Что такое гражданско-правовая ответственность авиаперевозчика перед пассажиром и в чем ее суть?
(Машин В. В.) ("Право и политика", 2008, N 8) Текст документаЧТО ТАКОЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВИАПЕРЕВОЗЧИКА ПЕРЕД ПАССАЖИРОМ И В ЧЕМ ЕЕ СУТЬ?
В. В. МАШИН
Машин Владимир Владимирович - аспирант факультета экономики и права Московского гуманитарного института им. Е. Р. Дашковой.
Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки - один из видов гражданской ответственности. Понятие "гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира" состоит из таких составляющих, как "гражданско-правовая ответственность" и "перевозчик" (в данном случае имеется в виду "перевозчик, осуществляющий воздушные перевозки") и "договор воздушной перевозки пассажира". В первую очередь дадим определение всем трем составляющим. Гражданская (гражданско-правовая) ответственность - один из видов юридической ответственности: установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственность заключается в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера - возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда <1>. -------------------------------- <1> Волосов М. Е., Додонов В. Н., Капинус Н. И., Капинус О. С., Крутских В. Е., Мишустина Е. А., Панов В. П., Сюкияйне Л. Р., Щерба С. П. Юридический словарь. Издательский Дом "ИНФРА-М", 2006.
Перевозчиком (ст. 100 Воздушного кодекса Российской Федерации) является эксплуатант, который имеет лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров воздушной перевозки. Договор воздушной перевозки пассажира (ч. 1 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации). По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа - и провоз этого багажа. Согласно части 1 статьи 105 Воздушного кодекса Российской Федерации и пункту 44 Федеральных авиационных правил, утвержденных Приказом Министерства транспорта N 82 от 28 июня 2007 года, договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом и багажной квитанцией в случае воздушной перевозки пассажиром багажа. Объединив вышеприведенные понятия, можно вывести понятие гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира - один из видов гражданско-правовой ответственности: установленные нормами закона и договором воздушной перевозки пассажира юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения перевозчиком, осуществляющим воздушные перевозки пассажира, предусмотренных законом и договором воздушной перевозки пассажира обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав пассажира. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира заключается в применении к перевозчику, нарушившему свои обязательства в интересах пассажира, установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера - возмещение (компенсацию) убытков, вреда пассажиру. Используя синтез, мы вывели новое определение гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира. В гражданском законодательстве предусмотрено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение перевозчиком обязательств по договору воздушной перевозки пассажира влечет для перевозчика ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Воздушным кодексом Российской Федерации и соглашением сторон. При этом хочется особо отметить, что любые соглашения сторон по договору воздушной перевозки пассажира об ограничении или устранении ответственности перевозчика недействительны, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 793 Гражданского кодекса РФ возможность таких ограничений при перевозке пассажиров предусмотрена транспортными уставами и кодексами, в данном случае - Воздушным кодексом Российской Федерации. Это позволяет сделать вывод, что ограничение или устранение ответственности перевозчика не допускается, но это также не исключает возможности, что по соглашению сторон ответственность пассажира может быть ограничена или вообще исключена, а ответственность перевозчика усилена. Данные выводы подтверждаются статьей 123 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая говорит, что перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными настоящим Кодексом или международными договорами Российской Федерации. Законодатель дает такую возможность сторонам при заключении договора воздушной перевозки пассажира. О. Н. Иванова, А. М. Симонов пишут: "...Таким образом, ВК РФ не только не отошел от позиции ГК РФ, запрещающей ограничивать или устранять ответственность перевозчика соглашением сторон, если такая ответственность определена законодательством, но и прямо ориентирует участников договоров воздушной перевозки груза на возможность по их волеизъявлению увеличивать ответственность перевозчика за нарушение обязательств по перевозке груза..." <2>. -------------------------------- <2> Иванова О. Н., Симонов А. М. Комментарий к Воздушному кодексу РФ (постатейный). 2004.
