Определение цены размещения дополнительных акций
(Рубцова Н.) ("Корпоративный юрист", 2008, N 4) Текст документаОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ
Н. РУБЦОВА
Рубцова Наталья, ведущий специалист ООО "Юридическая фирма "Лекс".
В статье рассматриваются вопросы определения цены размещения дополнительных акций путем подписки, в частности, анализируется необходимость привлечения независимого оценщика и уполномоченного государственного органа для установления и согласования такой цены.
Уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем повышения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций (п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", далее - Закон об акционерных обществах, Закон). Размещение дополнительных акций может быть осуществлено посредством подписки или конвертации ценных бумаг (п. 1 ст. 39 Закона). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) под эмиссией понимается последовательность действий эмитента по размещению ценных бумаг. Если иное не предусмотрено законом, процедура эмиссии включает в себя следующие этапы: принятие решения о размещении ценных бумаг, утверждение решения о выпуске, государственную регистрацию выпуска, размещение ценных бумаг, государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (п. 1 ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг). Согласно п. 6.3.1 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты эмиссии ценных бумаг), утвержденных Приказом ФСФР РФ от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н, для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, размещаемых путем подписки, в регистрирующий орган дополнительно представляются: - копия (выписка из) протокола заседания совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, на котором принято решение об определении цены размещения акций, с указанием повестки дня, кворума и результатов голосования, а также имен членов совета директоров (наблюдательного совета), голосовавших за принятие такого решения, - если решение о размещении акций путем подписки принято общим собранием акционеров и предусматривает цену размещения акций (за исключением случая, когда в соответствии с уставом акционерного общества функции совета директоров (наблюдательного совета) осуществляет общее собрание акционеров); - документ, подтверждающий привлечение государственного финансового контрольного органа для определения цены размещения акций, - если решение о размещении путем подписки акций акционерного общества, акционером которого является государство и (или) муниципальное образование, владеющее более чем 2% голосующих акций, предусматривает цену размещения акций (порядок определения цены размещения акций в виде формулы с переменными, значения которых не могут изменяться в зависимости от усмотрения эмитента); - документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований по раскрытию информации о принятии решения о размещении ценных бумаг и утверждении решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, - если эмитент обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих его финансово-хозяйственную деятельность, и размещение ценных бумаг путем закрытой подписки осуществляется без регистрации проспекта ценных бумаг. В случае оплаты дополнительных акций, размещаемых путем подписки, неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться оценщик. При этом денежная оценка имущества, произведенная советом директоров (наблюдательным советом) акционерного общества, не может быть выше оценки, произведенной оценщиком (п. 6.4.10 Стандартов эмиссии ценных бумаг).
Порядок определения цены размещения акций
Законодательство об акционерных обществах устанавливает следующий порядок определения цены размещения акций дополнительного выпуска.
1. Определение номинальной стоимости и количества акций дополнительного выпуска
Решение о количестве акций дополнительного выпуска принимается советом директоров (в пределах количества объявленных акций), если это отнесено к его компетенции, либо общим собранием акционеров. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой (п. 1 ст. 25 Закона об акционерных обществах), т. е. номинальная стоимость акций дополнительных выпусков должна соответствовать номинальной стоимости акций первого выпуска. Количество дополнительных акций не может превышать количества объявленных акций, заявленного в уставе общества (п. 3 ст. 28 Закона). Если положений об объявленных акциях в уставе общества не содержится, решение вопроса об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций может быть принято общим собранием акционеров одновременно с решением о внесении в устав изменений, касающихся объявленных акций.
2. Установление советом директоров цены размещения акций
В силу п. 1 ст. 36 Закона об акционерных обществах оплата дополнительных акций общества, размещаемых посредством подписки, осуществляется по цене, определяемой советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со ст. 77 Закона, но не ниже их номинальной стоимости. Согласно п. 1 ст. 77 Закона об акционерных обществах, в случаях, когда по Закону цена (денежная оценка) имущества, а также цена размещения или цена выкупа эмиссионных ценных бумаг общества определяются решением совета директоров (наблюдательного совета), они должны определяться исходя из их рыночной стоимости. Таким образом, совет директоров должен установить возможную рыночную цену размещения акций, что можно сделать на основе оценки имущества акционерного общества с учетом соотношения цен покупки (спроса) и предложения акций предшествующего выпуска, размера чистых активов общества и других факторов, которые сочтут важными лица, определяющие рыночную стоимость имущества, согласно ст. 77 Закона <1>. -------------------------------- <1> Определение ВС РФ от 05.12.2000 N КАС00-499.
Исходя из буквального толкования п. 1 ст. 36 и ст. 77 Закона, размещение дополнительных акций по номинальной стоимости возможно только в случае, если установленная советом директоров рыночная стоимость акций равна или меньше номинальной стоимости. Определенная советом директоров цена размещения акций включается в текст решения об увеличении уставного капитала и утверждается советом директоров или общим собранием акционеров в соответствии с компетенцией, закрепленной уставом общества. Согласно ст. 28 Закона, решением об увеличении уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций должны быть определены: 1) количество размещаемых дополнительных обыкновенных и привилегированных акций каждого типа в пределах количества объявленных акций этой категории (типа); 2) способ размещения; 3) цена размещения дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, или порядок ее определения, в том числе цена размещения или порядок определения цены размещения дополнительных акций лицам, имеющим преимущественное право приобретения размещаемых акций; 4) форма оплаты дополнительных акций, размещаемых посредством подписки. Также могут быть охарактеризованы и иные условия размещения.
