Онищенко добрался до банков

(Мошкович М., Завойкина Н., Терешко Ю.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 31)

Текст документа

ОНИЩЕНКО ДОБРАЛСЯ ДО БАНКОВ

М. МОШКОВИЧ, Н. ЗАВОЙКИНА, Ю. ТЕРЕШКО

Мария Мошкович, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Наталья Завойкина, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Юлия Терешко, эксперт "ЭЖ-Юрист".

Письмом от 12.07.2007 N 0100/7062-07-32 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщила, как нужно "оптимизировать" административное преследование нарушителей прав граждан в сфере потребительского кредитования.

По мнению руководителя Роспотребнадзора Г. Онищенко, для области потребительского кредитования в последнее время характерно значительное возрастание степени конфликта интересов сторон.

Причина - в коварстве банков, которые "за счет явно хорошо просчитанной тактики поведения по отношению к заемщику... манипулируя чувствами и доверчивостью граждан", присылают им по почте кредитные карты с предложением воспользоваться услугами кредитной организации (путем активации карты с помощью соответствующего кода).

Наивный и доверчивый гражданин, начав пользоваться кредитными средствами, вдруг обнаруживает, что стал стороной денежного обязательства - должником. То есть ему нужно гасить кредит и платить проценты за пользование им. Таким образом, как сказано в письме, банк "искусственно способствует" возникновению у гражданина задолженности по платежам, что приводит к санкциям в виде штрафов (неустоек) и резкому возрастанию общей суммы долга.

При этом г-н Онищенко, с одной стороны, замечает, что многие из таких граждан по всем критериям изначально вообще не должны были бы рассматриваться в качестве платежеспособных ввиду своего объективно "слабого" социального положения. С другой - признает, что такие предложения, как правило, получают те граждане, которые ранее уже пользовались услугами соответствующего банка, приобретая в магазинах товары в кредит.

С целью рассмотрения вопросов о привлечении банков к административной ответственности, в частности по ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге); включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя), данное письмо предписывает территориальным органам Роспотребнадзора проводить административное расследование по каждому факту обращения граждан, считающих, что банки ввели их в заблуждение или недостаточно информировали.

При этом г-н Онищенко дает ряд рекомендаций по соблюдению процессуальных норм, дабы минимизировать (а то и исключить) факты обжалования банками выносимых в отношении их постановлений по формальным основаниям (видимо, такие случаи имели место).

Вызывает сомнения у руководителя Роспотребнадзора и правомерность осуществления банками своей деятельности через структурные подразделения, создающиеся в крупных торговых предприятиях (такая деятельность как раз имеет целью быстрое оформление потребительских кредитов на небольшие суммы). Подобная деятельность, как следует из текста письма, возможна только после регистрации такого подразделения по всем правилам гражданского законодательства как филиала кредитной организации. Следовательно, можно ожидать проверок по данному вопросу.

Название документа