Организационно-правовые основы деятельности почтовых учреждений в XVIII - XIX веках (историко-правовой аспект)

(Сахаутдинов Д. Ф.)

("История государства и права", 2008, N 3)

Текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОЧТОВЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В XVIII - XIX ВЕКАХ

(ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)

Д. Ф. САХАУТДИНОВ

Сахаутдинов Д. Ф., преподаватель кафедры конституционного права, соискатель кафедры теории государства и права Уфимского юридического института МВД России.

В системе органов, обеспечивающих жизнеспособность государства, особое значение занимает система почтовых учреждений. История органов, обеспечивающих почтовую связь, насчитывает не одно столетие. Начиная с XVIII в. почтовое дело было сосредоточено при Коллегии иностранных дел и в Ямской канцелярии [1]. Основные задачи деятельности этой структуры нашли отражение в законодательстве рассматриваемого периода.

Следует отметить, что в 1782 г. под общим управлением Сената было создано Главное почтовых дел правление [2]. Назначались почтмейстеры в местные почтовые конторы [3]. В этом же году Сенат передал Петербургскому почтамту право контроля за своевременной поставкой лошадей для отправления почтовой гоньбы Ямской канцелярией [4].

В связи с подготовкой и проведением реформы почтового ведомства (1797 - 1800 гг.) Главным правлением почтовых дел были подготовлены разнообразные документы (обработаны и проанализированы донесения губернских правлений, составлены карты, ведомости, справки и другие материалы), которые содержали исчерпывающие сведения о состоянии почтового дела в России к началу XIX в. [5]. Среди основных мероприятий, направленных на реализацию реформы, следует выделить подчинение почтовых станций Главному правлению почтовых дел, передача под контроль семи почтамтов (Петербургского, Московского, Малороссийского, Тамбовского, Литовского, Казанского и Симбирского) губернских почтовых контор и экспедиций, а также утверждение в 1799 г. штатов почтовых учреждений, которые на несколько десятилетий определили структуру почтового ведомства в МВД России [6].

В дальнейшем все последующие изменения вплоть до 1830 г. касались исключительно ведомственной подчиненности почтовых учреждений.

Говоря о преобразованиях в структуре почтового ведомства, произошедших в 1830 г., следует отметить, что этим изменениям предшествовала длительная подготовительная работа созданного в 1827 г. Комитета для реформирования почтового управления. В результате деятельности этого Комитета было подготовлено большое количество различных по своему содержанию документов. Среди них можно назвать записки почтовых чиновников Ф. Я. Вейрауха и Ф. И. Прянишникова о различиях в организации русской, английской и прусской почты; проект Комитета "О новом устройстве почтовой части" с замечаниями на него из других ведомств; Положение "О разделении дел между отделениями и столами Почтового департамента". В конечном счете было принято Положение "О новом устройстве почтовой части", утвержденное 22 октября 1830 г. Согласно содержанию этого акта были ликвидированы все почтамты, кроме Петербургского и Московского, а вся территория России была разделена на 11 почтовых округов, которые возглавили окружные почтмейстеры [7].

Вопросам изменения структуры почтового управления были посвящены также многочисленные документы, рассматривавшие проблемы совершенствования деятельности почтового ведомства как в центральных губерниях России, так и на ее окраинах. Например, с утверждением в 1840 г. нового Учреждения для управления Закавказским краем и передачей в ведение Почтового департамента всех почтовых учреждений Закавказья был образован двенадцатый почтовый округ, было также разработано Положение "О новом устройстве почтового управления", определены штаты почтовых учреждений Закавказского края [8]. В дальнейшем все изменения в структуре почтовых учреждений Закавказья происходили на основании общего для всей России законодательства.

Процесс изменений в системе почтовых ведомств получил свое развитие в 1852 - 1853 гг., когда были ликвидированы все почтовые округа, а их функции по заведыванию почтовой частью в губерниях были переданы губернским почтмейстерам. Были пересмотрены, в свою очередь, и штаты почтового управления в губерниях [9].

Не оставил без изменений указанную сферу технический прогресс. Следует отметить, что появление телеграфа и развитие сети телеграфных учреждений во второй половине XIX в. предопределили изменения в центральном управлении и структуре местных учреждений связи. В основном эти изменения были направлены на объединение почтовых и телеграфных учреждений, которые до 1864 г. имели разные подведомственные управления. В то время как почтовое управление находилось в ведении Министерства внутренних дел России, управление телеграфом, согласно Указу Николая I от 4 сентября 1842 г., было подведомственно Управлению путей сообщения и публичных зданий [10].

