Из истории правового регулирования комплектования экипажей судов заграничного плавания морского флота в годы советской власти

(Красавцев Л. Б.) ("Транспортное право", 2007, N 3) Текст документа

ИЗ ИСТОРИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ СУДОВ ЗАГРАНИЧНОГО ПЛАВАНИЯ МОРСКОГО ФЛОТА В ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Л. Б. КРАСАВЦЕВ

Красавцев Л. Б., профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск, кандидат исторических наук.

В первые годы советской власти - 1920-е не было никакой разницы в комплектовании экипажей судов заграничного плавания и судов местного каботажного плавания. Да и суда в те годы могли совершать заграничные и каботажные рейсы. Если и выдвигались какие-то требования, то они касались чистоты и порядка на судах, приличного внешнего вида моряков и т. д. Положение меняется в конце 1920-х - начале 1930-х годов с приходом к власти в партии и стране И. В. Сталина и его окружения, выдвинувшего теорию обострения классовой борьбы и начавшего создавать административно-командную систему управления. После шахтинского процесса 1928 г. на морском флоте, как и во всех отраслях народного хозяйства, началась чистка. В Северном морском пароходстве (г. Архангельск) чистке было подвергнуто 12 судов дальнего плавания (заграничного), снято с должностей 27 человек, выдвинуто из рядовых на руководящие должности 13 моряков <1>. В связи с развернувшейся индустриализацией и необходимостью экономии иностранной валюты в 1929 г. происходит резкое сокращение выдачи валюты морякам заграничного плавания (в 1929 г. на 50%, в 1930 г. еще на 35%). Становится обязательной введенная с 1927 г. подписка на государственные займы, доходящая на отдельных судах до 300% к месячному фонду зарплаты. К тому же в эти же годы были отменены церковные праздники, узаконенные Декретом 1917 г. о восьмичасовом рабочем дне. Все это, естественно, не могло не вызвать недовольства со стороны моряков, особенно заграничного плавания, что нашло свое отражение в протоколах партийных собраний того времени <2>. А также выливалось в большую текучесть кадров плавсостава в 1930-е годы. Так, например, в Северном морском пароходстве за навигацию 1930 г. на 49 судах с экипажем в 985 человек уволилось 3000 моряков <3>. -------------------------------- <1> Государственный архив Архангельской области, отдел документов социально-политической истории (ГААО, отдел ДСПИ). Ф. 298. Оп. 1. Д. 81. Л. 12. <2> ГААО, отдел ДСПИ. Ф. 298. Оп. 1. Д. 128. Л. 13; Д. 167. Л. 2; Д. 165. Л. 19; Д. 253. Л. 83; Д. 81. Л. 9; Ф. 839. Оп. 1. Д. 4. Л. 17. <3> Там же. Ф. 298. Оп. 1. Д. 216. Л. 18.

Поэтому, естественно, принимаются меры по укреплению дисциплины на морском транспорте. Усиливается партийный контроль за работой водного транспорта. До 1939 г. моряки и речники входили в единый Наркомат водного транспорта. В 1934 г. создается при Наркомводе Политическое управление, в пароходствах вместо выборных партийных комитетов создаются политотделы, а на судах штатные должности помощников капитана по политической работе - первых помощников капитанов или помполитов <4>. Происходит мобилизация партийных работников на водный транспорт. Многие из них не имели никакого представления о море и морских судах и зачастую имели только начальное образование. Для наведения порядка на водном транспорте, борьбы с аварийностью, с нарушителями трудовой и государственной дисциплины в 1935 г. организуются водно-транспортные суды и водно-транспортная прокуратура в каждом морском и речном бассейне, в том числе и в Архангельске. -------------------------------- <4> Справочник партийного работника. Вып. девятый. М., 1935. С. 151, 158.

