Понятие и правовая природа договора железнодорожной перевозки грузов

(Душина И. Н.) ("Право и политика", 2007, N 9) Текст документа

ПОНЯТИЕ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ДОГОВОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

И. Н. ДУШИНА

Душина Ирина Николаевна - аспирантка кафедры гражданского и трудового права Российского университета дружбы народов, старший преподаватель кафедры международного права Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова.

Для юридического оформления отношений железной дороги с грузоотправителем, возникающих в связи с перевозкой определенного груза, необходимо заключение договора. Однако отношения, складывающиеся в процессе деятельности предприятий железнодорожного транспорта, очень разнообразны. Они не ограничиваются только действиями, непосредственно направленными на перевозку грузов, пассажиров и багажа. Транспортные организации оказывают массу иных услуг и проводят перечень работ, способствующих перевозке: погрузочно-разгрузочные, очистка перевозочных средств, обслуживание подъездных путей необщего пользования и др. Отсюда так много договоров, опосредующих указанную деятельность и находящих применение только в транспортной сфере <1>. Вопрос является весьма актуальным, и поэтому в литературе многие авторы высказывались по затронутой теме. -------------------------------- <1> Глава 40 ныне действующего Гражданского кодекса РФ, в отличие от Основ гражданского законодательства 1991 г. и ГК РСФСР 1964 г., определяет несколько договоров, регулирующих отношения по перевозкам грузов, пассажиров и багажа. Кроме традиционных договоров перевозки грузов и пассажиров, в данной главе ГК РФ упоминаются следующие договоры: договоры фрахтования (чартер); договор об организации перевозок; договор между транспортными организациями об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов) и др.

Договор перевозки груза традиционно занимает особое место среди транспортных обязательств. Можно назвать данный договор главенствующим, занимающим центральное место в системе так называемых транспортных договоров. Ряд российских и зарубежных ученых, занимающихся проблемой договора перевозки, неоднократно пытались дать единое определение договора перевозки. Некоторые предлагают следующее понятие договора перевозки груза. Одна сторона (перевозчик) обязуется доставить принятый ею от другой стороны (грузоотправителя) груз своими средствами передвижения, в соответствии с существующими на данном виде транспорта специальными правилами, в установленный срок и сдать его в указанном грузоотправителем месте им же указанному лицу (грузополучателю), а другая сторона (грузоотправитель) обязуется уплатить перевозчику установленную тарифом плату <2>. -------------------------------- <2> Александров-Дольник М. К. Грузовые перевозки. М., 1960. С. 12.

Некоторые авторы дают несколько другое определение. Так, например, В. Н. Изволенский считает, что по договору перевозки груза железная дорога обязуется доставить вверенный ей груз в пункт назначения и сдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель груза обязуется уплатить за провоз груза установленную плату. С данным определением соглашаются В. В. Витрянский, В. А. Егиазаров, В. К. Андреев, Я. А. Куник <3>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Учебник В. А. Егиазарова "Транспортное право" включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007 (издание четвертое, переработанное и дополненное). ------------------------------------------------------------------ <3> Витрянский В. В. Договор перевозки. М., 2001. С. 247; Изволенский В. Н. Правовые вопросы железнодорожных перевозок. М., 1951. С. 39; Егиазаров В. А. Транспортное право. М., 1999. С. 38; Андреев В. К. Транспортное право. Калининград, 1977. С. 38; Куник Я. А. Договоры в советской государственной торговле. М., 1983. С. 107.

В западном праве имеет место аналогичная трактовка договора перевозки. Под договором перевозки понимается договор, в силу которого одна сторона, именуемая перевозчиком, принимает на себя обязательство перевезти вверенный ей груз из одного места в другое, а другая сторона, именуемая грузоотправителем, - уплатить перевозчику определенную сумму, именуемую провозной платой <4>. -------------------------------- <4> International Encyclopedia of Comparative Law. V. XII. Ch. 1. P. 3.

