О Втором съезде строителей Сибири

(Лисица В. Н.)

("Жилищное право", 2007, N 12)

Текст документа

О ВТОРОМ СЪЕЗДЕ СТРОИТЕЛЕЙ СИБИРИ

В. Н. ЛИСИЦА

Лисица В. Н., старший научный сотрудник сектора гражданского права и процесса Института философии и права СО РАН, доцент кафедры правоведения Новосибирского госуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.

5 - 6 июля 2007 г. в г. Красноярске состоялся II съезд строителей Сибири. Его организаторами выступили Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, Совет администрации Красноярского края и Союз строителей Сибири - межрегиональное отраслевое объединение (некоммерческая организация), созданное в целях обеспечения благоприятных условий профессиональной деятельности участников инвестиционного процесса.

Главной темой съезда стало подведение первых итогов реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Сибирском федеральном округе (Приложение N 1), а также обсуждение задач, проблем и перспектив развития строительного комплекса в Сибири. В частности, на круглых столах были рассмотрены следующие вопросы:

- реализация требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;

- законодательное обеспечение инвестиционно-строительной деятельности;

- малоэтажное строительство;

- ипотека;

- кадры и безопасность труда в строительстве;

- взаимодействие органов власти и профессиональных объединений.

С докладами выступили полномочный представитель Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Квашнин А. В. ("Основные задачи по совершенствованию методов реализации в Сибири приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"), президент Союза строителей Сибири, заместитель губернатора Красноярского края Глушков Н. С. ("О первых итогах реализации национального проекта "Доступное жилье" и задачах строительного комплекса Сибири по развитию жилищного строительства на ближайшие годы") и др. По итогам была принята Резолюция N 2 (Приложение N 2), в которой содержатся рекомендации к органам государственной власти и органам местного самоуправления, организациям строительного комплекса и их объединениям по повышению эффективности реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Сибири.

Приложение N 1

Итоги реализации приоритетного национального проекта

"Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

в Сибирском федеральном округе

за 2006 г. - первое полугодие 2007 г.

Реализация национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в 2006 г. - первом полугодии 2007 г. привела к значительной активизации строительства в Сибирском федеральном округе.

Выполняются решения совместного заседания Совета Сибирского федерального округа и Совета МА "Сибирское соглашение" от 22 апреля 2005 г. и Резолюции I съезда строителей Сибири от 30 мая 2006 г.

Прежде всего были решены организационные задачи. В субъектах Российской Федерации определены должностные лица, ответственные за реализацию национального проекта. В ближайшей перспективе целесообразно принятие долгосрочной стратегии массового строительства жилья для всех категорий граждан, а также решение вопросов градостроительной политики, использования энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, стратегии развития строительной отрасли в Сибирском федеральном округе.

Все субъекты Российской Федерации заключили соглашения с Минрегионразвития России по реализации национального проекта, в которых определены региональные целевые показатели на 2006 - 2007 гг. Осуществляется взаимодействие с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, Исполкомом МА "Сибирское соглашение" и Союзом строителей Сибири. По различным аспектам реализации национального проекта в регионах проводились научно-практические конференции, круглые столы и совещания.

В итоге в 2005 г. в Сибирском федеральном округе введено - 4407,9 тыс. кв. м (в России - 43,6 млн. кв. м), в 2006 г. по Сибири - 5436,3 тыс. кв. м (в России - 50,5 млн. кв. м). Ощутимый вклад в строительство жилья внесли: Новосибирская область - 1073,2 тыс. кв. м - 152,4% к 2005 г., Омская область - 906,0 тыс. кв. м и 9,9%, Томская область - 374,5 тыс. кв. м и 116,8%, Красноярский край - 898,5 тыс. кв. м и 115,1%, Читинская область - 179,0 тыс. кв. м и 136,5%. В 2006 г. продолжался рост объемов индивидуального строительства (128,1% к 2005 г.) Доля индивидуального домостроения в общей площади сдаваемого жилья составила по Сибири 36,8%.

Объемы ввода жилищного фонда за пять лет, хотя и увеличились по Сибири с 0,12 до 0,27 кв. м на человека (по России - с 0,22 до 0,34 кв. м), по-прежнему недостаточны для нормального его воспроизводства и обеспечения комфортного проживания. В 2010 г. намечено ввести в Российской Федерации 80 млн. кв. м (около 0,55 кв. м на человека в год). Чтобы выйти на общероссийский уровень, в Сибири необходимо сдать 11 млн. кв. м жилья, но и это не позволит решить проблему повышения доступности жилья. К 2015 г. требуется строить не менее 1 кв. м в расчете на каждого жителя Сибири, что составит 19,5 млн. кв. м.

