Правовая регламентация государственного контроля финансово-хозяйственной деятельности железнодорожных обществ России (XIX - начало XX в.)
(Ковальчук М. А.) ("Транспортное право", 2008, N 2) Текст документаПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ОБЩЕСТВ РОССИИ (XIX - НАЧАЛО XX В.)
М. А. КОВАЛЬЧУК
Ковальчук М. А., доктор исторических наук, г. Хабаровск, ДВГУПС.
Вторая половина 60-х годов XIX в. характеризуется началом частного железнодорожного строительства в России. В преддверии этого был установлен нормативный акт, согласно которому каждая частная компания при предоставлении устава и проектов на сооружение железной дороги предоставляла и 5% капитала на сооружение дороги и всех необходимых потребностей в обеспечение обязательств. Без этого залога компания не могла входить в рассмотрение ни устава, ни проектов. Сам этот капитал, составляющий залог, принимался от компании на следующих условиях: а) капитал оставался принадлежностью компании, вносился в "кредитные установления" (банк) и возвращался ей с накопившимися процентами с вводом дороги в эксплуатацию после ее постройки; б) в случае если предприятие будет сорвано, из залога удерживается то, что может причитаться за бесплатное изъятие, отчуждение земель и угодий и в вознаграждение других убытков, причиненных казне и частным лицам <1>. -------------------------------- <1> Полное собрание законов Российской империи. 1847. N 21332 (далее - ПСЗРИ).
Указанный нормативный акт был единственным специальным законом, определявшим создание железнодорожных акционерных обществ, вплоть до 1868 г. Для этого этапа было характерным полное отсутствие принципа капиталистической конкуренции при выдаче концессий на железные дороги. Все зависело от связей во влиятельных правительственных и придворных кругах, от величины взятки. Концессионеры сами вырабатывали строительную смету и проводили предварительные изыскания будущей железной дороги, что, как правило, приводило к крайне завышенным сметам строительства. Учредителям было предоставлено также и право реализации облигационных займов на иностранных денежных рынках, что привело к огромной конкуренции, спекуляции и резкому снижению реализационного курса железнодорожных бумаг на заграничных денежных биржах. Создавшееся положение с реализацией капиталов частных железных дорог легло тяжелым бременем на Государственное казначейство страны <2>. -------------------------------- <2> См.: Соловьева А. М. Железнодорожный транспорт России во второй половине XIX в. М.: Наука, 1975.
С 1868 г. частное железнодорожное строительство было подчинено особым правилам, устанавливавшим принцип капиталистической конкуренции. Заявки на железнодорожные концессии с условиями того или иного предпринимателя поступали в запечатанных пакетах на заседание Комитета министров, где они рассматривались <3>. Одновременно было запрещено ведущим чиновникам государственного аппарата выступать в роли концессионеров <4>. -------------------------------- <3> ПСЗРИ. 1868. N 46373. <4> Свод законов Российской империи. Т. III. Свод уставов о службе гражданской. Кн. 1. Ст. 734.
28 декабря 1870 г. издается указ, согласно которому министр путей сообщения составлял проект концессии на основании сделанных изысканий. Этот проект по согласованию с министром финансов, пройдя процедуру согласования в Кабинете министров, поступал на утверждение царю. После этого министр путей сообщения вел переговоры с одним или несколькими "надежными строителями" и договаривал с одним из них поверстную стоимость постройки. Время выдачи концессии определялось царем по докладу министра путей сообщения, форма и выпуск ценных бумаг - Министерством финансов <5>. Таким образом, правительство пытается наладить контроль над сметной стоимостью строительства железных дорог, отменив существовавшую ранее систему конкуренции путем торгов. -------------------------------- <5> ПСЗРИ. 1870. N 49068.
С 1873 г. железнодорожным концессионерам были предоставлены дополнительные льготы. В частности, в первую очередь акционерному капиталу предоставлялась абсолютная правительственная гарантия дохода на акции на весь срок концессии, начиная с момента ее выдачи, а не после окончания постройки дороги, как это было раньше. Для предотвращения возникновения фиктивных обществ царское правительство утвердило в марте 1873 г. новые правила выдачи концессий на железные дороги. Согласно им Министерство путей сообщения обязано было заранее издавать "высочайше" утвержденные для будущей дороги устав акционерного общества, технические условия строительства, расценочно-финансовую и техническую ведомости. Основным требованием этих правил было учреждение акционерного общества с предварительной публичной подпиской на акции. Для этого была создана специальная правительственная учредительная комиссия из чиновников МПС, Министерства финансов и Государственного контроля, которая публиковала от имени МПС приглашения к публичной подписке на акции учреждаемого общества, а также предварительно составленные уставы будущих обществ <6>. -------------------------------- <6> ПСЗРИ. 1873. N 52068.
