Правовая характеристика опасных производственных объектов
(Журавлев П. Е.)
("Юрист", 2008, N 3)
Текст документа
ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
П. Е. ЖУРАВЛЕВ
Журавлев П. Е., соискатель ученой степени кандидата юридических наук Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России.
По данным Ростехнадзора, в Российской Федерации насчитывается более 110 тыс. промышленных предприятий различного типа и различной формы собственности, эксплуатирующих около 250 тысяч опасных производственных объектов. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных аварий и катастроф проживает около 100 млн. человек, т. е. 70% населения страны (1).
В связи с возможностью причинения огромного ущерба как здоровью, так и имуществу людей при аварии на опасных производственных объектах законодательство Российской Федерации предъявляет особые требования технического, экономического и правового характера, направленные на обеспечение их безопасной эксплуатации.
Законодательно термин "опасные производственные объекты" введен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (2), в котором приводится исчерпывающий перечень соответствующих объектов.
При отнесении той или иной деятельности к опасным производственным объектам Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" руководствовался как количественными, так и качественными критериями.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному Федеральному закону.
На опасных производственных объектах получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, поименованные в приложениях 1 и 2 к Федеральному закону "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Одним из таких требований безопасности является страхование гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
При разработке проекта Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты" активно обсуждался вопрос о возможности отнесения тех или иных объектов к опасным производственным объектам, в частности о включении в перечень опасных производственных объектов АЗС, гидротехнических сооружений и т. д. (3).
Поскольку Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", введя термин "опасные производственные объекты", не дает определения этого термина, возникает необходимость изучить правовую природу этого понятия.
Само слово "объект" употребляется в русском языке в различных значениях.
Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова подразумевает под объектом все то, что является местом какой-нибудь деятельности, то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, а также явление внешнего мира либо предмет, на который направлена чья-нибудь деятельность, чье-нибудь внимание. Под объектом может подразумеваться в русском языке предприятие или учреждение (4).
В соответствии с принятым в теории гражданского права делением вещей как объектов гражданских прав на простые и сложные вещи опасные производственные объекты следует отнести к сложным вещам, используемым в процессе создания материальных жизненных благ - продуктов (изделий, энергии и услуг), необходимых для существования и развития человеческого общества.
При этом в качестве опасного объекта Федеральный закон "О промышленной безопасности" юридических лиц не рассматривает. Это вполне объяснимо, поскольку деятельность самого учреждения в качестве юридического лица не должна быть направлена на создание опасности, а опасность возникает лишь при использовании опасных материальных предметов в процессе хозяйственной деятельности.
Также не может быть признано в качестве опасного производственного объекта предприятие в качестве единого комплекса, поскольку в соответствии со ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором.
Гражданский кодекс Российской Федерации такой термин, как "опасные производственные объекты", не употребляет, при этом в ст. 1079 ГК РФ употребляет два понятия со значением "опасность" - "деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих" и "источник повышенной опасности".
Ответственность владельца источника повышенной опасности строится на началах риска, то есть ответственность возлагается независимо от вины, если только владелец источника повышенной опасности не докажет, что вред возник вследствие действия непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В связи с этим закономерно возникает вопрос об отнесении опасного производственного объекта к разновидности источника повышенной опасности.
Самого определения источника повышенной опасности и его признаков ГК РФ также не приводит, ограничиваясь перечислением видов деятельности, которая создает повышенную опасность для окружающих: использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, осуществление строительной и иной связанной с ней деятельности. Приведенный перечень носит примерный характер. Это объясняется тем, что при постоянном развитии техники нельзя дать исчерпывающий перечень уже существующих и возможных в будущем видов деятельности, создающих повышенную опасность. В перечень источников повышенной опасности в ГК РФ законодатель включил наиболее типичные, чаще других встречающиеся виды деятельности. Этим и объясняется то, что на разных этапах развития гражданского законодательства в составе такого перечня были названы разного вида деятельности.
Изучение истории развития европейского законодательства свидетельствует, что в период бурного развития промышленности ответственность без вины стала применяться к владельцам железных дорог и промышленных предприятий.
Как указывают С. Н. Абрамов и А. Ф. Попов: "Понятие опасных предприятий встречается в прусском Законе о железных дорогах 1838 г., австрийском Законе от 5 марта 1869 г. и некоторых других законодательных актах европейских государств. С развитием производства, использованием ранее неизвестных видов энергии, созданием новых видов транспорта круг опасных предприятий (предметов) расширялся, одновременно уменьшалась степень контроля человека над его творениями. Это заставило законодателя учитывать возможность причинения вреда такими объектами случайно, независимо от воли владельца или пользователя" (5).
В юридической практике важное значение в отнесении того или иного объекта к источнику повышенной опасности (если отсутствуют нормативные документы, относящие ту или иную деятельность к источнику повышенной опасности) занимают акты судебных органов, и прежде всего пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда.
Пленум Верховного Суда РФ определил, что источником повышенной опасности надлежит признать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля) (6).
Пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 21 октября 1993 г. N 22 "О некоторых вопросах практики применения Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" определен примерный перечень организаций, деятельность которых может быть отнесена к повышенной опасности: промышленные предприятия, производящие выбросы токсичных и других вредных веществ в природную среду, сельскохозяйственные и лесные предприятия, использующие для обработки полей и лесов химические вещества, транспортные средства и т. п.
Изучение свойств и административно-правового режима эксплуатации опасных производственных объектов позволяет отнести их к опасным производственным объектам, поскольку опасные производственные объекты обладают следующими характеристиками:
1. Опасные производственные объекты характеризуются повышенной опасностью для жизни, здоровья и имущества людей, большим размером причиняемого материального ущерба в случае возникновения аварии, то есть - разрушения сооружений и (или) технических устройств, неконтролируемого взрыва и (или) выброса опасных веществ.
