Основные этапы развития законодательства о внутренних отношениях в юридическом лице в советский период российского общества

(Мельникова Т. В.) ("История государства и права", 2008, N 15) Текст документа

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВНУТРЕННИХ ОТНОШЕНИЯХ В ЮРИДИЧЕСКОМ ЛИЦЕ <1> В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Т. В. МЕЛЬНИКОВА

Мельникова Т. В., заведующая кафедрой правоведения Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М. Ф. Решетнева, кандидат философских наук.

Изменения в законодательстве о юридических лицах в первые годы советской власти связаны в первую очередь с национализацией крупных предприятий. Например, Декретом ВЦИК от 14 декабря 1917 г. <2> банковское дело объявляется государственной монополией, все акционерные банки должны быть национализированы и объединены с Госбанком. А 28 июня 1918 г. СНК издает общий Декрет о национализации крупной промышленности <3>. В число национализируемых вошли не только акционерные общества, но и паевые товарищества. Как указывают Я. И. Функ и В. В. Хвалей, "с марта 1919 года акционерные общества на территории Советской России перестали существовать" <4>. -------------------------------- <2> См.: Декреты Советской власти. Т. 1. М., 1957. С. 225. <3> См.: Декреты Советской власти. Т. 2. М., 1957. С. 139. <4> Функ Я. И. Акционерное общество: история и теория (Диалектика свободы).

В 1920 г. политика молодого Советского государства, касающаяся направлений развития экономики, а вместе с тем и возможности осуществления предпринимательской деятельности в коллективной форме, изменяется. 23 ноября 1920 г. СНК РСФСР издает Декрет <5>, в котором идет речь о восстановлении промышленности с помощью привлечения иностранного капитала, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов. Однако вплоть до августа 1922 г. не принято ни одного нормативно-правового акта, регулирующего внутренние отношения в юридическом лице. -------------------------------- <5> См.: Декреты Советской власти. Т. 11. М., 1983. С. 251.

Таким первым нормативно-правовым актом в советский период развития российского общества становятся Временные правила о порядке утверждения и деятельности акционерных обществ, об ответственности учредителей и членов правления, принятые СТО РСФСР 1 августа 1922 г. <6>. С 1922 по 1924 г. также вступают в действие гражданские кодексы советских республик. В частности, ГК РСФСР, принятый в 1922 г., вступил в силу с 1 января 1923 г. <7>. -------------------------------- <6> СУ РСФСР. 1922. N 55. Ст. 698. <7> СУ РСФСР. 1922. N 71. Ст. 904.

По месту расположения правовых норм о юридических лицах ГК 1922 г. напоминает структуру проекта Гражданского уложения 1913 г. Кроме того, как пишет М. И. Брагинский, правовое регулирование товариществ первым Гражданским кодексом РСФСР "оказалось очень близким тому, которое было бы осуществлено, если бы проект Гражданского уложения оказался принятым" <8>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Монография М. И. Брагинского, В. В. Витрянского "Договорное право. Договоры о займе, банковском кредите и факторинге. Договоры, направленные на создание коллективных образований" (Книга 5. Том 1) включена в информационный банк согласно публикации - Статут, 2006. ------------------------------------------------------------------ <8> Брагинский М. И. Договоры, направленные на создание коллективных образований. М.: Статут, 2004. С. 52 - 53.

