Онищенко идет на рынок

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 35)

Текст документа

ОНИЩЕНКО ИДЕТ НА РЫНОК

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "ЭЖ-Юрист".

В письме от 21.08.2007 N 0100/8386-07-32 руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко рассказал, как надо наказывать нарушителей новых правил организации работы на розничных рынках.

Федеральный закон от 19.07.2007 N 141-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях..." вступил в силу 1 августа 2007 года. Он устанавливает восемь новых составов административных правонарушений, связанных с нарушениями требований Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".

Органы Роспотребнадзора получили право составлять протоколы и рассматривать дела по таким правонарушениям (кроме составов, предусмотренных частями 1 и 5 ст. 14.34 КоАП РФ, - дела по ним рассматривают судьи), в связи с чем г-н Онищенко рассказал, как им следует проводить соответствующие мероприятия по контролю и как правильно квалифицировать совершенные правонарушения.

Руководитель Роспотребнадзора разъяснил, что объектом проверки на предмет выявления административных правонарушений, квалифицируемых на основании ст. 14.34 КоАП РФ, может быть только рынок, организованный в соответствии с планом, утвержденным органом госвласти субъекта РФ и включенный в установленном им порядке в реестр рынков. Субъектом проверки - только юридическое лицо, получившее разрешение на право организации рынка в органе местного самоуправления ("управляющая рынком компания").

При этом в отношении правонарушения, названного в п. 1 ст. 14.34 КоАП РФ ("разработка и утверждение схемы размещения торговых мест на розничном рынке без согласования с органами, уполномоченными на осуществление контроля за обеспечением пожарной безопасности, за охраной общественного порядка, а также с органами по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения или органами по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"), в компетенцию органов Роспотребнадзора входит контроль за осуществлением согласования только с ними. Пожарные и милиция будут контролировать свои согласования сами.

Применительно к составу, предусмотренному ч. 3 ст. 14.34 КоАП РФ ("незаконный отказ или уклонение от предоставления торговых мест на розничном рынке, если обязательность их предоставления в соответствующем случае предусмотрена федеральным законом"), г-н Онищенко обратил внимание будущих проверяющих на то, что договор о предоставлении торгового места не является публичным договором (т. е. управляющая рынком компания не должна заключать его с каждым, кто к ней обратится), поэтому применение административной ответственности за отказ возможно только в случае нарушения требований ч. ч. 2 и 3 ст. 16 и ч. 2 ст. 17 Закона N 271-ФЗ.

Напомним, что названные нормы обязывают предоставить товаропроизводителям на сельхозрынке торговые места в количестве, установленном органами исполнительной власти субъектов РФ либо местного самоуправления, но не менее 50% торговых мест; также в схеме размещения торговых мест должны быть предусмотрены места для продажи сельхозпродукции, не прошедшей промышленной переработки, с транспортных средств (минимум не установлен). На сельскохозяйственном кооперативном рынке не менее 50% мест должно быть предоставлено членам сельхозпотребкооператива, управляющего данным рынком.

Вместе с тем, по мнению г-на Онищенко, ответственность по ч. 4 ст. 14.34 КоАП РФ ("предоставление товаропроизводителям на сельскохозяйственном рынке или членам сельскохозяйственного потребительского кооператива на сельскохозяйственном кооперативном рынке торговых мест в количестве менее установленного федеральным законом") наступает только за нарушение минимума в 50% торговых мест, установленного Законом N 271-ФЗ. Нарушение минимумов, которые устанавливают субъекты РФ либо местная власть, административным правонарушением, квалифицируемым по ч. 4 ст. 14.34 КоАП РФ, не является.

Относительно определения виновного лица, подлежащего привлечению к административной ответственности на основании ч. 8 ст. 14.34 КоАП РФ ("организация и осуществление деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничном рынке без оформления и (или) выдачи карточки продавца либо без соблюдения требований, предъявляемых к ее оформлению"), руководитель Роспотребнадзора разъяснил следующее. Надлежащее оформление и выдача карточек продавца являются обязанностью управляющей рынком компании, а обеспечение наличия карточки продавца (полностью при этом отвечающей требованиям, предъявляемым к ее оформлению) на торговом месте - обязанностью продавца.

Данное разъяснение, видимо, означает, что за первое нарушение должна штрафоваться управляющая компания, а за второе - продавец. Однако санкция ч. 8 ст. 14.34 КоАП РФ ответственности физических лиц в принципе не предусматривает - только ответственность организаций и должностных лиц (к последним приравниваются и предприниматели). Таким образом, если продавец - просто физическое лицо, то возможность его оштрафовать отсутствует...

Название документа