Транспортная юстиция СССР в годы Великой Отечественной войны

(Кодинцев А. Я.) ("Транспортное право", 2008, N 2) Текст документа

ТРАНСПОРТНАЯ ЮСТИЦИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

А. Я. КОДИНЦЕВ

Кодинцев А. Я., заведующий кафедрой теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

Накануне Великой Отечественной войны в СССР существовала разветвленная система транспортных судов и прокуратур. В 1939 г. действовало 34 линейных железнодорожных суда и 22 воднотранспортных суда подчинялись соответствующим коллегиям Верховного Суда (далее - ВС) СССР. Они подчинялись Железнодорожной коллегии (далее - ЖК) и воднотранспортной коллегии (далее - ВТК). Также существовала Главная прокуратура железнодорожного транспорта и Главная прокуратура водного транспорта, которые входили в состав Прокуратуры СССР. С началом военных действий встал вопрос об изменении статуса линейных судов транспорта. Они постепенно "военизируются". 22 июня 1941 г. введено в действие Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении и в районах военных действий. Текст Положения был разработан в 1940 г. Положение предусматривало совместное утверждение штатов трибуналов НКЮ СССР и соответствующими наркоматами (НКО, НКВМФ, НКВД). Перемещения председателей и членов военных трибуналов (далее - ВТ) производил нарком юстиции СССР. Снабжение трибуналов возлагалось на военные ведомства. Это ставило военные трибуналы и прокуратуры в существенную зависимость от армейских командиров. Статья 11 предоставила право ВТ рассматривать дело в 24 часа после вручения обвинительного заключения (по Приказу НКЮ СССР от 17 сентября 1941 г. все остальные дела тыловые трибуналы должны были рассматривать в 3-дневный срок). ВТ должны были рассматривать дело в составе трех постоянных членов. Это, по мнению военных юристов, якобы способствовало гарантии прав обвиняемых. Опротестование приговора допускалось только в порядке надзора (ст. 14). С точки зрения И. Мирошниченко, устранение кассационного обжалования (опротестования) и расширение судебного надзора за счет лиц, имеющих право приносить протест, имело положительное значение. Все законченные уголовные дела поступали из нижестоящих трибуналов в вышестоящие и просматривались. Но после немедленного приговора это уже не имело большого значения. Военные советы могли приостановить исполнение приговора/определения (вскоре они получили право снимать судимости с военнослужащих, отличившихся в боях с немцами). Сообщение о приговоре к ВМН направлялись в ВК ВС СССР и ГВП. В случае неполучения ответа в течение 72 часов приговор приводился в исполнение. Остальные приговоры вступали в силу немедленно. Как отмечал В. В. Обухов, Президиум Верховного Совета СССР серией указов предоставил военным советам право утверждать приговоры к ВМН с немедленным приведением приговора в исполнение. Очень скоро это "исключение" стало правилом. Армия, таким образом, приобрела исключительное право, минуя высшие органы юстиции и ЦК ВКП(б), применять ВМН в широких масштабах. Вскоре значительное количество приговоров, в том числе заочных и с приговором к ВМН, перестали направляться в вышестоящие трибуналы для проверки. Руководство юстиции пыталось приостановить обесценение июньского Положения. Так, 14 января 1943 г. совместная Директива НКЮ СССР и Прокурора СССР запрещала расширительное толкование права военных советов на утверждение ВМН. Но в то же время военные советы могли утверждать приговоры к ВМН в "исключительных случаях". То есть ничего не изменилось. Положение о военных трибуналах от 22 июня 1941 г. подверглось таким переделкам, которые полностью изменили и исказили первоначальный смысл документа. Руководство ВТ тесно срослось с военным командованием. Используя предоставленные им права, председатели ВТ флотов и фронтов проводили самостоятельную судебную политику, согласовали свои действия с военными советами, передавали судебные дела из ВТ в военно-полевые суды и наоборот. Интересно отметить, что сохраняло свое действие Положение 1926 г., которое распространялось на трибуналы, действовавшие в тылу. Заложенная в нормативных актах путаница в системе органов военной юстиции привела к появлению многочисленного количества трибуналов с различной структурой и компетенцией. По Положению 22 июня 1941 г. линейные суды железнодорожного и водного транспорта, оказавшиеся на военной территории, реорганизовывались в ВТ. Впоследствии порядок, при котором было невозможно обжаловать приговоры, был распространен на областные суды в местностях, объявленных на военном положении (28 ноября 1941 г.), на линейные суды транспорта (4 декабря 1941 г.). Согласно Приказу НКЮ СССР и Прокурора СССР от 28 ноября 1941 г. в тех местностях, где нет ВТ, дела на основании Положения о военных трибуналах 1941 г. могли передаваться в областные и линейные суды с применением упрощенного порядка рассмотрения дел <1>. -------------------------------- <1> См.: Епифанов А. Е. Ответственность за военные преступления, совершенные на территории СССР в период Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект): Дис. ... докт. юрид. наук. М.: 2001. С. 291 - 292, 296 - 297; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг. Сб. док. М., 1955. С. 582 - 583; Мирошниченко И. Организация и деятельность военных трибуналов // Военные трибуналы - органы социалистического правосудия. М., 1958. С. 97; Обухов В. В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (ист.-пр. исслед.). Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 152, 154, 156 - 157; Советское право в период ВОВ. Уголовное право. Уголовный процесс. Часть 2. М., 1948. С. 173.