3. Привлечение независимого оценщика
Согласно п. 2 ст. 77 Закона об акционерных обществах, для определения рыночной стоимости имущества может быть привлечен независимый оценщик. Его привлечение является обязательным в случаях, прямо предусмотренных указанным законом, в частности для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций в соответствии со ст. 76 Закона. Из анализа положений Закона, регламентирующих порядок размещения дополнительных акций, следует, что его нормами не предусмотрено обязательное привлечение независимого оценщика при определении советом директоров общества цены размещения дополнительных акций, рекомендуемой для утверждения на общем собрании акционеров. Согласно п. 3 ст. 34 Закона, привлечение независимого оценщика для определения цены размещения дополнительных акций является обязательным лишь в случае оплаты дополнительных акций неденежными средствами для установления рыночной стоимости соответствующего имущества. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком. Как уже говорилось, совет директоров вправе привлечь независимого оценщика для определения цены размещения дополнительных акций и в иных случаях, однако цена размещения и тогда будет утверждаться советом директоров, а цена, установленная оценщиком, при этом не будет обязательной для совета (по крайней мере, обратное не следует из положений Закона). Судебная практика также подтверждает возможность окончательного определения цены размещения именно советом директоров. К примеру, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 20 апреля 2006 г. по делу N А79-12850/2005 отмечается, что определение цены размещения акций в силу ст. 36 Закона об акционерных обществах относится к компетенции совета директоров, а отчет оценщика имеет рекомендательный характер и не является обязательным. Аналогичный вывод содержится в Постановлении ФАС Центрального округа от 26 января 2006 г. по делу N А54-3373/04-С16.
4. Согласование окончательной цены размещения с государственным финансовым контрольным органом
Согласно п. 3 ст. 77 Закона, в случае если владельцем более 2% голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование, обязательно привлечение государственного финансового контрольного органа (в роли которого в настоящее время выступают территориальные подразделения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом <2>). Статья 77 Закона регулирует порядок определения советом директоров цены имущества либо размещаемых акций общества и относится ко всем случаям, когда законом предусмотрена соответствующая компетенция совета директоров. Пункт 3 ст. 77 также распространяется на все случаи, когда необходимо установление цены имущества либо размещаемых акций общества. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691.
Закон об акционерных обществах определяет порядок привлечения государственного финансового контрольного органа к решению вопроса о цене размещения дополнительных акций общества. Данный вопрос регламентируется также Порядком организации экспертизы отчетов об оценке (далее - Порядок организации экспертизы), утвержденным Приказом Росимущества от 3 мая 2005 г. "Об утверждении Порядка организации экспертизы отчетов об оценке и определении полномочий территориальных органов Агентства по оформлению заключений государственного финансового контрольного органа и актов проверки соблюдения лицензионных требований и условий" (далее - Приказ Росимущества). Согласно п. 3 ст. 77 Закона об акционерных обществах, предоставление в уполномоченный орган копии отчета оценщика об оценке необходимо, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с означенным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик (т. е. предоставление такой копии не является безусловно обязательным). Однако пп. "б" п. 3 Приказа об утверждении Порядка организации экспертизы относит к полномочиям Росимущества экспертизу именно отчетов об оценке, а не решений совета директоров об оценке акций. В то же время пп. "а" п. 5 Приказа об утверждении Порядка организации экспертизы установлено, что к исключительной компетенции Росимущества относится осуществление полномочий государственного финансового контрольного органа при совершении сделок с акциями. Таким образом, в настоящее время согласование окончательной цены размещения дополнительного выпуска ценных бумаг Росимущество производит только посредством проведения экспертизы отчетов независимых оценщиков о рыночной стоимости акций. Причем данную функцию может осуществлять исключительно Росимущество - территориальные подразделения не вправе производить экспертизу подобных отчетов. Фактически Приказ Росимущества вводит дополнительные требования к перечню документов, необходимых для регистрации выпуска ценных бумаг, установленному Законом об акционерных обществах и Законом о рынке ценных бумаг. Однако невыполнение этих требований может осложнить процесс согласования цены размещения и, более того, привести к невозможности регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг либо создать условия для последующего признания регистрации выпуска недействительной. При этом выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным в связи с принятием советом директоров решения об определении стоимости имущества с нарушением требований Закона об акционерных обществах, что подтверждается информационным письмом Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. "Обзор практики разрешения споров по сделкам, связанным с размещением и обращением акций". Анализ действующего законодательства об акционерных обществах позволяет сделать следующий вывод. Цена размещения дополнительных акций определяется советом директоров исходя из рыночной стоимости акций, причем она не может быть ниже их номинальной стоимости. Привлечение независимого оценщика для установления цены размещения в этом случае не является обязательным. Однако если акционером общества выступает государство, то для определения цены размещения обязательно привлечение органа государственного финансового контроля - Росимущества, который участвует в указанной процедуре исключительно путем проведения экспертизы отчета оценщика о рыночной стоимости акций.
