Строительство без плана
(Федоткина Н.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 49)
Текст документа
СТРОИТЕЛЬСТВО БЕЗ ПЛАНА
Н. ФЕДОТКИНА
Наталья Федоткина, эксперт "ЭЖ-Юрист".
(Определение ВАС РФ от 19.11.2007 N 15452/07)
Постановлением главы администрации города предпринимателю Д. был предоставлен земельный участок в аренду на неопределенный срок, на котором предпринимателя обязали построить торгово-остановочный комплекс (киоск) согласно утвержденному проекту.
Во исполнение постановления предприниматель и городской комитет по управлению имуществом заключили договор аренды предоставленного земельного участка. Чтобы начать работы по реконструкции, предприниматель обратился в городскую администрацию с заявлением о предоставлении ему градостроительного плана данного земельного участка. Но там он получил отказ. Свое решение администрация мотивировала тем, что киоск, который должен был построить предприниматель, не относится к объектам капитального строительства.
Предприниматель обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия городской администрации, выразившегося в непредставлении в установленный срок градостроительного плана. Решением арбитражного суда в иске предпринимателю было отказано. Вынося решение, арбитражный суд указал, что получение градостроительного плана для освоения заявителем земельного участка в соответствии с его назначением не требуется, так как земельный участок выделен предпринимателю для реконструкции объекта некапитального характера - торгового киоска в торгово-остановочном комплексе. В связи с этим у городской администрации отсутствовала обязанность по составлению градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается реконструкция объекта, не относящегося к объектам капитального строительства.
Коллегия судей ВАС РФ согласилась с решением арбитражного суда и не стала отправлять дело в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
ОТ РЕДАКЦИИ
Статья 44 ГрК РФ гласит: подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам. Градостроительный план земельного участка должен содержать:
- указание границ самого участка, имеющихся на нем зон публичных сервитутов, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных и муниципальных нужд, а также минимальные отступы от границ участка при размещении зданий, строений, сооружений;
- информацию о градостроительном регламенте, если его действие распространяется на земельный участок, о видах разрешенного использования участка;
- информацию о расположенных на земельном участке объектах капитального строительства, объектах культурного наследия, а также сведения о технических условиях подключения объектов капитального строительства к инженерным сетям.
Понятие объекта капитального строительства содержится в подп. 10 ст. 1 ГрК РФ, согласно которому под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В данном случае земельный участок был выделен предпринимателю для реконструкции объекта некапитального характера - торгового киоска в торгово-остановочном комплексе. Следовательно, для проведения реконструкции градостроительный план ему был не нужен.
Название документа
Вопрос: Контрагент банка, получивший консультацию у ООО, прислал свое видение по вопросу отнесения монтажа охранно-тревожной и пожарной сигнализации к строительно-монтажным работам. Посылаем Вам данный ответ с просьбой прокомментировать его.
("Налоги" (газета), 2008, N 2)
Текст документа
Вопрос: Контрагент банка, получивший консультацию у ООО, прислал свое видение по вопросу отнесения монтажа охранно-тревожной и пожарной сигнализации к строительно-монтажным работам. Посылаем Вам данный ответ с просьбой прокомментировать его.
Ответ: Согласно ст. 1 Федерального закона от 25.02.99 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ", капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты. Из указанного следует, что затраты на новое строительство являются одним из вариантов осуществления капитальных вложений и создания объектов основных средств, при этом не следует, что капитальные вложения (основные средства) могут образоваться только путем осуществления строительства. Другими словами, тот факт, что в результате монтажа охранно-тревожной и пожарной сигнализации увеличивается первоначальная стоимость офиса банка, не позволяет однозначно квалифицировать работы по такому монтажу как строительно-монтажные.
По вопросу группировки видов деятельности в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (далее - Классификатор), утвержденном Постановлением Госстандарта России от 06.11.01 N 454-ст, можно отметить следующее. В группе 45.3 "Монтаж инженерного оборудования зданий и сооружений" (подгруппа 45.31 "Производство электромонтажных работ") Классификатора указаны работы, связанные с монтажом охранной и пожарной сигнализации, производимые в зданиях и других строительных объектах. Следовательно, законодатель отделяет работы по монтажу охранной и пожарной сигнализации, производимые на строительных объектах, от аналогичных работ, производимых не на объектах строительства. Аналогичная логика прослеживается в письме УМНС по г. Москве от 14 января 2000 года N 02-11/1280.
