Правовое положение членов крестьянского (фермерского) хозяйства по законодательству России и стран СНГ
(Мельников Н. Н.) ("Российская юстиция", 2008, N 4) Текст документаПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И СТРАН СНГ
Н. Н. МЕЛЬНИКОВ
Мельников Н. Н., кандидат юридических наук, научный консультант фонда поддержки аграрной реформы "АгроМИР" (г. Орел).
При рассмотрении вопросов, связанных с изучением правового положения фермерского хозяйства, необходимо подробно рассмотреть статус члена хозяйства. Приходится констатировать, что законодательство стран СНГ, включая Россию, содержит большое количество противоречий по данному вопросу. Так, в Законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" нет понятия члена хозяйства, нечетко определяются, кто признается участником КФХ <1>, каковы их права и обязанности и в каком порядке осуществляется прием и выход членов из состава хозяйства. -------------------------------- <1> КФХ - крестьянское (фермерское) хозяйство.
В связи с отсутствием в законодательстве определения члена фермерского хозяйства необходимо установить юридические характеристики, которыми должно обладать лицо, чтобы быть признанным участником КФХ. В законодательстве СНГ в качестве таких признаков выделяется семейный характер, обязанность членов личным трудом участвовать в деятельности хозяйства и право общей собственности членов на имущество КФХ. При этом участниками хозяйства могут выступать только физические лица. Гражданин может стать членом фермерского хозяйства как при его регистрации, так и впоследствии путем вступления в уже действующее хозяйство. Данное право закреплено в ст. 5 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <2>, но порядок приема новых членов Законом не предусмотрен. В соответствии со ст. 2 Закона Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <3> условия вступления в КФХ должны быть определены в уставе хозяйства. Но если фермерское хозяйство действует без образования юридического лица, устав не является обязательным учредительным документом, а имущественные права членов регулируются соглашением? Законы Азербайджана <4>, Казахстана <5>, Туркменистана <6>, Белоруссии <7> и Таджикистана <8> о фермерском хозяйстве не регулируют порядок приема в хозяйство новых членов, но и не запрещают новым лицам вступать в КФХ. -------------------------------- <2> См.: сайт законодательства Азербайджана / http://www. stracker. bos. ru/laws/0102.php. <3> СоюзПравоИнформ. Информационно-правовая система "Законодательство стран СНГ". <4> См.: Закон Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" /http://www. stracker. bos. ru/laws/0102.php. <5> См.: Закон Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // СоюзПравоИнформ. Информационно-правовая система "Законодательство стран СНГ". <6> См.: Закон Туркменистана "О дайханском хозяйстве" // Ведомости Меджлиса Туркменистана. 1994. N 1 - 2. Ст. 2. <7> См.: Закон Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" // Эталонный банк данных правовой информации Республики Беларусь / Http://mail. ncpi. gov. by:8081/webnpa/text. asp? RN=V19100611. <8> См.: Закон Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" // Информационно-правовая система "Энциклопедия таджикского права - АДЛИЯ".
Наиболее подробно рассматриваемый вопрос урегулирован в Законе РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". При этом устанавливается два императивных положения. Во-первых, заявление о вступлении в хозяйство должно быть подано в письменной форме. Во-вторых, принятие нового члена осуществляется по единогласному решению всех участников хозяйства (п. 2 ст. 14). Отсюда следует, что если кто-то из членов хозяйства не согласен с кандидатурой предполагаемого участника, данное лицо не может быть принято в члены хозяйства. Согласно п. 7 ст. 4 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <9> изменение состава фермерского хозяйства необходимо закрепить в соглашении о создании хозяйства. -------------------------------- <9> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 24. Ст. 2249.
Неотъемлемыми составляющими статуса члена фермерского хозяйства являются его права и обязанности. Во-первых, необходимо отметить право члена хозяйства на участие в управлении деятельностью КФХ, что проявляется в определении основных направлений деятельности хозяйства, установлении внутреннего распорядка. При этом, как справедливо отмечалось в литературе, следует учитывать квалификацию каждого члена и реальные потребности фермерского хозяйства <10>. -------------------------------- <10> Калинин Н. И., Удачин А. А. Постатейные комментарии к Федеральным законам "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и "О личном подсобном хозяйстве". М., 2004 // Справочно-правовая система. 2000 - 2006 гг.
