации потребительского рынка требует теоретической и практической проработки, и прежде всего вопросов налаживания связей между его координаторами с целью минимизации возможных конфликтов целей и интересов. Последнее время звучат предложения о необходимости передачи всех функций по регулированию (координации) и контролю за состоянием и участниками торговли в одну государственную структуру. В целом концепция мегарегулирования (мегакоординации), т. е. регулирования на комплексной консолидированной основе. Целесообразность создания мегарегулятора объясняется, помимо всего прочего, получением синергетического эффекта от соединения кадровых, интеллектуальных ресурсов, экономии на финансовых, материальных, организационных издержках. Но переход к мегарегулированию в РФ, по нашему мнению, требует многолетней подготовительной работы, в ходе которой должны приниматься в расчет экономические, организационные, социальные факторы. Прежде всего одной из первоначальных задач является приведение в порядок терминологии. Начать надо с внесения с учетом современного развития отрасли изменений в ГОСТы (ГОСТ Р 51303-99. Торговля. Термины и определения; ГОСТ Р 51773-2001. Розничная торговля. Классификация предприятий; ГОСТ Р 51304-99. Услуги розничной торговли. Общие требования и др.), так как для комплексного регулирования участников торговли придется оперировать ключевыми терминами и понятиями. Вторым шагом является адекватное структурирование участников торговли как объектов консолидированного регулирования. Третьим шагом должны стать оптимизация законодательства, устранение противоречий и разрозненности отдельных нормативных актов. В законодательстве должно быть четкое разграничение полномочий федеральных, региональных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления в сфере торговой деятельности. Должен быть принят федеральный закон о регулировании внутренней торговли; должны быть внесены изменения в налоговое, трудовое, антимонопольное законодательство. Этими тремя проблемами, по нашему мнению, стоит заниматься уже сейчас, вне зависимости от реализации концепции мегарегулирования. Четвертым шагом должна стать подготовка соглашения о взаимодействии между всеми координаторами (Минэкономразвития, Минздравсоцразвития, Минпромэнерго, Роспотребнадзор, Росздравнадзор и др.), в соответствии с которым должны быть разделены сферы ответственности, установлен порядок обмена информацией и действий в случае возникновения кризисных ситуаций; должны быть налажены эффективная коммуникация, процесс взаимодействия между ведомствами, бесконфликтная межведомственная координация по вопросам выработки стандартов надзора, норм, требований как к торговым организациям, так и к контрольно-надзорным органам. Только после этого в России целесообразно переходить к внедрению принципов мегарегулирования торговли и говорить о возможности и необходимости создания специального ведомства (мегарегулятора). Сегодня назрела реальная необходимость разработки стратегии построения СКПР на основе сбалансированного учета интересов государства, потребителей и предпринимателей, главной задачей которой является поддержание социально-экономической стабильности, безопасности потребительского рынка и обеспечение его конкурентных преимуществ.

Название документа