Согласно п. 3.2 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004, утв. Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1), при новом строительстве осуществляется возведение комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе. Новое строительство, как правило, осуществляется на свободных территориях в целях создания новых производственных мощностей.
По уточнению заказчика, полученному в ходе телефонного согласования вопроса, офис банка в настоящее время не находится в стадии возведения и, следовательно, не является объектом строительства. Ввиду этого обстоятельства полагаем, что работы по монтажу охранно-тревожной и пожарной сигнализации в офисе банка в рассматриваемом случае не могут быть квалифицированы как строительно-монтажные, основываясь на данных группы 45.3 ОКВЭД, поскольку в указанную группу входят работы только на строительных объектах.
С учетом всего вышесказанного, а также с учетом п. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" и ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" полагаем, что в рассматриваемой ситуации монтаж охранно-тревожной и пожарной сигнализации относится к работам в области охранной деятельности и пожарной безопасности. Вследствие этого сдачу данных работ необязательно оформлять актом по форме КС-2, КС-3, однако стороны вправе использовать эти формы по взаимному согласию.
Название документа
Вопрос: Иностранная компания "А" использует собственные самолеты для корпоративных перевозок. Данная компания предлагает российской компании "В" стать агентом по продажам чартерных рейсов на территории РФ. Какие юридически значимые документы нужны для осуществления брокерской деятельности по продажам чартерных перевозок российской компанией "В" с использованием самолетов компании "А"?
("Налоги" (газета), 2008, N 2)
Текст документа
Вопрос: Иностранная компания "А", имея в собственности самолеты бизнес-класса ирландской регистрации, использует их для корпоративных перевозок (компания "А" имеет свидетельство летной годности, свидетельство о регистрации ВС в приватной (частной) категории, лицензию на использование в частной категории).
Иностранная компания "А" предлагает российской компании "В" стать агентом (брокером) по продажам чартерных рейсов на территории РФ (чартерные рейсы будут осуществляться в России и Европе).
1. Какой договор, по сути, нужно заключить между компаниями?
2. Нужно ли получать сертификат эксплуатанта российской компании "В" для осуществления чартерных перевозок или достаточно только агентского (брокерского) договора с приложением к нему сертификата эксплуатанта компании "А"?
Два вопроса - это один глобальный: какие нужны юридически значимые документы для осуществления брокерской деятельности по продажам чартерных перевозок российской компанией "В" с использованием самолетов компании "А"?
Ответ: Воздушное законодательство Российской Федерации состоит из Воздушного кодекса РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора (ст. ст. 2 и 3 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК)).
В основе всех международных норм лежит универсальная Конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. (Чикагская конвенция 1944 г.).
Исходя из вашего запроса, видно, что иностранная компания "А" предлагает российской компании "В" стать агентом (брокером) по продажам чартерных рейсов на территории РФ (чартерные рейсы будут осуществляться в России и Европе).
Рассмотрим две ситуации: обеспечение чартерных рейсов через аренду (фрахт) воздушного транспорта и обеспечение чартерных рейсов через агента за счет собственника воздушного транспорта.
1. Обеспечение чартерных рейсов через аренду (фрахт)
воздушного транспорта
По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 104 ВК).
В теории аренду отличают от фрахтования. Юридическое отличие временного пользования воздушным судном состоит в том, что сторонами договора аренды выступают собственники воздушных судов и арендаторы. Приобретая в силу договора аренды статус арендатора, в соответствии с которым они получают во временное пользование воздушное судно выбранного им типа на определенных финансовых условиях, арендаторы обязаны осуществлять его эксплуатацию с соблюдением норм летной годности.
При фрахте фрахтуются вся либо часть провозной емкости воздушного судна, и фрахтователь не получает прав на эксплуатацию зафрахтованного воздушного судна, что характерно для договора аренды. Договоры фрахтования воздушного судна без передачи его в пользование и владение фрахтователя являются договорами перевозки.
Договоры фрахтования похожи, но не идентичны договорам аренды воздушных судов. Это сходство проявляется во временном характере действия того и другого вида договоров. Кроме того, при фрахтовании передача прав пользования, без чего аренда вообще невозможна, в принципе не предусматривается.