Во всех регионах подготовлены заявки на получение федеральной государственной поддержки масштабных проектов комплексной жилищной застройки (не менее 1 млн. кв. м каждый), юридические лица получают государственные гарантии и субсидии на погашение процентной ставки по строительным кредитам, приняты изменения в законодательство, разрешающие залог муниципальных земель под заимствования, используемые на строительство инженерной инфраструктуры ("ипотека земли"), а также упрощающие порядок перевода земель из одной категории в другую в целях жилищного строительства.

В 2007 г. для субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, дополнительно выделяется 3,5 млрд. руб. на строительство автомобильных дорог к новым микрорайонам массовой малоэтажной и многоквартирной застройки в рамках ФЦП "Жилище".

Накопленный в субъектах Российской Федерации определенный опыт по строительству жилья координационный совет по архитектуре и строительству МА "Сибирское соглашение" и Союз строителей Сибири распространяют по всем регионам Сибири. Были приняты меры по использованию наиболее значимых достижений и внедрению опыта:

- Алтайского края:

по сокращению административных барьеров в строительстве и исполнению требований Градостроительного кодекса. В крае создано ГУ "Государственная экспертиза Алтайского края". Это позволило сократить количество требуемых ранее 8 экспертиз до одной государственной экспертизы проектной документации. Образована также инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства (инспекция Алтайского края по надзору в строительстве), которая осуществляет пожарный и санитарно - эпидемиологический надзоры. Совместная работа управления и инспекции со строителями обеспечивает правовую защиту его участников, а также строительство объектов в соответствии с требованиями градостроительного законодательства;

- г. Ангарска Иркутской области:

по формированию системы эксплуатации жилищного фонда на основе использования управляющих компаний;

- Кемеровской области:

по реализации уникального проекта масштабной малоэтажной (не более 2 - 4 этажей) комплексной застройки города-спутника "Лесная поляна", находящегося в 8 километрах от г. Кемерова, общей площадью около 1142 тыс. кв. м жилья, рассчитанного на 25 тыс. чел.;

- Новосибирской области:

по реализации областной целевой программы "Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей на 2004 - 2011 гг.", консолидирующей совместное использование бюджетных и внебюджетных средств и инвестирование их в строительство, с целью максимального удешевления и развития рынка доступного жилья;

по строительству молодежных жилищных комплексов на территории области (г. г. Искитим, Куйбышев, Обь, п. Колывань);

по реализации совместного эксперимента промышленно-строительного концерна "Сибирь" и Сибирского банка Сбербанка России по кредитованию под залог имущественных прав на строящиеся объекты, т. е. под "незавершенку";

- Омской области:

по ограничению уже на стадии конкурсов стоимости жилья на основе совместных договоренностей правительства области и застройщиков. Так, в 2006 году она не превысила 16,4 тыс. руб. за 1 кв. м;

по созданию современного домостроительного комбината для индивидуального малоэтажного жилищного строительства по различным технологиям: российским, канадским, американским. В возводимом экспериментальном районе будут представлены различные виды домостроений по доступной цене, при этом правительство области обеспечивает строительство инженерных коммуникаций и дорог;

- г. Томска:

по оперативному рассмотрению вопросов подготовки площадок под новые микрорайоны и очередности их освоения. В 2007 - 2008 гг. планируется построить 1,3 млн. кв. м жилья с бюджетной поддержкой инженерного обеспечения территорий;

- Алтайского и Красноярского краев, Новосибирской и Кемеровской областей:

по реализации проектов малоэтажной застройки.

Однако, несмотря на усилия, предпринимаемые органами государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации округа, активную деятельность Союза строителей Сибири, региональных союзов и ассоциаций строителей, целый ряд проблем остались нерешенными.

В первую очередь требуется повсеместно разработать и утвердить документы территориального планирования. На их основе с 1 января 2008 г. органы местного самоуправления должны принять правила землепользования и застройки, разработать проекты планировки территорий. Только в конце 2007 г. в Красноярске, Омске, Томске, Новосибирске, Иркутске планируется принять новые генеральные планы. Эту работу следует ускорить во всех городах.

