Проблемы правового режима нефти как добытого полезного ископаемого

(Фролова Н. В.) ("Предпринимательское право", 2007, N 4) Текст документа

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕЖИМА НЕФТИ КАК ДОБЫТОГО ПОЛЕЗНОГО ИСКОПАЕМОГО

Н. В. ФРОЛОВА

Фролова Н. В., заместитель директора по НИР, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин, доцент Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского госуниверситета, кандидат юридических наук.

Обращение внимания автора к проблемам правового режима <1> нефти как добытого полезного ископаемого не случайно. Известно, что нефтедобывающая промышленность - важная составляющая хозяйственной системы нашей страны, отсюда вопросы правового обеспечения ее функционирования в условиях правовой реформы представляются автору настоящего исследования достаточно актуальными. -------------------------------- <1> Под правовым режимом имущества автор понимает установленный в нормативных правовых актах порядок, содержащий систему правил (прав, обязанностей, требований, предписаний и т. п.) к правоотношениям, объектом которых выступают принадлежащие субъектам этих правоотношений материальные средства, а также связанные с ними и (или) производные от них права, обязанности, информация, результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность) и другие явления и процессы окружающего мира, обладающие объективной ценностью в экономическом обороте (материальные и нематериальные ценности), т. е. способностью стоить.

Нефть относится к естественным природным углеводородным минерально-сырьевым ресурсам, расположенным в недрах. Находясь в недрах, нефть, как и любое другое полезное ископаемое, является частью недр и принадлежит государству. Правовой режим нефти меняется, как только она становится добытым полезным ископаемым. Отметим в первую очередь, что в современном российском законодательстве отсутствует определение понятия "добытое полезное ископаемое". Исключение, пожалуй, составляет только налоговое законодательство, в соответствии с которым добытыми полезными ископаемыми признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия) (п. 1 ст. 337 НК РФ). Согласимся с А. И. Перчиком, что указанное понятие правомерно распространять только на налоговые правоотношения <2>. -------------------------------- <2> См.: Перчик А. И. Налогообложение нефтегазодобычи. Право. Экономика. М.: ООО "Нестор Академик Паблишерз", 2004. С. 258.

Нефть как добытое полезное ископаемое является объектом многих правоотношений. При этом ее единое определение в законодательстве также отсутствует, что привело к применению в федеральных нормативных правовых актах термина "нефть" в разных значениях <3>. -------------------------------- <3> См., например: п. 2 ст. 96.1 Бюджетного кодекса РФ; ст. 346.34, 337 Налогового кодекса РФ; Правила разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденные Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621, и др.

Не отличались единообразием в содержании понятия нефти и действовавшие до недавнего времени законодательные акты субъектов РФ. Так, в ст. 2 Закона о нефти и газе Тюменской области нефть и газ определялись как все виды углеводородных соединений, в том числе твердые (битумы, газогидраты), жидкие и газообразные, их смеси, вещества, содержащиеся в углеводородных соединениях и их смеси, а также нефть, разлитая в результате аварий; в Законе "О нефти и газе" Республики Татарстан было закреплено, что нефть, добываемая в Республике Татарстан, представляет собой природную многокомпонентную смесь взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом углеводородов (алкановых, ароматических, нафтеновых), кислородных, сернистых и металлосодержащих соединений. Таким образом, относительно предмета нашего исследования вырисовывается первая проблема - необходимость для целей правового регулирования, в том числе главной - упорядочения отношений в сфере добычи природных ресурсов, закрепления на законодательном уровне таких понятий, как добытые полезные ископаемые и углеводородное сырье, включая нефть. В качестве примера можно привести понятие углеводородов в ст. 4 Закона Норвегии от 25 марта 1985 г. N 11 "О нефтяной деятельности" (с поправками от 15 июня 1995 г. N 61), устанавливающей, что под таковыми понимаются все жидкие и газообразные углеводороды, существующие в естественном виде в недрах, а также другие вещества, добываемые попутно с такими углеводородами. В основе правового режима нефти как добытого полезного ископаемого лежит несколько важных моментов: во-первых, отношение ее как объекта гражданских прав к группе движимого имущества; во-вторых, то, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности (ч. 3 ст. 1.2 Закона РФ "О недрах"), и в-третьих, добытые полезные ископаемые становятся продукцией. Думается, что первый момент не нуждается в особых пояснениях, поэтому остановимся подробно на двух последних. Право собственности на добытые полезные ископаемые определяется в лицензии недропользователя - хозяйствующего субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность (далее - хозяйствующий субъект нефтедобывающего комплекса). В настоящее время существует два режима возникновения права собственности у хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса на нефть как добытое полезное ископаемое. В условиях лицензионного соглашения, регулируемого Законом РФ "О недрах", добытая продукция переходит к хозяйствующим субъектам нефтедобывающего комплекса в момент ее извлечения. Здесь сразу обозначим проблему: на законодательном уровне не урегулирован вопрос о том, с какого момента полезные ископаемые могут считаться добытыми. "На практике считается, что как только недропользователь, владеющий лицензией на право добычи полезных ископаемых, применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное место, он становится собственником добытых полезных ископаемых (для нефти - это момент ее доставки к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства промысла)" <4>. -------------------------------- <4> Певзнер М. Е. Право собственности в недропользовании // Государство и право. 2002. N 3. С. 27 - 32.

