Правовая природа и сущность понятий "субъекты коллективного инвестирования" и "формы коллективного инвестирования"

(Пономарева Е. Н.) ("Законодательство и экономика", 2008, N 2) Текст документа

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЙ "СУБЪЕКТЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ" И "ФОРМЫ КОЛЛЕКТИВНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ"

Е. Н. ПОНОМАРЕВА

Пономарева Е. Н. предлагает восполнить пробелы в законодательстве и правовой доктрине.

Вопросы, связанные с правовым регулированием инвестиционной деятельности на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по коллективному инвестированию, в разной степени затрагивались в работах российских ученых на протяжении последних двух десятилетий. Свой вклад в развитие правового регулирования инвестиционной деятельности внесли многие признанные специалисты в области экономики и юриспруденции. А. Б. Альтшулер, М. М. Богуславский, В. В. Бочаров, Н. Н. Вознесенская, Н. Г. Доронина, М. Ю. Маковецкий, Т. Н. Нешатаева, Н. Г. Семилютина, В. В. Силкина, В. А. Трапезников, И. З. Фархутдинов и др. в течение ряда лет обосновывали целесообразность обособления инвестиционного права в самостоятельную правовую отрасль, занимались разработкой категориального аппарата и основных теоретических положений инвестиционной деятельности, восполнением пробелов в российском гражданском и финансовом праве, препятствующих дальнейшему развитию инвестирования. Все упомянутые авторы в своих работах создали необходимую теоретическую базу и предпосылки исследования правового регулирования коллективного инвестирования. Однако ни одна из указанных работ не была полностью посвящена правовому регулированию коллективного инвестирования, до сих пор не определено место правового регулирования коллективного инвестирования в правовой системе, не разработаны основные понятия и принципы государственного регулирования данного института. Это обусловило необходимость проведения специального исследования сущности коллективного инвестирования на рынке ценных бумаг и особенностей правового регулирования отношений по коллективному инвестированию. Понятие "коллективное инвестирование" не закреплено в нормативных актах Российской Федерации и пока не разработано российской юридической наукой. Из анализа случаев употребления этого термина в правовых актах органов исполнительной власти Российской Федерации и в некоторых научных статьях можно сделать вывод: под коллективным инвестированием понимают деятельность по вложению денежных средств физических и юридических лиц в ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке, а также в другие объекты предпринимательской и иной деятельности при помощи специфических инструментов коллективного инвестирования в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Термин "инструменты коллективного инвестирования", который зачастую употребляется в экономической литературе и публицистических статьях, посвященных фондовому рынку, по отношению к участникам инвестиционной деятельности и их группам, на наш взгляд, юридически некорректен. Необходимо законодательно закрепить понятия "субъекты коллективного инвестирования" и "формы коллективного инвестирования". На основании норм Законов "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" <1> и "Об инвестиционных фондах" <2> основными участниками коллективного инвестирования можно признать инвесторов и управляющих средствами коллективных инвестиций. Кроме того, в деятельности по коллективному инвестированию могут участвовать дополнительные субъекты: агенты по выдаче и погашению инвестиционных ценных бумаг, специализированные депозитарии, независимые оценщики, органы государственного регулирования и контроля над коллективным инвестированием и т. д. -------------------------------- <1> Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" // СЗ РФ. 1999. N 9. Ст. 1096. <2> Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // Российская газета. 2001. 20 дек. N 247 (2859).

Одним из основных направлений государственного регулирования коллективного инвестирования является определение правового статуса субъектов коллективного инвестирования. Определение правового статуса субъектов коллективного инвестирования сопряжено с рядом юридических проблем. Наиболее просто определить правовой статус участников акционерных инвестиционных фондов; за некоторыми исключениями он в целом совпадает с правовым статусом участников акционерного общества. Определение правового статуса участников наиболее популярной правовой формы коллективного инвестирования в России - паевого инвестиционного фонда осложнено тем, что в деятельности паевых фондов используется особая юридическая конструкция, в которой сам фонд не признается юридическим лицом, а управляющая компания фонда строит свои отношения с пайщиками на основе договора доверительного управления имуществом. Детальная проработка правового статуса участников паевого инвестиционного фонда позволит более точно сформулировать существенные признаки инструмента коллективного инвестирования. Правосубъектность, наличие которой делает субъектами права как индивидов, так и коллективные образования, представляет собой единство правоспособности и дееспособности. При этом под правоспособностью понимается способность лица иметь права и обязанности, а под дееспособностью - способность приобретать и осуществлять их своими действиями <3>. -------------------------------- <3> См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учебник. М.: Проспект, 2001. С. 185.

