Информация Федеральной антимонопольной службы

(Редакционный материал)

("Налоги" (газета), 2007, N 48)

Текст документа

ИНФОРМАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) направила главам субъектов Российской Федерации и в территориальные органы ФАС России рекомендации по существенным условиям соглашений, заключаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с производителями продовольственных товаров.

Рекомендации по существенным условиям соглашений, заключаемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами, разработаны ФАС России во исполнение пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости".

Как отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цыганов: "Заключаемые соглашения должны привести к стабилизации цен на продукты первой необходимости, к обеспечению населения продуктами питания первой необходимости по доступным, экономически обоснованным ценам. Правительство Российской Федерации поручило нам подготовить рекомендации по существенным условиям таких соглашений для того, чтобы они обеспечивали сохранение конкуренции на рынках продовольственных товаров и не вступали в противоречие с антимонопольным законодательством. Это станет хорошим подспорьем для соответствующих органов исполнительной власти и территориальных управлений ФАС России".

Рекомендации ФАС России по существенным условиям соглашений, заключаемых органами власти с производителями продовольственных товаров и (или) организациями, осуществляющими торговлю продовольственными товарами.

Основанием для заключения соглашения является положение пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 769 "О соглашениях между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости", принятого в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).

Соглашения заключаются на определенный срок, но не позднее чем на срок до 31.01.2008.

Целью заключаемых соглашений является стабилизация цен на продовольственные товары первой необходимости и защита интересов наиболее незащищенных слоев населения.

В обязательствах сторон по соглашениям рекомендуется отражать следующие вопросы:

Для исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации:

- определение перечня социально значимых продовольственных товаров (хлеб батон 400 г (белый), хлеб 700 г (черный), молоко 3,2% жирности, яйцо столовое 1-й категории фасованное, кефир 1% жирности, масло сливочное 200 г 72,5% жирности, сыр 45% жирности весовой, масло подсолнечное нерафинированное 1 л), на которые такие соглашения распространяются, с возможностью его расширения с учетом региональной специфики;

- создание и использование резервных фондов по продовольственным товарам первой необходимости в случае возникновения острого дефицита таких товаров или их резкого подорожания;

- выделение торговых площадей с целью расширения возможности реализации продуктов питания населению непосредственно сельхозпроизводителями, в т. ч. путем расширения ярмарочной торговли;

- поддержка малообеспеченных слоев населения (предоставление скидок пенсионерам, субсидии, социальные магазины и др.);

- государственная поддержка сельхозпроизводителей.

Для сельхозпроизводителей и производителей продовольственных товаров:

- обязательства по увеличению производства сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости (в ассортименте), повышение конкурентоспособности российской продукции;

- обязательства по осуществлению торговли сельхозпродукцией и продовольственными товарами на предоставляемых площадях;

- принятие обязательств по снижению и поддержанию цен, а также обеспечению доступности цен и ассортимента сельскохозяйственных и продовольственных товаров первой необходимости;

- оптимизация числа посредников в цепочке от производителя до розничного продавца.

Для торговых организаций:

- обязательства по предоставлению определенного процента торговых площадей сельхозпроизводителям;

- сокращение и поддержание цен и торговых надбавок на продовольственные товары первой необходимости;

- поддержание ассортимента товаров первой необходимости, с обязательствами восполнения взаимозаменяемых товарных групп, в случае возникновения их дефицита;

- обеспечение доступа к торговым сетям сельхозпроизводителей, поставщиков продовольственных товаров первой необходимости.

Соглашения должны включать обязательные условия обеспечения конкуренции и не должны содержать положений, приводящих к:

- экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

- разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

- ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Соглашения также не должны содержать:

- ограничений по вывозу продовольственных товаров за пределы региона, а также ограничений по ввозу таких товаров из других регионов Российской Федерации;

- положений, создающих для хозяйствующих субъектов возможность устранения конкуренции, а содержание таких соглашений не должно выходить за рамки заявленных ими целей.

Предоставление государственной или муниципальной помощи должно осуществляться с учетом соблюдения требований главы 5 Закона о конкуренции.

Перечень обязательств по соглашениям не является исчерпывающим, может быть дополнен строго в соответствии с их целями при соблюдении требований антимонопольного законодательства.

Требуется учитывать, что положения указанного Постановления распространяются на соглашения, заключаемые исключительно между исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и хозяйствующими субъектами, и не распространяются на соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами.

Обращаем внимание, что соглашения между организациями розничной торговли и поставщиками продовольственных товаров заключаются в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства и являются допустимыми при выполнении совокупности следующих условий:

- соглашение заключено организацией розничной торговли и хозяйствующим субъектом - поставщиком продовольственных товаров, которые не конкурируют между собой ни на одном товарном рынке, и в соответствии с ним хозяйствующий субъект предоставляет продовольственные товары, а организация розничной торговли приобретает такие товары;

- доля организации розничной торговли на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов, либо если соглашение признается допустимым в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о конкуренции;

- доля хозяйствующего субъекта - поставщика продовольственных товаров на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов, либо если соглашение признается допустимым в соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о конкуренции.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если они приводят или могут привести к последствиям, установленным статьей 11 Закона о конкуренции.

В целях контроля за соответствием заключаемых соглашений требованиям антимонопольного законодательства соответствующие соглашения следует направлять в территориальные органы ФАС России в субъектах Российской Федерации в 3-дневный срок.

Заключаемые соглашения должны привести к стабилизации цен на продукты первой необходимости в течение срока действия соглашений и за пределами сроков соглашений привести к обеспечению населения продуктами питания первой необходимости по доступным, экономически обоснованным ценам.

По материалам пресс-службы ФАС России

Название документа