В условиях соглашения о разделе продукции вся добытая продукция до ее раздела между государством и хозяйствующим субъектом - инвестором является государственной собственностью. Право собственности к хозяйствующим субъектам на часть добытого полезного ископаемого переходит в пункте раздела (или его еще называют точкой раздела), которым признается место коммерческого учета продукции. Местом коммерческого учета добытой нефти в соответствии со ст. 346.34 НК РФ считается в случае ее транспортировки трубопроводным транспортом место, в которое нефть по трубопроводу поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и качества, подсчет в качестве произведенной продукции и передача в систему магистрального трубопровода. В случае транспортировки нефти иным транспортом, чем трубопроводный, место коммерческого учета продукции определяется соглашением как место, в которое нефть поступает на контрольно-измерительную станцию и в котором осуществляется измерение ее количества и определение качества. Практически и в том и в другом случае место раздела - это точка выхода нефти с промысла или входа в магистральный трубопровод. Принципиальным в отношениях по разделу продукции между государством и инвестором является вопрос о составе части произведенной хозяйствующим субъектом нефтедобывающего комплекса продукции, являющейся по условиям соглашениям долей последнего и переходящей впоследствии в его собственность. В соответствии со ст. 8 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" доля инвестора включает в себя компенсационную продукцию (часть произведенной продукции, покрывающая затраты на выполнение работ по соглашению), а также часть прибыльной продукции, выделяемой инвестору по условиям соглашения <5>. -------------------------------- <5> См., подробнее: Ляпина О. А. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" / О. А. Ляпина, А. В. Колоколов, С. А. Кощеев, И. В. Свечникова.

Характеризуя право собственности хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса на добытое полезное ископаемое, необходимо помнить то, что, с одной стороны, в соответствии со ст. 209 ГК РФ хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса владеют, пользуются и распоряжаются добытыми полезными ископаемыми, принадлежащими им на праве собственности, по своему усмотрению, т. е. могут совершать в их отношении любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать добытые полезные ископаемое в собственность другим лицам, отдавать их в залог и обременять другими способами, а также распоряжаться ими иным образом; с другой стороны, в соответствии со ст. 22 Закона РФ "О недрах" пользователь недр ограничен в своих правах, в том числе на добытое минеральное сырье, условиями лицензии или соглашением о разделе продукции, а также действующим законодательством. Например, п. 2 ст. 9 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", затрагивая одно из правомочий инвестора как собственника произведенной продукции, а именно право распоряжения ею, прямо предусматривает, что в процессе распоряжения продукцией инвестор может вывезти ее за пределы таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены соглашением о разделе продукции, без количественных ограничений экспорта, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <6>. -------------------------------- <6> См.: ст. 21 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [по состоянию на 2 февраля 2006 г.] // Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