В дальнейшем по мере возрастания телеграфа как средства связи, когда и телеграфные линии объединили все губернские и более 80 уездных городов, было признано целесообразным почтовые и телеграфные учреждения, как имеющие одно назначение - передачу корреспонденции, объединить в одном ведомстве. Указ Александра II от 17 декабря 1864 г. предусматривал передачу Телеграфного управления из Главного управления путей сообщения и публичных зданий Министерства внутренних дел России в ведение Почтового департамента [11]. Позднее, 15 июня 1865 г., Почтовый департамент был преобразован в Министерство почт и телеграфов [12], однако в 1868 г. присоединен снова к Министерству внутренних дел России [13].

Следует подчеркнуть, что анализ докладных записок по Министерству внутренних дел России, донесений начальников местных телеграфных управлений и контор свидетельствовал, что объединение почтовых и телеграфных учреждений себя не оправдало. Как и следовало ожидать, в 1874 г. все созданные в 60-х годах объединенные почтово-телеграфные учреждения были вновь разъединены, а уже в составе Министерства внутренних дел России образовались два самостоятельных департамента - Почтовый и Телеграфный [14].

Определенная трансформация в структуре центральных и местных почтово-телеграфных учреждений происходит в 80-х годах XIX в. Вместе с тем в 1882 г. в связи с рассмотрением смет Почтового и Телеграфного департаментов вышло постановление Государственного Совета об объединении в порядке эксперимента некоторых местных почтовых и телеграфных учреждений [15]. 22 мая 1884 г. на основании мнения членов Государственного Совета Почтовый и Телеграфный департаменты были объединены в новое учреждение под названием Главное управление почт и телеграфов. В том же 1884 г. была создана Комиссия для выработки общего плана преобразования местных почтовых и телеграфных учреждений. Комиссия внимательно изучила доклад министра внутренних дел России о причинах неудачи объединительной реформы 1865 г. В результате работы комиссии было подготовлено Положение об окружной системе объединения почтово-телеграфных учреждений, изданное 28 мая 1885 г. [16].

С 1885 по 1888 г. образуются почтово-телеграфные округа: Петербургский, Тверской, Одесский, Киевский, Харьковский, Приамурский, Забайкальский и др., где объединялись почтовые и телеграфные станции в населенных пунктах, на заводах и промыслах [17]. Следует отметить, что указанная система почтово-телеграфных округов, созданная на основании Положения от 28 мая 1885 г., просуществовала до 1917 г. Итоги работы объединенных почтово-телеграфных учреждений подробно рассматривались в обзорах деятельности почтово-телеграфного ведомства за указанный период. Говоря о содержании указанных документов, отметим, что отчеты почтово-телеграфного управления, как правило, содержали сведения о вновь созданных учреждениях связи; о доходах почтово-телеграфных учреждений, расходах на их содержание; о движении простой и ценной корреспонденции. Отсутствующие за некоторые годы отчеты центрального управления восполняют соответствующими материалами начальников почтово-телеграфных округов, Петербургского и Московского почтамтов, а также отчетами губернских почтовых контор.

Следует отметить, что сметы, представлявшиеся почтово-телеграфным ведомством на рассмотрение Министерства финансов России и включавшиеся в роспись государственных доходов и расходов, содержали сведения об отчислениях в государственную казну; о расходах на содержание учреждений ведомства; на оплату за перевозку почты внутри России и оплату доставки иностранной корреспонденции. Отсутствие за некоторые годы смет в фонде Главного управления почт и телеграфов возмещалось расписаниями о расходах по почтовому и почтово-телеграфному ведомству за 1866 - 1887 гг., а также сведениями, содержащимися в Росписях государственных доходов и расходов за 1823 - 1857 гг. и за 1894 - 1908 гг. в фондах Департамента государственного казначейства и Департамента экономии Государственного совета [18].

Следует обратить внимание на целый комплекс источников, содержащих значительный объем информации о развитии почтовой связи России. Речь идет о различных должностных инструкциях и др. [19].

В 1803 г. для каждого из семи существовавших в то время почтамтов были разработаны и утверждены особые временные положения. Первая инструкция для работы губернских почтмейстеров была разработана еще в 1807 г. В 1806 г. Министерство внутренних дел России поставляло циркуляр "О содействии гражданских губернаторов к порядку и устройству почтовой части в губерниях", а в 1842 - 1843 гг. был издан ряд положений и инструкций, в том числе инструкция станционным смотрителям и почт - комиссарам (в связи с передачей почтовых станций в ведение Почтового департамента МВД России); положение об управлении почтовыми станциями; а также инструкция о порядке контроля за ними [20].