Из управленческих полномочий вытекает право члена хозяйства избирать и быть избранным главой КФХ. Такая возможность прямо предусмотрена ст. 17 Закона Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <11>. Несмотря на то что законодательство других стран СНГ не содержит такой нормы, должность главы хозяйства в абсолютном большинстве государств <12> является выборной, а в случаях, предусмотренных законом, глава отстраняется от исполнения своих обязанностей с последующим выбором нового главы, следовательно, любой участник КФХ вправе быть главой. -------------------------------- <11> Мониторул Офичиал ал Р. Молдова N 14 - 15 от 08.02.2001. <12> Исключением из этого правила является Узбекистан, где Закон "О фермерском хозяйстве" не содержит упоминания о членах хозяйства, а глава именуется учредителем КФХ.
Особенность России проявляется в том, что, в отличие от других государств, глава фермерского хозяйства признается предпринимателем (ст. 23 ГК РФ). Но по смыслу норм ГК РФ и Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава и члены КФХ являются равными партнерами по ведению бизнеса. Регистрации подлежит не глава как предприниматель, а крестьянское хозяйство. В России, как и в других странах СНГ, глава наделен лишь рядом представительских функций. Внутри же хозяйства все его члены, включая главу, обладают равными правами: сообща ведут хозяйство, соблюдая нормы гражданского, земельного, налогового и иного законодательства, владеют и пользуются общим имуществом, определяют и регулируют трудовые отношения. Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей фермерского хозяйства - это прерогатива главы, представляющего интересы хозяйства в отношениях с другими субъектами без специальных на то полномочий (без доверенности). Но реализация заключенных соглашений и выполнение обязательств фермерского хозяйства осуществляются за счет имущества, принадлежащего всем членам хозяйства. Деятельность фермерского хозяйства также регулируется решениями членов КФХ. Таким образом, носителями правосубъектности фермерского хозяйства является все его участники, включая его главу. Имущество фермерского хозяйства является общей собственностью его членов, поэтому каждый из участников хозяйства обладает правом на долю соответствующего размера. При выходе из состава хозяйства участнику КФХ выплачивается стоимость принадлежащей ему доли. Общий режим имущества предопределяет порядок его использования, который должен устанавливаться участниками хозяйства. При отсутствии таких правил сделки с имуществом осуществляются главой. Но законы Белоруссии и Азербайджана содержат специальное указание, что право на распоряжение имуществом хозяйства может быть предоставлено любому его члену <13>. -------------------------------- <13> См.: ст. 9 Закона Белоруссии "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и ст. 26 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В качестве дополнительного имущественного правомочия следует назвать право члена фермерского хозяйства на полученные в результате хозяйственной деятельности плоды и другие доходы, в том числе заработанную прибыль. Законы России и Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" особо подчеркивают свободный характер выхода участника из хозяйства. При этом должна быть выплачена денежная компенсация или выдано имущество, соответствующее стоимости доли. В большинстве государств СНГ действует общее правило, что при выходе одного члена из состава КФХ земля и основные средства разделу не подлежат. Однако Закон Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусматривает императивное положение, согласно которому внесенный при вступлении в хозяйство земельный участок подлежит возврату, то есть выделу в натуре выходящему члену (ст. 13). В контексте рассматриваемого вопроса заслуживает внимания норма ст. 27 Закона Азербайджана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", согласно которой порядок компенсации доли в имуществе зависит от того, предполагает ли выходящий участник образовать свое фермерское хозяйство или нет. Если выход осуществляется для образования нового хозяйства, то по взаимному согласию трудоспособных членов возможен выдел в натуре части имущества, соответствующей стоимости доли участника. При отсутствии единогласного решения либо если выход осуществляется без цели создания КФХ стоимость доли возмещается в денежном выражении. Право на долю в имуществе сохраняется и при ликвидации фермерского хозяйства, когда активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами, подлежат распределению среди членов КФХ. В числе прочих прав членов фермерского хозяйства следует назвать право на образование на базе хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества, на получение информации о деятельности хозяйства, в том числе доступ к бухгалтерской и иной документации. Участники фермерского хозяйства не только имеют права, но и несут предусмотренные законом обязанности. К сожалению, законы стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" содержат ограниченный набор положений об обязанностях членов фермерского хозяйства, о чем применительно к России справедливо обращалось внимание на страницах литературы <14>. Во-первых, следует назвать обязанность члена личным трудом участвовать в деятельности хозяйства. В большинстве государств эта норма является декларативной, так как законодательство не устанавливает ответственности за ее нарушение. В качестве примера решения данного вопроса следует привести Молдову, где ст. 17 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определяет, что нарушение правил о личном участии в хозяйственной деятельности влечет исключение члена из состава хозяйства, кроме случаев болезни, обучения в учебном заведении, прохождения срочной воинской службы и занятия выборной должности. Данную норму рекомендуется позаимствовать другим странам СНГ и внести соответствующие изменения в законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (под ред. М. Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М. Ю., 2006. ------------------------------------------------------------------ <14> Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М. Ю. Тихомиров (автор комментария Ю. В. Тимонина). М., 2004 // Справочно-правовая система.