В круг правомочий хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса как собственников добытого полезного ископаемого входит право экспорта нефти, т. е. ее вывоза с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. В этом случае нефть как товар становится предметом внешнеторговой деятельности, а хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса - участниками внешнеторговой деятельности. Основные положения о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, включая методы государственного регулирования, закреплены в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Вопрос о методах государственного регулирования экспорта нефти, по нашему мнению, сегодня является открытым и достаточно спорным. Такой вывод следует из неопределенности, существующей в ряде нормативно-правовых актов. В первую очередь отметим, что основная масса нормативных правовых актов указывает на складывающуюся практику таможенно-тарифного регулирования отношений по вывозу нефти за пределы таможенной территории РФ. В частности, Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" <7> в ст. 3 регулирует вопросы установления и утверждения ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. В соответствии с п. 4 указанной статьи они устанавливаются с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводятся в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга. Например, на 20 марта 2007 г. ставка вывозной таможенной пошлины составляла 156,4 доллара США за 1000 кг сырой нефти. -------------------------------- <7> Российская Федерация. Законы. О таможенном тарифе: Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 [по состоянию на 10 ноября 2006 г.] // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 23. Ст. 821.

На таможенно-тарифную систему сориентированы и нормативные правовые акты, регулирующие вывоз нефти. Известно, что основными способами вывоза нефти за пределы таможенной территории РФ являются системы магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах. Основные условия их использования утверждены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 1994 г. N 1446 "О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ с 1 января 1995 г." <8>. Так, вывоз нефти осуществляется с учетом пропускной способности системы магистральных нефтепроводов и терминалов в морских портах исходя из принципа равнодоступности, пропорционально объемам добычи нефти. Объемы транспортировки нефти для каждого хозяйствующего субъекта нефтедобывающего комплекса в основном предусматриваются согласно объему добычи нефти с учетом обеспечения ее поставок на внутренний рынок в квартальных графиках транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов. Указанные графики на сегодняшний день, до принятия соответствующего нормативного акта Правительства РФ, утверждаются Министерством промышленности и энергетики РФ <9>. -------------------------------- <8> Российская Федерация. Правительство. О вывозе нефти и нефтепродуктов за пределы таможенной территории Российской Федерации с 1 января 1995 г.: Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1994 г. N 1446 [по состоянию на 24 августа 2004 г.] // Собрание законодательства РФ. 1995. N 2. Ст. 162. <9> См.: п. 3 Постановления Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве промышленности и энергетики РФ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 сентября 2004 г. N 477, от 26 января 2005 г. N 40) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2566.

Квартальные графики транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов составляются на основе заявок хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса - производителей нефти, которые представляются ОАО "Транснефть" в установленном порядке. Примечательно, что федеральный исполнительный орган может вносить уточнения в утвержденные графики транспортировки нефти по системе магистральных нефтепроводов с учетом обеспечения поставок на внутренний рынок нефти и нефтепродуктов. При этом государство в целях повышения эффективности экспорта нефти и обеспечения равнодоступности к трубопроводным мощностям закрепило принципы составления квартальных графиков транспортировки нефти по системе магистральных трубопроводов, а именно: если объем заявок не превышает пропускную способность транспортной системы, доступ производителя к транспортной системе осуществляется в объемах, указанных в их заявках; в противном случае права доступа распределяются между производителями нефти пропорционально объемам добычи в предшествующем квартале <10>. -------------------------------- <10> См.: Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1995 г. N 209 "О регулировании доступа к системе магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и терминалов в морских портах для вывоза нефти, нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 262, 2 ноября 2000 г. N 843, 23 мая 2002 г. N 338) // Собрание законодательства РФ. 1995. N 17. Ст. 1534.

Хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса могут переуступать свое право доступа к системе магистральных нефтепроводов и терминалам в морских портах при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ другому хозяйствующему субъекту на основании договора, заключенного между ними с соблюдением требований гражданского законодательства на период и на условиях, которые предусмотрены в договоре с ОАО "Транснефть", в пределах объемов, установленных квартальными графиками транспортировки нефти с уведомлением Министерства промышленности и энергетики РФ в течение трех дней с момента заключения договора об уступке права доступа к указанной системе. С другой стороны, ст. 35 Закона РФ "О недрах" в качестве одной из задач государственного регулирования отношений недропользования закрепляет установление квот на поставку добываемого минерального сырья. При этом Постановление Правительства РФ от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории РФ" фактически утратило силу вместе с Перечнем товаров, экспорт которых осуществлялся по лицензиям в объеме установленных квот, закрепленным в приложении N 2 к указанному Постановлению Правительства РФ. Таким образом, налицо несоответствие норм основного закона о недропользовании с положениями нормативных правовых актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. Говоря о правомочиях хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса как собственников добытого полезного ископаемого, необходимо отметить, что государство может устанавливать и иные ограничения в отношении их реализации. Например, поставка нефти в страны СНГ осуществляется по внешнеторговым ценам на условиях, предусмотренных двухсторонними (многосторонними) межправительственными соглашениями, но не ниже цен промышленности, действующих на территории РФ. Цена устанавливается на условиях франко-отправления и предварительной оплаты, и только в случае отсутствия соглашений об условиях поставки нефти ее реализация производится по ценам, ориентированным на мировые <11>. -------------------------------- <11> Российская Федерация. Президент. О государственном регулировании цен на отдельные виды энергоресурсов: Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1992 г. N 1089 [по состоянию на 23 июля 2001 г.] // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. N 12. Ст. 929.

Характеристика правового режима нефти будет неполной, если не затронуть основные правила ее бухгалтерского учета. Добытое полезное ископаемое - нефть - на стадии реализации становится оборотным активом хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса и учитывается как запасы по статье "Готовая (подлежащая реализации) продукция" <12>. Списание со счета "Готовая продукция" осуществляется по мере ее отгрузки в систему магистрального нефтепровода или другим потребителям. Сдача продукции в систему магистрального трубопровода отражается по счету "Товары отгруженные", поскольку в момент передачи продукции предприятиям, осуществляющим транспортировку, не происходит перехода права собственности. Нефть, отгруженная конечному покупателю, учитывается как реализованная продукция. -------------------------------- <12> См.: Общероссийский классификатор продукции, утвержденный Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, введен в действие 1 июля 1994 г. [по состоянию на 1 сентября 2006 г.], код 02 4000. М.: ИПК Издательство стандартов, 1994.

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ и Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 <13>, материально производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость добытой нефти "представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе ее добычи природных ресурсов, реагентов, материалов, топлива, энергии, амортизации основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат" <14> и рассчитывается в соответствии с утвержденной учетной политикой хозяйствующих субъектов нефтедобывающего комплекса. Также им стоит руководствоваться Инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях, утвержденной Минтопэнерго России 17 ноября 1998 г. <15> и устанавливающей особенности состава затрат в нефтяной промышленности, связанных с технологическим процессом добычи, выпуском только готовой продукции и отсутствием незавершенного производства и полуфабрикатов, последовательным осуществлением основных производственных процессов: поддержание пластового давления, извлечение продукции из скважин, сбор и транспортировка нефти, комплексная подготовка нефти и т. д., осуществление основных технологических процессов в автоматизированном режиме, ухудшение горно-геологических условий по мере эксплуатации месторождения, и связанным с ним снижением дебита скважин и ростом себестоимости добычи нефти. -------------------------------- <13> Российская Федерация. М-во финансов. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01: Приказ М-ва финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. [по состоянию на 27 ноября 2006 г.] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2001. N 31. <14> Финогенов В. К. Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях нефтедобывающей промышленности / В. К. Финогенов, В. К. Григорьева. М.: Современная экономика и право, 1999. С. 17. <15> Российская Федерация. М-во топлива и энергетики. Об утверждении Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях: Приказ М-ва топлива и энергетики Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. N 371 [по состоянию от 12 октября 1999 г.] // Документ опубликован не был.