Практикой выработано множество видов договоров фрахтования всего или части воздушного судна. Содержание этих договоров зависит от целей фрахтования воздушного судна, определяемых фрахтователем. Договоры подразделяются на: а) договоры фрахтования на один или несколько рейсов или сезон (чартер); б) договоры фрахтования на время (тайм-чартер).
В отличие от договора фрахтования по договору аренды воздушное судно передается арендатору в его полное коммерческое и эксплуатационное пользование, но права распоряжения и владения сохраняются за собственником воздушного судна.
Признание и действительность договора аренды воздушного судна прямо связываются с выполнением государственных требований о летной годности, их подтверждением в соответствующих сертификатах и знаках соответствия. Без указанных документов арендованное воздушное судно к эксплуатации государством не допускается.
В 1980 г. Ассамблеей ИКАО было принято дополнение к Чикагской конвенции 1944 г. в виде поправки к ст. 83 под названием "Передача определенных функций и обязанностей". Поправка 83 bis вступила в силу 20 июня 1997 г.
Внутригосударственное законодательство регламентирует частноправовые вопросы аренды и фрахтования воздушных судов непосредственно между корпоративными юридическими и физическими лицами. Оба этих направления тесно взаимодействуют между собой, но доминирует международное право. Без выполнения требований ст. 83 bis аренда воздушного судна и его эксплуатация для целей международных воздушных перевозок невозможны.
В ст. 83 bis указан достаточный перечень передаваемых государству эксплуатанта воздушного судна полномочий для того, чтобы упомянутое двустороннее соглашение послужило основанием для допуска к эксплуатации арендованного перевозчиком иностранного воздушного судна.
В преамбуле Протокола о принятии ст. 83 bis отмечено "общее желание" государств - участников Конвенции передавать функции и обязанности, обычно возлагаемые на государство регистрации воздушного судна ст. ст. 12, 30, 31 и п. "a" ст. 32 Конвенции на государство - эксплуатанта арендованного воздушного судна.
Среди стран, изъявивших согласие с этим положением, - Российская Федерация. В свое время Протокол был ратифицирован Советским Союзом. 22 декабря 1987 г. на этот счет был принят соответствующий Указ Президиума Верховного Совета СССР. Российская Федерация является продолжателем Советского Союза и автоматически несет обязательства по Протоколу.
Таким образом, ст. 83 bis Чикагской конвенции 1944 г. предоставляет право государствам-участникам сложить с себя ответственность за соблюдение возложенных на них Конвенцией функций и обязанностей в области правил полетов, радиооборудования, признания летной годности воздушного судна, свидетельств на членов экипажа и возложить их на другое государство, в котором эксплуатируется арендованное воздушное судно.
Главное условие действия ст. 83 bis - наличие договора аренды.
Сам факт заключения договора аренды является началом распространения действия ст. 83 bis на арендные отношения и одновременно - основанием для выдачи национальным органом сертификации необходимых правовых документов, разрешающих эксплуатацию перевозчиком арендованного иностранного судна, зарегистрированного и сертифицированного в другом государстве.
Во-первых, между заинтересованными сторонами должен быть заключен договор аренды соответствующего типа воздушного судна. Причем сам договор может называться и чартер, и фрахт, но квалифицироваться как аренда он будет, только если происходит передача его во владение и пользование другой стороне по договору.
Во-вторых, арендованное воздушное судно должно эксплуатироваться в государстве, где оно не зарегистрировано, т. е. соответствующим образом допущено им к осуществлению авиаперевозок. В ст. 83 bis указано: "когда воздушное судно" государства регистрации "эксплуатируется в соответствии с договором аренды, фрахтования или взаимного обмена воздушными судами или в соответствии с любым подобным договором с эксплуатантом" в другом государстве, то "государство регистрации может по соглашению с таким государством передать ему все или часть функций и обязанностей как государства регистрации в отношении этого воздушного судна, предусмотренных ст. ст. 12, 30, 31 и п. "a" ст. 32". Тем самым оно освободится "от ответственности в отношении переданных функций и обязанностей".
Однако при заключении договора аренды его стороны обязаны согласовать положения договора с требованиями международного и внутреннего права, которые регулируют вопросы аренды воздушных судов с тем, чтобы при эксплуатации арендованного иностранного воздушного судна не возникала угроза безопасности международных полетов и перевозок, постоянно поддерживалась пригодность арендованного воздушного судна к полетам и осуществлялся надлежащий контроль за этим процессом.