На территории России функционирует около 4,5 тысячи пожаро-, взрывоопасных производств, в том числе около 3,5 тысячи химически опасных и более 700 крупных радиационно опасных объектов, свыше 3,5 тысячи объектов располагают значительными запасами хлора и аммиака, более 500 тысяч тонн хлора ежегодно перевозится по железным дорогам.
По подсчетам специалистов МЧС, в России в 424 городах и населенных пунктах имеется более 3400 химически опасных объектов, в зонах возможного заражения которых может оказаться более 60 млн. человек на площади 300 тыс. кв. км.
2. Опасность производственных объектов приводит к необходимости установления дополнительных требований и ограничений технического, организационного и экономического характера к организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты.
Эти меры направлены на обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов, под которой в законодательстве Российской Федерации понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (ст. 1 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").
Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает требования к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, и к работникам опасных производственных объектов.
В соответствии с данным Федеральным законом одним из обязательных условий принятия решения о начале строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного производственного объекта является наличие положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, заключать договор страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, а также соблюдать иные требования Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
3. В случае возникновения аварии на опасных производственных объектах опасные производственные объекты не поддаются полному контролю со стороны человека. Указанные выше объекты квалифицируются в качестве источников повышенной опасности в первую очередь потому, что при их использовании возможно вредоносное появление концентрированной энергии, не поддающейся полному контролю со стороны человека, химическое, радиоактивное или биологическое заражение, последствия которых могут быть также неуправляемы.
В связи с тем что человек не может полностью контролировать энергию, высвобождающуюся при эксплуатации источников повышенной опасности, при такой эксплуатации возникает высокая вероятность причинения вреда окружающим. Между тем не всегда допустимо установление степени подобной вероятности статистическими методами. Как верно заметил Б. С. Антимонов, метрополитен достаточно безопасный вид транспорта, тем не менее он считается источником повышенной опасности, так как "частота несчастий при данного рода деятельности сама по себе не выявляет еще определяющей причины этих несчастий" (8).
Высокая вероятность причинения вреда заключается, во-первых, в особой вредоносности опасных производственных объектов, при некорректном соприкосновении (пересечении, взаимодействии) с которыми человеку неизбежно причиняется вред. Эта вредность обусловлена особыми свойствами таких объектов (их мощностью, высотой, тяжелым весом и т. д.). Во-вторых, вследствие отмеченной неполной контролируемости проявлений указанных свойств важнейшей составляющей указанного признака является причинение вреда случайно. В литературе отмечается недопустимость признания источником повышенной опасности того объекта, который не может причинить вред случайно (8).
4. В случае аварии на опасном производственном объекте затруднено установление виновности.
Как отмечал еще в XIX в. видный российский цивилист Г. Ф. Шершеневич, в некоторых случаях доказывание вины причинившего ущерб представляется весьма затруднительным вследствие сложной обстановки действия, которое имело своим последствием вред. Это обнаруживается, писал ученый, особенно при эксплуатации крупных промышленных предприятий (железнодорожных, пароходных, фабричных и заводских), где нередко трудно обнаружить виновника и причины несчастного случая. Опыт обнаружил, что затруднительность доказывания вины приводит к тому, что самые справедливые иски остаются без удовлетворения. Ввиду этого законодательства освобождают потерпевшего от обязанности доказывать виновность причинившего вред, а на предприятие возлагают обязанность доказать отсутствие с его стороны всякой вины. Если предприятию это не удается, то оно может оказаться ответственным даже за такой вред, который в основании своем имеет только случайное стечение обстоятельств (10).
Случаи применения упомянутой ответственности были прямо предусмотрены российским законодательством того времени. Причем, принимая во внимание сложное положение ответчика и трудность собирания доказательств по делу, устанавливался сокращенный срок исковой давности для защиты судебных прав потерпевшего. Он был равен одному году для исков к транспортным организациям и двум годам для исков к владельцам фабрично-заводских предприятий.
Поскольку опасные производственные объекты представляют собой сложные механизмы, то аварии могут произойти по причине ошибки любого работника из большого числа рабочих и инженерно-технического персонала, причастных к проектированию, или к строительству, или к эксплуатации этих объектов.
Специфика опасных производственных объектов также такова, что аварии могут произойти и вне связи с человеческим фактором, а лишь по причине опасных свойств объектов.
Учитывая высокую угрозу материальным и нематериальным благам в случае аварии на опасных производственных объектах, особенности правового режима эксплуатации опасных производственных объектов и невозможность полного контроля за опасными производственными объектами со стороны человека, полагаем, что опасные производственные объекты являются разновидностью источника повышенной опасности.
Литература
1. Интернет-конференция главы Ростехнадзора К. Б. Пуликовского на сайте: http://www. rian. ru/online/20070731/70033092.php.
2. Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3588.
3. См.: Сухоруков С., Ситников В. Причинение вреда при эксплуатации опасного объекта // ЭЖ-Юрист. 2006. N 26. С. 26.
4. Интернет-сайт "Gramota. ru".
5. Абрамов С. Н., Попов А. Ф. Источник повышенной опасности: проблемы понятийного аппарата // Законодательство. Право для бизнеса. 2007. N 1. С. 12.
6. Пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. N 3 "О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. N 7.
7. Основы организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ // Оперативное управление мероприятиями РСЧС. Кн. 2. М., 2004. С. 5.
8. Антимонов Б. С. Гражданская ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности. Госюриздат, 1952. С. 653.
9. См.: Гражданское право: Учебник / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Ч. 1. М., 2000. С. 653.
10. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001. С. 516.
Название документа