Правосубъектность коллективных субъектов, осуществляющих хозяйственную или социально-культурную деятельность, теория называет юридическим лицом. Это субъекты, имеющие имущество, действующие в гражданском обороте от собственного имени и самостоятельно несущие имущественную ответственность <4>. Поскольку сам паевой инвестиционный фонд (ПИФ) не является юридическим лицом, он не может обладать правосубъектностью, не может быть носителем юридических прав и обязанностей. Основные участники деятельности ПИФа - юридическое лицо (управляющая компания, УК) и физическое либо юридическое лицо (инвестор), заключившие договор доверительного управления, где учредителем доверительного управления является инвестор ПИФа, а доверительным управляющим - УК <5>. Поэтому, говоря о деятельности ПИФа, следует рассматривать правовое положение этих двух субъектов. Эта сложная схема задумана и реализована для того, чтобы избежать двойного налогообложения доходов фондов. Если бы ПИФ являлся юридическим лицом, а управляющий занимал в нем соответствующую должность, прибыль от деятельности ПИФа облагалось бы налогом на прибыль, выплаченный из оставшихся средств доход пайщиков (подоходным налогом) плюс в ряде случаев паи облагались бы налогом на имущество. Существующая схема деятельности позволяет облагать налогом на прибыль только определенный процент прибыли фонда, отчисляемый в соответствии с договором доверительного управления в качестве оплаты услуг управляющей компании. -------------------------------- <4> См.: Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрайт-М, 2002. С. 295. <5> См.: часть 2 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" // Российская газета. 2001. 20 дек. N 247 (2859).

Правосубъектность подразделяется на общую, отраслевую и специальную. Под общей правосубъектностью понимается способность лица в пределах данной социально-политической системы быть субъектом права вообще. Термином "отраслевая правосубъектность" обозначается способность лица быть субъектом правоотношений той или иной отрасли права (государственного, административного, гражданского, уголовного и т. д.). Наконец, понятием "специальная правосубъектность" обозначается способность лиц быть субъектами лишь определенных правоотношений, складывающихся внутри отдельной отрасли права. Например, специальной правосубъектностью обладают должностные лица в рамках административного права, представительные органы власти - в рамках государственно права, юридические лица - в рамках гражданского права и т. д. <6>. -------------------------------- <6> См.: Спиридонов Л. И. Указ. соч. С. 187.

Управляющая компания (УК) наделена всей совокупностью прав и обязанностей юридического лица (общий правовой статус), профессионального участника рынка ценных бумаг (специальный правовой статус) и, наконец, управляющей компании конкретного ПИФа. Правосубъектность инвестора ПИФа - физического либо юридического лица - является специальной, когда речь идет об общих правах и обязанностях инвестора (получать информацию о деятельности фонда, приобретать и погашать паи, передавать в доверительное управление фондами только денежные средства и т. д.) <7> и индивидуальной, когда речь идет о правах инвестора, установленных конкретным договором доверительного управления (например, инвестор ПИФа "Базовый" под управлением УК "КэиталЭссетМенеджмент" вправе требовать выписку с лицевого счета у регистратора ОАО "Регистратор НИКойл"). -------------------------------- <7> См.: пункт 1 ст. 13, статьи 21, 23 Закона "Об инвестиционных фондах" // Российская газета. 2001. 20 дек. N 247 (2859).

Правовой статус (правовое положение) выражается в совокупности прав и обязанностей, характеризуется широтой и реальностью прав и свобод, закрепленных в конституциях и других законах. Правовой статус может быть общим, специальным и индивидуальным <8>. Общий правовой статус организаций определен Гражданским кодексом РФ. -------------------------------- <8> См.: Черданцев А. Ф. Указ. соч. С. 294.

