Правовое регулирование планирования в процессе несостоятельности (банкротства)
(Карелина С. А.) ("Арбитражный и гражданский процесс", 2008, N 7) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)
С. А. КАРЕЛИНА
Карелина С. А., доцент кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, кандидат юридических наук.
Среди средств правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства) должника особое место занимают экономические средства, приобретающие в процессе реализации норм права правовую форму. Речь идет прежде всего об инструментах планирования и прогнозирования. Планирование представляет собой один из основных регуляторов рыночной экономики. Предпринимательская деятельность невозможна без плана, причем осуществляемого как на уровне государства, так и на уровне конкретного участника хозяйственного оборота. Необходимость планирования в условиях рынка носит объективный характер. В современных условиях изменяются формы планирования, появляется многообразие методов планирования, не предполагающее устранения директивности как одного из основных методов плановой деятельности государства. Это отчетливо видно при рассмотрении и изучении такого инструмента планирования, как целевые комплексные программы, которые несут в себе элемент директивности. Так, одним из направлений деятельности ФСФО России являлась разработка и реализация адресных целевых программ восстановления платежеспособности предприятий, рассчитанных в среднем на 5 - 7 лет. Данные программы разрабатывались на основе систематического досудебного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Безусловно, планирование на уровне макроэкономики выступает одним из важнейших регуляторов рыночной экономики. Но не менее существенно планирование и на уровне микроэкономики. Именно на этом уровне данные планирования могут приобретать характер обязательности для соответствующего субъекта предпринимательской деятельности. Закрепление этой обязательности возможно на уровне локальных нормативных актов. В доктрине планирование рассматривается как процесс, предшествующий предпринимательской деятельности и сопровождающий ее <1>. Плановый процесс состоит из ряда этапов: предвидение, прогнозирование, программирование и собственно планирование. -------------------------------- <1> См.: Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2005. С. 192.
В рамках данной статьи основное внимание будет уделено этапу собственно планирования. Данный этап - этап подготовки и реализации различного рода планов - рассматривается в качестве одного из завершающих этапов прогнозирования и планового процесса в целом. При этом план предлагается рассматривать как концентрированное выражение экономической политики, предвидения, прогнозирования, заключительную стадию всего процесса планирования. В отличие от иных средств регулирования отношений несостоятельности (банкротства) план характеризуется большей конкретикой, четкостью в определении исполнителей и ответственных за выполнение соответствующих заданий. Он более детализирован в отношении характера заданий, сроков выполнения, различного рода показателей и т. д. Вместе с тем следует обратить внимание на тесную связь плана с иными средствами планирования, что позволяет говорить о существовании единой системы планирования, отдельные элементы которой взаимосвязаны и составляют определенную целостность. Средствами правового регулирования рассматриваемых отношений выступают такие инструменты планирования, как план осуществления той или иной процедуры несостоятельности (банкротства), а также план реализации конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию. Так, инструментами планирования в рамках процедур финансового оздоровления и внешнего управления выступают план финансового оздоровления и план внешнего управления, являющиеся разновидностью бизнес-плана. Главной целью плана финансового оздоровления, а также плана внешнего управления является определение состава и последовательности действий по восстановлению платежеспособности предприятия, погашению его кредиторской задолженности и обеспечению безусловного внесения текущих платежей <2>. -------------------------------- <2> См.: Беляева Т. План финансового оздоровления: особенности, риски, экспертиза // Вестник ФСФО России. 2003. N 7. С. 19.