В области международного воздушного права к таким вопросам относится соблюдение арендатором при эксплуатации иностранного воздушного судна:
1) требований ст. 12 ("Правила полетов"), ст. 30 ("Радиооборудование воздушных судов"), ст. 31 ("Удостоверение о годности к полетам"), п. "a" ст. 32 ("Свидетельства на членов экипажа") Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г.;
2) стандартов и рекомендуемой практики приложения 6 "Эксплуатация воздушных судов" и приложения 8 "Летная годность" к Чикагской конвенции 1944 г.;
3) положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении;
4) режима ответственности, установленного в отношении международной воздушной перевозки Варшавской конвенцией 1929 г. (Монреальской конвенцией 1999 г.).
В сфере внутреннего права в целях допуска арендованного иностранного воздушного судна к эксплуатации в государстве не его регистрации перевозчик-арендатор должен:
1) заключить договор аренды между арендатором и арендодателем в соответствии с требованиями внутреннего законодательства, а также многосторонних и двусторонних соглашений по воздушному праву;
2) получить от национального органа сертификации эксплуатационный сертификат для иностранного арендованного воздушного судна;
3) обратиться в национальный орган по сертификации с тем, чтобы он взаимодействовал с национальными системами сертификации с органами государства регистрации арендованного воздушного судна по вопросам соответствия, включая признание сертификатов, знаков соответствия и протоколов испытаний;
4) выполнить имплементационные (обслуживание воздушного судна) процедуры, связанные с соблюдением ст. 83 bis Чикагской конвенции 1944 г., при эксплуатации арендованного иностранного судна;
5) получить от национального органа сертификации признание относящихся к арендованному воздушному судну зарубежных сертификатов, знаков соответствия и работ по аккредитации;
6) внести сертифицированные объекты (воздушные суда, двигатели и воздушные винты) в государственный реестр системы сертификации гражданской авиации;
7) гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам), выданных на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации), подтверждающих соответствие этих воздушных судов действующим требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и охране окружающей среды. Если выявляется несоответствие арендованного иностранного воздушного судна национальным требованиям летной годности, то перевозчику-арендатору может быть отказано в допуске к эксплуатации;
8) получить разрешительные документы (лицензии), удостоверяющие право российского перевозчика беспрепятственно эксплуатировать конкретное арендованное воздушное судно в Российской Федерации по своему усмотрению;
9) получить сертификат (свидетельство) эксплуатанта;
10) уплачивать транспортный налог как эксплуатант (письмо Минфина России от 30.03.2007 N 03-05-06-01/23).
2. Обеспечение чартерных рейсов через агента
за счет собственника воздушного транспорта
По агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала (статья 1005 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК)). Причем агент может как участвовать, так и не участвовать в расчетах по заключенным сделкам.
Эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта (статья 61 ВК).
Таким образом, основным критерием признания лица эксплуатантом является использование воздушного судна (т. е. пользование им физически для оказания услуг по перевозке, а не является само лицом перевозимым или груз которого перевозится).
Если агентским договором будут предусмотрены поиск клиентов для перевозки на указанном в агентском договоре воздушном судне по указанному маршруту в указанном количестве мест, заключение договоров на перевозку (чартерных рейсов), а также возможные продажа и бронирование авиабилетов, заключение с третьими лицами договоров на обслуживание воздушного судна и другие услуги от своего имени или от имени принципала - собственника воздушного судна и за его счет, представление интересов перед третьими лицами по доверенности от принципала и при этом не предполагается передача воздушного судна в пользование и владение агента, то агент не является эксплуатантом.
Согласно статье 9 ВК лицензированию подлежат:
- деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе;
- деятельность по обслуживанию воздушного движения, а также по обслуживанию воздушных судов, пассажиров, багажа, грузов и почты на аэродромах и в аэропортах;
- авиационные работы для обеспечения потребностей граждан и юридических лиц, в том числе авиационные работы, выполняемые в воздушном пространстве иностранных государств, и деятельность по обеспечению авиационных работ;
- подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала;
- деятельность по обеспечению авиационной безопасности.