На практике тяжело представить такой вариант развития событий, когда перевозчик будет согласен увеличить свою ответственность, а тем более быть инициатором увеличения такой ответственности. И в практике данных случаев не встречалось, а если и встречались, то они малоизвестны. Кроме того, практика показывает, что при ведении предпринимательской деятельности в России стороны при заключении договоров хотят максимально снять с себя ответственность за нарушение обязательств (если это допускается законом) и переложить ее на другую сторону, а данный случай предполагает взять на себя дополнительную ответственность. На данный момент эта норма остается нереализованной. Возможно, в будущем она будет применяться, но для этого должны быть очень серьезные предпосылки, которые заставят перевозчика пойти на данные риски. Такой предпосылкой может быть увеличение конкуренции в области пассажирских авиаперевозок, что подтолкнет перевозчика к желанию стать более коммерчески привлекательным через увеличение своей ответственности по договору воздушной перевозки пассажира. Но это только в далеком будущем, но не сейчас. Из вышесказанного можно сделать вывод, что перевозчик на данный момент и в настоящих условиях согласен нести ответственность по договору воздушной перевозки пассажира, но только такую, которая вытекает из закона (причем не увеличивая свою ответственность по договору воздушной перевозки пассажира). Гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки пассажира свойственны все признаки, характеризующие гражданско-правовую ответственность. Для нее характерны четыре основных признака: 1. Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки пассажира - лишь одна из форм государственно-принудительного воздействия на нарушителей норм гражданского права. 2. Она применяется к лицам, допустившим гражданское правонарушение в рамках договора воздушной перевозки пассажира. 3. Она применяется к правонарушителям только уполномоченными на это государственными или иными органами. 4. Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки состоит в применении к правонарушителю предусмотренных законом санкций, являющихся мерами гражданско-правовой ответственности. Особенности гражданско-правовой ответственности перевозчика. Обладая названными выше общими чертами гражданско-правовой ответственности, ответственность в гражданском праве (по договору воздушной перевозки пассажира) имеет и особенности, которые определяются в следующем: 1. Предмет гражданско-правовой ответственности по договору воздушной перевозки пассажира. 2. Метод гражданско-правового регулирования общественных отношений в области гражданско-правовых отношений по договору воздушной перевозки пассажира. 3. Функции, которые выполняет гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки пассажира в системе гражданского права (и соответственно во всей системе российского права). Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников <3>. Е. Е. Богданова пишет: "...проблему возмещения убытков принято рассматривать в рамках института гражданско-правовой ответственности..." <4>. -------------------------------- <3> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ст. 2. <4> Богданова Е. Е. Проблемы возмещения убытков // Современное право. 2005. N 9.
Гражданско-правовая ответственность по договору воздушной перевозки (в гражданском праве) выполняет функцию имущественного (материального) воздействия на лицо, нарушившее гражданские права. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы <5>. -------------------------------- <5> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ, ст. 15.
Например, О. Кучерова по данному поводу пишет: "...убытки - это не денежное выражение ущерба, а сам ущерб, имущественный вред, имущественные потери, понесенные потерпевшим. Указание в дефиниции убытков на денежное их выражение является излишним, поскольку любые имущественные потери всегда могут быть выражены в денежной форме, т. к. возможность денежной оценки не является характерным признаком, присущим только убыткам, а является неотъемлемым признаком имущества. Следует согласиться с мнением о том, что введение в доктринальное определение убытков в качестве существенного признака денежного выражения имущественного ущерба безосновательно сужает данное понятие и, следовательно, искажает его сущность..." <6>. -------------------------------- <6> Кучерова О. Определение понятия "убытки" в гражданском праве // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 10.
В связи с вышеизложенным хочется отметить, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены: смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т. п. <7>. -------------------------------- <7> П. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ".
Получается, что денежное выражение убытков - это универсальная "шкала", которая наиболее реально и доступно для всех сторон обязательственных отношений может отразить размер убытков. На настоящий момент ничего более универсального человечеством не придумано. М. И. Брагинский, В. В. Витрянский в отношении ответственности перевозчика пишут: "...характерным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, является ее ограниченный характер..." <8>. -------------------------------- <8> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4). Издательство "Статут", 2003. С. 157.