В первый год войны значительное время отводилось на структурную перестройку органов юстиции и эвакуацию. По Приказу Рычкова от 8 июля 1941 г. судам было указано приступить к ликвидации дел, утративших значение. К таковым были отнесены гражданские дела с завершенным исполнительным производством, уголовные дела, прекращенные и с оправдательным приговором, уголовные дела лиц, отбывших наказание по ст. ст. 58 и 59 УК РСФСР, дела по Указу 7-8, дела с ВМН, а также дела по 1-й инстанции, рассмотренные ВС СССР и республик. Согласно Приказу были образованы комиссии по ликвидации дел. Предполагалось ликвидировать кассационные производства сроком до 1 января 1940 г., переписку. Сохранялись текущие дела о государственных преступлениях, незаконченные дела, дела по жалобам, картотеки уголовных дел за 1940 - 1941 гг., нотариальные книги за 1940 - 1941 гг., секретная переписка, статотчетность, ряд категорий дел. Акты на списание уничтожались. Другой секретный приказ, вышедший в тот же день, предлагал прифронтовым судам прекратить малозначительные дела и дела без улик, в 4-дневный срок заочно рассмотреть дела с признанием вины обвиняемыми, приостановить рассмотрение иных дел, дела рассматривать без вызова свидетелей, начать вывозить архивы. В сентябре 1941 г. были также сформированы комиссии линейных судов, которые занялись аналогичной работой <2>. -------------------------------- <2> ГАРФ. Ф. А-353. Оп. 16. Д. 36. Л. 33, 36; Ф. Р-5446. Оп. 81а. Д. 345. Л. 29; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 175. Л. 20.

Постепенно расширялись функции транспортных судов. 28 марта 1942 г. по постановлению ГКО было ограничено передвижение граждан на транспорте. За его нарушение следовала уголовная ответственность, а дела рассматривали ВТ транспорта. Постановление Пленума ВС СССР N 43/25/у от 13 ноября 1941 г. обязало суды квалифицировать трудовые преступления на транспорте по п. "в" ст. 59.3 УК. После принятия Указа ПВС СССР от 26 декабря 1941 г., по которому вводилась суровая уголовная ответственность за преступления, совершенные на военных предприятиях, 24 августа 1942 г. его действие было распространено на рабочих и служащих железных дорог и предприятий НКПС, 8 октября - на работников наркомата речного флота и наркомата морского флота (по решению Политбюро ЦК ВКП(б)). Кроме того, по Постановлению Пленума от 22 октября 1942 г. действие Указа было распространено на работников военизированной охраны транспорта <3>. -------------------------------- <3> См.: Официальный отдел // Социалистическая законность. 1941. N 1 - 2. С. 29; Советское право в период ВОВ. Уголовное право. Уголовный процесс. Часть 2. М., 1948. С. 108, 110 - 111, 113, 118; ГАРФ. Ф. Р-7523. Оп. 14. Д. 45. Л. 2-4; Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 126. Л. 239; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1045.