Общие положения о юридических лицах были расположены в Общей части ГК - в гл. II "Субъекты прав (лица)". Правовые нормы об отдельных организационно-правовых формах мы находим в обязательственном праве - в гл. X "Товарищества". В этой главе были закреплены правовые нормы о простых товариществах, полных товариществах, товариществах на вере, товариществах с ограниченной ответственностью и акционерных обществах. Полные товарищества, товарищества на вере и акционерные общества являлись юридическими лицами в силу прямого указания закона (соответственно ст. ст. 298, 313, 338 ГК). В отношении товариществ с ограниченной ответственностью в ГК об этом не говорилось. Вместе с тем из содержания правовых норм, закрепленных в ГК, следует вывод о том, что и эти организации являлись юридическими лицами. Так, согласно ст. 318 ГК товариществом с ограниченной ответственностью признается товарищество, все участники которого (товарищи) занимаются торговлей или промыслом под общей фирмой и по обязательствам товарищества отвечают не только внесенными в товарищество вкладами, но и личным имуществом в одинаковом для всех товарищей кратном (например, трехкратном, пятикратном, десятикратном) отношении к сумме вклада каждого товарища. Согласно же ст. 319 ГК никто из товарищей не несет перед третьими лицами или перед другими участниками товарищества какой-либо имущественной ответственности сверх его вклада и установленной кратной ко вкладу ответственности. Таким образом, товариществу с ограниченной ответственностью присущи такие признаки, как имущественная обособленность, самостоятельная ответственность и собственное наименование. Что касается организационного единства, то определенная структура органов управления каждого товарищества с ограниченной ответственностью устанавливалась его уставом. Простое товарищество правосубъектностью не было наделено. Более детальное правовое регулирование внутренних отношений было установлено для полных товариществ, товариществ на вере и акционерных обществ. Так, понятие полного товарищества и порядок его создания регулировались ст. ст. 295 - 298; распределение прибыли - ст. 300; некоторые права и обязанности товарища - ст. ст. 301 - 303; ответственность по обязательствам товарищества - ст. ст. 304, 311; прекращение товарищества - ст. ст. 306 - 310; прекращение участия в товариществе - ст. 305 ГК. Субсидиарно применялись к полному товариществу правовые нормы, регулировавшие отношения в простом товариществе: о вкладах - ст. ст. 277, 278; о правах участников - ст. ст. 283, 285; об ответственности товарища перед товариществом - ст. 284; о прекращении участия в товариществе - ст. ст. 289, 290, о ликвидации товарищества - ст. ст. 292, 294 ГК. Товариществу на вере в ГК РСФСР 1922 г. было посвящено шесть статей, которые в основном регулировали внутренние отношения с участием вкладчиков. Согласно ст. 313 ГК к товариществу на вере применялись все постановления о полном товариществе с изъятиями, установленными в указанных статьях. Об акционерных обществах в ГК содержалось 45 статей. Аналогичные отношения, складывающиеся в товариществе с ограниченной ответственностью, регулировались всего четырьмя статьями (ст. ст. 318 - 321). Согласно ст. 321 ГК в остальном порядок деятельности товарищества с ограниченной ответственностью должен был определяться их уставами, утвержденными в установленном порядке. Однако в отношении правового регулирования внутренних отношений в акционерных обществах, как отмечают Я. И. Функ и В. В. Хвалей, "кроме общего законодательного регулирования также необходимо отметить принимаемые на его основе локальные акты, утверждавшиеся государственными органами и игравшие непосредственную роль в регламентации акционерных отношений" <9>. -------------------------------- <9> Функ Я. И. Указ. соч. С. 440.

Изменения, которые произошли в правовом регулировании внутренних отношений в юридическом лице в исследуемый период, незамедлительно отразились на практике. Если в 1922 г. было учреждено 21 акционерное общество <10>, то к 1925 г. - уже 161 акционерное общество <11>. -------------------------------- <10> См.: Метелева Ю. А. Указ. соч. С. 24. <11> См.: Метелева Ю. А. Указ. соч. С. 27.

Еще один наиважнейший правовой акт, детально регулировавший внутренние отношения в юридическом лице, - Постановление ЦИК и СНК СССР "Об утверждении Положения об акционерных обществах", которое было принято 17 августа 1927 г. <12> и действовало до принятия в 1961 г. Основ гражданского законодательства Союза ССР и Республик. -------------------------------- <12> СЗ СССР. 1927. N 49. Ст. 499.

