Железнодорожное право как подотрасль транспортного права: постановка проблемы
(Мишина Н. В.) ("Транспортное право", 2008, N 2) Текст документаЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПРАВО КАК ПОДОТРАСЛЬ ТРАНСПОРТНОГО ПРАВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Н. В. МИШИНА
Мишина Н. В., доцент кафедры теории государства и права, кандидат юридических наук, Ростовский государственный университет путей сообщения.
Актуальность поставленной проблемы обусловлена тем, что с момента реформирования железнодорожного транспорта как отрасли экономики назрела необходимость совершенствования правового регулирования в области железнодорожного транспорта. Коренные изменения взаимоотношений субъектов железнодорожного рынка в связи с формированием конкурентной среды потребовали столь же радикального пересмотра нормативной правовой базы, регулирующей перевозочную деятельность на железнодорожном транспорте. Введение ряда федеральных законов потребовало пересмотра подзаконных актов, их уточнения и расшифровки, ликвидации возникших противоречий и т. д. Решение поставленных задач нужно начинать с определения системы железнодорожного законодательства и определения места железнодорожного права в общей системе российского права. В данной статье хотелось бы рассмотреть проблему выработки, создания и развития российского железнодорожного права как подотрасли транспортного права. В свою очередь, несмотря на дискуссионность вопроса <1> о месте транспортного права в системе других отраслей права, мы придерживаемся той точки зрения, согласно которой транспортное право является комплексной отраслью права. -------------------------------- <1> См.: Теоретические проблемы формирования транспортного права: Сб. научн. ст. Вып. 8 / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М.: Юридический институт МИИТа, 2004.
Возможно, термин "железнодорожное право" сегодня звучит несколько непривычно. Однако в истории развития железнодорожного транспорта еще на заре становления железнодорожного права как института гражданского права ряд авторов в своих работах неоднократно употребляли термин "железнодорожное право", и с этим нельзя не считаться. В частности, Г. Вербловский <2>, А. Г. Гусаков <3> и многие другие авторы <4> использовали в своих научных работах дефиницию "железнодорожное право". Некоторые современные работы посвящены в том числе и железнодорожному праву <5>. Как предполагает профессор В. Н. Жуков, "если, например, в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ или нормативных актах палат Федерального Собрания будет введена практика употребления таких терминов, как... "железнодорожное право"... и т. п., юристы довольно быстро согласятся с такой терминологией" <6>. -------------------------------- <2> См.: Вербловский Г. Положение о Совете по железнодорожным делам и Общий Устав Российских железных дорог с объяснениями. СПб.: Типография Правительствующего сената, 1886. <3> См.: Гусаков А. Г. Железнодорожное право по законодательству СССР. М., 1929. <4> См.: Основные вопросы железнодорожного права: Сб. ст. / Авт. кол.: А. Ф. Зайцев, А. Г. Гусаков, С. П. Гераков и др.; под ред. В. И. Рудковского, И. В. Рыбальского-Бутевича; предисл. В. И. Межлаука. М.: Изд-е Бюро правлений жел. дор. и транс печати, 1925. <5> См.: Ермолаев В. Г., Сиваков О. В., Маковский Ю. Б. и др. Транспортное право. Морское право. Железнодорожное право. Внутреннее водное (речное) право. М.: Былина, 2002. <6> Жуков В. Н. Транспортное право как проблема теоретико-правовой науки // Теоретические проблемы формирования транспортного права: Сб. научн. ст. Вып. 8 / Под ред. А. И. Бобылева, Н. А. Духно. М.: Юридический институт МИИТа, 2004. С. 29.
Сегодня мы с уверенностью можем констатировать тот факт, что в области железнодорожного транспорта сформировались качественно однородные и относительно самостоятельные взаимосвязанные общественные отношения между перевозчиками и грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), пассажирами, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего и необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами. Эти отношения направлены на организацию и осуществление перевозочного процесса и оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Все эти отношения можно объединить в однородную обособленную группу, которая и выступает в качестве предмета железнодорожного права. Таким образом, предметом железнодорожного права является качественно однородная и относительно самостоятельная группа взаимосвязанных общественных отношений между железнодорожными организациями, предприятиями и их клиентами, направленные на организацию и осуществление перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и оказание услуг по использованию его инфраструктуры. Железнодорожное право имеет не только свой предмет, но и метод правового регулирования, а также значительный массив железнодорожного законодательства. В качестве основных методов правового регулирования выступают диспозитивные и императивные методы. Здесь особенно хотелось бы отметить, что для выделения отрасли права не обязательно наличие самостоятельного метода правового регулирования, иначе можно было бы полагать, что в российской системе права существует столько же методов правового регулирования, сколько существует отраслей права, а их насчитывается около 30. Как известно, в юриспруденции выделяют всего три основных способа правового регулирования общественных отношений: дозволение, запрещение и обязывание <7>. Метод правового регулирования служит лишь дополнительным основанием или критерием построения системы юридических норм. Главное, на наш взгляд, чтобы такой метод правового регулирования был. -------------------------------- <7> См.: Алексеев С. С. Право: азбука - теория - философия: опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999. С. 45; Общая теория права и государства / Под ред. В. В. Лазарева. М.: Юрист, 2001. С. 148.