В определениях зарубежных юристов можно выделить некоторые характерные особенности. Все определения договора перевозки имеют единую структуру, присущую этому договору, различаются между собой только количеством значимых обязанностей перевозчика, включаемых авторами этих понятий. Так, в одном определении, данном французским юристом М. Альтером, отмечается, что по договору перевозки перевозчик обязуется обеспечить перемещение товара обусловленным способом за оговоренную плату. Здесь указывается на обязанность перевозчика перевезти товар определенным видом транспорта. С другой стороны, бельгийский юрист Путзейс определяет договор перевозки грузов как соглашение, посредством которого перевозчик обязуется переместить из одного места в другое за определенный промежуток времени товар, который поручается ему в этой связи, взамен он получает вознаграждение. Здесь имеют место три обязанности перевозчика: осуществление самой перевозки, выполнение ее в срок и обеспечение сохранности груза. Обобщив различные формулировки договора перевозки грузов, имеет смысл ввести более широкое понятие договора. Под договором железнодорожной перевозки грузов понимается договор, в силу которого одна сторона, перевозчик, принимает на себя обязательства принять груз, перевести его в оговоренный сторонами срок в целости и сохранности в указанное место назначения и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему провозную плату. Данное определение детализирует обязанности перевозчика и отправителя посредством введения более широкого перечня обязанностей у сторон по сравнению с другими вышеуказанными определениями договора перевозки груза. Все вышеуказанные определения договора в должной мере содержат верную трактовку понятия договора перевозки, и каждый автор имеет свой взгляд на рассматриваемую проблему, в соответствии с которым он может давать свое определение договора, которое будет "правильным". Оно может быть узким или широким, содержать в себе различное количество условий, регулирующих процесс перевозки, но в него, на наш взгляд, должны быть включены следующие существенные условия, без которых понятие договора будет неправильным. К ним относятся: - объект перевозки (груз); - место отправления и место назначения, между которыми выполняется перевозка; - провозная плата. Отношения между перевозчиком и клиентурой имеют договорный характер. Поэтому ответственность за неисполнения сторонами условий договора перевозки может строиться на основании положений, содержащихся в договоре перевозки, т. е. будет применяться договорная ответственность. Применение внедоговорной ответственности противоречило бы природе отношений железных дорог и клиентуры, которые имеют договорный характер, и приводило бы к использованию гражданско-правовых санкций не в соответствии с их назначением. Однако полностью отвергать внедоговорную ответственность нельзя. Внедоговорная ответственность железных дорог и клиентуры может, разумеется, возникать при нарушении ими прав третьих лиц, лежащих вне рамок договора перевозки. В этих случаях речь будет идти об обычной деликтной ответственности, рассмотрение которой выходит за рамки настоящей работы. Характеризуя договор перевозки грузов железнодорожным транспортом, необходимо рассматривать не только его значение, но и определить его правовую природу. Сама по себе транспортная деятельность не сопровождается созданием новых предметов материального мира. Вся ее ценность состоит в экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза в согласованное место. Поэтому полезный эффект, создаваемый транспортом в процессе перевозки, называют услугами транспортной промышленности. Рассматриваемые услуги, как и всякий иной продукт производства, обладают потребительной и меновой стоимостью, т. е. обладают свойством товара, а труд, затрачиваемый на производство транспортной продукции, относится к труду производительному, так как стоимость полезного эффекта деятельности транспорта "переносится как дополнительная стоимость на самый товар" <5> - объект перевозки. Следовательно, продукция транспорта имеет ту же экономическую сущность, что и продукция промышленных предприятий, т. е. является товаром, и потому ее реализация может осуществляться только посредством договора. -------------------------------- <5> Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 24. С. 64 - 65.