Специальный правовой статус определяется специальными законами разных отраслей права. Это правовое положение УК в финансовых правоотношениях на рынке ценных бумаг (например, совершение сделок на бирже) и отношениях с контролирующими организациями (например, предоставление отчетности и исполнение предписаний ФКЦБ). Правовой статус инвестора - специальный правовой статус физического либо юридического лица, приобретающего паи ПИФа и тем самым косвенно (через управляющую компанию) принимающего участие в деятельности на рынке ценных бумаг. Статус инвестора характеризует правовое положение инвестора в отношениях купли-продажи инвестиционных паев и получения информации о деятельности фонда. Он устанавливается Законами "Об инвестиционных фондах", "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации" и рядом нормативных актов органов исполнительной власти. Индивидуальный правовой статус - это правовое положение конкретной УК в правоотношениях по управлению активами конкретного ПИФа. На практике нередко возникает ситуация, когда в управлении УК находятся сразу несколько ПИФов. В таком случае УК действует на основании нескольких отличных друг от друга договоров доверительного управления и обязана соблюдать условия различных инвестиционных деклараций. Таким образом, индивидуальный правовой статус УК, в управлении которой более одного ПИФа, существенно изменяется в зависимости от того, имуществом какого из этих фондов распоряжается УК, совершая ту или иную сделку на рынке ценных бумаг. Так, в управлении компании "Тройка-Диалог" находятся фонды "Добрыня Никитич", "Илья Муромец", "Алеша Попович" и "Дружина". Продавая акции, например, ОАО "Газпром", составляющие имущество фонда "Илья Муромец", УК "Тройка-Диалог" при совершении сделки будет руководствоваться правилами доверительного управления ПИФа "Илья Муромец". Совершая аналогичную сделку с акциями, составляющими имущество фонда "Дружина", рассматриваемая компания будет действовать в соответствии с правилами и декларацией фонда "Дружина". Детализация правового статуса УК также зависит от вида паевого фонда, договор доверительного управления которым подлежит рассмотрению. Так, фонд "Добрыня Никитич" является фондом акций, что влечет обязанность УК "Тройка-Диалог" соблюдать установленную Положением ФСФР России <9> норму акций и облигаций в портфеле фонда и т. д. -------------------------------- <9> См.: Приказ ФСФР от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н "Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 17.

Итак, субъектами коллективного инвестирования необходимо признать участников правоотношений, складывающихся по поводу коллективного инвестирования, наделенных специфическими правами и обязанностями в области коллективного инвестирования. Таким образом, к субъектам коллективного инвестирования можно отнести инвесторов, управляющих средствами коллективного инвестирования, а в ряде случаев регистраторов, специализированных депозитариев, независимых оценщиков и агентов по продаже ценных бумаг различных форм коллективного инвестирования. Исходя из особенностей правового статуса коллективных инвесторов, под ними следует понимать физических лиц и организации, передающие денежные средства в коллективное управление и обладающие правом собственности на коллективные инвестиции, правом на получение прибыли от коллективного инвестирования, правом на получение информации об управлении коллективными инвестициями и финансовом состоянии управляющего и иными установленными законом и договором и (или) уставом акционерного общества правами. В качестве юридической дефиниции коллективного инвестора как основного субъекта коллективного инвестирования предлагается использовать следующее. Коллективные инвесторы - это физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица, объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности, которые осуществляют вложение денежных средств или иного имущества в ценные бумаги и другие разрешенные законом объекты с использованием форм коллективного инвестирования. Более детальной юридической разработке необходимо также подвергнуть определение "управляющий средствами коллективных инвестиций" и понятие "управление средствами коллективных инвестиций", чтобы устанавливать основные права управляющего, принципы управления средствами инвестиций и ответственность управляющего. В то же время бесспорна потребность в законодательном закреплении и использовании в правоприменительной практике понятия "форма коллективного инвестирования" (вместо употребляемого в литературе "инструмент коллективного инвестирования"). Зачастую в правовых нормах и в официальных статистических данных речь идет не об отдельных субъектах инвестиционных правоотношений, а о совокупности субъектов, связанных взаимными правами и обязанностями и образующих специфические юридические конструкции, такие как паевые инвестиционные фонды (правовой статус которых складывается из совокупности правовых статусов инвесторов и управляющей компании); акционерные инвестиционные фонды; объединенные фонды банковского управления и др. Под формой коллективного инвестирования предлагается понимать особую юридическую конструкцию <10>, с помощью которой реализуется деятельность по коллективному инвестированию на рынке ценных бумаг. К формам коллективного инвестирования следует относить паевые инвестиционные фонды открытого, интервального и закрытого типа, акционерные инвестиционные фонды, фонды ипотечного покрытия и объединенные фонды банковского управления. -------------------------------- <10> Термин "юридическая конструкция" широко используется в российской правовой науке. Д. В. Винницкий утверждает, что юридические конструкции представляют собой своего рода структурные схемы, модели построения нормативного материала (см.: Винницкий Д. В. Юридические конструкции элементов налогообложения в российском налоговом праве // Государство и право. 2004. N 9. С. 55). По мнению А. Ф. Черданцева, "научная юридическая конструкция - это идеальная модель, отражающая сложную систему урегулированных правом общественных отношений, юридических фактов и их элементов" (см.: Черданцев А. Ф. Юридические конструкции и их роль в науке и практике // Правоведение. 1972. N 3). В контексте настоящего исследования наиболее точным представляется определение юридической конструкции, предложенное А. В. Майфатом, который понимает ее как типовую модель взаимоотношений, взаимодействия различных субъектов, определяемую как нормами права, так и поднормативными источниками (см.: Майфат А. В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: Монография. М., 2006. С. 2).