Обсудить статью можно на нашем сайте по адресу: http://www. clj. ru/discussion/management/040802.
Название документа Вопрос: Расскажите о том, как учитываются при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль расходы за проживание в гостинице работников компании, направленных в служебную командировку. ("Налоги" (газета), 2008, N 15) Текст документа
Вопрос: Можно ли учитывать при определении налоговой базы в целях исчисления налога на прибыль расходы за проживание в гостинице работников компании, направленных в служебную командировку, в следующей ситуации: для обеспечения проживания заключен договор с туристической фирмой, которая на основании заявки компании осуществляет бронирование и оплату услуг гостиницы; компания получает от туристической фирмы счет, счет-фактуру, накладную на заказанные услуги; счет, выставленный туристической фирмой, оплачивается по безналичному расчету; подтверждающие документы от гостиницы, связанные с проживанием работника в период командировки, компании не передаются. В ходе телефонного согласования вопроса заказчиком внесены следующие уточнения: в вопросе N 1 необходимо осветить следующие моменты: а) риски указания в договоре лизинга незначительной выкупной стоимости (например, 1000 рублей); б) риски включения выкупной стоимости предмета лизинга в состав лизинговых платежей; в) классификация предмета лизинга после перехода права собственности на него к лизингополучателю в качестве объекта основных средств или материально-производственных запасов (материальных затрат) в случае, если его выкупная стоимость менее 10 тыс. рублей; выкуп предмета лизинга лизингополучателем происходит в рамках первоначального договора лизинга, без возврата предмета лизинга лизингодателю.
Ответ: Затраты на командировки работников могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при наличии соответствующих подтверждающих документов (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). При этом действующее законодательство не содержит запрета на организацию командировок работников с использованием услуг сторонних организаций, в частности туристических фирм. Позиция уполномоченных органов в отношении документального подтверждения командировочных расходов в случае организации командировки через туристическую фирму менялась с течением времени. В более ранних письмах Минфин России высказывался следующим образом: счет (счет-фактура, ваучер, накладная) туристической фирмы сам по себе не может быть оправдательным документом в отношении командировочных расходов, для подтверждения расходов к нему необходимо приложить копии всех первичных документов, подтверждающих фактическую оплату затрат по командировке: проездные билеты, счета гостиницы, квитанции и пр. (письмо Минфина России от 12 августа 1998 г. N 04-02-05/11, от 24 июня 1999 г. N 04-00-11). В настоящее время позиция налоговиков изменилась. Согласно мнению, высказанному в письме УФНС по г. Москве от 19.05.06 N 20-12/43886@, расходы на командировки, подтвержденные приказами (распоряжениями) о направлении работников в командировки, командировочными удостоверениями, служебными заданиями для направления в командировки и отчетами об их выполнении, авансовыми отчетами, авиабилетами, счетами турфирм, в которых расшифрована стоимость каждой оказанной услуги, и актами выполненных работ, подписанными с турфирмами, могут быть приняты в качестве первичных документов для целей налогового учета. Также в письме УМНС по г. Москве от 3 августа 2000 г. N 03-12/34620 налоговики разъяснили, что, в случае если форма ваучера, выданного туристическим агентством, отвечает требованиям по оформлению принимаемых к учету документов, изложенным в п. 2 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", он может быть рассмотрен в качестве подтверждения расходов организации по найму жилого помещения для размещения командированного работника. Таким образом, по нашему мнению, с учетом текущей позиции налоговых органов организация может учесть в целях налогообложения расходы на проживание в гостинице командированных работников на основании счета туристической фирмы и накладной на оказанные услуги при условии наличия в этих документах подробной расшифровки стоимости оказанной услуги и ее соответствия пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в части расходов по найму помещения. Вместе с тем считаем необходимым отметить следующий существенный риск спора с налоговиками. Дело в том, что согласно условию вопроса в рассматриваемой ситуации оказание туристических услуг оформляется накладной на оказанные услуги, в то время как гражданским законодательством для оформления факта оказания туристических услуг как подвида факта возмездного оказания услуг предусмотрен акт выполненных работ (оказанных услуг) (п. 2 ст. 779, ст. 783, ст. 702 ГК РФ). При этом Минфин России в письме от 30 апреля 2004 г. N 04-02-05/1/33 отметил, что для признания расходов налогоплательщиков, понесенных по гражданско-правовым договорам, акт выполненных работ (оказанных услуг) является обязательным подтверждающим документом в случае, если составление данного документа является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором. Между тем суд в Постановлении ФАС Московского округа от 03.04.2007, 10.04.2007 N КА-А40/809-07 по делу N А40-22309/06-127-102 высказал мнение о том, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрено обязательное наличие акта, кроме случаев осуществления материальных расходов (ст. 254 НК РФ).
Название документа