Электрическая мощность как особый товар

(Кирюхина Е. В.) ("Предпринимательское право", 2008, Специальный выпуск) Текст документа

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МОЩНОСТЬ КАК ОСОБЫЙ ТОВАР

Е. В. КИРЮХИНА

Кирюхина Е. В., заместитель начальника юридического управления Федеральной службы по тарифам, аспирант МГЮА.

В настоящее время выделился такой вид товара, как электрическая мощность. Ранее данное понятие неотступно следовало в связке с электрической энергией, и мощность никогда не рассматривалась как отдельный вид товара. К тому же в физическом плане такое разделение не представляется возможным, так как мощность - это условно-постоянная величина, характеризующая техническую возможность энергогенератора выработать определенное количество электрической энергии. В условиях создания конкурентных рынков электроэнергии такое виртуальное выделение стало возможным, так как выделился особый рынок мощности. В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <1> (далее - Закон об электроэнергетике) электрическая энергия и мощность - это особые товары. Вопрос о том, является ли электроэнергия, а уж тем более мощность товаром либо по своей правовой природе это объект права собственности, достаточно долго обсуждался в юридических кругах. Так, в статье Б. М. Сейнароева <2> "Договор энергоснабжения" автор указывает на особые свойства электрической энергии, такие, как невозможность хранения, обязательность синхронного процесса производства и потребления электроэнергии, ее "невидимость" и другие особые свойства. М. М. Агарков <3> отмечает, что электрическая энергия не может быть рассмотрена в качестве вещи, а договор энергоснабжения является не договором купли-продажи, а подрядом. Также существовала и теория, в соответствии с которой энергия являлась обязательством <4>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2003. N 12. Ст. 1177; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (часть 1). Ст. 37; 2006. N 52 (часть 1). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5427. <2> Сейнароев Б. М. Договор энергоснабжения // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6. <3> Агарков М. М. Подряд (текст и комментарий к ст. 220 - 235 ГК РФ). М., 1924. С. 13 - 14. <4> См.: Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972. С. 86.

Параграф Гражданского кодекса Российской Федерации, посвященный энергоснабжению, находится в главе, посвященной договору купли-продажи. Соответственно, электрическая энергия была признана товаром, пускай и специфическим его видом. Как отмечает В. В. Витрянский <5>, электроэнергия, представляющая собой лишь одно из свойств материи, "обнаруживается в способности производить полезную работу, обеспечивать выполнение различных технологических операций, создавать необходимые условия для трудовой деятельности и отдыха людей (освещение, вентиляция, отопление и т. п.)". -------------------------------- <5> Витрянский В. В. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II.

Законом об электроэнергетике указанным спорам был положен конец - энергия была признана товаром, а вместе с ней и мощность. Кроме того, Закон сразу выделил три вида мощности: - установленная генерирующая мощность - электрическая мощность объектов по производству электрической и тепловой энергии на момент введения в эксплуатацию соответствующего генерирующего объекта; - максимально доступная генерирующая мощность - часть установленной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности, не используемой для производства электрической и тепловой энергии по причине технической неисправности таких объектов; - рабочая генерирующая мощность - часть максимально доступной мощности объектов по производству электрической и тепловой энергии, за исключением мощности объектов электроэнергетики, выведенных в установленном порядке в ремонт и из эксплуатации. Следующим этапом стало издание Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529 "О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)" <6>, определившего генерирующую мощность как особый товар, покупка которого предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. -------------------------------- <6> СЗ РФ. 2006. N 36. Ст. 3835; 2007. N 16. Ст. 1909.

Что же такое мощность как объект гражданских прав? Для наилучшего понимания следует обратиться первоначально к физическому понятию мощности. Советская энциклопедия <7> дает следующее определение: "...физическая величина, измеряемая отношением работы к промежутку времени, в течение которого она произведена". В свою очередь, "электрическая мощность - физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии". При этом мощность определяется как физическая величина, характеризующая процесс. -------------------------------- <7> http://slovari. yandex. ru/dict/bse

В соответствии с Постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 <8> установленная мощность энергоустановки - это "наибольшая активная электрическая мощность, с которой электроустановка может длительно работать без перегрузки в соответствии с техническими условиями или паспортом на оборудование". -------------------------------- <8> ГОСТ от 27.03.1984 N 19431-84.