Определенными особенностями отличается план финансового оздоровления. Данный план, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления (п. 1 ст. 84 Закона о банкротстве). На теоретическом и практическом уровнях актуальным в настоящее время является вопрос о содержании плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности. План финансового оздоровления должен включать в себя положения, касающиеся общей характеристики должника, источников получения средств должником, иных мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективности его хозяйственной деятельности и др. Эти мероприятия могут носить различный характер: - экономический (ликвидация убыточных производств, перепрофилирование производства, продажа части имущества и т. д.); - организационно-управленческий (выбор наиболее оптимальной модели управления, привлечение профессиональных менеджеров-управленцев и т. д.); - финансовый (определение источников финансирования, форм инвестиций, направлений использования полученных средств и т. д.); - информационный (дополнительная реклама о выпускаемой продукции; определение преимуществ, которые получают потребители этой продукции, ожидаемый спрос на продукцию и т. д.) и др. Содержание плана финансового оздоровления должно соответствовать графику погашения задолженности, который подписывается представителем учредителей (участников) должника и лицом, предоставившим обеспечение. В свою очередь, содержание графика погашения задолженности регламентируется законодателем путем установления общих требований в отношении сроков и порядка погашения задолженности перед кредиторами. Во-первых, графиком должно предусматриваться начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после введения финансового оздоровления; во-вторых, требования всех кредиторов, включенных в реестр, должны быть удовлетворены не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления; в-третьих, требования кредиторов первой и второй очереди должны быть удовлетворены не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; в-четвертых, погашение требований должно осуществляться ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов; в-пятых, погашение требований кредиторов должно осуществляться в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве. Актуальным с практической точки зрения является вопрос о юридической силе этих документов по сравнению с иными документами должника и друг с другом. В связи с этим высказывается интересное мнение, согласно которому "при наличии противоречий между названными и иными документами приоритет имеют положения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; а при наличии противоречий между ними большей силой обладает график погашения задолженности как документ более конкретный" <3>. -------------------------------- <3> Лебедев К. К. Предпринимательское и коммерческое право: системные аспекты (предпринимательское и коммерческое право в системе права и законодательства, системе юридических наук и учебных дисциплин). СПб., 2002. С. 178.
Вряд ли можно согласиться с такой позицией, которая, на наш взгляд, в большей степени носит оценочный характер. График предусматривает лишь определенные временные рамки, условия и порядок погашения требований кредиторов, в то время как план финансового оздоровления носит комплексный характер, поскольку помимо источников получения средств должником определяет целый спектр мероприятий экономического, финансового и иного свойства. Наибольшую сложность на практике при составлении плана финансового оздоровления представляет проблема определения степени неопределенности и риска в процессе осуществления тех или иных мероприятий. Представляется целесообразным при оценке рисков плана финансового оздоровления использовать такие методы, как: - анализ чувствительности (определяет степень влияния изменения различных факторов на ключевые показатели эффективности плана финансового оздоровления); - метод сценариев; - применение экспертных оценок <4>. -------------------------------- <4> На это обстоятельство обращалось внимание в литературе. См., например: Беляева Т. Указ. соч. С. 21.
Последний из вышеназванных подходов предполагает проведение экспертизы. Как отмечают экономисты, основными подходами к экспертизе плана финансового оздоровления могут быть признаны: - исследование экономической эффективности плана; - определение реальной возможности восстановления платежеспособности с помощью выбранной стратегии и соблюдения графика погашения задолженности; - исследование уровня рисков плана и влияния их на исполнение графика погашения задолженности и восстановление платежеспособности должника <5>. -------------------------------- <5> См.: Беляева Т. Указ. соч.
Не менее сложной представляется проблема определения экономической эффективности плана финансового оздоровления. В этих целях следует руководствоваться общеизвестными критериями эффективности, используемыми при оценке инвестиционного проекта: чистая текущая (дисконтированная) стоимость; коэффициент внутренней нормы прибыли; период окупаемости проекта; точка безубыточности; запас финансовой прочности. План финансового оздоровления возможно признать эффективным и обоснованным, если общий запас финансовой прочности не ниже 30 - 40% от объема продаж. Заметим, что для определения обоснованности графика погашения задолженности и реальности восстановления платежеспособности на практике зачастую составляют план движения денежных средств. Анализ показателей, включаемых в данный план, может проводиться по предприятию в целом; в разрезе основных планируемых видов хозяйственной деятельности; по отдельным структурным подразделениям. Критерием проверки финансовой реализуемости плана является наличие у предприятия денежных средств в моменты, когда оно должно произвести какие-либо денежные расходы. Симптоматично, что в законодательстве США закреплен критерий исполнимости плана реорганизации должника. Так, согласно § 1129 (a) (11) U. S.B. C. <6> план должен быть финансово выполнимым, в нем следует отразить, откуда будут получены необходимые средства. Современные отечественные специалисты в качестве одного из критериев оценки плана предлагают использовать положение о том, что план не должен содержать меры, которые заведомо невозможно экономически и юридически осуществить в отношении должника <7>. -------------------------------- <6> United States Bankruptcy Code, 1978. <7> См.: Ращевский Е. К вопросу о юридической природе плана внешнего управления // Хозяйство и право. 2000. N 12. С. 17.
