Виртуальный билет
(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)
("ЭЖ-Юрист", 2007, N 34)
Текст документа
ВИРТУАЛЬНЫЙ БИЛЕТ
М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО
Мошкович Мария, эксперт "ЭЖ-Юрист".
Завойкина Наталья, эксперт "ЭЖ-Юрист".
Терешко Юлия, эксперт "ЭЖ-Юрист".
Приказом Министерства транспорта России от 23.07.2007 N 102 утверждена форма электронного проездного документа (билета) на железнодорожном транспорте.
С января 2007 года переход от бумажных билетов к электронным (e-ticket) происходит в рамках общемировой кампании.
Депутаты пока только рассматривают законопроект, регулирующий правовые основы использования электронных билетов, а Минтранс уже утверждает формы для различных видов транспорта. Например, электронная форма билетов сегодня предусмотрена для гражданской авиации.
В идеале электронное оформление предполагает, что пассажир заказывает билет в сети Интернет и оплачивает его в безналичном порядке. На вокзале или в аэропорту пассажир просто предъявляет документ, удостоверяющий личность, и получает распечатку электронного билета по установленной форме. Данный способ удобен как для пассажиров, так и для перевозчиков. Даже у самого рассеянного гражданина подобный билет не будет забыт дома, а перевозчики, конечно, выигрывают экономически (затраты на электронный билет значительно меньше, чем на бумажный).
Однако для реализации проекта необходимо соответствующее техническое и программное оснащение аэропортов и железнодорожных вокзалов, налаживание взаимодействия перевозчиков с банковскими организациями, повсеместное обеспечение доступа граждан к Интернету. Всего этого в России в необходимой степени не имеется. Поэтому предпринимаемые шаги по введению электронных билетов можно назвать переходным этапом.
В частности, нормативные акты Минтранса обязывают перевозчиков выдавать пассажирам кассовые чеки, подтверждающие оплату, если электронный билет оформлен не на бланке строгой отчетности. Поскольку таким бланком пока признается только обычный бумажный билет по установленной форме, кассовый чек при выдаче электронного билета сегодня необходим в любом случае. Отметим, что данное требование, как следует из приказов Минтранса, никак не связано с формой оплаты, тогда как согласно Федеральному закону от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" применение ККТ обязательно только при наличной оплате или при оплате по банковской карте.
Отдельный аспект оформления билетов в электронном виде - налоговый. Можно ли учесть в целях налогообложения прибыли расходы командированного работника по проезду, если он не может представить в качестве оправдательного документа бумажный билет? Да, можно. Как разъяснил Минфин в письме от 13.08.2007 N 03-01-10/6-239, оправдательными документами могут являться распечатка электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе и посадочный талон. Аналогичные пояснения Минфин давал и в прошлом году (см. письмо от 08.09.2006 N 03-03-04/1/660).
Подобная лояльность не может не радовать: многие иностранные авиакомпании сегодня бумажные билеты уже просто не продают. При этом налоговые эксперты все же советуют при необходимости оформлять перевод распечатки на русский язык - во избежание недоразумений с налоговыми органами.
Название документа