Таким образом, генерирующая мощность как объект гражданских прав - это процесс содержания объекта по производству электрической и тепловой энергии в состоянии готовности выработать определенное количество электрической и тепловой энергии за определенный промежуток времени. Следует отметить, что Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529, выводя определение генерирующей мощности, упускает такую важную характеристику, как время, за которое необходимое количество электроэнергии должно быть выработано. Теперь попытаемся рассмотреть мощность как товар сквозь призму теории права. Товар представляет собой объект имущественного оборота. Товар - это не только вещь в общепринятом смысле слова, по своей экономической сущности товар может быть нематериальным объектом. Товар может быть отождествлен с объектом гражданских правоотношений без учета личных нематериальных благ <9>. Свойствами товара обладает достаточно широкий круг объектов, в него включаются не только предметы материального мира, такие, как вещи. К товарам также относятся объекты интеллектуальной деятельности, средства индивидуализации производителя, различная коммерческая информация, т. е. объекты, не имеющие материального характера в прямом смысле слова. -------------------------------- <9> Гражданское право / Под ред. Е. А. Суханова. Учебник: В 2 т. Том I. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2004.

Существует подход, в соответствии с которым объект гражданских прав (вне зависимости от принадлежности к материальному или нематериальному миру) является синонимом понятия "товар" <10>. -------------------------------- <10> Гражданское право: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин, А. И. Масляев. Часть 1. М.: Юристъ, 2005.

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <11> дает следующее определение понятию "товар": "Объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот". -------------------------------- <11> СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079.

Следует отметить, что ранее товар определялся как продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для обмена (Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" <12>). Новое определение более полное, оно включает в себя понятие товара, работы и услуги и, кроме того, не ограничивает его предназначение только лишь обменом. -------------------------------- <12> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 499; 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. N 22. Ст. 1977; 1998. N 19. Ст. 2066; 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 2; 2002. N 12. Ст. 1093, N 41. Ст. 3969; 2006. N 6. Ст. 636, N 31 (ч. 1). Ст. 3434.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что генерирующая мощность - это товар, а следовательно, объект гражданских прав, предназначенный для продажи (введения в оборот). К объектам гражданских прав относятся в том числе работы и услуги - имущественные права. Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" <13> (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ) понимает под услугой предпринимательскую деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений. -------------------------------- <13> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923; 1999. N 7. Ст. 879.

Юридическая литература отделяет услугу от работы, основываясь на том, что в процессе оказания услуг не создается новая вещь, однако изменяются качества (характеристики) уже имеющихся <14>. -------------------------------- <14> Кураков Л. П. Экономика и право: Словарь-справочник.

