Классификация объектов розничной торговли для целей налогообложения
(Ляпидевский А. В.)
("Налоги" (журнал), 2007, N 6)
Текст документа
КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
А. В. ЛЯПИДЕВСКИЙ
Ляпидевский А. В., аспирант, СПбГИЭУ.
Обобщая многочисленные мнения, высказанные в литературе, а также подводя некоторый итог сложившейся практики, можно выделить следующие типы магазинов розничной торговли.
Универмаг является магазином с торговой площадью от 3500 кв. м с универсальным ассортиментом непродовольственных товаров и продовольственных товаров повседневного спроса. В зарубежной литературе указывается, что универмаги представляют собой крупные магазины с широким ассортиментом товаров, обязательно включающим одежду. В розничной торговле непродовольственными товарами за рубежом этот тип магазинов играет ведущую роль.
Универсам - предприятие с торговой площадью не менее 400 кв. м, работающий по методу самообслуживания. Ассортимент товаров включает свыше 2000 наименований. Отличительными особенностями универсамов являются: универсальность и полнота ассортимента полностью расфасованных продовольственных товаров, наличие в продаже непродовольственных товаров повседневного спроса.
Супермаркет - крупный магазин самообслуживания с площадью торгового зала не менее 400 кв. м, торгующий преимущественно продовольственными товарами, непродовольственные товары составляют в его ассортименте около 30%. За рубежом в супермаркете обеспечиваются более низкие цены, в России цены в этих магазинах достаточно высокие.
На протяжении ряда лет понятие "супермаркет" определялось по-разному. Когда супермаркеты только появились, это определение имело целью выделить их из распространенных в то время универсамов. Сегодня можно говорить о супермаркете как о магазине с большой ассортиментной насыщенностью, высоким качеством обслуживания и эффективным использованием площадей. Как правило, на той же площади, что и в универсаме, оборот в супермаркете в 3 - 5 раз больше.
В 1998 г. в Москве было 160 супермаркетов, что составляло больше половины общероссийского показателя. Сегодня в России 0,2% продовольственных товаров реализуется в супермаркетах, в США эта цифра достигает 70%, в Бразилии - 31%, в Польше - 13%.
Основная отличительная черта гипермаркета - доступные цены, а не разнообразие торгового обслуживания и дополнительных услуг. Гипермаркет отличается от супермаркета большими размерами (от 5 тыс. кв. м по российскому стандарту) и тенденцией установления прямой связи между изготовителем и потребителем. Все товары транспортируются поставщиками напрямую в гипермаркеты. Этот принцип прямых связей показателен для французской компании "Каррефур", владеющей огромным количеством гипермаркетов в разных странах мира. Ассортимент - от товаров повседневного спроса до предметов роскоши.
Гипермаркеты с общей площадью 10 - 50 тыс. кв. м представляют собой крупные рационально организованные предприятия. Номенклатура товаров - 25 - 35 тыс. наименований. Гипермаркеты преимущественно распространены в Германии, Франции, Бельгии.
Гастроном - это универсальный продовольственный магазин небольшой площади (от 400 кв. м), работающий традиционным методом. Как правило, в нем несколько необходимых секций: молочная, мясная, гастрономия, напитки, бакалея, хлебобулочные изделия (если хватает места), сопутствующие товары. Они работают и в те дни, когда более крупные магазины закрыты. Роль гастрономов в торговле продтоварами не уменьшается в связи с открытием более крупных продовольственных магазинов типа универсамов и супермаркетов. Поскольку размеры супермаркетов с каждым годом увеличиваются и расширяется зона, обслуживаемая каждым таким магазином, имеется потенциальная возможность развития сети гастрономов, расположенных "по соседству" с покупателями, где можно купить срочно понадобившиеся товары. В соответствии с требованиями стандарта в гастрономе должны реализовываться товары повышенного качества.
Мини-маркеты имеют небольшую площадь (60 - 400 кв. м). В них принят традиционный метод продажи, некоторые работают по методу самообслуживания. Товары поставляются от дистрибьюторов или оптовых магазинов.
Специализированные магазины работают с одной товарной группой или ее частью, товарооборот от товаров основного ассортимента составляет 80%. Основная отличительная черта их - насыщенность и глубина ассортимента и оказание сервиса при выборе товара.
Но у этих магазинов есть и недостатки: при специализации ограничивается комплексность покупки, что нередко создает неудобства покупателям, вызывая необходимость посещать несколько магазинов; ограниченный круг посетителей; конкуренция со стороны крупных супермаркетов, руководство которых постоянно работает над расширением и углублением товарных групп; продавцы должны обладать гораздо большими знаниями о товаре.
Специализированные магазины "Продукты" и другие продуктовые магазины составляют 80 - 90% общего числа розничных торговых точек России, и на них приходится приблизительно 60% общих объемов сбыта продуктов (не считая киосков и павильонов).