Транспортное строительство и ввод железных дорог в эксплуатацию во второй половине 60-х - 70-е годы XIX в. потребовали совершенствования мер финансового контроля над железнодорожными обществами. С 1869 г. царское правительство весь облигационный капитал вновь учрежденных обществ забирало в казну, а из железнодорожного фонда выдавались концессионеру деньги на строительство в счет облигационного капитала. В этом же году была временно прекращена выдача гарантии на акционерный капитал, который также покупался из средств этого фонда, если не находил сбыта на внутреннем денежном рынке. С 1870 г. царское правительство запретило выпуск облигационных займов на внешнем денежном рынке отдельным железнодорожным обществам и приступило к выпуску консолидированных железнодорожных облигационных займов. За 1870 - 1875 гг. было выпущено пять займов на 69 млн. фунтов стерлингов. Огромная, все возрастающая финансовая задолженность казне железнодорожных обществ, лежавшая тяжелым бременем на госбюджете, заставила царское правительство в 80-х годах предпринять ряд мероприятий для проведения контрольно-финансовой проверки на железных дорогах страны. 24 мая 1884 г. по требованию Александра III было образовано Особое совещание "для выяснения взглядов Государственного контроля и министра путей сообщения по вопросу установления контрольно-финансового надзора над частными железными дорогами". В 1884 г. на основании выводов Особого совещания было принято решение об учреждении контрольного надзора в течение двух лет за эксплуатационными оборотами обществ железных дорог Балтийской, Лозово-Севастопольской и Московско-Брестской и приняты соответствующие правила контроля <7>. -------------------------------- <7> ПСЗРИ. 1884. N 2317.
Данные правила интересны для нас с точки зрения того, как регламентировалась проверка финансово-хозяйственной деятельности железнодорожных обществ со стороны правительственных контрольных органов. Непосредственное проведение проверки указанных частных железных дорог возлагалось на железнодорожный отдел Государственного контроля, а конкретно каждой дороги - на местные контроли, учреждаемые на основании вышеназванных правил. Предоставив контролерам широкие полномочия, правила оговаривали и условия таких проверок: во-первых, они должны были проводиться в присутствии администрации железных дорог или правительственных инспекторов; во-вторых, они не должны были препятствовать нормальной работе управлений железных дорог и безопасности движения поездов. Если такие ситуации возникали, то администрации железных дорог давалось право не выполнять указания контролеров, ставя в известность непосредственное начальство. Все материалы проверок доводились до сведения правлений и администраций дорог, особенно если это касалось нехозяйственных и невыгодных для казны распоряжений и действий. Государственный контролер мог по согласованию с МПС устанавливать, какие из проектов договоров железных дорог с клиентурой и подрядчиками являются наиболее приемлемыми, а какие нет, отклоняя последние. Если местный контролер обнаруживал неверность счетов, недочеты и ошибки, вследствие чего наносился ущерб казне, то он немедленно сообщал об этом государственному контролеру. Тот, в свою очередь, недополученные казной платежи обращал во взыскание железнодорожного общества. Правила предусмотрели и такую ситуацию, когда возникали противоречия между существующими законами или уставами железнодорожных обществ и даваемыми им, со стороны Госконтроля, указаниями и распоряжениями, направленными на исправление возникших недочетов. В этой ситуации министр путей сообщений по согласованию с Государственным контролером и министром финансов мог входить в правительство с законодательными предположениями, которые снимали бы возникшие препятствия <8>. -------------------------------- <8> ПСЗРИ. 1884. N 2317.
Одновременно с проверкой отчетности трех указанных выше железных дорог в 1884 г. была образована Междуведомственная комиссия для контрольной ревизии эксплуатационной отчетности частных железных дорог. В ходе работы этой комиссии были вскрыты финансовые злоупотребления правлений частных железных дорог. Комиссия разработала комплекс мероприятий по упорядочению и усилению госконтроля за эксплуатационной отчетностью частных железных дорог: введена единая система счетоводства, установлены общие нормы для смет и балансовых отчетов, ставших обязательными для железнодорожной администрации. В 1887 г. новый министр финансов И. А. Вышнеградский, взяв курс на устранение бюджетных дефицитов, приступил к проведению железнодорожно-финансовой реформы. К этому времени многомиллионные платежи казны по гарантированным железнодорожным обязательствам составляли 85% внутреннего долга России. Финансовый надзор был введен дополнительно еще на девяти частных железных дорогах. С образованием в 1889 г. Департамента железнодорожных дел он был установлен над всеми железнодорожными обществами. 12 марта 1890 г. был принят Закон "О порядке открытия кредитов железнодорожным обществам", по которому по всем железнодорожным обществам, которые пользуются приплатами правительственной гарантии, пользоваться кредитом дозволялось только с предварительного утверждения МПС и Министерства финансов. От последнего зависело, будет открыт запрашиваемый дорогой кредит в Госбанке или же Министерство предложит свои условия кредитования. С согласия этих двух министерств обществу предлагаются новые условия кредита и его использования. В них должны были содержаться меры к погашению имеющихся долгов путем увеличения облигационных капиталов или выдачи из казны ссуд, сделанных как для заготовления запасов вследствие недостаточности оборотного капитала, так и для покрытия дефицитов и расходов на новые работы. Закон предоставил министру финансов широкие полномочия для погашения долгов железнодорожных обществ путем выпуска новых облигационных займов и самое расходование сумм железнодорожных обществ с капиталами, гарантированными казной <9>. Фактическому надзору Департамента железнодорожных дел подчинялись все вопросы, связанные с реализацией новых облигационных займов. Выручка от реализации облигационных займов теперь не передавалась в распоряжение правлений железнодорожных обществ, а вносилась на специальные счета этих обществ в частных коммерческих банках по распоряжению министра финансов. Выдачи железнодорожных строительных сумм из банков производились по платежным свидетельствам для исполнения работ и поставок, удостоверенным МПС. -------------------------------- <9> ПСЗРИ. 1890. N 6635.
