Изменившийся Кодекс

(Семенова Е.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 31)

Текст документа

ИЗМЕНИВШИЙСЯ КОДЕКС

Е. СЕМЕНОВА

Елена Семенова, некоммерческое партнерство "Исследовательский центр повышения эффективности управления "Эстимат".

В субботу, 11 августа 2007 года, вступает в силу Федеральный закон от 24.07.2007 N 210-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Этот Закон принят в целях приведения отдельных положений КоАП РФ в соответствие с международными договорами Российской Федерации, с требованиями, предъявляемыми к кодифицированным правовым актам, и терминологией Правил дорожного движения РФ. Но главное в нем - это то, что Закон значительно ужесточает ответственность лиц за нарушения в области дорожного движения.

Редакционная правка

Федеральный закон N 210-ФЗ внес в КоАП РФ большое количество редакционных поправок, приведя текст Кодекса в соответствие с другими нормативными актами РФ. Подробно останавливаться на подобных изменениях не имеет смысла, но о некоторых из них все же следует упомянуть.

Например, Кодекс дополнен ст. 1.8, согласно которой действие законодательства об административных правонарушениях распространяется на проступки, совершенные гражданами РФ и постоянно проживающими в РФ лицами без гражданства за пределами РФ. Введение данной нормы потребовало внесения правки в ст. 1.7 Кодекса, что законодатель и сделал, исключив из нее положение о том, что правонарушитель должен нести административную ответственность по месту совершения правонарушения.

Для реализации принципа неотвратимости наказания и с учетом необходимости проведения экспертиз изменениями в ст. 4.5 Кодекса до года увеличен срок вынесения постановления по делу за нарушение законодательства в области дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего.

Из главы 11 Кодекса исключены статьи о нарушениях правил перевозки автомобильным транспортом тяжеловесных, крупногабаритных, опасных грузов. Данные составы включены в главу 12 Кодекса, посвященную правонарушениям в области дорожного движения.

Из ст. 12.19 Кодекса исключено примечание, которым был установлен запрет на задержание транспортного средства и помещение его на специальную стоянку при нарушении правил остановки или стоянки, повлекшем создание препятствий для движения других транспортных средств. Отныне возможность применения подобных мер предусмотрена в новой редакции ст. 27.13 Кодекса.

В целях устранения внутренних противоречий исключена ст. 12.36 Кодекса, устанавливающая ответственность за применение эвакуации и снятие номерных знаков, поскольку она не согласовывалась со ст. ст. 27.1 и 27.13 Кодекса, предусматривающими соответствующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Нарушение ПДД

Значительная часть изменений касается ответственности за отдельные виды нарушений в области дорожного движения и на транспорте, представляющих наибольшую общественную опасность.

В новой редакции изложена ст. 11.21 Кодекса, устанавливающая ответственность за нарушение правил использования полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги. Если раньше за вываливание мусора и снега, установку рекламных конструкций, размещение объектов дорожного сервиса в пределах полосы отвода или придорожной полосы автомобильной дороги без согласования с дорожными органами правонарушителю грозил штраф максимум 300 рублей, то теперь максимальный размер штрафа за это же правонарушение составит: 80000 рублей - для организаций, 500 рублей - для обычных граждан, 5000 рублей - для должностных лиц.

Из Кодекса исключены нормы, не относящиеся к предмету его регулирования, в том числе касающиеся порядка проведения государственного технического осмотра, запрета повторного технического осмотра, производства инструментальной проверки и эвакуации транспортного средства (ст. 12.1 Кодекса).

Нововведениями узаконены технические средства наблюдения за дорожным движением. В частности, новая редакция ст. 28.1 Кодекса предусматривает, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении может быть фиксация правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи.

В случае фиксации административного правонарушения указанными техническими средствами привлечение нарушителей Правил дорожного движения к административной ответственности будет осуществляться по упрощенной процедуре. Протокол об административном нарушении в такой ситуации составляться не будет. Инспектор самостоятельно вынесет постановление по делу об административном правонарушении и направит нарушителю его копию и материалы, подтверждающие факт совершения лицом правонарушения (это могут быть, например, фотографии лица в момент совершения правонарушения) (ст. 28.6 Кодекса). Отметим, что и суд вправе будет рассматривать данное нарушение без участия лица, в отношении которого возбуждено дело (ст. 29.7 КоАП).

Внесенные в ст. 1.5 Кодекса поправки содержат оговорки о том, что презумпция невиновности не распространяется на нарушения Правил дорожного движения, зафиксированные специальными техническими средствами, имеющими функции фото - и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото - и киносъемки, видеозаписи.