В 1941 - 1943 гг. органы транспортной юстиции постепенно преобразовывались в военные. По решению Политбюро 23 января 1942 г. ГП железнодорожного транспорта была преобразована в ГВП железнодорожного транспорта. Вскоре ГП морского и речного флота была реорганизована в ГВП морского и речного флота. Прокуратуры железнодорожного и водного транспорта постепенно были преобразованы в военные прокуратуры. После принятия Положения от 22 июня 1941 г. начался непрерывный рост числа военных трибуналов, который продолжался до конца войны. 14 декабря 1941 г. ГКО преобразовала большинство линейных железнодорожных и водных судов в ВТ. ЖК реорганизовано в Военно-железнодорожную коллегию (далее - ВЖК) 28 июля 1942 г. ВТК в Военно-воднотранспортную коллегию (далее - ВВТК). Во главе ВВТК остался Н. А. Наумов, ВЖК возглавил И. Т. Никитченко. Главным военным прокурором железнодорожного транспорта стал А. П. Афанасьев. В 1942 г. ВТ войск НКВД включали в том числе ВТ железных дорог, водных бассейнов. Одновременно существовали военные прокуратуры войск НКВД железнодорожных войск, водных бассейнов. В 1942 г. органы управления военными трибуналами подвергались постоянной реорганизации. В сентябре 1942 г. из управления военных трибуналов (далее - УВТ) НКЮ СССР был выделен УВТ войск НКВД и охраны тыла (до этого отдел), а само управление было переименовано в ГУВТ (главное управление военных трибуналов). Вскоре было образовано УВТ ВМФ и УВТ железнодорожного и водного транспорта. Летом все управления входили в ГУВТ <4>. -------------------------------- <4> См.: Кожевников М. В. Пути развития советской прокуратуры // Ученые записки МГУ, 1950. Вып. 147. Труды юридического факультета. Книга 5. С. 119 - 121; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 247а. Л. 96.

По указу ПВС СССР от 15 апреля 1943 г. на железных дорогах вводится военное положение, 9 мая 1943 г. - на морском и речном транспорте, а 16 октября - для работников воздушного флота. После этого все линейные суды стали военными трибуналами. Численность ВТ выросла к концу войны в 5 раз. Ускоренный набор судей не покрывался выпусками гражданских юрвузов. По данным В. В. Обухова, доля лиц с высшим юридическим образованием среди судей ВТ войск НКВД снизилась с 1942 по 1945 г. с 27,4 до 20,6%. Еще больше снизилась доля лиц со средним юридическим образованием. К концу войны меньше половины судей имели юридическое образование. После перевода работников транспорта на военное положение в 1943 г. к ним стала применяться ст. 193.7 УК (на других военных предприятиях действовал Указ 26-12). Более того, за преступления совершенные на транспорте, ВТ имели право направить служащих на фронт в штрафные роты. На отдельные категории работников ответственность распространялась по постановлениям ГОКО. Например, на личный состав строительных колонн управлений аэродромного строительства НКВД, вольнонаемный состав вспомогательных судов, вольнонаемный состав строительных колонн и плавучих средств ВМФ, работников морского торгового флота, гражданского воздушного флота и др. В годы войны ВТ транспорта совершенно не рассматривали гражданские дела, мелкие преступления, совершенные на транспорте. В общей сложности до 80% дел, связанных с транспортом, рассматривали народные суды. В отдельных регионах существовали специальные участки народных судов по транспортным делам. Инструктивное указание НКЮ СССР от 24 мая 1943 г. отнесло к ведению народного суда дела частного обвинения (ст. 10 ГПК РСФСР), возникавшие на территории железнодорожного транспорта. Приказ НКЮ СССР и Прокурора СССР от 7 января 1944 г. дела о кражах на железнодорожном и водном транспорте квалифицировал по п. "в" ст. 162 УК РСФСР. Инструктивное письмо НКЮ СССР и Главного арбитража при СНК СССР дела, возникающие по перевозкам, если груз сдан другой организации, отнесло к подсудности народного суда (20 ноября 1944 г.). ВТ транспорта сосредоточились в основном на трудовых и контрреволюционных преступлениях <5>. -------------------------------- <5> См.: Голунский С. А., Карев Д. С. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 26 - 33; История советского государства и права. Кн. 3. М., 1985. С. 138; История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 гг. Сб. док. М., 1955. С. 585 - 586; Кожевников М. В. История советского суда. М., 1957. С. 326 - 327; Обухов В. В. Правовые основы организации и деятельности военных трибуналов войск НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. (ист.-пр. исслед.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С. 88, 92, 97, 103, 109 - 111, 139 - 145; Справочник народного судьи. М., 1946. С. 75, 197, 229, 298, 301 - 304, 402 - 416; Справочник по законодательству для судебно-прокурорских работников. М., 1949. Т. 3. С. 494 - 496; Строгович М. С. Военные трибуналы советского государства. М., 1942. С. 20; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 3905. Л. 49-58; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 80. Л. 172, 242; Оп. 1а. Д. 181. Л. 78; ОГАЧО. Ф. Р-916. Оп. 22. Д. 20. Л. 5.