В данном случае имеется в виду, что в соответствии со ст. 400 Гражданского кодекса РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность). Ограниченной ответственностью перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира является ответственность перевозчика в соответствии со ст. 119 Воздушного кодекса РФ, где указан размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. М. И. Брагинский, В. В. Витрянский описывают характерную черту гражданско-правовой ответственности перевозчика: "...характерная черта ответственности за нарушение договора перевозки пассажира состоит в специфике оснований и условий такой ответственности, а также в особенности обстоятельств, признаваемых основаниями освобождения перевозчика от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира..." <9>. -------------------------------- <9> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4). Издательство "Статут", 2003. С. 157.
Общее правило наступления гражданско-правовой ответственности заключается в том, что она наступает при наличии вины должника. Об этом нам говорит ст. 401 Гражданского кодекса РФ. Эта же статья также говорит, что лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Наличие вины должника должно быть доказано. По данному поводу Е. Е. Богданова пишет: "...убытки не могут быть по своей правовой природе фикцией, так как размер понесенных убытков должен быть доказан истцом и лишь тогда подлежит возмещению. При отсутствии доказанного размера, например упущенной выгоды, денежные суммы не взыскиваются. Связана данная ситуация с тем, что возмещение убытков потерпевшему не предполагает его обогащения от правонарушения. Таким образом, убытки - не фикция, а реальность..." <10>. -------------------------------- <10> Богданова Е. Е. Проблемы возмещения убытков // Современное право. 2005. N 9.
Гражданское законодательство нам также раскрывает и то, что в предпринимательской деятельности возможны и те случаи, когда за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств должник не будет нести гражданско-правовую ответственность. В соответствии с ч. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (если иное не предусмотрено законом или договором). Законодатель по договору воздушной перевозки пассажира предоставляет перевозчику еще одни обстоятельства, которые освобождают его от гражданско-правовой ответственности в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им своих обязательств из-за специфичной сферы деятельности авиаперевозчика. М. И. Брагинский, В. В. Витрянский к ним относят: "...например, в качестве основания освобождения перевозчика от ответственности за задержку отправления пассажира признается необходимость устранения неисправности транспортного средства, угрожающей жизни и здоровью пассажира (хотя такая неисправность может иметь место и по обстоятельствам, связанным с деятельностью самого перевозчика); основанием освобождения перевозчика от ответственности за несохранность перевозимого багажа считаются доказанные перевозчиком обстоятельства (послужившие причиной несохранности багажа), которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (ст. 795 и 796 ГК)..." <11>. С этой же точкой зрения согласен В. В. Залесский: "...помимо ссылки на непреодолимую силу как на основание освобождения от ответственности транспортной организации ст. 795 ГК РФ и почти текстуально воспроизводящие ее ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ст. 130 ТУЖД называют устранение неисправности транспортных средств, угрожающей жизни или здоровью пассажира, а также иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика..." <12>. -------------------------------- <11> Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта (книга 4). Издательство "Статут", 2003. С. 157. <12> Залесский В. В. О защите прав пассажира в отношениях с транспортной организацией - перевозчиком // Право и экономика. 2000. N 9. С. 5.
Следует отметить, что когда речь идет об устранении неисправности транспортного средства, предполагается, что транспортное средство подано под погрузку. По отношению к авиаперевозчикам - посадка объявлена, самолет готов принять пассажиров. Когда авиаперевозчик говорит, что самолет не может быть подан к очередному рейсу в связи с задержкой в аэропорту отправления, это не принимается во внимание, так как авиаперевозчик должен выполнить свои обязательства перед пассажирами, предоставив другой самолет. Также не принимаются и такие обстоятельства, как неисправность поставщика горюче-смазочных материалов для заправки самолета, отсутствие денег для оплаты услуг наземного и аэропортового обслуживания, неоплата аэронавигационных и метеорологических услуг. Данные обстоятельства относятся к рискам предпринимательской деятельности, которую ведут перевозчики по договору воздушной перевозки пассажира. В. В. Залесский пишет: "...ссылка ст. 795 ГК РФ на "иные обстоятельства, не зависящие от перевозчика" ставит под сомнение общий тезис о безвиновной ответственности транспортной организации - предпринимателя по договору перевозки, в том числе за опоздание в подаче транспортного средства и просрочку в доставке пассажира. Представляется, что это указание закона следует трактовать ограничительно и оценивать иные обстоятельства в соответствии с категорией непреодолимой силы..." <13>. -------------------------------- <13> Там же.