Вместе с тем правовая природа договора перевозки грузов трактуется по-разному. Можно сказать, что однозначная трактовка относительно места данного договора в системе договоров как российского, так и западного права отсутствует. Преобладающим является мнение, рассматривающее договор перевозки грузов в качестве самостоятельного договора гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам о других договорах. Часто можно встретить трактовку договора перевозки грузов в качестве вида договора подряда или, как указывают некоторые авторы, "квалифицированного подряда", что характерно для западной литературы, в частности Германии, Франции, Норвегии, Бельгии. Можно утверждать, что с экономической точки зрения транспортировка грузов представляет собой выполнение определенной работы, что сближает договор перевозки с договором подряда. Вместе с тем сходство экономического содержания тех или иных отношений вовсе не повлечет за собой тождество их юридического выражения и соответственно одинаковое правовое регулирование. То, что экономически представляет собой вообще работу, юридически выступает как услуга. Отсюда и разнообразие гражданско-правовых договоров, опосредствующих оказание различных видов услуг. Поэтому, несмотря на сходство экономической природы отношений, лежащих в основе договоров перевозки и подряда, между ними имеются существенные различия, не позволяющие рассматривать первый как разновидность второго. Это два договора, направленных на регулирование имущественных отношений, полезный эффект которых выражается в их результате. Однако всем услугам присущ один общий признак: результату предшествует совершение действий, не имеющих материального воплощения, составляющих вместе с ним единое целое. Поэтому при оказании услуг "продается" не сам результат, а действия, к нему приведшие <6>. -------------------------------- <6> Именно на этом основании известный немецкий исследователь римского права Г. Дернбург перевозку рассматривал разновидностью подряда. См.: Дернбург Г. Пандекты, обязательственное право. Т. II. 3-е изд. М., 1911. С. 299. Этот же признак положили в основу своего высказывания В. М. Новиков и Н. М. Иваницкий: "Договор перевозки грузов имеет большое сходство с договором подряда, так как по тому и другому договору исполнение заключается в достижении известного результата, и до тех пор, пока этот результат не достигнут, договор считается неисполненным, каковы бы ни были отдельные услуги, оказанные перевозчиком или подрядчиком". См.: Основы транспортного права (железнодорожный транспорт): Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1997. С. 43. Г. А. Гусаков был единственным советским автором, который придерживался точки зрения на договор перевозки как на подряд (см.: Железнодорожное право по законодательству СССР. М.: Транспорт, 1972. С. 45 - 46).

Предмет договора перевозки составляет деятельность по перемещению (транспортировке) грузов. Такая деятельность транспорта является полезным эффектом, создаваемым транспортом в процессе производства (перевозки), или продуктом транспортной промышленности, особенность которого состоит в том, что он не является новым вещественным продуктом, он неотделим от самого процесса производства и потребляется по мере его производства. Сданный к перевозке объект не меняет своей вещественной формы. Результатом перевозки является перемена места его нахождения. Хотя такое изменение в положении вещи и связано с изменением ее стоимости, это, однако, не может служить достаточным основанием для отождествления договоров подряда и перевозки. Работу подрядчика, как и деятельность перевозчика в широком смысле, конечно, можно рассматривать как обязательства по оказанию услуг, которые воплощаются в результатах. Первая особенность договора перевозки груза: он является правовой формой, опосредствующей отношения по производству и реализации самих услуг по перемещению, а не их результата. Различия в особенностях результатов деятельности, составляющей предмет договоров подряда и перевозки, предопределяют цели и сферу их применения. Договор подряда, имеющий своей целью создание каких-то новых ценностей, опосредствует отношения, возникающие в сфере производства (материального или интеллектуального). Договор же перевозки в силу специфики самого процесса транспортного производства опосредствует отношения, возникающие в сфере обращения, а его целью является доставка груза его получателю. Отсюда вторая особенность договора перевозки: он служит процессу обращения и является средством и правовой формой исполнения обязательств по передаче уже готовой продукции и товаров. Таким образом, различие не только в характере экономических отношений, лежащих в основе договоров подряда и перевозки, но и в их целях не позволяет рассматривать договор перевозки груза как разновидность договора подряда. С другой стороны, договор подряда нельзя рассматривать в качестве составной части или одного из компонентов договора перевозки. Что касается договора железнодорожной перевозки грузов, то можно отметить и иные отличия, например: 1. Цена работы в договоре подряда определяется соглашением сторон или путем составления сметы, причем цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой, а плата за перевозку грузов транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых государственными органами, и всегда является твердой. 2. Заказчик, если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы, обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов, а плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа вносится, как правило, до осуществления перевозки. 3. Заказчик по договору подряда может в любое время до сдачи ему результатов работы отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части выполненной работы, отправитель груза же в договоре перевозки груза после передачи квитанции грузополучателю (если грузополучателем является третье лицо) не может далее расторгнуть договор. 4. Вещь, созданная по договору подряда, принадлежит на праве собственности подрядчику до момента принятия выполненной работы заказчиком, в договоре перевозки груза перевозчик не является собственником перевозимого груза. Вместе с тем необходимо отметить, что западные правовые системы склонны к отождествлению данных договоров. Например, французское право не считает договором перевозки договор о доставке мебели населению, поскольку его целью, на их взгляд, является не столько процесс перемещения, сколько размещение мебели в квартире, поэтому возникающие отношения регулируются договором подряда. Суды Бельгии в данном случае, наоборот, считают, что доставка мебели населению регулируется договором перевозки, а не договором подряда. Законодательства ряда западных стран допускают субсидиарное применение к договору перевозки правил о договоре подряда. Так, например, в ст. 1779 ГК Франции среди объектов договора подряда названа перевозка. Практическим следствием данного положения является решение вопросов международных перевозок на основе норм относительно договора подряда. Зачастую можно встретить точку зрения, что в договоре перевозки грузов содержатся элементы договора хранения. Рассмотрим обязанность транспортной организации по хранению принятых к перевозке грузов. Устав железнодорожного транспорта действительно возлагает на перевозчика обязанность обеспечить сохранность перевозимых грузов с момента принятия груза к перевозке и до его выдачи получателю. Таким образом, перевозчик отвечает за сохранность груза и тогда, когда он принят к перевозке (т. е. после заключения и оформления договора перевозки), но еще не погружен в транспортное средство (в вагоны, на платформы), а находится на складах, хранилищах перевозчика, а также в течение 24 часов после прибытия груза на станцию назначения без взимания специальной платы за хранение; по истечении указанного срока хранение осуществляется перевозчиком за плату. В договоре перевозки хранение грузов в процессе перевозки - одно из условий выполнения перевозочной операции. Поэтому ответственность за несохранность перевозимых грузов является ответственностью не за неисполнение (ненадлежащее исполнение) транспортной организацией специального обязательства хранения, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке. Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что услуги по хранению груза с момента заключения договора перевозки и до истечения сроков бесплатного хранения не будут являться самостоятельным гражданско-правовым обязательством, а охватываются содержанием договора перевозки. Сущность или юридическая природа договора определяется его основной целью, а не сопутствующими последней моментами <7>. Целью в договоре перевозки является доставка грузов в пункт назначения и выдача (вручение) его получателю; выполнение всех других указанных выше действий - лишь условия надлежащего исполнения этой основной обязанности перевозчика. -------------------------------- <7> См.: Иоффе О. С. Советское гражданское право (Курс лекций). Т. I. Л., 1958. С. 267.