Что касается характера правоспособности юридического лица в этот период, то согласно ст. 18 ГК РСФСР 1922 г. существование юридического лица может быть прекращено соответственным органом государственной власти, если оно уклоняется от предусмотренной уставом или договором цели или если его органы (общее собрание, правление) в своей деятельности уклоняются в сторону, противную интересам государства. Таким образом, правоспособность юридического лица была специальной. Исследователи указывают на разрешительный порядок создания юридических лиц в этот период <13>. Например, С. Н. Ландкоф писал о том, что "в условиях планового хозяйства всякое развитие грюндерства грозит тяжелыми осложнениями и срывом плановой работы" <14>. -------------------------------- <13> См.: Белов В. А., Пестерева Е. В. Хозяйственные общества. М.: ЦентрЮрИнформ, 2002. С. 52, 58; Метелева Ю. А. Правовое положение акционера в акционерном обществе. М.: Статут, 1999. С. 24; <14> Ландкоф С. Н. Товарищества и акционерные общества. Теория и практика. Харьков, 1926. С. 215. Ландкоф С. Н. Указ. соч. С. 215.

Вместе с тем и в анализируемый период продолжается курс Советского государства на огосударствление экономики. Видимо, в связи с этим, как отмечал О. С. Иоффе, "к началу 30-х годов частные товарищества вытесняются из экономического оборота целиком" <15>. Кроме того, как отмечает Ю. А. Метелева, подавляющую часть акционерных обществ, созданных к 1925 г., "составляли смешанные и государственные: на их долю приходилось около 80% обществ. Частные общества составляли около 19%" <16>. -------------------------------- <15> Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 418. <16> Метелева Ю. А. Указ. соч. С. 27.

Такая государственная политика в сфере экономики привела к тому, что Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. <17>, а затем новый ГК РСФСР, введенный в действие с 1 октября 1964 г. <18>, уже не содержали регламентации отдельных видов юридических лиц в прежнем объеме. Утратило силу и Положение об акционерных обществах 1927 г. -------------------------------- <17> Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 525. <18> Ведомости ВС СССР. 1964. N 24. Ст. 406.

Согласно ст. 11 Основ гражданского законодательства юридическими лицами являлись: - государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс; учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом); государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс; - колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и союзных республик, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс; - государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации; - другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза СССР. ГК РСФСР 1964 г. содержал правовые нормы о юридических лицах так же, как и Основы гражданского законодательства, в гл. 2 "Юридические лица" раздела 1 "Общие положения". Статья 24 ГК РСФСР закрепляла тот же перечень юридических лиц, который был установлен Основами гражданского законодательства Союза ССР, за исключением "других организаций в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР". Из ст. 12 Основ гражданского законодательства Союза ССР и ст. 26 ГК РСФСР следовала специальная правоспособность юридического лица. Детальное правовое регулирование внутренних отношений в юридических лицах на уровне общего нормативно-правового акта отсутствовало. Как отмечают Я. И. Функ и В. В. Хвалей, эти организации "создавались и действовали на основании специальных актов" <19>. -------------------------------- <19> Функ Я. И. Указ. соч. С. 488.

Более того, как писал В. С. Якушев, "нельзя не отметить, что законодательство о юридических лицах на уровне Основ и ГК со дня принятия названных актов не претерпело практически никаких изменений. Между тем за эти годы в народном хозяйстве, в его структуре, методах управления им произошли глубокие изменения. Практика пошла по пути отступления от правил названных актов и создания новых видов подразделений с особым правовым статусом. Поэтому неизменность Основ и ГК, их стабильность вряд ли можно оценивать как положительное явление" <20>. -------------------------------- <20> Якушев В. С. Институт юридического лица в теории, законодательстве и на практике // Антология уральской цивилистики, 1925 - 1989: Сборник статей. М.: Статут, 2001. С. 406.