Во-вторых, застройка должна быть ориентирована на комплексное освоение территорий под жилищное строительство, необходимо разрабатывать и реализовывать проекты застройки крупных микрорайонов.

При этом выделение земельных участков под строительство жилья должно осуществляться через процедуру аукциона. При современном бурном росте стоимости земли многие компании (особенно крупные) покупают землю для перепродажи, а не застройки. Спекуляция землей стала серьезным тормозом в строительстве. Применительно к национальному проекту приоритет в выборе застройщика следовало бы перенести с начальной стадии (выделение земли через аукцион) на конечную стадию (объемы, качество, сроки и стоимость 1 кв. м жилья).

В-третьих, серьезным тормозом в реализации национального проекта является недостаточная инженерная подготовка земельных участков под строительство. По мнению делегатов съезда, это серьезно влияет на рост цен. По данным Союза строителей России, на каждый миллион квадратных метров жилья требуется в среднем 3 млрд. руб. на создание инженерных коммуникаций. Для решения этой задачи, особенно в условиях износа коммунальной инфраструктуры, необходимо выделение средств из федерального и местных бюджетов.

В-четвертых, на съезде отмечалось, что необходимо сокращать затраты по получению разрешений на подключение и выполнение технических условий по обеспечению деятельности инженерных коммуникаций на застраиваемых территориях. Требуется учет интересов как застройщиков, так и владельцев инженерных сетей (развитие электрических сетей, сетей водоснабжения и канализования) на основе нормативного регулирования инвестиционной составляющей и платы за подключение.

Это не позволит организациям, эксплуатирующим сети инженерно-технического обеспечения, при выдаче технических условий включать в них значительные обременения для застройщиков и снизит существенное (до 10 - 15%, а в отдельных случаях до 30%) увеличение стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

В-пятых, строительство практически не обеспечено легитимной нормативной базой, отсутствуют технические регламенты, что привело к критической ситуации в сфере безопасности строительного производства, (резко возросло число нарушений, участились случаи травматизма), а в процессе приемки готового жилья в эксплуатацию затяжка стандартных процедур составляет полтора-два года.

Федеральный закон "О техническом регулировании" был принят еще в 2003 г. В соответствии с ним с 1 января 2007 г. должна начать действовать новая система, пришедшая на смену старым госстроевским СНИПам. Однако к их разработке Госстрой не приступил.

Требуется скорейшее решение этих проблем на федеральном уровне. Исполнительный комитет МА "Сибирское соглашение" накопил опыт разработки технических регламентов по ряду проблем строительства. Эта работа может быть продолжена в 2007 - 2008 гг.

В-шестых, оставляет желать лучшего проектирование в строительстве. Проектировщики на сегодня являются слабым звеном отрасли, качество документации, сроки ее выполнения и стоимость сдерживают ход строительства. Требуются решительные меры по подъему уровня работы в данной сфере. Наряду с этим недостаточен технический и технологический уровень строительной техники и оборудования, применяемых в строительном производстве. По данным экспертов, износ основных фондов в строительстве составляет от 60 до 80%. Практически приостановлен выпуск отечественной строительной техники (краны, экскаваторы, бульдозеры и т. д.). Необходима государственная политика по производству, закупкам и поставкам современной строительной техники и оборудования.

В-седьмых, значительно отстает от требований производства качество строительных материалов, доля которых в себестоимости строительства составляет 54%. Предприятия промышленности строительных материалов практически полностью находятся в частной собственности и не готовы в короткие сроки обеспечить серьезное увеличение производства строительных материалов.

В основном рост цен на основные виды строительных материалов составляет 10 - 15% в год. Но ряд материалов (керамическая плитка, строительное стекло, линолеум, гипсокартонные и гипсоволокнистые листы, гидроизоляционные и кровельные материалы, минераловатные плиты для утепления фасадов и др.) в Сибири не производится. Поэтому рассматривать рынок строительных материалов необходимо с учетом обеспечения ими в рамках Сибирского федерального округа, а по отдельным позициям - и в пределах Российской Федерации. Требуется масштабное развитие промышленности строительных материалов в Сибири в рамках специальной программы. Особенно важно разрабатывать и внедрять в производство новые виды эффективных строительных материалов, изделий и конструкций, а также совершенствовать традиционные технологии с учетом перехода отрасли на энерго - и ресурсосбережение. В связи с этим необходима государственная поддержка отрасли, в том числе инвестирование в строительство крупных объектов, техническое перевооружение и реконструкция производственных мощностей промышленности строительных материалов для увеличения объемов строительства социального жилья.