Согласно пп. "а" п. 2 Федеральных авиационных правил лицензирования деятельности в области гражданской авиации (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.01.1998 N 85) осуществление и обеспечение воздушных перевозок (внутренних и международных) пассажиров, багажа, грузов и почты на коммерческой основе подлежит лицензированию. На основании пп. 2 п. 2.1 Приказа Федеральной авиационной службы России деятельность по обеспечению внутренних и международных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты включает в себя:
- агентскую деятельность по продаже воздушных перевозок;
- деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов;
- деятельность по обеспечению пассажиров (экипажей) воздушных судов бортовым питанием.
Однако указанные Правила утратили силу с 1 октября 2007 г., и в настоящее время действуют новые Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.06.2007 N 397 "О лицензировании перевозок воздушным транспортом пассажиров и перевозок воздушным транспортом грузов, а также о совершенствовании государственного регулирования деятельности перевозчиков в сфере воздушных перевозок". В действующих Правилах не предусмотрено лицензирование агентской деятельности по продаже воздушных перевозок.
Нужно иметь в виду, что для осуществления иностранным эксплуатантом полета через государство иное, чем место регистрации воздушного судна, требуется соблюдение разрешительного порядка. Такие разрешения получает эксплуатант.
В Российской Федерации действует специальный порядок выдачи разрешений на разовые полеты воздушных судов. Его определяет Инструкция о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти по согласованию и выдаче разрешений на разовые полеты воздушных судов иностранных государств в Российской Федерации, утвержденная Приказом Минтранса России 14 мая 2001 г. Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта 5 марта 2005 г. издала распоряжение "О порядке оформления разовых разрешений на полеты гражданских воздушных судов", в котором указаны перечень документации, предоставляемой для оформления разового разрешения на полет, и порядок его согласования с этой службой в случае перегона воздушного судна из-за рубежа и за рубеж. Что касается нерегулярных полетов, то выдача разрешений на такие полеты осуществляется в соответствии с Временным порядком реализации Федеральным агентством воздушного транспорта полномочий авиационных властей по выдаче разрешений на выполнение международных нерегулярных полетов, в том числе по перевозке пассажиров (грузов) в случаях, предусмотренных международными соглашениями, принятым Федеральным агентством воздушного транспорта в виде распоряжения от 1 февраля 2006 г. В нем определена процедура выдачи Росавиацией разрешений на осуществление международных нерегулярных полетов, в том числе по перевозке пассажиров (грузов) в случаях, предусмотренных международными соглашениями. Распоряжение охватывает совокупность международных нерегулярных полетов, для выполнения которых необходимо получить разрешение от российских авиационных властей. Как это видно из документа, такие полеты необязательно связаны с перевозками. Под действие порядка выдачи разрешений подпадают разовые транзитные пролеты, специальные международные полеты на аэродромы и аэропорты, не открытые для международных полетов, разовые полеты гражданских воздушных судов иностранных государств.
Закон обычно определяет два основания правомерного выполнения полета иностранным воздушным судном в пределах национального воздушного пространства: международный договор, а если такового нет - специальное разрешение. Именно из этого исходит Воздушный кодекс Российской Федерации 1997 г. Более конкретно особенности выполнения полетов определены в Федеральных авиационных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г.
Нужно при этом учитывать нормы международного права, а именно Постановление Правительства РФ от 17.12.1992 N 984 "О заключении соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии о воздушном сообщении".
Таким образом, считаем, что агентская деятельность по поиску клиентов для перевозки на указанном в агентском договоре воздушном судне, по указанному маршруту, в указанном количестве мест, заключению договоров на перевозку (чартерных рейсов), а также, возможно, продаже и бронированию авиабилетов, заключению с третьими лицами договоров на обслуживание воздушного судна и другие услуги от своего имени или имени принципала - собственника/эксплуатанта воздушного судна и за его счет, представлению интересов перед третьими лицами по доверенности от принципала не влечет признания агента эксплуатантом.
Во избежание переквалификации агентского договора аренды рекомендуем следующее:
- особое внимание уделить правильности составления агентского договора. Если из его условий будет усматриваться, что агент владеет воздушным судном, то существует риск признать его эксплуатантом;
- авиабилеты должны продаваться от имени собственника/эксплуатанта, а не от имени агента воздушного судна;
- рекомендуем в заключаемых договорах на чартерные перевозки указывать наименование собственника/эксплуатанта - ирландскую компанию;
- для больших гарантий рекомендуем агенту заключать чартерные договоры и договоры на обслуживание воздушного судна по доверенности от имени ирландской компании.
Название документа