Заметим, если в рамках финансового оздоровления и внешнего управления инструменты планирования применяются достаточно широко, то в процедуре конкурсного производства единый план, предусматривающий последовательность совершаемых действий, отсутствует. Между тем ряд вопросов осуществления конкурсного производства не может быть решен законодателем одинаково для всех юридических лиц. Данное обстоятельство актуализирует проблему разработки плана конкурсного производства, что, по мнению некоторых авторов, "обеспечит предсказуемость, прозрачность, добросовестность деятельности конкурсного управляющего, поможет бороться с необоснованным расходованием конкурсной массы" <8>. -------------------------------- <8> Матвеева Е. Н. Проблемы формирования конкурсной массы в процессе банкротства организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 9.
При этом в план конкурсного производства могут быть включены положения, касающиеся расходов на проведение конкурсного производства; видов и условий сделок, которые конкурсный управляющий вправе совершать с имуществом, включенным в конкурсную массу; предварительного расчета порядка и сроков погашения задолженности перед кредиторами; мероприятий, направленных на формирование конкурсной массы, и т. д. Определенный научный и практический интерес представляют планы реализации конкретных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника или его ликвидацию, которые также следует рассматривать в качестве средств правового регулирования отношений несостоятельности (банкротства). В частности, речь идет о плане мероприятий по продаже предприятия в период проведения внешнего управления. К числу таких мероприятий, на наш взгляд, могут быть отнесены: - разработка плана внешнего управления, включающего, во-первых, указание на продажу предприятия как избранной меры восстановления платежеспособности должника, во-вторых, делегирование комитету кредиторов права установления начальной цены продажи, одобрения условий конкурса по продаже в случае поступления соответствующего ходатайства от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального органа власти, определения формы торгов и круга участников; - утверждение плана внешнего управления; - проведение инвентаризации имущества; - сбор информации о земельных участках, принадлежащих организации-должнику, об имуществе, относящемся к ограниченно оборотоспособному и т. д.; - получение паспортов объектов недвижимости в БТИ; - регистрация права собственности на принадлежащее должнику имущество; - заключение договора с независимым аудитором и подготовка им заключения о составе и стоимости предприятия; - составление перечня обязательств, входящих в состав предприятия; - принятие комитетом кредиторов решения о форме проведения торгов и круге участников; - принятие комитетом кредиторов решения об установлении начальной цены продажи предприятия; - принятие комитетом кредиторов решения об одобрении крупной сделки (продажи предприятия должника); - принятие комитетом кредиторов решения об одобрении условий конкурса в случае поступления ходатайства о проведении конкурса от органов власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования; - подготовка положения о проведении торгов; - утверждение положения о проведении торгов комитетом кредиторов; - публикация извещения о проведении торгов; - направление кредиторам по текущим обязательствам уведомления о продаже предприятия; - проведение торгов по продаже предприятия; - составление передаточного акта; - оформление перехода права собственности; - государственная регистрация перехода права собственности. Следует обратить внимание на сложности правового опосредования отношений в области планирования <9>. При этом соотношение права и плана остается дискуссионной проблемой в юридической науке. В годы становления социалистического хозяйства план противопоставляется праву; плану при этом отводилась основная роль в регулировании экономики <10>. В настоящее время устоявшейся является позиция, в соответствии с которой план в процессе реализации правовых норм приобретает правовую форму, в результате чего правовая форма охватывает все стороны процесса планирования. -------------------------------- <9> См.: Губин Е. П. Указ. соч. С. 220; Теоретические проблемы хозяйственного права. М., 1975. С. 167; Вольфсон Ф. И. Учебник гражданского права РСФСР. Ч. 1. М., 1925. С. 10. <10> См.: Пашуканис Е. Б. Общая теория права и марксизм. М., 1929. С. 85 - 89.
Данный подход позволяет вписать в систему средств правового регулирования отношений несостоятельности план, а также иные инструменты прогнозирования и планирования.
Название документа