В-восьмых, резкое увеличение рыночной стоимости жилья привело к "вымыванию" дешевого жилья, снизился уровень доступности жилья, особенно для малообеспеченных семей. В 2006 г. средние цены на первичном и вторичном рынках увеличились по сравнению с 2005 г. на 30%, достигнув величины 35 - 40 тыс. руб. за 1 кв. м, а рост реальных доходов населения за этот период составил всего 10%. При этом цена на вторичном рынке впервые превысила цену первичного рынка. Наличие необоснованного количества посредников, недобросовестных участников строительного процесса привело к появлению обманутых дольщиков. Делегаты съезда отмечают, что политика в области ценообразования в строительстве должна стать составной частью в развитии строительного комплекса. Без государственной поддержки, учитывающей дифференцированные по категориям граждан механизмы и достаточные объемы финансового участия бюджетов всех уровней, невозможно изменить ситуацию в сфере жилищного строительства.

Для обеспечения жильем малоимущих граждан необходимо развивать институт социального найма. Жилищный фонд социального использования должен формироваться за счет прямого бюджетного финансирования. Его заказчиком должны выступать государство и муниципалитеты, подрядчиками - частные коммерческие компании, выбираемые в рамках соответствующих конкурсных процедур. Тогда государство, выступая в качестве инвестора, вправе устанавливать и регулировать цены, добиваясь от проектных и подрядных организаций снижения себестоимости жилья. Однако в Российской Федерации нет законодательных актов, регламентирующих механизмы создания и управления жилищным фондом социального использования.

В-девятых, необходимо активное внедрение современных финансовых механизмов строительства жилья, прежде всего ипотеки. По данным Госстроя, с ее участием в 2006 г. введено лишь 1,5% общего объема жилья. Целесообразно активизировать деятельность ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" в субъектах Российской Федерации, расширить использование банковской ипотеки, в том числе с использованием корпоративного ипотечного кредитования и региональных жилищных программ.

В-десятых, при реализации национального проекта нужна серьезная работа по поддержанию в надлежащем состоянии существующего жилого фонда. Новый Жилищный кодекс возложил полную ответственность за состоянием жилых домов на собственника. Однако в условиях хронического недофинансирования жилищного фонда в прежние десятилетия эта нагрузка для подавляющего большинства новых собственников оказалась абсолютно неподъемной.

Объем ветхого и аварийного жилья растет такими темпами, что вновь вводимое лишь перекрывает его выбытие. Здания разрушаются и, к сожалению, уже имеются жертвы. В то же время подпрограмма переселения граждан из ветхого и аварийного жилья была исключена из состава ФЦП "Жилище". Необходима разработка региональных программ строительства социального жилья на площадках сноса ветхого жилья.

В-одиннадцатых, дальнейшее развитие строительного комплекса требует скорейшего перехода к саморегулированию в отрасли. 8 декабря 2004 г. в г. Красноярске на заседании координационного совета по строительству и архитектуре МА "Сибирское соглашение" был создан Союз строителей Сибири, в который вошли региональные ассоциации и союзы строителей всех регионов Сибирского федерального округа. Подписаны соглашения региональных союзов строителей с администрациями субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о принципах и порядке взаимодействия по развитию производства строительных материалов, подготовке кадров, порядку проведения конкурсов и тендеров, информационному обеспечению, формированию законодательной и нормативной базы.

Профессиональные участники строительного рынка вырабатывают собственные стандарты деятельности. Такая система должна после принятия Федерального закона "О саморегулируемых организациях" заменить действующую сегодня малоэффективную систему государственного лицензирования.

Подготовка к переходу на саморегулирование является актуальной задачей Союза строителей Сибири на 2007 - 2008 гг., который намерен взять на себя лицензирование и сертификацию, а также организовать работу третейского суда, выработать механизм обеспечения ответственности организаций - членов Союза перед потребителями. Реализация этих задач потребует большой организационной и методической работы, налаживания делового партнерства между компаниями - членами организации, а также между региональными союзами строителей и другими бизнес-сообществами.

