Совершенствование законодательства о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом

(Кузьмин М. А.) ("Транспортное право", 2007, N 3) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

М. А. КУЗЬМИН

Кузьмин М. А., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Юридического института МИИТ, кандидат юридических наук.

В автомобильном парке Российской Федерации насчитывается свыше 792 тыс. автобусов, которыми в год перевозится более 16 млрд. человек, что составляет около 60% от общего объема перевозок пассажиров всеми видами транспорта. За первое полугодие 2006 г. автобусами перевезено около 7,4 млрд. пассажиров. Однако по уровню риска пассажиров и водителей, который определяется отношением числа пострадавших на 10 тыс. транспортных средств, автобусный транспорт является наиболее опасным, в связи с тем что количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств при перевозке пассажиров автобусами составило 31,4, в то время как на всем автомобильном транспорте в Российской Федерации - 25,6. В 2005 г. из-за нарушения Правил дорожного движения водителями автобусов произошло 5276 ДТП, погибло 566 человек и 7982 получили ранения. За первое полугодие 2006 г. произошло 2481 такое ДТП, погибло 238 человек и ранено 3661 человек, что больше, чем в соответствующий период прошлого года, соответственно на 8,7%, 12,8%, и 7,5% <1>. -------------------------------- <1> См.: Справка Федеральной службы по надзору в сфере транспорта "О состоянии и мерах по повышению качества транспортного обслуживания населения и обеспечению безопасности при перевозках пассажиров автобусами в соответствии с решением президиума Государственного совета Российской Федерации от 15 ноября 2005 года".

Состояние безопасности пассажирских перевозок автомобильным транспортом стало предметом заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 г. Выполняя поручение Президента Российской Федерации В. В. Путина по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 15 ноября 2005 г. о необходимости разработки и реализации мер по повышению безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, Федеральной службой по надзору в сфере транспорта было разработано новое Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), далее Положение, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. N 637 <2>. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4711.

Одной из причин принятия нового Положения является реализация административной реформы системы государственного управления. В исполнительных органах государственной власти продолжается начатая в 2004 г. административная реформа. В соответствии с предшествующим законодательством функции по лицензированию перевозок пассажиров возлагалась на Министерство транспорта РФ. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы" определены приоритетные направления административной реформы: - ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; - исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; - организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. Согласно принятому Положению в настоящее время лицензирующим органом является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. В компетенцию Министерства транспорта РФ входят функции: - выработки государственной политики в области лицензирования перевозки пассажиров различными видами транспорта; - координации и контроля за деятельностью различных лицензирующих органов; - определения формы бланка лицензий на перевозку пассажиров и лицензионных карточек на автотранспортные средства. Новое Положение устанавливает повышенные лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров, к которым относятся: - наличие у лицензиата на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; - соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; - соблюдение лицензиатом установленных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств; - наличие у лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; - соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; - наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; - наличие у лицензиата договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; - наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; - наличие у лицензиата в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются: - полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица; - фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя; - идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе; - лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять. К заявлению о предоставлении лицензии прилагаются: - копии учредительных документов (с представлением оригиналов, в случае если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; - копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или на ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств и их государственную регистрацию; - копии талонов о прохождении государственного технического осмотра предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, подтверждающих их допуск к эксплуатации; - копии дипломов о высшем или среднем специальном образовании, удостоверений о прохождении курсов повышения квалификации, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностных лиц и специалистов соискателя лицензии; - копия документа, подтверждающего прохождение аттестации на право занимать должность, связанную с обеспечением безопасности дорожного движения, должностным лицом соискателя лицензии, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения; - копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей соискателя лицензии, а также документов, подтверждающих прохождение ими медицинского освидетельствования в установленный срок; - копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на транспортные средства, предполагаемые к использованию для перевозок пассажиров; - копии документов, подтверждающих возможность соискателя лицензии осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или копии договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств; - документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии. Лицензирующий орган в день получения заявления о предоставлении лицензии проверяет правильность оформления заявления и наличие всех необходимых документов. В случае если заявление оформлено с нарушением требований, установленных Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" <3>, а в составе представленных документов отсутствуют документы, предусмотренные Положением, соискателю лицензии направляется копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения нарушений в оформлении заявления и представления отсутствующих документов. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Данный срок необходим для проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с Положением документах, а также возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Указанное решение о предоставлении лицензии оформляется соответствующим актом лицензирующего органа, в котором указываются: - наименование лицензирующего органа; - полное и сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; - фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; - лицензируемый вид деятельности; - срок действия лицензии; - идентификационный номер налогоплательщика; - номер лицензии; - дата принятия решения о предоставлении лицензии. В приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии, указываются сведения о транспортных средствах лицензиата, используемых для перевозок пассажиров, в том числе их марки, модели и государственные регистрационные знаки. Одновременно с документом, подтверждающим наличие лицензии, на каждое транспортное средство, предполагаемое к использованию для перевозок пассажиров, лицензирующий орган выдает лицензиату выписку из этого документа (лицензионную карточку), в которой указываются номер и дата выдачи лицензии, срок ее действия, марка, модель и государственный регистрационный знак транспортного средства, лицензиат и лицензируемый вид деятельности <4>. -------------------------------- <4> См.: Приказ Минтранса России от 22 ноября 2004 г. N 36 "Об утверждении форм бланков лицензий, лицензионных карточек, удостоверений допуска и карточек допуска".

Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором содержатся: - сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий; - основание и срок приостановления и возобновления действия лицензии; - основание и дата аннулирования лицензии; - основание и срок применения упрощенного порядка лицензирования; - сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности; - сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии; - основание и дата прекращения действия лицензии; - а также сведения о выданных выписках из документа, подтверждающего наличие лицензии (лицензионных карточках). Предоставление лицензии (отказ в предоставлении лицензии), продление срока ее действия, переоформление лицензии, приостановление или возобновление ее действия и аннулирование лицензии осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". В то же время состояние транспортного обслуживания населения и обеспечение безопасности при перевозке пассажиров оставляет желать лучшего. Принятое Положение не касается деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозку пассажиров для собственных нужд. Тем не менее следует отметить все возрастающий уровень аварийности при перевозках пассажиров автобусами для собственных нужд юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. При значительно меньшей интенсивности эксплуатации и числе перевозимых пассажиров в год (в семь раз меньше, чем лицензируемым автотранспортом), число совершенных ДТП в I полугодии 2006 г. (1331) здесь превышает число ДТП, произошедших на лицензируемом автотранспорте (1150), и выросло по отношению к соответствующему периоду прошлого года на 60%. При этом погибло 140 человек (на лицензируемом автотранспорте - 98 человек), что на 17,6% выше показателя соответствующего периода прошлого года, ранено 1869 человек (на лицензируемом автотранспорте - 1792 человека), что выше показателя соответствующего периода прошлого года на 12,9%. Количество ДТП на 10 тыс. транспортных средств здесь составляет 33,1%, тяжесть последствий - 7,0% (на лицензируемом автотранспорте соответственно 29,6% и 5,2%). К указанным перевозкам относятся перевозки детей и школьников. Как показывают проверки, транспортные средства, которые получают школы в рамках региональных программ "Школьный автобус", не отвечают требованиям ГОСТа. Существует настоятельная необходимость включения перевозок пассажиров автобусами для собственных нужд в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. В ряде европейских стран, таких как Великобритания, Германия, Дания, Швейцария, лицензированию подлежат все виды перевозочной деятельности на автомобильном транспорте. С учетом зарубежного опыта все острее встает вопрос перехода на систему допуска к профессии автоперевозчика, которая предполагает введение критериев, обеспечивающих присутствие на рынке автоперевозок наиболее квалифицированных и добропорядочных перевозчиков, имеющих хорошую деловую репутацию, профессиональную компетентность, устойчивое финансовое положение.

Название документа