Таким образом, генерирующая мощность как объект гражданских прав - это услуга по содержанию генерирующего оборудования в состоянии готовности выработать электрическую энергию в необходимом количестве и необходимого качества за определенный промежуток времени. Покупка (оплата) данной услуги предоставляет участнику оптового рынка право требования обеспечения готовности генерирующего оборудования к выработке электрической энергии установленного качества в количестве, необходимом для удовлетворения потребности в электрической энергии данного участника. Следовательно, оплачивая генерирующую мощность, покупатель приобретает виртуальную возможность получить необходимое количество электрической энергии. Что же понимается под состоянием готовности генерирующего оборудования? Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода устанавливают пять условий, выполнение которых свидетельствует о готовности оборудования к необходимой выработке. Первые три условия связаны с наличием подтвержденной системным оператором готовности генерирующего оборудования к его использованию при регулировании частоты, реактивной мощности и перетоков активной мощности. Правила технической эксплуатации электрических станций и безопасной эксплуатации атомных электростанций определяют требования к использованию генерирующего оборудования при регулировании частоты, реактивной мощности и перетоков активной мощности. Все вышеперечисленные условия носят технический характер и направлены на физическое обеспечение оборудования, позволяющее вырабатывать необходимое количество электроэнергии без перебоев в ее подаче. Еще одно условие - обеспечение работы генерирующего оборудования в соответствии с заданным системным оператором режимом. В этих целях каждый час должны соблюдаться следующие требования, установленные п. 42 Правил оптового рынка: а) соблюден суммарный объем ремонтов, согласованных в установленном порядке с системным оператором; б) мощность генерирующего оборудования, указанная в уведомлении о составе и параметрах генерирующего оборудования, подаваемом каждые сутки системному оператору, соответствует установленной мощности генерирующего оборудования участника оптового рынка, уменьшенной на величину мощности, выведенную в ремонт, согласованный в установленном порядке с системным оператором, с учетом величины технологических ограничений на производство или подачу в сеть электрической энергии (мощности); в) объем электрической энергии, предлагаемый в ценовой заявке на продажу электрической энергии, поданной участником оптового рынка для участия в конкурентном отборе ценовых заявок на сутки вперед в отношении каждого часа суток, соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с соблюдением максимального значения мощности генерирующего оборудования, определенного системным оператором; г) максимальное значение мощности генерирующего оборудования не уменьшалось по сравнению с величиной, указанной в подаваемом каждые сутки системному оператору уведомлении о составе и параметрах генерирующего оборудования или согласованной в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка с системным оператором; д) участником оптового рынка соблюден состав выбранного системным оператором генерирующего оборудования, что подтверждается системным оператором; е) участником оптового рынка соблюдены параметры выбранного системным оператором генерирующего оборудования, что подтверждается отсутствием допущенных этим участником по собственной инициативе отклонений объемов фактического производства электрической энергии от плановых на величину более чем 15 МВт. ч и 5% установленной мощности генерирующего оборудования в соответствующей группе точек поставки; ж) участником оптового рынка соблюдены требования к режиму выработки электрической энергии в ЕЭС России, что подтверждается отсутствием зарегистрированных системным оператором и подтвержденных в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка случаев систематического неисполнения команд диспетчера системного оператора. В случае невыполнения поставщиком вышеизложенных требований при расчете стоимости мощности применяются коэффициенты, уменьшающие стоимость мощности. Последнее условие - отсутствие случаев манипулирования участником оптового рынка ценами. Система установления случаев манипулирования ценами должна учитывать уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), дифференцированные по типам электрических станций. Указанные уровни устанавливаются Федеральной службой по тарифам. Контроль за соблюдением порядка установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию на оптовом рынке осуществляется Федеральной антимонопольной службой. При установлении случаев манипулирования ценами предусмотрена следующая санкция для поставщиков - суммарная стоимость мощности за один или несколько расчетных периодов снижается на величину, равную отношению стоимости мощности, проданной поставщиком по регулируемым договорам в соответствующих расчетных периодах, к числу часов, определенному договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Приказом ФСТ России от 28.12.2007 N 350-э <15> названные предельные уровни были введены в действие с 1 января 2008 г. Здесь следует отметить, что уровни в соответствии с требованиями правил оптового рынка были установлены с разбивкой по типам электростанций, в том числе теплоэлектроцентрали, гидроэлектростанции, атомные электростанции и конденсационные электрические станции (типы электрических станций, в отношении которых дифференцируются уровни максимальных экономически обоснованных расходов на производство электрической энергии (без учета мощности), используемые для установления случаев манипулирования ценами на оптовом рынке, были утверждены Приказом Минпромэнерго России от 13.10.2006 N 256 <16>). Кроме того, уровень обоснованных расходов учитывал, в какой ценовой зоне расположена соответствующая электростанция. Таким образом, данные уровни демонстрируют максимальную величину расходов, которые могут быть затрачены на производство электроэнергии определенным типом электростанций в конкретной ценовой зоне. В настоящее время существуют лишь две ценовые зоны - это зона Европы и Урала и зона Сибири. Соответственно, все электростанции, расположенные в одной ценовой зоне, имеют равное ограничение по расходам, затрачиваемым на производство электроэнергии, используемое при установлении случаев манипулирования ценами. Первая ценовая зона включает в себя 60 субъектов Российской Федерации, вторая - 12 субъектов, Томская область частично входит в первую и вторую зоны. Очевидно, что фактические расходы электростанций на производство электроэнергии в различных субъектах Российской Федерации могут отличаться друг от друга в десятки раз, в связи с чем предельный уровень таких расходов не может быть использован для выявления случаев манипулирования ценами. В данном случае необходимо вносить изменения в Правила оптового рынка, наделив Федеральную службу по тарифам полномочиями по утверждению предельных уровней расходов (как максимального, так и минимального) на производство электрической энергии (без учета мощности) по субъектам Российской Федерации с дифференциацией по типам электростанций в целях установления случаев манипулирования ценами. -------------------------------- <15> Информационный бюллетень Федеральной службы по тарифам. 31.12.2007. N 48. <16> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 27.11.2006. N 48.

Руководствуясь п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 529, Федеральная антимонопольная служба Приказом от 14.11.2007 N 378 <17> утвердила Порядок установления случаев манипулирования ценами на электрическую энергию (мощность) на оптовом рынке электрической энергии (мощности). -------------------------------- <17> Российская газета. N 282. 15.12.2007.