По решению делегатов намечено провести очередной, III съезд строителей Сибири в апреле 2008 г. в Алтайском крае. На нем будут рассмотрены итоги выполнения решений II съезда, проблемы производства строительных материалов, вопросы малоэтажного, особенно сельского, строительства.

Приложение N 2

Резолюция N 2 II съезда строителей Сибири

(принята в г. Красноярске 5 - 6 июля 2007 г.)

Делегаты II съезда строителей Сибири, заслушав отчетный доклад президента Союза строителей Сибири Н. С. Глушкова "О первых итогах реализации национального проекта "Доступное жилье" и задачах строительного комплекса Сибири по развитию жилищного строительства на ближайшие годы", доклад полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. В. Квашнина "Основные задачи по совершенствованию методов реализации в Сибири приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", сообщения руководителей, специалистов и представителей делегаций и профессиональных объединений, отмечают:

в 2005 - 2006 гг. и в январе - мае 2007 г. строительный комплекс Сибири обеспечил высокие темпы роста объемов жилищного строительства в регионах Сибирского федерального округа. По итогам 2006 г. темпы роста к 2005 г. составили в целом по округу 123,3%, что существенно выше среднероссийского показателя; за январь - май 2007 г. темпы строительства также высоки и составляют в целом по округу 159,7%. При этом прирост обеспечили все без исключения субъекты Российской Федерации, входящие в Сибирский федеральный округ. В 2003 г. в субъектах Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ, было введено 2,5 млн. кв. м жилья, а в 2006 г. - 5,4 млн. кв. м. Прирост объемов строительства произошел в основном за счет налаженной организаторской работы как со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, так и бизнес-структур, вовлечения ресурсов незавершенного строительства и своевременной подготовки земельных участков.

В то же время объем введенного в 2006 г. жилья в расчете на одного жителя Сибири составил 0,27 кв. м, в то время как в среднем по России - 0,34 кв. м. Рост объемов строительства сопровождался повсеместным ростом цен на жилье, что свидетельствует о превышении спроса над предложением, т. е. о слабости конкурентной среды. Не полностью выполнены решения Совета Сибирского федерального округа и Совета межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" от 22 апреля 2005 г. по преодолению барьеров, препятствующих развитию жилищного строительства в Сибири. Кроме того, разрешительные процедуры при подготовке строительства, землеотвод и предпроектные согласования недопустимо затянуты во времени и забюрократизированы. Это является сегодня одним из главных тормозов в строительстве жилья. Для сохранения высокого темпа строительства недостаточно только административного ресурса. Дальнейший рост строительства невозможен без преодоления технической и технологической отсталости базы стройиндустрии и предприятий промышленности стройматериалов, развития территориальной специализации и кооперации производства и поставок, упрощения разрешительных процедур, наличия подготовленных для строительства земельных участков. Необходимо упорядочить и ускорить формирование нормативной базы строительства, создать адекватное законодательное обеспечение инвестиционно-строительной деятельности и, наконец, законодательно, через закон о саморегулировании, закрепить роль профессиональных объединений в вопросах регулирования допуска на рынок.

Сознавая важность задач, поставленных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2007 г. по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", и полагая себя непосредственными исполнителями этих задач, делегаты съезда обращаются с предложениями:

1. В Федеральное Собрание Российской Федерации:

ускорить принятие федеральных законов и поправок в действующее законодательство, направленных на обеспечение:

- льготного предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства гражданам, жилищно-строительным кооперативам и иным объединениям индивидуальных застройщиков, а также упрощение процедуры землеотвода и условий строительства для этой категории лиц;

- правового урегулирования вопроса, связанного со сносом индивидуальных домов и построек на земельных участках, принадлежащих индивидуальным домовладельцам, для застройки этих участков многоэтажными домами или объектами инфраструктуры социально-культурного назначения в соответствии с утвержденной градостроительной документацией;

- порядка урегулирования отношений между застройщиком и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме в случае его реконструкции;

- обязательного проведения государственной экспертизы документов территориального планирования и документации по планировке территорий;

- поддержки предложения Российской академии архитектуры и строительных наук в части создания системы управления градостроительством в Российской Федерации, восстановления системы научно-исследовательских и проектных институтов градостроительного профиля;

- предоставления земельных участков под индивидуальное жилищное строительство без проведения аукционов участникам федеральных, региональных и муниципальных целевых программ;

- саморегулирования в строительной отрасли как обязательного условия для развития рыночных отношений и подготовки отрасли к работе в условиях присоединения России к ВТО.

