Дорожная реформа

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 45)

Текст документа

ДОРОЖНАЯ РЕФОРМА

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт "Эж-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "Эж-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "Эж-Юрист".

На днях Президент РФ Владимир Путин подписал два Федеральных закона: от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" и от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". Принятие указанных документов кардинально изменит ситуацию в дорожной сфере.

Оба документа направлены на совершенствование действующей дорожной сети России. Однако если принятие Устава направлено на замену ныне действующего устаревшего Устава 1969 года и на приведение регулируемых отношений в соответствие с ГК РФ, то Закон об автомобильных дорогах можно ознаменовать как "передел" на дорогах России.

Настоящий Закон регулирует вопросы осуществления дорожной деятельности, в том числе вопросы проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог. Закон четко разграничивает компетенцию федеральных, региональных и местных органов власти в данной области. Ни одна дорога не останется бесхозной. РФ возьмет себе на содержание лишь дороги федерального значения, остальные дороги будут обслуживать за свой счет субъекты и местные органы власти. Следовательно, теперь процедура взыскания ущерба, причиненного автовладельцу в результате плохого состояния дороги, будет проще, так как определить собственника дороги не составит труда.

Кроме того, Закон дает определения различным "дорожным" понятиям, таким как "автомобильная дорога", "дорожная деятельность" и т. д., что, безусловно, восполнит существующий пробел в отечественном законодательстве и поможет избежать многих спорных ситуаций.

Законом вводится понятие платной автомобильной дороги. Мысль о введении данного института уже давно созрела в умах законодателей, но создать его отдельно не хватало решимости. Платные дороги будут одним из источников финансирования дорожной реформы и одним из способов борьбы с пробками. Такие дороги будут строиться только в том случае, если есть альтернативный бесплатный путь. Однако законодатели уточнили: протяженность альтернативного бесплатного проезда не должна превышать более чем в три раза протяженность платной дороги. Многие специалисты уже подсчитали, что с учетом цен на бензин и включая иные эксплуатационные расходы, автомобилистам в финансовом плане будет все равно, по какой дороге ехать, если бесплатный путь будет в три раза длиннее платного.

Платными дороги будут не для всех, исключение составят общественный транспорт (но не весь), различные государственные службы (милиция, МЧС, скорая помощь и другие спецсигнальщики). Кроме того, льготный контингент (в том числе полностью освобождаемых от оплаты) смогут самостоятельно определять в каждом конкретном регионе. Кто попадет в группу избранных, можно только догадываться.

Другим источником содержания дорог станут присоединенные к ним объекты дорожного сервиса (гостиницы, кафе, автозаправки и т. д.), которые будут отныне обязаны заключать договор с собственниками дорог и оплачивать его заключение.

Также с 1 января 2008 года вводятся госпошлины за выдачу разрешения на опасные грузы - 400 рублей, на тяжелые и (или) крупногабаритные - 500 рублей. Устанавливается административная ответственность за нарушения некоторых положений Закона, к примеру, за нарушение использования полос отвода.

Для реализации большинства положений Закона государственным органам придется разработать ряд нормативно-правовых актов.

Что касается Устава, то он будет интересен как перевозчикам, так и пассажирам. Уставом определяются общие условия перевозок пассажиров и багажа, регламентируется порядок работы такси, водители которых теперь будут обязаны выдавать пассажирам квитанцию или кассовый чек, и ряд других интересных положений.

Закон об автомобильных дорогах вступит в силу в самое ближайшее время (за исключением статей, вводящих изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, вступающих в силу с 1 января 2008 года). Автомобильный устав начнет действовать только с мая 2008 года.

Название документа