Данный документ предусмотрел, что манипулирование ценами осуществляется путем совершения экономических и (или) технологически необоснованных действий, в том числе с использованием исключительного положения на рынке, и может выражаться в двух формах: завышение (занижение) цен либо подача ценовой заявки в объеме, не соответствующем максимально возможному объему выработки соответствующего субъекта. Перечень случаев манипулирования является открытым, в связи с чем и иные действия участников оптового рынка могут быть по собственной инициативе расценены антимонопольным органом как случаи манипулирования ценами. Следует отметить, что данный Порядок распространяется не только на участников оптового рынка, но и на инфраструктурные организации, что является новым этапом в защите участников оптового рынка от злоупотреблений указанными организациями своим исключительным положением. Случаи манипулирования должны устанавливаться ФАС России на основании данных мониторинга, осуществляемого администратором торговой системы, в ходе которого происходит сравнение поданных заявок с равновесными ценами и фактическими затратами. Процедура установления и пресечения фактов манипулирования осуществляется антимонопольным органом и соответствует процедуре рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Здесь следует обратить внимание на следующее. Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрено, что в отношении субъектов, манипулирующих (имеющих возможность манипулировать), могут быть применены следующие меры: - государственное регулирование цен (тарифов); - ограничение цен в ценовых заявках; - введение ограничения в виде условия о подаче только ценопринимающих заявок; - обязательство участника оптового рынка предоставить на оптовый рынок в максимально возможном объеме всю электрическую энергию и мощность, вырабатываемые с использованием принадлежащего ему генерирующего оборудования. Порядок применения указанных мер должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Таким образом, с одной стороны, негативные последствия к нарушителям будут применяться в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации на основании предписания, как то предусмотрено Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а с другой стороны, порядок применения мер должен быть определен Правительством Российской Федерации. Таким образом, следует внести соответствующие изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции", установив исключительную компетенцию Правительства Российской Федерации в определении порядка применения мер ответственности. Вместе с тем п. 6 ст. 25 Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматривает еще одно негативное последствие для манипуляторов - принудительное разделение хозяйствующего субъекта. Осуществляться такое разделение будет в соответствии с антимонопольным законодательством и с учетом особенностей, определенных Правительством Российской Федерации. Нельзя обойти стороной закрепленное Правилами оптового рынка переходного периода финансовое наказание для поставщиков. В этом случае суммарная стоимость мощности за один или несколько расчетных периодов снижается на величину, равную отношению стоимости мощности, проданной поставщиком по регулируемым договорам в соответствующих расчетных периодах, к числу часов, определенному договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. В этой связи разработка и утверждение на уровне правительственного акта порядка применения к хозяйствующим субъектам, допустившим манипулирование ценами, мер ответственности, в том числе выражающейся в принудительном разделении, и содержащего отсылочные нормы к антимонопольному законодательству в части процедурных вопросов, представляется наиболее логичным направлением на пути устранения правовых пробелов, о которых говорилось выше. Для реализации такого особого вида товара, как мощность, создается специальный виртуальный рынок - рынок мощности, которому посвящен отдельный раздел Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643 <18>. -------------------------------- <18> СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4312; 2005. N 7. Ст. 560, N 8. Ст. 658, N 17. Ст. 1554, N 43. Ст. 4401, N 46. Ст. 4677, N 47. Ст. 4930; 2006. N 36. Ст. 3835; 2007. N 1 (ч. 2). Ст. 282, N 16. Ст. 1909; 2008. N 2. Ст. 84, N 3. Ст. 182.

Так как поставка мощности является важнейшим условием для удовлетворения потребности рынка в электрической энергии, было предусмотрено заключение соглашения между всеми поставщиками мощности, в соответствии с которым каждый поставщик обязан поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к его использованию при регулировании частоты, реактивной мощности и перетоков активной мощности. Для поставщиков, допускающих отклонения от заданных системным оператором технических параметров, предусмотрена санкция в виде снижения стоимости продажи электрической энергии с использованием понижающих коэффициентов. Как же определяется объем мощности, необходимый для обеспечения надежной и бесперебойной поставки энергии на рынок, в том числе в периоды максимальной нагрузки? Администратор торговой системы определяет плановый коэффициент резервирования мощности, который представляет собой соотношение суммарной установленной мощности генерирующего оборудования по всей ценовой зоне к средней величине определенных в прогнозном балансе совокупных объемов электрической мощности в соответствующей ценовой зоне. Данный коэффициент используется для расчета фактического объема мощности на основании объемов потребления электрической энергии в часы, установленные в предусмотренном ФСТ России порядке для определения объема потребления электрической мощности в прогнозном балансе. При этом в случае недостатка (переизбытка) объема мощности участник покупает (продает) соответствующие объемы на рынке по ценам с использованием утвержденных ФСТ России коэффициентов. Нормы Закона об электроэнергетике стали первой предпосылкой к выделению мощности как особого вида товара, самостоятельно участвующего в обороте на рынке, что, в свою очередь, привело к созданию обособленного виртуального рынка, которому посвящен отдельный раздел Правил оптового рынка электрической энергии и мощности переходного периода. Дополнительно следует отметить, что к III кварталу 2008 г. будет запущен новый рынок, торговля мощности на котором будет осуществляться с применением механизмов конкурентного отбора, что станет следующим этапом в процессе сознания либерализованного рынка электрической энергии и мощности.

------------------------------------------------------------------

Название документа