Во-вторых, по смыслу законодательства о фермерском хозяйстве при вступлении в КФХ участники обязаны вносить взносы, так как имущество хозяйства принадлежит его членам на праве общей собственности. Стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов хозяйства пропорционально размеру доли. При выходе из состава хозяйства участник имеет право на общее имущество пропорционально своей доле. Из общих норм, регулирующих статус члена фермерского хозяйства в странах СНГ, следует, что участник КФХ при осуществлении хозяйственной деятельности обязан действовать в интересах хозяйства. Особый интерес представляют положения об ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства. Согласно Закону Узбекистана "О фермерском хозяйстве" КФХ является юридическим лицом и обладает правом собственности на имущество, переданное в хозяйство его учредителем - главой КФХ. По общему правилу фермерское хозяйство Узбекистана отвечает по своим обязательствам принадлежащим хозяйству имуществом. Однако при недостаточности активов хозяйства глава КФХ несет субсидиарную ответственность всем своим имуществом по долгам фермерского хозяйства (ст. 35). В соответствии со ст. 4 Закона Молдовы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" члены хозяйства несут полную солидарную ответственность по обязательствам КФХ всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством. Однако эта норма противоречит Закону Молдовы "О несостоятельности" <15>, где сказано, что при банкротстве хозяйства взыскание на личное имущество членов хозяйства не обращается, а хозяйство по своим обязательствам отвечает лишь активами, приобретенными за счет средств фермерского хозяйства и для его деятельности. -------------------------------- <15> Monitorul Oficial N 139 - 140 от 15 ноября 2001 г.
Аналогичные правила действуют в России. Согласно ст. 8 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" по сделкам, заключенным в интересах фермерского хозяйства, отвечает само хозяйство имуществом, определенным в ст. 6 Закона. Эта норма корреспондируется с положениями Закона РФ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии со ст. 221 которого имущество, принадлежащее главе и членам фермерского хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами фермерского хозяйства, не включается в конкурсную массу. То есть члены КФХ Молдовы и России несут ограниченную ответственность по обязательствам хозяйства. Но из данного правила имеется исключение. В силу ст. 9 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" гражданин, вышедший из хозяйства, в течение двух лет после выхода несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе КФХ по обязательствам, возникшим в результате деятельности хозяйства до момента его выхода. В отличие от Молдовы, Узбекистана и России законодательство других стран СНГ не содержит положений об ответственности членов хозяйства по его обязательствам. В законах Кыргызстана, Белоруссии и Туркменистана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" говорится об ответственности самого хозяйства. Например, согласно ст. 12 Закона Кыргызстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" неисполнение договорных обязательств влечет имущественную ответственность фермерского хозяйства. Схожие нормы действуют в Туркменистане и Белоруссии. При этом Законы Казахстана "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и Таджикистана "О дехканском (фермерском) хозяйстве" вообще не говорят ни об ответственности фермерского хозяйства, ни об ответственности его членов. Тема несостоятельности и ответственности фермерского хозяйства и его членов требует отдельного рассмотрения. Отметим, что отсутствие в законодательстве Кыргызстана, Белоруссии, Таджикистана, Казахстана и Туркменистана положений об ответственности членов по обязательствам хозяйства говорит о том, что ответственность участников КФХ является ограниченной и взыскание по долгам хозяйства не может быть обращено на личное имущество членов фермерского хозяйства. Полномочия члена КФХ могут быть прекращены добровольно или принудительно. Любой из участников КФХ, в том числе глава, вправе выйти из состава хозяйства. В соответствии со ст. 14 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" выход члена осуществляется по его заявлению в письменной форме. Согласно ст. 18 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" глава КФХ также вправе отказаться от исполнения своих функций, что не влечет прекращения его членства в хозяйстве. Аналогичные положения действуют и в других странах СНГ. В отличие от добровольного выхода вопросы исключения члена фермерского хозяйства из состава КФХ и принудительного прекращения полномочий главы недостаточно четко проработаны в законодательстве стран СНГ. К сожалению, в законах "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" абсолютного большинства государств СНГ (кроме Молдовы) отсутствуют положения, регламентирующие основания и порядок исключения члена из фермерского хозяйства. Применительно к России некоторые ученые отмечали, что, поскольку в Законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" прямо не предусмотрена возможность исключения участника из состава хозяйства, члены КФХ не имеют права принимать соответствующее решение <16>. С данным выводом нельзя согласиться. Законы "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" России и других стран СНГ предоставляют членам фермерского хозяйства право устанавливать обязанности участников хозяйства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" члены хозяйства по взаимному согласию устанавливают права и обязанности участников КФХ и ответственность за неисполнение установленных обязанностей. Следовательно, положения о правах и обязательствах членов фермерского хозяйства носят диспозитивный характер и подлежат расширительному толкованию. Иными словами, если участники КФХ в соглашении определили, что невыполнение установленных правил влечет исключение члена из состава хозяйства, данное исключение является правомерным. При этом следует признать обоснованным мнение авторов, указывающих на необходимость законодательного закрепления критериев, дающих возможность исключить того или иного участника из состава фермерского хозяйства <17>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (под ред. М. Ю. Тихомирова) включен в информационный банк согласно публикации - Издательство Тихомирова М. Ю., 2006. ------------------------------------------------------------------ <16> Тимонин Ю. В. Комментарий к Федеральному закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" / Отв. ред. М. Ю. Тихомиров. М., 2004 // Справочная правовая система. <17> См.: Чумакова Л. П. Основные теоретические проблемы крестьянских (фермерских) хозяйств (цивилистический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 1993. С. 13.