Происходят в 1930-е годы многочисленные организационные перестройки по управлению морским транспортом. На местах проводятся многочисленные кампании по выявлению в большинстве случаев мнимых врагов народа. В 1935 г. проходит в партийных организациях первая проверка партийных документов, ее прошли 650 членов и кандидатов партии, а отобрали всего 3 партбилета и придержали 38. Но такие скромные цифры не удовлетворили вышестоящие партийные органы, поэтому первую проверку отменили и провели вторично, исключив уже 95 человек, из них 57 якобы белогвардейцев <5>. -------------------------------- <5> ГААО, отдел ДСПИ. Ф. 865. Оп. 1. Д. 718. Л. 1 - 27.

Чистка партийных организаций плавно перешла в политические репрессии 1937 - 1938 гг. Хотя они в основном проводились против руководящих работников, так, в Архангельске в 1937 г. были репрессированы начальник Северного морского порта, начальник Архангельского морского порта, директор завода "Красная кузница" и все руководители партийных организаций этих предприятий, но среди репрессированных оказывались и простые труженики. По данным Поморского мемориала, которые не являются исчерпывающими, на заводе "Красная кузница" из 36 арестованных в 1937 - 1938 гг. 19 простые рабочие, то же в порту и в пароходстве. Следующий шаг по усилению командно-административного воздействия делается в 1940 г. Указ от 26 июня 1940 г. об уголовной ответственности за нарушения трудовой дисциплины предписывает тюремное заключение за прогулы и неоднократные опоздания. Автор, будучи в 1973 - 1974 гг. на партийной работе в Северном морском пароходстве, принимал участие в проводившемся в те годы обмене партийных документов и не раз встречал ветеранов - старых членов партии, в документах которых содержались записи об уголовном привлечении за совершенные (по молодости) прогулы. В этом же 1940 г. утверждается Устав о дисциплине рабочих и служащих морского флота СССР, основная цель которого - укрепление дисциплины среди моряков <6>. -------------------------------- <6> Морской флот. 1940. 12 июля.

И наконец, в декабре 1940 г. Наркомат Морского флота СССР утверждает Инструкцию о порядке комплектования экипажей судов загранплавания, которая вышла под грифом "Сов. секретно" и на многие годы определила правовое положение моряков заграничного плавания <7>. -------------------------------- <7> ГААО, отдел ДСПИ. Ф. 865. Оп. 1. Д. 1315. Л. 1 - 3.