2. В Правительство Российской Федерации:

- принять постановление о стимулировании государством развития производства стройматериалов в форме: прямого финансирования, софинансирования, льготного кредитования, льготного налогообложения и государственных закупок технологических линий, заводов, оборудования, машин, с последующей передачей этого оборудования в лизинг предприятиям и организациям строительного комплекса;

- устранить разночтения и правовую неопределенность документов нормативной базы в строительстве, создать единый центр (орган) формирования нормативной базы;

- ускорить принятие нормативных правовых актов, необходимых для реализации требований Градостроительного кодекса;

- разработать механизм частно-государственного партнерства по софинансированию инженерной инфраструктуры для малоэтажного строительства;

- осуществлять финансирование строительства социальной инфраструктуры (школы, детские сады, больницы и т. п.) по схеме "50 на 50" средствами федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации;

- разработать и принять нормативно-правовой акт, регулирующий систему управления и общежития малоэтажного поселения;

- предоставить застройщикам право при определении финансового результата включать в расходы стоимость квартир, безвозмездно передаваемых органам местного самоуправления;

- подготовить и издать нормативно-правовой акт, регулирующий передачу застройщиком сетей инженерно-технического обеспечения, выполненных во исполнение технических условий, в государственную или муниципальную собственность либо в собственность организаций, осуществляющих эксплуатацию указанных сетей.

3. В органы государственной власти субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, органы местного самоуправления муниципальных образований, предприятиям и организациям строительного комплекса:

- обеспечить в 2007 г. обязательное выполнение решений Совета Сибирского федерального округа и Совета Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение" от 22 апреля 2005 г. и Резолюции I съезда строителей Сибири.

4. В органы государственной власти субъектов Российской Федерации Сибирского федерального округа:

- осуществить подготовку и принять в 2007 - 2008 гг. нормативные акты в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса;

- предусмотреть средства в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2008 г. для финансирования разработки документов территориального планирования и проектов планировок муниципальных образований;

- рассмотреть и принять в 2007 - 2008 гг. программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов-строителей, в т. ч. мигрантов;

- предусмотреть, начиная с 2008 г., участие бюджетов субъектов РФ в государственной поддержке строительства жилья для социального найма;

- принять программу и обеспечить непрерывное финансирование подготовки документов территориального планирования и проектов планировок для создания условий развития градостроительной деятельности. Создать органы для подготовки этих документов;

- приступить, начиная с 2008 г., к практике принятия на себя обязательств и ответственности безусловного выполнения ежегодных планов в соответствии с соглашениями между органами государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации и предприятиями (объединениями предприятий).

5. В органы местного самоуправления муниципальных образований - городов-центров субъектов РФ в Сибирском федеральном округе:

- в 2007 г. принять муниципальные правовые акты в части градостроительного проектирования, планирования территорий и подготовки правил землепользования и застройки;

- совместно с профессиональными объединениями строителей разработать в 2007 г. строительные программы и выработать условия их реализации;

- обеспечить опережающую комплексную подготовку земельных участков для жилищного строительства.

6. Предприятиям и организациям строительного комплекса и их объединениям:

- с целью совершенствования методов и ускорения реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" Союзу строителей Сибири совместно с координационным советом по архитектуре и строительству МА "Сибирское соглашение", исполнительным комитетом МА "Сибирское соглашение" в срок до 1 сентября 2007 г. разработать:

- план мероприятий по реализации решений II съезда строителей Сибири;

- поправки в Земельный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы;

- предложения по разработке и принятию нормативно-правовых актов, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами;

- разработать и принять в 2008 г., совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, среднесрочные программы развития базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов с учетом возможностей региональной специализации и кооперации производства и поставок;

- сформировать в 2007 - 2008 гг. организационную структуру региональных и межрегиональных объединений, отвечающую запросам предприятий, и наладить взаимодействие объединений в достижении уставных целей;

- создать, начиная с 2008 г., устойчивое информационное сопровождение инвестиционно-строительной деятельности и работы объединений через интернет-ресурсы и аккредитованные СМИ.

Название документа