К числу причин, которые следует рассмотреть в качестве оснований принудительного прекращения членства в КФХ, можно отнести, во-первых, невыполнение обязанности личным трудом участвовать в хозяйственной деятельности. Этот критерий требует четкой регламентации. Если речь идет о недобросовестном уклонении члена КФХ от исполнения обязательств, то участники фермерского хозяйства обладают правом исключить данного члена из состава КФХ. В качестве примера решения этой проблемы можно рассмотреть молдавский опыт, где Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предоставляет право участникам КФХ исключить одного из членов из хозяйства, если он более трех лет подряд не участвует личным трудом в деятельности КФХ. Но трехлетний срок является избыточным. Представляется, что шести, максимум двенадцати месяцев вполне достаточно, чтобы принять решение об исключении члена из состава фермерского хозяйства. На практике часто возникают ситуации, когда член хозяйства приостанавливает участие в производственно-хозяйственной деятельности по уважительной причине (болезнь, инвалидность и др.). Может ли данное обстоятельство являться основанием для исключения его из КФХ? Как быть в случае стойкой длительной нетрудоспособности члена фермерского хозяйства? По мнению ряда российских ученых, члены КФХ, ставшие инвалидами или пенсионерами, выбывают из хозяйства (если иное не предусмотрено законом или договором). В то же время они продолжают оставаться сособственниками и вправе потребовать компенсации своей доли <18>. -------------------------------- <18> Гражданское право / Отв. ред. А. Г. Калпин, А. И. Масляев. М., 1997. С. 329, 331, 332 (автор главы - Г. Д. Отнюкова).
По данному вопросу трудно принять однозначное решение. Очевидно, что одной утраты трудоспособности для исключения из состава фермерского хозяйства недостаточно. Ведь гражданин, ставший инвалидом, может принимать эффективное участие в деятельности хозяйства путем консультационной поддержки, предоставления денежных средств и др. Тогда он продолжает оставаться членом хозяйства. Однако если участник КФХ по состоянию здоровья не может трудиться, отказывается участвовать в деятельности хозяйства иными способами, он по решению всех участников может быть исключен из хозяйства с денежной компенсацией своей доли. В качестве второго основания исключения из состава КФХ предлагается обратить внимание на прекращение родственных отношений между участниками фермерского хозяйства, например развод супругов. Обратившись к Закону РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", мы увидим, что максимальное число граждан, не состоящих в родстве с главой хозяйства, не может превышать пяти человек. Следовательно, если на момент расторжения брака количество участников, не являющихся родственниками главы, составляет пять человек и развод влечет утрату родственной связи одного из супругов с главой хозяйства, это свидетельствует о превышении максимального числа участников КФХ, не являющихся родственниками главы. Однако супруг, потерявший родственную связь, не подлежит автоматическому исключению из хозяйства, поскольку закон не связывает возможность исключения с тем обстоятельством, что кто-то из членов хозяйства раньше, кто-то позже перестал быть родственником главы хозяйства. В данном случае налицо нарушение положений о субъектном составе фермерского хозяйства, предусмотренных ст. 3 Закона РФ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". К сожалению, Закон не регулирует рассматриваемой ситуации, причем указанные обстоятельства не являются основаниями для ликвидации фермерского хозяйства (ст. 21). Иные правила действуют в Молдове. Согласно п. 3 ст. 3 Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" несоблюдение норм о семейном составе фермерского хозяйства в течение трех месяцев влечет реорганизацию или ликвидацию хозяйства. Как и в России, законодательство Молдовы не допускает исключение участника из состава КФХ по тому основанию, что он утратил родственную связь с членами хозяйства. То есть если после расторжения брака гражданин, переставший быть родственником, добровольно не покинул хозяйство, то спустя три месяца хозяйство должно быть реорганизовано либо ликвидировано. Причинение членом КФХ ущерба фермерскому хозяйству также необходимо рассматривать как основание исключения из КФХ. Однако законы стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" соответствующих норм не содержат. К такой ситуации следует отнестись критически. Возможно, разовый ущерб (в зависимости от суммы) не стоит