Особенности использования научных знаний в расследовании дорожно-транспортных происшествий
(Хачатрян Э. Г.) ("Адвокатская практика", 2008, N 2) Текст документаОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В РАССЛЕДОВАНИИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ
Э. Г. ХАЧАТРЯН
Хачатрян Э. Г., аспирант кафедры криминалистики и правовой информатики Кубанского государственного университета.
При расследовании состава автотранспортных преступлений приходится выяснять ряд технических вопросов, относящихся к состоянию и эксплуатации транспортных средств (далее - ТС), организации движения и действий участников. Поэтому для выяснения реальной действительности требуется использование широкого спектра специальных знаний из различных областей науки и техники. К ним относятся юриспруденция, криминалистика, медицина, психофизиология, конструкция, теория и расчет транспортных средств, проектирование строительства и эксплуатация дорог, организация и безопасность дорожного движения и т. д. Использование достижений науки и техники широко применяется в судебной автотехнике для выявления, закрепления и исследования информации в целях установления фактических обстоятельств расследуемого ДТП. Судебная автотехника - это отрасль науки, построенная на базовых науках: математике, физике, теории и расчете транспортных средств и других. Эта отрасль науки регулируется нормами уголовного и гражданского права и процесса. Совокупность этих наук реализуется при разработке методик экспертного исследования, призванных расширять возможность экспертизы, повышать уровень научной обоснованности выводов эксперта-автотехника <1>. -------------------------------- <1> Аринушкин Г. П., Шляхов А. Р. Назначение и производство судебных экспертиз. М., 1988. С. 212.
Судебная автотехническая экспертиза в основном решает технические вопросы, связанные с транспортным средством, участвующим в ДТП. Вопросы, решаемые этой экспертизой, можно разделить на три группы. В первую группу входят вопросы, которые позволяют установить механизм происшествия. К ним относятся, например, скорость движения транспортного средства и пешехода к моменту происшествия, установление причинной связи между неисправностями транспортных средств и дорожным происшествием, установление причины заноса и опрокидывания транспортного средства и другие. Во вторую группу входят вопросы, относящиеся к оценке действий водителя по обеспечению требований безопасности дорожного движения. Например, как следовало действовать водителю в конкретной ситуации с технической точки зрения и мог ли водитель предотвратить данное происшествие в данной ситуации и другие. К третьей группе следует отнести вопросы, касающиеся установления причинной связи между действиями участников происшествия и наступившими последствиями. В настоящее время созданы теоретические основы этой отрасли знания, что дает возможность ее дальнейшего развития в разработках новых методик по совершенствованию вопроса технической возможности предотвращения водителем транспортного средства столкновения (наезда) путем экстренного торможения <2>. -------------------------------- <2> Шляхов А. Р., Зотов Б. П., Пученков Л. Н. Судебная автотехническая экспертиза. Назначение и производство САТЭ. М., 1980. С. 37.
В настоящее время существует методика по определению возможности объезда путем маневра неподвижного препятствия <3>. -------------------------------- <3> Илларионов В. А. Экспертиза ДТП. М., 1989. С. 165 - 178.
Недостаточно эффективно ведутся разработки в области определения времени реакции водителя при различных ситуациях дорожно-транспортного происшествия. Работа в этом направлении активно проводилась сотрудниками ВНИИСЭ Ю. Т Суворым, А. К. Гордеевой, Н. Л. Константиновой <4>. -------------------------------- <4> Экспериментальное определение времени реакции водителя при производстве судебных инженерно-психофизиологических экспертиз / Под ред. А. К. Гордеевой. М.: ВНИИСЭ, 1988. С. 125.
На территории СССР до 1988 года время реакции водителя принималось равным 0,8 сек., что не соответствовало фактическим психофизиологическим данным водителя в различных ситуациях. Решением научно-методического совета по судебной автотехнической экспертизе ВНИИСЭ от 1 января 1988 г. введены в действие дифференцированные экспериментально-расчетные значения времени реакции водителя. Применение дифференцированных значений в экспертной практике, с одной стороны, подтвердило правильность принятого решения, а с другой - показало необходимость некоторого уточнения и дальнейшей конкретизации этих значений. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике повышает объективность и достоверность судебной автотехнической экспертизы. На время реакции водителя влияют все элементы системы: водитель, автомобиль, дорога, среда (далее - ВАДС), поэтому целесообразно дифференцировать значение времени реакции в зависимости от типичных дорожно-транспортных ситуаций, характеризующихся определенными сочетаниями взаимосвязанных факторов системы ВАДС <5>. -------------------------------- <5> Методические рекомендации. Применение дифференцированных значений времени реакции водителя в экспертной практике. М., 1987. С. 5.
На практике при расчетах эксперты, принимая усредненное значение времени реакции водителя, понимают, что эта величина не соответствует реальной объективной действительности. При заключении эксперта эта величина играет большую роль в технической возможности или невозможности предотвращения наезда на пешехода, столкновения с препятствием путем экстренного торможения. Следователи и суды воспринимают эту усредненную величину времени реакции водителя как абсолютную и научно обоснованную. Хотя на эту величину времени реакции водителя отсутствует соответствующий ГОСТ, но имеется методическая рекомендация ВНИИСЭ, которая не может иметь объективную значимость для России, так как исследования в этой области проводились на равнине, а не в условиях высокогорья. Современное состояние судебно-экспертной области знания свидетельствует о значительном расширении сферы использования специальных знаний в области расследования ДТП. Представляется перспективным формирование частной методики экспертного анализа применительно к ДТП, стимулирующего становление теории судебной экспертизы по делам ДТП как самостоятельного научного направления, базирующегося на результатах интеграции криминалистической, инженерно-технической и других областей научного знания.
Название документа