Согласно положениям новой ст. 2.6.1 Кодекса в случае фиксации административного правонарушения специальными техническими средствами вся ответственность ложится на собственника (владельца) автомобиля, который должен будет доказывать свою невиновность. Избежать ответственности собственник автомобиля сможет только в том случае, если будет установлено, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.

Ряд правозащитников считает, что закон нарушает принцип презумпции невиновности, положения Конституции о равенстве всех перед законом, право на защиту и получение квалифицированной юридической помощи.

В главу 28 Кодекса добавлена ст. 28.1.1, регламентирующая порядок составления протокола осмотра места происшествия в случае нарушения пешеходом, пассажиром транспортного средства, водителем транспортного средства или иным участником дорожного движения Правил дорожного движения (эксплуатации транспортного средства), которое повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего. В протоколе осмотра места совершения административного правонарушения указываются: дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, непосредственно управлявшем транспортным средством в момент совершения административного правонарушения, о типе, марке, модели, государственном регистрационном знаке транспортного средства, а также фамилии, имена, отчества, адреса места жительства понятых, свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, иные необходимые сведения.

Все, как в Европе

В соответствии с Европейским соглашением, дополняющим подписанную в г. Вене 8 ноября 1968 г. Конвенцию о дорожном движении, примечанием к ст. 27.12 Кодекса введено нормативное определение понятия "состояние опьянения". Оно характеризуется как "наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на 1 литр крови или 0,15 миллиграмма и более на 1 литр выдыхаемого воздуха; наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, определяемых в порядке, установленном Правительством РФ, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ".

Нововведения коснулись также порядка отстранения от управления транспортным средством и медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 27.12 Кодекса).

Три этапа

Изменения, внесенные в главу 12 Кодекса, серьезно ужесточили наказания за нарушение Правил дорожного движения.

Статьей 3 Закона N 210-ФЗ предусмотрено поэтапное вступление норм Закона в силу:

- по истечении десяти дней после дня его официального опубликования;

- с 1 января 2008 года;

- с 1 июля 2008 года.

С 11 августа 2007 года управление транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра, влечет наложение штрафа в размере 200 рублей (сейчас он составляет 100 руб.).

Выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, повлечет лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев, в то время как сейчас можно отделаться 300 рублями.

Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам будет наказываться штрафом в размере 2000 рублей вместо действующего сейчас штрафа в 100 руб.

Увеличатся штрафы и для пешехода. Если он перейдет улицу в неположенном месте, то заплатит 300 рублей, а не 100, как раньше.

За нарушение Правил дорожного движения пешеходом или пассажиром транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, будет налагаться штраф в размере от тысячи до полутора тысяч рублей.

Кодекс дополнен ст. 12.36.1, устанавливающей ответственность за пользование водителем во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук. За нарушение этого запрета полагается предупреждение или штраф - 300 рублей.

С 1 января 2008 года за превышение предельно разрешенной скорости на 10-20 км/ч будет взиматься штраф в 100 рублей, на 20 - 40 км/ч - 300 рублей, на 40 - 60 км/ч - от 1000 до 1500 рублей. За превышение скорости более чем на 60 км/ч предусмотрен штраф от 2000 до 2500 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Проезд на красный свет "подорожает" в 7 раз.

За управление транспортным средством водителем, не пристегнутым ремнем безопасности, за перевозку пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности, за управление мотоциклом либо перевозку на мотоцикле пассажиров без мотошлемов или в незастегнутых мотошлемах установлены штрафные санкции размером 500 рублей.

Оставление водителем места ДТП, участником которого он являлся, будет караться лишением права управления транспортными средствами на срок от года до полутора лет или административным арестом на срок до пятнадцати суток.

Административному аресту водителей без прав управления транспортными средствами будут подвергать за:

- управление транспортным средством в состоянии опьянения;

- невыполнение законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Лишиться прав управления водители могут за повторное совершение правонарушения в виде управления автомобилем в состоянии опьянения, передачи управления транспортом лицу, находящемуся в состоянии опьянения, пересечение железнодорожного пути вне переезда (ст. ст. 12.8, 12.10 Кодекса). Кстати, увеличен с двух до трех лет максимальный срок лишения специальных прав, в том числе права управления транспортным средством (ст. 3.8 Кодекса).

Вместе с тем срок действия временного разрешения на право управления изменен до двух месяцев с возможностью продления органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении.

С 1 июля 2008 года начинают действовать остальные измененные и дополненные статьи Кодекса, в том числе логически связанные с процессом фиксации нарушений Правил дорожного движения с помощью специальной техники.

Название документа