В своих приказах нарком Рычков зачастую оценивал работу ВТ в/НКВД отрицательно. Плохое качество работы, волокита, упрощенное судопроизводство, заочное рассмотрение дел, низкий уровень знаний и т. д. Секретный Приказ НКЮ СССР от 26 августа 1942 г. N 0127с требовал от ВТ проводить карательную политику "беспощадно, жестко, отказаться от формализма, целеустремленно". В итоге ВТ работали "целеустремленно". Так, ВТ Оренбургской железной дороги осудил за I полугодие 1942 г. 217 человек по Указу 7-8, в том числе 141 несовершеннолетнего, из них 82 до 12 лет! Судьи даже не заглядывали в дела! Скопом осуждали людей. Особенно панически и беспорядочно ВТ действовали в первый год войны. Например, в 1943 г. несколько раз обсуждалась работа УВТТ, ВВТК и ВЖК ВС СССР. Коллегия указывала коллегиям ВС СССР и управлениям на наличие большого количества слабых определений, на разнобой в квалификации <6>. -------------------------------- <6> См.: Бондаренко Д. В. Юридическая ответственность в условиях военного положения (на опыте ВОВ 1941 - 1945 гг.): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 87 - 90; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1а. Д. 176. Л. 20, 31; Д. 177. Л. 180; Д. 247а. Л. 28, 100.

Судебное управление системой специальных судов в годы войны приобрело особое значение. Основные ресурсы НКЮ СССР сосредоточились именно на управлении военными трибуналами. Из отделов УВТ и были сформированы отдельные управления. Во главе ГУВТТ (Главное управление военных трибуналов транспорта) встал М. А. Шнейдер, с 1943 г. Г. Пуговкин, во главе УВТ железнодорожного транспорта Козырев, во главе УВТ водного транспорта Машков. Транспортные управления подчинялись ГУВТТ. Управления заняли автономное положение в системе НКЮ СССР. Их руководители выпускали большое количество приказов и секретных директив. Так, в 1944 г. начальник ГУВТТ выпустил 28 приказов. Например, 18 февраля 1944 г. об организации и работе постоянных сессий ВТ транспорта. В 1943 г. коллегия НКЮ СССР обсуждала работу ВТ 13 раз. УВТ железных дорог и водного транспорта в III квартале 1942 г. обследовало 16 ВТ, изучило и обобщило практику. ГУВТТ во II квартале 1945 года провело ревизии 10 ВТ и обобщило практику по 5 категориям дел. Кроме того, проводились совещания, проверялось исполнение приказов. ВТ основного звена управляли председатели ВТ второго звена. Они могли перемещать работников нижестоящих трибуналов, отстранять их от должности, с последующим утверждением наркомом юстиции. Могли проводить ревизии трибуналов, давать указания. Председатели ВТ фронтов/округов стали смещать и перемещать членов ВТ транспорта. Приказ НКЮ СССР от 5 июня 1942 г. запретил председателям ВТ фронтов, округов самостоятельно назначать и смещать оперативных работников ВТ железных дорог и водного транспорта, ограничив их компетенцию только армейскими частями. Дисциплинарные взыскания на военных судей налагал нарком юстиции СССР совместно с председателем ВТ. Частично дисциплинарные взыскания (замечание и выговор) мог налагать сам председатель ВТ. Трибуналы проводили учебные сборы и совещания. Военный трибунал фронта один раз в квартал обобщал судебную практику, составлял обзоры. На оперативных совещаниях обсуждались вопросы судебной практики и давались указания по дальнейшей работе <7>. -------------------------------- <7> См.: История советского государства и права. Книга 3. М., 1985. С. 237; Карев Д. С., Голунский С. А. Судоустройство. Ашхабад, 1942. С. 14 - 15; Кожевников М. В. История советского суда. М., 1957. С. 341; Смыкалин А. С. Судебная система страны в годы Великой Отечественной войны // Российская юстиция. 2002. N 9. С. 41; ГАРФ. Ф. Р-5446. Оп. 43а. Д. 3903. Л. 6-15; Д. 3905. Л. 6-15; Оп. 47а. Д. 3347; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 71. Л. 165; Оп. 1а. Д. 177. Л. 195; Д. 247а. Л. 96.

Основную долю дел, рассматриваемых ВТ транспорта, занимали дела о трудовых преступлениях. В 1942 - 1945 гг. ВТ транспорта осудили 80254 человека по п. п. "г" и "д" ст. 193.7 и 69824 - по п. "б" ст. 193.7 УК РСФСР. В 1941 - 1945 гг. транспортные суды осудили 30427 человек за контрреволюционные преступления <8>. -------------------------------- <8> История сталинского ГУЛАГА: конец 1920-х - первая половина 1950-х гг.: собр. док.: В 7 т. Т. 1. Массовые репрессии в СССР. М., 2004. С. 546, 615, 618, 621, 623, 626.

Транспортные суды сыграли важную роль при проведении государственной политики в годы войны. Транспортная юстиция полностью милитаризуется, статус ее повышается.

Название документа