Изменения энергетического законодательства на современном этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года (тезисы выступления на II ежегодной Всероссийской научно-практической конференции "Право и бизнес: правовое обеспечение благоприятного предпринимательского климата в Российской Федерации", посвященной 75-летию со дня рождения профессора А. Г. Быкова)
(Романова В. В.)
("Энергетическое право", 2013, N 2)
Текст документа
ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
(ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА II ЕЖЕГОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ПРАВО И БИЗНЕС:
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
КЛИМАТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ПОСВЯЩЕННОЙ 75-ЛЕТИЮ
СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРОФЕССОРА А. Г. БЫКОВА)
В. В. РОМАНОВА
Романова В. В., заведующая кафедрой энергетического права Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), партнер российско-британской юридической фирмы "Мусин, Ибрагимов и партнеры", кандидат юридических наук.
С момента принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года энергетическое законодательство активно развивается.
Прежде всего, следует отметить динамичное развитие законодательства в сфере энергетической безопасности. О необходимости совершенствования законодательства в сфере обеспечения энергетической безопасности, безопасности опасных производственных объектов неоднократно отмечалось на заседаниях Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.
В 2011 г. был принят Федеральный закон "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса". Данным Законом установлены организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации в целях предотвращения незаконного вмешательства, определены полномочия органов государственной власти, права и обязанности лиц, владеющих объектами топливно-энергетического комплекса.
Во исполнение данного Закона в течение 2011 - 2012 гг. приняты следующие подзаконные акты: Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1107 "О порядке формирования и ведения реестра объектов топливно-энергетического комплекса"; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 459 "Об утверждении Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования"; Постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 N 460 "Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса"; Приказ Министерства энергетики Российской Федерации от 13.12.2011 N 587 "Об утверждении Перечня работ, непосредственно связанных с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса".
Правовой анализ вышеуказанных нормативных правовых актов показывает, что для сферы правового регулирования энергетической безопасности характерна явно выраженная тенденция к унификации законодательства.
Согласно ст. 1 ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" данный Закон не распространяется лишь на объекты атомной энергетики. А к объектам топливно-энергетического комплекса в соответствии с п. 9 ст. 2 данного Закона отнесены объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения.
Принятым Законом установлен особый правовой режим объектов топливно-энергетического комплекса, введены дополнительные требования к лицам, владеющим на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В зависимости от отнесения объекта топливно-энергетического комплекса к той или иной категории опасности устанавливаются дифференцированные требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В качестве собственника или законного владельца объекта топливно-энергетического комплекса, который отнесен к объектам высокой категории опасности, может выступать только юридическое лицо, зарегистрированное на территории Российской Федерации. Также установлены ограничения для субъектов топливно-энергетического комплекса, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса, отнесенными к объектам высокой категории опасности, в отношении распоряжения данными объектами и их частями. Предусмотрена обязанность субъектов топливно-энергетического комплекса составлять паспорта безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с данным Законом разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Следующим важнейшим направлением энергетического законодательства, получившим динамичное развитие, является законодательство в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов. С момента принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года в Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" было внесено 14 изменений.
В соответствии с принятыми изменениями расширен понятийный аппарат указанного Закона, закреплены новые требования, касающиеся эксплуатации опасных производственных объектов.
Нельзя не обратить внимание и на то, что во исполнение требований данного Закона на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях введен режим постоянного государственного надзора.
Помимо активного совершенствования законодательства, имеющего общий характер для всех отраслей энергетики, следует отметить и динамичное развитие специального законодательства, регулирующего отношения в отдельных отраслях энергетики. С момента принятия Энергетической стратегии России на период до 2030 года в ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" было внесено 18 изменений.
Данные изменения касаются различных правовых аспектов. Следует отметить расширение полномочий государственных органов в области государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики, в т. ч. в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров.