Железнодорожное право имеет достаточно большой и относительно самостоятельный массив законодательства, регулирующего деятельность железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, что является еще одним критерием для выделения подотрасли права. Кроме того, железнодорожное законодательство имеет в своей основе обобщающий кодификационный правовой акт - Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (ред. от 7 июля 2003 г.) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <8>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 170.
Безусловно, основным источником железнодорожного права, так же как и транспортного права, является Гражданский кодекс Российской Федерации <9>, в частности гл. 40 "Перевозка", которая определяет основные принципы и порядок осуществления перевозок на транспорте. Кроме того, основной объект железнодорожного права - договор перевозки - является предметом регулирования гражданского права. Однако договор перевозки грузов железнодорожным транспортом имеет специфические отличия: 1) перевозка грузов осуществляется железнодорожным транспортом; 2) грузоперевозчиком является железная дорога либо лицо, имеющее лицензию на осуществление грузовых перевозок железнодорожным транспортом; 3) железные дороги - это субъект естественной монополии, сфера деятельности субъекта естественной монополии - железнодорожные перевозки; 4) договор оформляется железнодорожной накладной (основным перевозочным документом); 5) тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом устанавливаются в особом порядке. -------------------------------- <9> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 5 февраля 2007 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; 2007. N 7. Ст. 834.
Огромный массив железнодорожного законодательства представлен правовыми актами разной юридической силы и разнообразной видовой гаммой, разработка и подготовка к изданию нормативно-правовых актов осуществляется разными органами и коллективами разработчиков. Все они должны быть пересмотрены, переосмыслены, проанализированы и обязательно систематизированы <10>. Все общие нормативные положения, касающиеся функционирования железнодорожного транспорта, должны быть максимально сконцентрированы в одном законе, а не растворяться в море правовых актов, относящихся к разным отраслям законодательства, и в котором трудно "плыть" даже специалистам в данной области. Таким законом, на наш взгляд, должен стать Кодекс железнодорожного транспорта Российской Федерации. В этой связи отметим, что за разработку Кодекса железнодорожного транспорта Российской Федерации еще в 2001 г. высказывался профессор А. И. Бобылев <11>. Сегодня, на наш взгляд, максимум усилий нужно прилагать не только для толкования существующих нормативно-правовых актов, содержащих пробелы, противоречия и другие недостатки, но прежде всего направлять эти усилия на созидание законов. -------------------------------- <10> См.: Мишина Н. В. О целесообразности систематизации законодательства в области железнодорожного транспорта // Право и политика. 2007. N 6. С. 130 - 133. <11> См.: Бобылев А. И. Правотворчество субъектов права в сфере железнодорожного транспорта // Актуальные проблемы совершенствования законодательства в сфере железнодорожного транспорта. М., 2001. С. 15.
Железнодорожное право состоит из целого комплекса юридических институтов, таких как: - источники железнодорожного права; - договор перевозки грузов железнодорожным транспортом; - договор перевозки пассажиров железнодорожным транспортом; - договор перевозки багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом; - права и обязанности участников железнодорожных отношений; - взаимоотношения железнодорожных организаций с органами государственной власти и местного самоуправления; - оформление железнодорожных документов; - лицензирование отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте; - ответственность за неисполнение обязательств, вытекающих из договоров перевозки железнодорожным транспортом; - правовое регулирование транспортировки грузов; - правовое регулирование перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте; - предъявление претензий и исков к участникам перевозочного процесса на железнодорожном транспорте; - правовое регулирование порядка принятия груза к отправке железнодорожным транспортом, хранения и выдачи груза; - правовое регулирование предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта; - правовое регулирование международных и транзитных перевозок железнодорожным транспортом; - и другие. Каждый из перечисленных правовых институтов железнодорожного транспорта выполняет только ему присущие функции и специфичен по сравнению со всеми другими компонентами системы права. Например, договор перевозки грузов железнодорожным транспортом характерен только для железнодорожного права, специфика этого института как раз и состоит в том, что в качестве основного средства перевозки груза используется именно железнодорожный транспорт. Институты железнодорожного права являются комплексными правовыми институтами. Как справедливо отмечает А. С. Пиголкин, "существование комплексных отраслей связано с тем, что регулируемые правом общественные отношения можно делить по разным основаниям" <12>. В нашем случае в качестве такого основания выступает вид транспорта - железнодорожный транспорт. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Теория государства и права" (под ред. А. С. Пиголкина) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2003. ------------------------------------------------------------------ <12> Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М.: Городец, 2004. С. 100 // КонсультантПлюс.
Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей права, но регулирующие взаимосвязанные родственные отношения. Например, институт избирательного права включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права, однако все признают существование избирательного права в качестве подотрасли конституционного права. Железнодорожное право складывается из норм конституционного, гражданского, административного, трудового, уголовного, финансового и некоторых других отраслей права. Если следовать подобной логике, то и гражданское, и уголовное, и административное право базируются на нормах конституционного права. Это не значит, что они не имеют права на "отраслевую самостоятельность". Следовательно, наличие в транспортном, а в свою очередь, и в железнодорожном праве в качестве основного института договора перевозки, являющегося институтом гражданского права, совсем не исключает возможности для выделения транспортного права в отдельную отрасль права, а железнодорожного права в его самостоятельную подотрасль. Итак, железнодорожное право является комплексной отраслью права, так же как и транспортное право в целом. Однако, на наш взгляд, в связи с тем, что транспортное право содержит общие принципы построения и регулирования правовых отношений на всех видах транспорта, железнодорожное, морское, водное, воздушное, автомобильное и трубопроводное право нужно рассматривать как подотрасли транспортного права. Как отмечает А. С. Пиголкин, в последние годы возрастает значение в общей системе права ряда межотраслевых институтов, в первую очередь тех, которые регулируют хозяйственные отношения. Это обусловливает возможность их перерастания в будущем в самостоятельные отрасли права (например, морское, транспортное, авторское право и др.) <13>. Система права носит объективный характер, обусловленный реально существующей и развивающейся системой общественных отношений. В связи с тем что эти отношения динамичны, деление права на отрасли и подотрасли - процесс далеко не завершенный. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник "Теория государства и права" (под ред. А. С. Пиголкина) включен в информационный банк согласно публикации - Городец, 2003. ------------------------------------------------------------------ <13> См.: Там же.
Как справедливо отмечает В. Н. Жуков, удельный вес железнодорожного транспорта в хозяйственной жизни страны огромен, специфика данной сферы строго очерчена, следовательно, предмет правового регулирования очевиден <14>. Он же фактически признает водное, воздушное, железнодорожное и автомобильное право, отмечая "наличие подотраслей в рамках такой объемной отрасли права, как транспортное право" <15>. -------------------------------- <14> См. подробнее: Жуков В. Н. Указ. соч. С. 24 - 30. <15> Там же. С. 29.
Отметим, что выделение подотрасли железнодорожного права в системе транспортного права, а в дальнейшем, быть может, и в самостоятельную отрасль права является закономерным процессом, обусловленным объективными факторами, т. е. развитием самой системы права и возникновением новых общественных отношений, требующих правового регулирования. Следует заметить, что система права - не результат произвольного усмотрения законодателя, а своего рода слепок с реальной действительности. Однако объективная природа системы права, как справедливо отмечает Н. И. Матузов, не означает, что законодатель не может на нее повлиять. Он может вносить в систему права известные коррективы, изменения (например, выделить, осознав потребность в этом, ту или иную отрасль права, или, наоборот, объединив их, установить тот или иной институт, принять те или иные нормы, акты и т. д.) <16>. Следовательно, государство в лице своих органов и должностных лиц может в известных пределах влиять на сложившуюся систему права, способствовать ее совершенствованию и развитию. Именно совершенствование железнодорожного законодательства является основной задачей правовой политики в области железнодорожного транспорта на современном этапе его развития <17>. -------------------------------- <16> См.: Матузов Н. И., Малько А. В. Тория государства и права: Учебник. Саратов: Юрист, 2004. С. 145 // КонсультантПлюс. <17> См.: Мишина Н. В. Правовая политика России в области железнодорожного транспорта (историко-правовой аспект): Монография / Под ред. проф. И. А. Иванникова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2006.
В качестве средств, с помощью которых можно решить проблему совершенствования железнодорожного законодательства, должны быть использованы систематизация железнодорожного законодательства, которая позволит минимизировать юридические коллизии в данной области, издание Кодекса железнодорожного транспорта, выделение всех правовых институтов железнодорожного права в отдельную самостоятельную подотрасль транспортного права. Динамика общественного развития предполагает и диктует необходимость совершенствования существующей системы права. Внутреннее развитие государства и все более углубляющееся международное сотрудничество требуют постоянного развития национального железнодорожного законодательства и его согласования с международным правом. Подводя итог сказанному, отметим, что эффективность системы права достигается тогда, когда она отражает потребности общественного развития и четко выполняет функции и задачи в обеспечении правового регулирования. В отношении железнодорожного права такая потребность уже назрела. Железнодорожное право, на наш взгляд, занимает определенное место в системе права и является самостоятельной подотраслью транспортного права. Возможно, в перспективе железнодорожное право займет место самостоятельной отрасли права. Поживем - увидим!
Название документа