Ввиду того что деньги для строительства железных дорог расходовались постепенно (в течение четырех-пяти лет), частные коммерческие банки получали громадные суммы свободных денежных средств при довольно низком проценте. Крайне заинтересованные в этом банки стремились захватить в свои руки как можно большую сумму вкладов. В первую очередь эти суммы получали банки, тесно связанные с железнодорожным строительством. В уставах большинства железнодорожных обществ эти пункты отличались крайней неопределенностью, что порождало постоянные юридические споры железнодорожных обществ с казной. Чистый доход ими рассматривался как оборотный капитал, а дивиденды на акции начислялись в увеличенных размерах. Это было одной из причин задолженности обществ казне и мешало министру финансов проводить мероприятия по установлению бездефицитности государственного бюджета. С этой целью в конце 1889 г. при Департаменте железнодорожных дел была образована Междуведомственная комиссия из представителей министерств финансов, путей сообщения и государственного контроля "для проверки предположений обществ о распределении чистого дохода и размере причитающегося на акции дивиденда" <10>. -------------------------------- <10> Краткий отчет о деятельности тарифных учреждений и Департамента железнодорожных дел за 1889 - 1913 гг. СПб., 1914. С. 122 - 123.
10 июня 1890 г. принимаются Правила о порядке распределения чистого дохода, о взносах в казну платежей из чистого дохода и о порядке выдачи дивиденда по акциям. Согласно Правилам чистый доход железных дорог определялся суммой всех сборов по ее эксплуатации, за вычетом эксплуатационных расходов и тех расходов, которые хотя и не имеют строго эксплуатационного характера, но разрешение на покрытие коих оговорено в уставах обществ или в условиях выдачи ссуд. Если последнего не было, то они осуществлялись в следующем порядке: сперва отчислялись суммы, потребные на платежи по облигациям, реализованным обществом или правительством; затем суммы, необходимые на платежи по ссудам, и наконец, на платежи по акциям. Временное отнесение расходов на чистый доход железных дорог может быть производимо лишь с особого разрешения Государственного Совета. В противном случае это рассматривалась как противозаконное действие. Министерство финансов брало на себя даже определение сроков на погашение платежей в казну. К этому должны были быть приурочены сроки созывов общих собраний. Отчисления в распоряжение правительства (казны), как участника в прибылях предприятия, или для погашения долга по гарантиям должны были быть вносимы в казну не позднее недельного срока по утверждению общим собранием акционеров годовых отчетов. Если общее собрание установит, что чистый доход дороги достаточен для производства полностью или частично обязательных для общества платежей по оставленным за правительством облигациям, по ссудам и по абсолютно гарантированным акциям, между тем если эти уплаты не были внесены, то на суммы, в срок не внесенные, начислялись проценты: в течение первых трех месяцев в размере, определяемом Министерством финансов, а далее - из расчета 6% годовых. Впредь до уплаты Правительству причитающихся с общества платежей с начисленными по день уплаты процентами, никакого дивиденда по акциям общества, сверх гарантированного дохода, не выдавалось. Правление всех железнодорожных обществ, пользующихся приплатами по гарантиям или состоящих в долгу у правительства вследствие приплат по гарантиям и иных ссуд, а равно железнодорожных обществах, в чистой прибыли которых участвует правительство, обязаны были предварительно, не менее чем за четыре недели до дня созыва общего собрания, предоставить свои соображения по предмету распределения чистого дохода в Министерство финансов, Министерство путей сообщения и Государственный контроль. Представленные правлением предположения рассматривались в особой комиссии при Министерстве финансов из Министерств финансов и путей сообщения, по одному от каждого ведомства, она проверяла на предмет правильности распределения чистого дохода по всем причитающимся обязательным платежам общества. После одобрения будущего отчета правлением оно оглашалось на общем собрании, санкция которого на проведение соответствующих выплат, по существу, носила формальный характер <11>. -------------------------------- <11> ПСЗРИ. 1890. N 6921.