рассматривать как безусловное основание принудительного прекращения членства. В то же время в законодательстве о фермерском хозяйстве целесообразно предусмотреть право участников КФХ определить в соглашении о создании хозяйства размер убытков, который является основанием для исключения из КФХ при единовременном негативном воздействии. Если члены фермерского хозяйства в соглашении между собой не предусмотрели данных правил, то исключить из хозяйства по указанному основанию нельзя. Но систематическое причинение убытков - более двух раз в течение 12 месяцев <19> должно повлечь исключение участника из состава КФХ. Указанные основания исключения распространяются и на главу фермерского хозяйства в случае ненадлежащего исполнения возложенных на него функций. Соответствующие положения рекомендуется внести в законы государств СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". -------------------------------- <19> Двенадцать месяцев - календарный год - представляется достаточным периодом, так как включает в себя начало и окончание сельскохозяйственных работ.
На практике возможна ситуация, когда гражданин фактически принимает участие в деятельности фермерского хозяйства, но заявление о приеме в члены не писал и его имя в свидетельстве о государственной регистрации КФХ отсутствует, но при этом указанное лицо претендует на то, чтобы быть признанным членом хозяйства. Поскольку деятельность фермерского хозяйства многогранна, члены КФХ могут разделить свои обязанности, установив, что один из них будет уделять большее внимание производственному процессу, другой - взаимодействию с поставщиками материальных ресурсов и т. п. Но усилия всех членов будут способствовать повышению эффективности и прибыльности бизнеса хозяйства в целом. Представляется, что для признания гражданина членом фермерского хозяйства достаточно любого вида его участия в производственной деятельности, позволяющего в рамках предусмотренных законодательством способов доказывания установить, что данная деятельность способствует или должна способствовать получению хозяйством прибыли. Под формулировкой "способствует или должна была способствовать" следует понимать такие действия, которые направлены на извлечение хозяйством прибыли вне зависимости от того, была ли прибыль реально получена или нет. Чтобы урегулировать спорные ситуации в законах стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", необходимо сформулировать дополнительные критерии признания (непризнания) гражданина членом хозяйства. Таковыми критериями должны быть, во-первых, системность (регулярность) участия в производственной деятельности хозяйства. Во-вторых, волевая направленность материальных вложений именно на правах члена хозяйства, а не в виде займа. В-третьих, устойчивая связь между членами фермерского хозяйства, которые должны быть объединены не только совместным трудом, но и родственными и (или) семейными узами. При наличии данных характеристик гражданин вправе претендовать на признание членом хозяйства. Но согласно действующему законодательству СНГ вступление в фермерское хозяйство осуществляется по согласию всех участников, и если члены КФХ против, вступить в хозяйство даже в судебном порядке невозможно. Однако гражданин, принимавший участие в ведении КФХ, вправе претендовать на долю в имуществе и доходах хозяйства за период его участия в производственной деятельности. Данные положения рекомендуется внести в законы стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Дополнительная рекомендация заключается в необходимости включения в законы стран СНГ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" понятия члена фермерского хозяйства. Предлагается следующее определение: членом фермерского хозяйства является дееспособный гражданин, связанный с другими членами родственными и (или) семейными узами, регулярно участвующий личным трудом либо иными способами в производственной деятельности хозяйства. Члены фермерского хозяйства должны указываться в соглашении о создании хозяйства. Гражданин признается членом КФХ с момента государственной регистрации хозяйства либо с момента государственной регистрации изменений в соглашение о создании фермерского хозяйства. Членство в хозяйстве прекращается с момента государственной регистрации изменений состава фермерского хозяйства. Гражданин, вышедший либо исключенный из фермерского хозяйства, имеет право на компенсацию стоимости своей доли в имуществе хозяйства в порядке, определенном законом и соглашением о создании фермерского хозяйства.
Название документа