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, банков и страховых компаний должна регулироваться законом о коллективных инвестициях с учетом специфики основной деятельности этих организаций и с соответствующей оговоркой о том, что на них не распространяется ряд норм, касающихся инвестиционной инфраструктуры и распределения полученной прибыли. Так, целью клиентов страховых компаний является защита имущественных интересов на случай наступления неблагоприятных последствий, а не получение прибыли путем инвестирования средств через фондовый рынок. Но основные принципы инвестирования страховых резервов - прозрачность деятельности, диверсификация финансовых вложений, преимущественное инвестирование в фондовые инструменты - позволяют рассматривать инвестиционную деятельность страховых компаний как одну из специфических форм коллективных инвестиций. То же касается и инвестиционной деятельности банков. Формами же коллективных инвестиций "в чистом виде" можно считать открытые и интервальные паевые инвестиционные фонды, а также акционерные инвестиционные фонды, способные развиваться на российском фондовом рынке при условии снятия ряда законодательных ограничений на их деятельность и применения к ним налоговых льгот как для паевых инвестиционных фондов. Результаты разграничения понятий "субъекты коллективного инвестирования" и "формы коллективного инвестирования" приведены в таблице.

Разграничение понятий "субъекты коллективного инвестирования" и "формы коллективного инвестирования"

п/п Формы коллективного Субъекты коллективного инвестирования инвестирования

1 Акционерный инвести - - акционерное общество ционный фонд (акционерный инвестиционный фонд); - инвесторы (акционеры); - специализированный депозитарий фонда

2 Паевой инвестиционный - управляющая компания (учредитель фонд доверительного управления); - инвесторы (пайщики); - специализированный депозитарий

3 Объединенный фонд - банк (учредитель доверительного банковского управления управления); - инвесторы (держатели именных долевых сертификатов)

4 Фонд ипотечного - управляющий ипотечным покрытием покрытия (коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по управлению инвес - тиционными фондами, ПИФами и НПФ); - инвесторы (держатели ипотечных сертификатов участия); - специализированные депозитарии ипотечного покрытия

Название документа Вопрос: Правомерно ли привлечение организации гостиничного бизнеса к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае использования этой организацией модели контрольно-кассовой машины, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг? ("Законодательство и экономика", 2008, N 2) Текст документа

Вопрос: Правомерно ли привлечение организации гостиничного бизнеса к ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в случае использования этой организацией модели контрольно-кассовой машины, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг? Е. Ю.Лебедев, г. Москва

Ответ: Статья 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей на лиц (в том числе юридических лиц), совершивших правонарушения в виде продажи товаров, выполнения работ либо оказания услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ККМ). В соответствии с положениями статьей 2 и 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием пластиковых карт" данная техника подлежит обязательному применению на территории Российской Федерации всеми организациями и индивидуальными предпринимателями: - во-первых, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт; - во-вторых, в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При этом организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны использовать: - исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке; - зарегистрированную в налоговых органах; - обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти). Кроме того, в организациях допускается применение только исправных контрольно-кассовых машин с долговременным и энергонезависимым хранением информации в фискальной (контрольной) памяти, которые допущены к использованию в соответствии с Классификатором контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации (приложение N 1 к письму Госналогслужбы России от 5 февраля 1998 г. N ВК-6-16/84). Из содержания Федерального закона N 54-ФЗ и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" следует, что ответственность за осуществление денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники может наступить при наличии ряда нарушений, в соответствии с которыми ККМ должна использоваться: а) без фискальной (контрольной) памяти; б) с фискальной памятью в нефискальном режиме; в) с вышедшим из строя блоком фискальной памяти. По мнению представителей судейского корпуса, использование контрольно-кассовой техники модели, не предусмотренной к применению в сфере гостиничных услуг Классификатором контрольно-кассовых машин, но зарегистрированной в налоговом органе, не влияет на соблюдение фискального режима, сохранность и достоверность фискальных данных. Поэтому эксплуатация соответствующих моделей не образует состав административного правонарушения, установленного статьей 14.5 КоАП (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31 июля 2007 г. N Ф08-4578/2007-1804А).

Н. В.Герасименко Советник Аналитического управления ФАС России, старший научный сотрудник Института экономики РАН, кандидат юридических наук

Название документа