Инструкция возлагала персональную ответственность на начальников морских пароходств, политотделов и начальников отделов кадров за комплектование экипажей судов загранплавания проверенными кадрами. Все работники, принимаемые на суда загранплавания, должны были подвергаться особо тщательной и всесторонней проверке политических и деловых качеств. Запрещалось принимать на работу на суда загранплавания "лиц, лишенных избирательных прав, судившихся за контрреволюционные и корыстные преступления, административно-высланных; иностранно-подданных; лиц, имеющих репрессированных родственников, близких родственников, находящихся за границей; лиц, удаленных из других предприятий морского флота в порядке очищения, уволенных за аварии, хищения, нарушения трудовой дисциплины и дезорганизацию производства; лиц, служивших в белых армиях; лиц, эмигрировавших с территории СССР и впоследствии вернувшихся в Советский Союз; лиц, служивших на иностранных пароходах после 1917 года; лиц, скомпрометировавших себя недостойным для советского гражданина и моряка поведением за границей (спекуляция, контрабанда, пьянство, хулиганство и т. п.)". Как видим, список довольно обширный и включавший помимо нарушителей дисциплины людей, лишенных права загранплавания по иным, в основном политическим, причинам. Инструкция устанавливала порядок назначения и перемещения капитанов и старших механиков судов загранплавания только приказами наркома и возлагала на капитана судна персональную ответственность за весь экипаж судна, устанавливала довольно сложную процедуру порядка приема новых работников на работу на суда загранплавания. Для оперативного замещения вакантных должностей на судах загранплавания устанавливался постоянный резерв из числа проверенных моряков. Начальники морских пароходств, политотделов кадров обязывались "перед выходом в загранрейс... лично пересмотреть весь личный состав экипажа и произвести необходимую замену из числа постоянного резерва". Инструкция требовала от капитана и его помощника по политчасти "пресекать недостойные и несовместимые со званием советского гражданина и моряка поступки и действия членов экипажей; немедленно увольнять и наказывать за пьянство, хулиганство, отлучку с судна без разрешения при стоянке в иностранном порту, опоздание на судно, несоблюдение правил охраны судов и несения вахтенной службы, невыполнение приказаний комсостава, привод на судно посторонних лиц в загранпортах". Капитан судна загранплавания нес персональную ответственность за весь экипаж судна. Перед зачислением в состав экипажа судна капитан должен был лично ознакомиться с каждым членом экипажа и совместно с помполитом дать письменное заключение о пригодности или непригодности направляемых на судно отделом кадров моряка. Инструкция определяла и порядок приема новых работников на суда загранплавания. Отдел кадров обязан был получить справку из уголовного розыска "о розыске и несудимости" поступавшего, трудовую книжку, паспорт с отметкой о прописке и военном учете, прописной бланк (справка по форме "П"), о прописке в органах милиции, заверенный домоуправлением, заполненный личный листок по учету кадров с автобиографией, наличием родственников в семьях и их занятии. Для капитанов и старших механиков дополнительно требовалась характеристика партийной организации с места работы. Начальник отдела кадров обязан был после изучения документов и личной беседы с принимаемым работником направить его на беседу к капитану и помполиту, а после их заключения представлял документы на оформление визы на загранплавание и только после этого готовил приказ о зачислении на работу. Перед выходом судна в загранрейс начальник морского пароходства, политотдела и отдела кадров обязаны лично пересмотреть весь личный состав экипажа и при необходимости произвести замену из числа постоянного резерва. Инструкция требовала от капитана и помполита осуществлять негласный контроль за поведением членов экипажа, пресекать "недостойное и несовместимое со званием советского гражданина и моряка" поступки и действия; хулиганство, отлучку с судна без разрешения при стоянке в иностранном порту, опоздание на судно, несоблюдение правил охраны судов и несения вахтенной службы, невыполнение приказаний командного состава, привод на судно посторонних лиц в заграничных портах. От капитана и помполита требовались обязательные рейсовые донесения с подробностями о ходе рейса и о всех фактах поведения экипажа. Капитан имел право лишить выхода на берег моряка-нарушителя или принять другие меры фактической изоляции от берега или от других членов экипажа в исключительных случаях. Автору настоящей работы в 1970-е годы, когда он работал секретарем партийного комитета Архангельского управления морских путей (Архморпуть), а затем заместителем начальника Архангельского мореходного училища, приходилось бывать на заседаниях областной комиссии по визированию. Эту комиссию возглавлял второй секретарь областного комитета партии, обязательно присутствовал начальник областного Управления КГБ или его заместитель, а также представители соответствующих отделов обкома и горкома партии. Естественно, что в 70-е годы нравы и требования значительно смягчились. Интересной была информация, представляемая органами КГБ. В те годы прием на учебу в Архангельское мореходное училище был со всего СССР, профессия моряка была в почете. Бросалось в глаза наличие большого количества родственников, правда, отдаленных, у курсантов, поступивших на учебу с Украины. Иногда попадалась и ценная информация, так, например, поступил на учебу курсант из Казахстана с отличным аттестатом, а сразу стал учиться очень плохо. На комиссии выяснилось, что аттестат был куплен, и пришлось курсанта за обман отчислить из училища. С другой стороны, высказываемые комиссией замечания относительно лиц, совершивших дисциплинарные проступки, служили определенным предостережением. Так, в те годы руководство училища однажды отправило на учебную практику в загранрейс группу курсантов, имевших по несколько дисциплинарных взысканий. Помнится, начальник первого отдела был против направления, руководство доверило курсантам, а те отплатили за доверие тем, что на стоянке в Генуе украли в частном магазинчике около порта модные брюки. Возникло неприятное дело - курсантов исключили из училища и комсомола, а руководство училища, в том числе и автор настоящих строк, получили от руководства министерства по выговору, да еще плюс партийное взыскание за "серьезные упущения в воспитательной работе". Дело прошлое, но послужило уроком на будущее. Таковы были сложные правила оформления права моряка на выход в заграничное плавание.

Название документа