Такое положение дел существовало до 30 июня 1987 г., когда принимается Закон СССР "О государственном предприятии (объединении)" <21>. Этот нормативно-правовой документ хотя и содержал большое количество декларативных лозунгов, в то же время закреплял и правовые нормы, регулировавшие внутренние отношения в государственном предприятии. -------------------------------- <21> Ведомости ВС СССР. 1987. N 26. Ст. 385.

Например, п. 3 ст. 6 Закона "О государственном предприятии (объединении)" регулировал внутренние отношения, связанные с избранием и освобождением руководителя предприятия. В этой же статье упоминается также общее собрание (конференция) как "основная форма осуществления полномочий трудового коллектива". А согласно ст. 7 анализируемого Закона в период между собраниями (конференциями) полномочия трудового коллектива выполняет совет трудового коллектива предприятия. Следом за анализируемым Законом принимаются Закон СССР от 4 июня 1990 г. N 1529-1 "О предприятиях в СССР" <22>, Закон СССР от 2 апреля 1991 г. N 2079-1 "Об общих началах предпринимательства граждан в СССР" <23>, Постановление Совета Министров СССР от 19 июня 1990 г. N 590 "Об утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью и Положения о ценных бумагах" <24>; Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <25>; Постановление Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 601 "Об утверждении Положения об акционерных обществах" <26>. -------------------------------- <22> Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 25. Ст. 460. <23> Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 16. Ст. 442. <24> Собрание постановлений Правительства СССР. 1990. N 14. Ст. 79. <25> Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 418. <26> СПС "КонсультантПлюс".

Закон СССР "О предприятиях в СССР" выделил такие организационно-правовые формы, как: - основанные на собственности советских граждан - индивидуальное, семейное предприятия; - основанные на коллективной собственности - коллективное предприятие; производственный кооператив, предприятие, принадлежащее кооперативу; предприятие, созданное в форме акционерного общества и иного хозяйственного общества или товарищества либо принадлежащее такому обществу или товариществу; предприятие общественной организации; предприятие религиозной организации; - основанные на государственной собственности - государственное союзное предприятие; государственное республиканское предприятие (союзной республики); государственное предприятие автономной республики, автономной области, автономного округа; государственное коммунальное предприятие (п. 1 ст. 2). Вместе с тем Закон устанавливал лишь общие правила о создании, реорганизации и ликвидации, управлении юридическими лицами. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. несколько исправил ситуацию. В гл. II "Организационно-правовые формы предприятий" были закреплены правовые нормы, которые регулировали внутренние отношения, складывающиеся в государственном предприятии, муниципальном предприятии, индивидуальном (семейном) частном предприятии, полном товариществе, смешанном товариществе, товариществе с ограниченной ответственностью (акционерном обществе закрытого типа), акционерном обществе открытого типа, объединении предприятий, предприятии, созданном на основе аренды и выкупа имущества. Несомненно, правовое регулирование внутренних отношений в юридических лицах отдельных организационно-правовых норм было недостаточным, но первый шаг к детальному правовому регулированию внутренних отношений уже был сделан. Таким образом, в истории развития правового регулирования внутренних отношений в юридическом лице в советский период можно выделить, по нашему мнению, четыре этапа: - первый этап с 7 ноября 1917 г. по 1 августа 1922 г. характеризуется тем, что внутренние отношения в юридическом лице вновь принимаемыми правовыми актами не регулировались; - период с 1 августа 1922 г. по 8 декабря 1961 г. охватывает второй этап, который может быть охарактеризован детальным правовым регулированием внутренних отношений в юридическом лице; - третий этап с 8 декабря 1961 г. по 1987 г. характеризуется отсутствием детального общего для всех юридических лиц правового регулирования внутренних отношений в юридическом лице. В этот период широко распространено индивидуальное правовое регулирование указанных отношений; - в период с 1987 г. до декабрь 1991 г. нормативно-правовое регулирование внутренних отношений возрождается.

Название документа