Вся ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира вытекает из закона. Поэтому не вызывает никакого сомнения, что она является деликтной. Гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира обладает своим функциональным местом в науке "гражданское право". Чтобы определить данное место, рассмотрим вопрос о функциональном месте гражданско-правовой ответственности в целом, потому что гражданско-правовая ответственность перевозчика по договору воздушной перевозки является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Существуют разные мнения по поводу гражданско-правовой ответственности, а именно о ее функциональном месте в науке "гражданское право". Ученые по данному вопросу разделились на несколько групп. Первая группа ученых считают, что гражданско-правовая ответственность - это обязанность. В. А. Тархов по этому поводу пишет, что она считается регулируемой правом обязанностью дать отчет в своих действиях <14>. С. Н. Братусь понимал ее как "исполнение обязанности на основе государственного или приравненного к нему общественного принуждения" <15>. -------------------------------- <14> Тархов В. А. Ответственность по советскому гражданскому праву. Саратов, 1973. С. 6 - 10. <15> Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность. М., 1976. С. 85.
Вторая группа ученых считают, что гражданско-правовая ответственность - это обязанность лица нести предусмотренные нормами права отрицательные (неблагоприятные) последствия за совершенное правонарушение, выражающиеся в лишении правонарушителя имущественных благ в пользу потерпевшего <16>. К таким ученым относятся А. А. Собчак, В. Т. Смирнов. -------------------------------- <16> Смирнов В. Т., Собчак А. А. Общее учение о деликтных обязательствах в советском гражданском праве. Л., 1983. С. 49.
Третья группа ученых утверждают, что гражданско-правовая ответственность - это санкция за правонарушение. К такой группе ученых относится Н. Д. Егоров. Он пишет: "...санкцию, применяемую к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права..." <17>. -------------------------------- <17> Гражданское право: Учеб. / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 1996. С. 480 - 481.
Четвертая группа ученых полагают, что гражданско-правовая ответственность носит репрессионную функцию. Н. С. Малеин пишет: "Наказание - это и есть ответственность" <18>. Данное мнение отдельных ученых неслучайно, т. к. возмещение убытков приводит должника к дополнительным материальным затратам. И это суждение имеет право на жизнь, т. к. возмещение убытков носит принудительный характер, что подчеркивает репрессивную функцию гражданской ответственности. -------------------------------- <18> Малеин Н. С. Об институте юридической ответственности // Юридическая ответственность: проблемы и перспективы: Уч. зап. Тарт. ун-та. Тарту, 1989. С. 30.
На основании изложенного можно сделать вывод, что в современной науке гражданского права на данный момент нет единого мнения по поводу функционального места гражданско-правовой ответственности. Но все суждения ученых имеют право на жизнь, т. к., с их точки зрения, они все аргументированные, научно обоснованы и по своей природе не противоречат друг другу, а, наоборот, взаимно дополняются. Однако основная роль принадлежит компенсационной (восстановительной) функции гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира. Подтверждает это ст. 15 Гражданского кодекса РФ, которая предусматривает, что возмещение убытков - это расходы, направленные на восстановление нарушенного права лица (чье право нарушено). На компенсацию (как на конечный итог) и направлены четыре ранее рассмотренные функции (данный момент был отражен в определении гражданско-правовой ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки пассажира). Именно они обеспечивают выполнение авиаперевозчиком компенсационной функции надлежащим образом. Следует отметить, что восстановление положения осуществляется за счет лица, виновного в причинении убытков, хотя первоочередной задачей института гражданско-правовой ответственности является не ущемление интересов виновного, а компенсация имущественных потерь потерпевшего.
------------------------------------------------------------------
Название документа