Бухгалтерский учет добытого полезного ископаемого на условиях соглашения о разделе продукции имеет ряд особенностей, установленных ст. 14 Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", гл. 26.4 НК РФ, Приказом Министерства финансов РФ от 11 августа 1999 г. N 53н и рядом других нормативных правовых актов. В числе основных можно отметить следующие: - учет добытого полезного ископаемого, как и всей финансово-хозяйственной деятельности инвестора, осуществляется по каждому отдельному соглашению, а также обособленно от учета по иной деятельности, не связанной с соглашением; - возможность учета добытого ископаемого в иностранной валюте, если последнее определено в соглашении применительно к иностранному инвестору; - добытое полезное ископаемое учитывается на счете готовой продукции, к которому открываются два субсчета - компенсационной продукции и прибыльной продукции, при этом компенсационная продукция учитывается на субсчете в сумме фактически возмещаемых затрат, определяемых согласно механизму возмещения затрат, установленному в ст. 346.38 НК РФ; доля прибыльной продукции принимается к учету на соответствующий субсчет после процедуры раздела прибыльной продукции между государством и инвестором. Важной составляющей правового режима добытого полезного ископаемого является его оценка для целей налогообложения. При этом нефть как основной вид полезного ископаемого, добываемого хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса, признается добытым полезным ископаемым с точки зрения налогового законодательства, только обезвоженная, обессоленная и стабилизированная. Принципиальными положениями в осуществлении оценки добытого полезного ископаемого хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса, на наш взгляд, являются: 1) оценка стоимости добытой нефти определяется указанными субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 340 НК РФ, а именно: исходя из сложившихся у хозяйствующего субъекта (налогоплательщика) за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций, или исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого, или исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого; 2) налоговая база нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, в отличие от других видов добытых полезных ископаемых, из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении; 3) количество добытой нефти в единицах массы определяется хозяйствующими субъектами самостоятельно одним из двух предусмотренных ст. 339 НК РФ методов: прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье); при этом применение прямого метода носит преимущественный характер, косвенный же применяется при невозможности использования прямого метода; в прямом методе количество добытой нефти определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого, под которыми понимается разница между расчетным количеством полезного ископаемого и количеством фактически добытого полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла его добычи <16>; 4) на оценку стоимости добытого полезного ископаемого также влияют расходы по его доставке (транспортировке) и расчетная стоимость добытого полезного ископаемого (при оценке стоимости добытого полезного ископаемого исходя из его расчетной стоимости) <17>. -------------------------------- <16> Порядок утверждения нормативов потерь полезных ископаемых содержится в Постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (в ред. Постановления Правительства РФ от 5 февраля 2007 г. N 76) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 2). Ст. 42. <17> Об оценке стоимости добытых полезных ископаемых смотри подробнее, например: Кожедубова И. И. Налог на добычу полезных ископаемых. Статья 340. Порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых при определении налоговой базы; Дианов Д. В. Особенности исчисления показателей и оценки невоспроизводимых активов в системе национальных счетов.

Институт оценки стоимости добытых полезных ископаемых, безусловно, играет важную роль в отношениях недропользования, так как напрямую связан с исчислением размера налога, уплачиваемого хозяйствующими субъектами нефтедобывающего комплекса с добычи полезных ископаемых. Его правовое регулирование не лишено отдельных недостатков, о чем свидетельствует судебная практика. В качестве примера можно привести расхождения в ряде положений, содержащихся в Правилах утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения (далее - Правила) и НК РФ. Так, в п. 4 Правил закреплено: при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь. В связи с этим в одном из судебных Постановлений <18> суд, сославшись на данный пункт Правил, решил, что организация неправомерно применила нулевую ставку налога, предусмотренную пп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, не имея норматива потерь. -------------------------------- <18> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2004 г. N А56-13214/04 // [Электронный ресурс].

В действительности же налоговая льгота, сформулированная в НК РФ, имеет большую юридическую силу и может быть использована добросовестным налогоплательщиком. В июле 2006 г. положение о том, что потери полезных ископаемых могут облагаться по нулевой ставке, даже если соответствующие государственные органы не утвердили налогоплательщику нормативы на очередной календарный год, было прямо внесено в пп. 1 п. 1 ст. 342 НК. Таким образом, на наш взгляд, очевиден вывод: подзаконные нормативные правовые акты вступают в противоречие с законами и должны быть приведены в соответствие с последними. В противном случае хозяйствующие субъекты нефтедобывающего комплекса лишний раз вынуждены отстаивать свою добросовестность в судебном порядке <19>. -------------------------------- <19> См. также: письмо Министерства экономического развития и торговли РФ от 7 ноября 2006 г. N 16542-КА/Д07 "О применении положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 151-ФЗ" // Учет. Налоги. Право. Официальные документы. 2006. N 49.

Название документа