Совокупность всех этих мер царского правительства контрольно-финансового характера, связанных с эксплуатацией железных дорог, поставила железнодорожные общества в довольно тесную финансовую зависимость от казны. В официальных изданиях царского правительства контрольно-финансовой реформе на железнодорожном транспорте придавалось огромное значение. "Трудно уже говорить о возможности со стороны обществ произвола в расходовании реализованных или гарантированных правительством капиталов и о бесконтрольной деятельности обществ, вовлекающих казну в убыток" <12>. -------------------------------- <12> Краткий отчет о деятельности тарифных учреждений и Департамента железнодорожных дел за 1889 - 1913 гг. СПб., 1914. С. 124 - 125.
Меры финансового контроля подкреплялись мерами организационного характера, для чего была создана соответствующая правовая база. В 1873 г. в Правила для разрешения постройки железных дорог, разбираемые нами выше, было вписано положение о том, что в состав правлений железнодорожных обществ, кроме выборных директоров, входит директор от Министерства путей сообщения, который отвечает перед правительством непосредственно за все действия правления по исполнению уставов общества. Ему предоставлялось право заявлять протесты правлению по состоявшимся решениям и принимаемым мерам и вследствие таковых протестов, если министр не отменит эти протесты, выносить их на общие собрания акционеров. Указанный директор от правительства получал содержание от казны, но на покрытие этих расходов общество обязано отчислять в казну определенную сумму <13>. -------------------------------- <13> ПСЗРИ. 1873. N 52069.
В Уставе Главного общества Российских железных дорог (1861 г.) (§ 17) было прописано, что высшие должностные лица дороги (директор, старшие инспекторы, инженеры - начальники отделений дорог, начальник счетной части) назначались с предварительного одобрения Главного управления путей сообщения <14>. В феврале 1892 г. основные положения, изложенные в § 17 Устава Главного общества Российских железных дорог, распространяются на все частные железнодорожные общества <15>. В том же году принимается Закон, согласно которому управляющие железных дорог частных обществ (директора) объявлялись состоящими на государственной службе. Они пользовались всеми правами и преимуществами этой службы, за исключением права на пенсии и единовременные пособия, так как их им выплачивало само железнодорожное общество. Размер жалованья (заработной платы) управляющим определяло Министерство, но выплачивало его само общество. Управляющие железных дорог назначались Министерством путей сообщений из числа представленных железнодорожным обществом кандидатов. На заместителей управляющих железных дорог в период, когда они временно исполняли обязанности директоров (управляющих), эти правила также распространялись <16>. -------------------------------- <14> ПСЗРИ. 1861. N 37589. <15> ПСЗРИ. 1892. N 8373. <16> ПСЗРИ. 1892. N 8373.
Таким образом, хозяйственная деятельность железнодорожных обществ распадалась на два этапа: первый - строительство железной дороги, второй - ее эксплуатация. Правовое регулирование и государственный контроль над деятельностью железнодорожных обществ менялись со временем и в зависимости от того, на каком этапе своей деятельности находилось общество. В конце XIX в. сложилась целостная система государственного контроля финансово-хозяйственной деятельности железных дорог. Правовые нормы, регламентирующие правовой контроль над финансовой деятельностью правлений железнодорожных обществ, носили весьма жесткий характер, что позволило предотвратить практику перекладывать средства из чистого дохода железных дорог в карман крупных держателей акций, в ущерб обязательных выплат и отчислений на развитие материальной базы дорог. Правления железнодорожных обществ были обязаны принять рекомендации, выработанные правительственными учреждениями, направленные на оздоровление их финансового положения. Действовала строгая система текущего контроля железнодорожных предприятий со стороны Государственного контроля. Предоставляя государственным контролерам большие права, законодатель вводил и соответствующие пределы их полномочий: их требования к железнодорожному начальству не должны были создавать препятствия для нормальной работы транспорта. Государство контролировало железные дороги и в административно-кадровом отношении. Директора (управляющие) железных дорог, принадлежащих частным акционерным обществам, назначались правительством с их представления и пользовались всеми преимуществами государственных служащих. В правлениях обществ вводились члены от правительства. И те и другие осуществляли непосредственный государственный контроль деятельности железнодорожных обществ. В целом для того времени система государственно-правового регулирования деятельности железнодорожного транспорта была вполне эффективной, позволившей решать стоящие перед отраслью задачи. Этот опыт заслуживает изучения и творческого применения в наши дни.
Название документа