Следует отметить, что ряд инструкций, изданных в разное время, касается упорядочения почтово-телеграфного делопроизводства, порядка составления отчетов, допуска к исправлению почтовых дел лиц, не состоявших в ведении Почтового департамента МВД России [21].

Различные сводные данные (ведомости, справки и обзоры) о развитии и распространении сети почтово-телеграфных учреждений, так же как и сводные данные по всем другим вопросам организации связи, как правило, группировались в связи с подготовкой каких-либо преобразований в указанной сфере. Например, одна большая группа дел со сведениями о числе почтово-телеграфных контор, почтовых отделений и экспедиций, об их распределении по губерниям относились к 70-м годам XIX в., другая к 1908 - 1910 гг. Эти данные были собраны почтово-телеграфным ведомством при подготовке проектов о развитии сети почтовых учреждений в России [22].

Таким образом, организационно-правовые основы деятельности почтовых учреждений в XVIII - XIX вв. проходили в условиях интенсивных преобразований. Указанные преобразования системы почтовых учреждений дали, в свою очередь, толчок формированию нового законодательства в данной сфере общественных отношений.

Литература

1. РГАДА. Ф. 1329. Оп. 2. Д. 69; Ф. 1289. Оп. 1. Д. 17.

2. ПСЗ РИ. Собр. 1. Т. XXI. N 15361.

3. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 26, 27, 28.

4. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 29.

5. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 91, 92, 93, 94, 98, 99, 100, 103, 113; Ф. 1347. Оп. 64. Ч. 1. Д. 258.

6. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 136, 236, 294; Ф. 1284. Оп. 4. Д. 53.

7. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 382, 383, 444, 445; Ф. 1149. 1829 г. Д. 73; 1830 г. Д. 15; Ф. 1286. Оп. 5. 1832 г. Д. 563.

8. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 602; Ф. 1149. 1840 г. Д. 109.

9. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 1380; Ф. 1152. 1860 г. Д. 130; 1867 г. Д. 334.

10. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XVII. N 16017.

11. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XL. N 41591; РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 845.

12. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XL. N 42194.

13. ПСЗ РИ. Собр. 2. Т. XLIII. N 45574.

14. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 2262. Д. 2324. Д. 2567; Оп. 2. Д. 845.

15. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 3808; Оп. 3. Д. 27.

16. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 704, 706, 844, 849; Оп. 3. Д. 27.

17. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 2. Д. 845, 941, 1144, 1145, 1146, 1147, 1148, 1149, 1150, 1151, 1154, 1155, 1156, 1157, 1161, 1168, 1169, 1170, 1171, 1173, 1174, 1187.

18. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 3. Д. 27.

19. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 407, 446, 893, 954, 1295, 1373, 1588, 2155, 2269, 2431, 2451, 2575, 3097, 3114; Оп. 10. Д. 2651; Ф. 1275. Оп. 1. 1862 г. Д. 105.

20. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 2825, 3117, 3118, 3119, 3120, 3121, 3122, 3123, 3124, 3125, 3126, 3127, 3128, 3129, 3130, 3131, 3132, 3133, 3134, 3135, 3136, 3137, 3138, 3139, 3140, 3141, 3142, 3143, 3144, 3145, 3146, 3147, 3148, 3149, 3150, 3151, 3152, 3153, 3154, 3155, 3156, 3157, 3158, 3159, 3160, 3161, 3162, 3163, 3164, 3165, 3166, 3167, 3168, 3169, 3170, 3171, 3172, 3173, 3174, 3175, 3176, 3177, 3178, 3179, 3180, 3181, 3182, 3183, 3184, 3231, 3348, 3392, 3539, 3540, 3780, 3782, 3920, 3921, 4106, 4107, 4333, 4334, 4528, 4529, 4778, 4786, 5065, 5084, 5244 - 5317; Оп. 2. Д. 253, 254, 490, 491, 688, 689, 869, 926, 927, 1224, 1225, 2505, 2506, 2507.

21. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 124, 616, 727, 733, 734, 735, 736, 737, 1296, 1392, 4385; Оп. 2. Д. 516; Оп. 6. Д. 1156; Оп. 8. Д. 254; Оп. 23. Д. 303; Ф. 1152. 1829 г. Д. 42; 1831 г. Д. 65; 1852 г. Д. 127; 1868 г. Д. 102.

22. РГАДА. Ф. 1289. Оп. 1. Д. 3542, 3604, 3788, 4568, 4779, 4809; Оп. 9. Д. 1680, 1681, 1682, 1683, 1684; Оп. 10. Д. 2023; Оп. 6. Д. 1764; Ф. 1152. 1880 г. Д. 156; 1883 г. Д. 521.

Название документа