В силу своей специфики (груз размещается в вагоне, контейнере) договор перевозки груза приобретает сходство с договором аренды. Отметим сразу, что, на наш взгляд, владение и пользование индивидуально-определенными вагонами, контейнерами и использование перевозочных средств в интересах клиентуры не могут рассматриваться как отношения аренды, так как такое решение вопроса не соответствует существу складывающихся между грузоотправителем и транспортной организацией отношений. Эти отношения имеют своим предметом не предоставление в пользование перевозочных средств, а территориальное перемещение грузов с помощью этих средств. Предоставление перевозочных средств - опять-таки лишь условие выполнения обязательств по перевозке. Без указанных перевозочных средств услуги по перевозке утрачивают свою специфику и превращаются в услуги по буксировке. Существует точка зрения, в соответствии с которой договор перевозки грузов рассматривается как самостоятельный договор, содержащий вместе с тем элементы других договоров: поручения, подряда, хранения, имущественного найма. По нашему мнению, точка зрения, определяющая договор перевозки грузов как совершенно самостоятельный договор гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам о других договорах, представляется нам наиболее правильной. Обязательства, составляющие содержание договора перевозки, по своей экономической сущности настолько специфичны, что вызывают необходимость их специального правового регулирования, существенно отличного от регулирования как отношений по выполнению работ, составляющих предмет договоров подряда, так и отношений по оказанию услуг, составляющих предмет договора хранения, поручения, комиссии и экспедиции. Правовые нормы, регулирующие отношения подряда, хранения, аренды, поручения, также не могут быть использованы для регулирования грузоперевозочных обязательств. Экономическое содержание всех этих отношений существенно отличается, что не может не отражаться на их правовой форме. Не только договор грузовой перевозки, но и многие другие гражданско-правовые договоры включают права и обязанности, составляющие содержание иных самостоятельных договоров. Таким образом, договор перевозки грузов занимает самостоятельное место в системе российского обязательственного права.

Название документа