Так, с 1 апреля 2013 г. вступили в силу дополнения в Федеральный закон "Об электроэнергетике", касающиеся расширения полномочий Правительства Российской Федерации в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике. Согласно абз. 40 п. 1 ст. 21 ФЗ "Об электроэнергетике" к полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление порядка расчета размера возмещения субъектам электроэнергетики, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с принятием уполномоченными органами следующих решений: (1) решений об изменении установленных долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, которая определена в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики; (2) решений об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности; (3) решений об установлении долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности субъекта электроэнергетики, осуществляющего регулируемые виды деятельности, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности такого субъекта электроэнергетики, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или согласованных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Расширены полномочия на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Данным государственным органам предоставлено полномочие по осуществлению мониторинга показателей технико-экономического состояния объектов электроэнергетики, в т. ч. показателей физического износа и энергетической эффективности объектов электросетевого хозяйства.
Правовой анализ изменений, внесенных в Федеральный закон "Об электроэнергетике" в 2013 г., показывает, что вносимые изменения касаются уточнения размера доли государственного участия в организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. Так, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 35-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 8 Федерального закона "Об электроэнергетике". Указанное изменение закрепляет, что по завершении реформирования российского открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Единая энергетическая система России" контроль Российской Федерации над организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью осуществляется путем прямого или косвенного владения Российской Федерацией долей в ее уставном капитале не менее 50% плюс одна голосующая акция.
Согласно прежней редакции указанного пункта ФЗ "Об электроэнергетике" по завершении реформирования доля Российской Федерации должна быть увеличена с 52% до уровня 75% плюс одна голосующая акция в уставном капитале организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Помимо совершенствования законодательства в сфере электроэнергетики происходит и совершенствование законодательства в иных отраслях энергетики. Так, с момента утверждения Энергетической стратегии России на период до 2030 года в Федеральный закон от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" было внесено 9 изменений. Полномочия федеральных органов государственной власти в области газоснабжения расширены за счет таких полномочий, как: осуществление государственного регулирования использования стратегических запасов газа, федерального государственного надзора в области промышленной безопасности систем газоснабжения, государственного экологического надзора в области газоснабжения, а также федерального государственного контроля (надзора) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; стандартизация, обеспечение единства измерений и организация обязательного подтверждения соответствия в области газоснабжения; установление показателей надежности и качества услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Необходимо обратить внимание и на изменения, вносимые в законодательство в сфере теплоснабжения. В принятый в 2010 г. Федеральный закон "О теплоснабжении" на сегодняшний день внесено 7 изменений. Здесь также имеется тенденция по расширению полномочий федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения. К числу дополнительно закрепленных законодателем полномочий в том числе отнесены: утверждение порядка осуществления мониторинга разработки и утверждения схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее чем пятьсот тысяч человек; утверждение методики комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, и порядок осуществления мониторинга таких показателей; утверждение порядка осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
Правовой анализ принимаемых изменений свидетельствует о следующих направлениях развития энергетического законодательства.
Формируется особый правовой режим энергетических объектов, что обусловлено в первую очередь необходимостью обеспечения энергетической безопасности и промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По отношению к субъектам энергетики, владеющим энергетическими объектами, устанавливаются дополнительные требования, связанные с обеспечением безопасности соответствующих объектов, в т. ч. на стадии проектирования и строительства соответствующих объектов, а также вводятся дополнительные ограничения в отношении распоряжения данными объектами.
При расширении полномочий государственных органов в осуществлении государственного регулирования и контроля в сфере энергетики наметилась тенденция к снижению доли участия государства в энергетических компаниях, что соответствует закрепленным в Энергетической стратегии России на период до 2030 года положениям о том, что прямое государственное участие в развитии энергетического сектора будет постепенно снижаться и заменяться на различные формы государственно-частного партнерства, особенно в части строительства и модернизации энергетической инфраструктуры, развития инноваций. При этом государство усилит свое регулирующее влияние в сфере совершенствования и оптимизации институциональной среды в российском энергетическом секторе.
Название документа