Магазин-склад - предприятие розничной торговли с торговой площадью от 650 кв. м, реализующее продовольственные и (или) непродовольственные товары универсального ассортимента по форме самообслуживания преимущественно из транспортной тары населению, предприятиям для последующей перепродажи, использования в мелком производстве для оказания услуг населению.
Дом торговли - предприятие розничной торговли с торговой площадью от 1000 кв. м, реализующее товарные комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин, использующее различные методы продажи товаров.
Вышеуказанные типы предусмотрены российским стандартом. Проведенный анализ отечественной практики и зарубежной литературы показывает, что имеется большое количество других типов магазинов.
Торговый дом - многопрофильное торговое предприятие, интегрированное в производственную, финансовую и внешнеэкономические сферы. Первые торговые дома в России возникли в 50 - 60-х годах XIX в. Темпы их развития были высокие: если в 1851 - 1860 гг. их было лишь 2, то к 1890 г. - уже 138, а к 1915 г. - 6147. История российских торговых домов представляет собой ценнейшую составную часть опыта торгового предпринимательства, широко используемого во всем мире. В настоящее время торговые дома успешно функционируют в США, Японии, Франции, Южной Корее и других странах. В торговых домах реализуется широкий ассортимент непродовольственных товаров, имеются отделы продовольственных товаров, кафетерий.
За рубежом известны и другие типы магазинов, перечислим их ниже.
Суперсторы специализируются на продаже определенных товаров, но торгуют они не продовольственными, а потребительскими товарами. Разница между ними и гипермаркетами становится в чем-то ощутимой только при площадях последних свыше 5000 кв. м.
Суперетта (небольшие магазины): магазин самообслуживания с площадью торгового зала от 120 до 400 кв. м. Торгуют продовольственными товарами повседневного спроса.
Кауфхалле - магазин самообслуживания по торговле товарами повседневного спроса. В торговом зале площадью 200 - 300 кв. м продаются продовольственные и непродовольственные товары, последние занимают в товарообороте около 8%. Располагается в отдельно стоящих одноэтажных зданиях. В настоящее время построены кауфхалле с площадью торгового зала 1500 кв. м и более, приближающиеся по типу к супермаркетам. Распространены в Германии.
Суперонтер - магазин по торговле скоропортящимися товарами, располагающийся чаще всего вне города.
Конвиннесонтер - небольшой магазин с ограниченным ассортиментом продуктов высокой степени готовности (как дополнение к крупному магазину).
Бентам - мини-маркет с универсальным ассортиментом продовольственных товаров, имеет площадь торгового зала 90 - 300 кв. м. В отличие от привычных для нас магазинов типа "Гастроном" или "Продукты" использует самообслуживание, рядом с магазином имеется место для парковки автомобилей. Режим работы - удобный для покупателей (часто круглосуточно и без выходных дней).
Супертриадо - новая модель крупного магазина, представляющая современный торговый центр с реализацией высококачественных дорогостоящих товаров, зону супермаркета-склада, зону продажи товаров улучшенного качества.
Арагонтер - розничное предприятие с высокой степенью автоматизации операций, где принимают кредитные и дебиторские карточки.
Другим широко распространенным видом продовольственных магазинов в США является "конвиниэнс стор" (удобный магазин) - небольшой продовольственный магазин самообслуживания с продленными часами работы и ограниченным ассортиментом продовольственных товаров. Торговая площадь этих магазинов колеблется в пределах 100 - 320 кв. м. Как правило, магазин располагается в легкодоступном и удобном месте, имеет небольшую стоянку для автомашин и часто реализует бензин, удельный вес в товарообороте страны составляет свыше 10%. Во многих странах Западной Европы и США функционируют специализированные магазины самообслуживания типа "Гарден-центр" с широким ассортиментом товаров для садоводства. Размещаются они на окраинах вблизи автомагистралей.
Обобщая научно-практический опыт, мы можем систематизировать классификацию субъектов розничной торговли.
Признак классификации Типы субъектов розничной торговли
Организационно-правовые ООО ЗАО МУП ПБОЮЛ
формы
Особенности торгового торговля через торговля через торговля
обслуживания покупателей стационарную передвижную пересылкой
торговую (развозную и (оплаченных,
разносную) заказанных)
торговую сеть товаров
По месту в сфере занимающие занимающие занимающие
товарного обращения самостоятельное самостоятельное самостоятельные
место, место и не места
но связанные связанные с (торговые
с посредниками посредниками единицы)
По району деятельности действующие в пределах одной действующие в
административно-территориальной нескольких
единицы административно -
территориальных
единицах
По выполняемым функциям с полным с ограниченным с узким
набором набором набором
функций функций функций
Анализ отечественной и зарубежной теории и практики показывает, что различия в типизации обусловлены уровнем развития производства и торговли, жизненным уровнем населения, а признаки, характеризующие один и тот же тип магазина, могут не только не совпадать, но и противоречить друг другу.
Название документа