Конвенционное регулирование отношений с участием потребителей
(Клетченкова М. М.) ("Журнал российского права", 2007, N 8) Текст документаКОНВЕНЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
М. М. КЛЕТЧЕНКОВА
Клетченкова Марина Михайловна - старший преподаватель Московского городского юридического института.
Помимо актов национального законодательства, отношения с участием потребителей могут регулироваться нормами актов международного права. Сегодня сотрудничество государств в указанной области находится на высоком уровне, что подтверждается принятием многочисленных международных документов (договоров, актов международных организаций как всемирного, так и регионального значения), созывом международных конференций, осуществлением гармонизации законодательства разных стран. Международно-правовые акты в области защиты прав потребителей предусматривают не только материально-правовые нормы (так, конвенции о международных перевозках содержат материальные нормы, регулирующие ответственность перевозчика перед стороной-потребителем), но и коллизионные предписания. Коллизионные нормы о потребительских договорах стали закрепляться законодательно на национальном уровне лишь в конце XX в., однако международно-правовое регулирование данных отношений существовало задолго до этого. Так, нормы об ответственности за вред, причиненный товаром (product liability), известны мировому сообществу еще с октября 1973 г., когда была принята Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя <1>. Договоры международной перевозки, в которых одной из сторон является потребитель, регулируются многочисленными конвенциями: Варшавской конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г.; Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и багажа от 13 декабря 1974 г. и рядом других. -------------------------------- <1> См.: Convention on the law applicable to products liability.
Что же касается международного регулирования самих договорных отношений в рассматриваемой сфере, то необходимо сказать, что только небольшое число актов содержит соответствующие положения. В международных договорах, посвященных различного вида сделкам, отношения физических лиц как потребителей, как правило, исключаются из сферы действия договоров. Это видно на примере Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.: нормы Конвенции не применяются к продаже "товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования, за исключением случаев, когда продавец в любое время до или в момент заключения договора не знал и не должен был знать, что товары приобретаются для такого использования" <2>. Исключение из сферы применения Конвенции этого рода продаж связано с тем, что во многих странах, в том числе в России, действует специальное законодательство, призванное обеспечить защиту потребителя, и в намерения государств - участников Конвенции не входило снижение эффективности этого законодательства. -------------------------------- <2> Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Комментарий. М., 1994. С. 221 - 222.
Пункт 4 ст. 1 Конвенции о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (как и подп. "а" п. 2 ст. 1 Конвенции о международном факторинге от 28 мая 1988 г.) также исключает применение положений соглашения к отношениям, где одной из сторон является потребитель: "Конвенция применяется к операциям по финансовому лизингу относительно любого оборудования, за исключением того, которое предназначается главным образом для использования лизингополучателем в личных, семейных или повседневных целях" <3>. -------------------------------- <3> Международное частное право. Действующие нормативные акты. М., 1999. С. 300 - 301.
В числе международных договоров, касающихся регулирования отношений с участием потребителей, можно назвать Римскую конвенцию о праве, применимом к договорным обязательствам, от 19 июня 1980 г. Данная Конвенция направлена на выработку максимально широкого круга коллизионных привязок для многих категорий отношений, в том числе для потребительских отношений. Она имеет универсальный характер, так как применяется не только в отношениях между субъектами стран - участниц Конвенции. Так, применимым может быть и право России, хотя последняя не участвует в Конвенции; это возможно в том случае, если российский гражданин (лицо, проживающее в России) заключает потребительский договор (розничной купли-продажи, на оказание туристических услуг и т. д.) с иностранным юридическим лицом и стороны не договариваются о применимом праве к их отношениям. Тогда в силу действия норм Конвенции суд иностранного государства будет применять право страны места жительства потребителя (обычного местопребывания), т. е. российское право. Но даже если стороны избрали применимый правопорядок иностранного государства, то, несмотря на это, будут действовать императивные нормы российского законодательства (в частности, нормы Закона РФ "О защите прав потребителей"), поскольку ст. 5 Римской конвенции указывает: "...осуществленный сторонами выбор применимого права не может иметь своим результатом лишение потребителя защиты, предоставляемой ему строго императивными нормами права страны его обычного местожительства: - если заключению договора в этой стране предшествовало адресованное ему специальное предложение или реклама или если в этой стране им были приняты все меры, необходимые для заключения договора; или - если заказ от потребителя был получен другой стороной или ее агентом в этой стране; или - если договор является договором купли-продажи и потребитель прибыл из одной страны в другую и в ней передал свой заказ, при условии, что такое путешествие потребителя было организовано продавцом для его побуждения к приобретению товаров". Положения Конвенции сходны с нормами ст. 1212 ГК РФ, так как дают определение понятия "потребитель" в самом законе (определяющим признаком служит цель, для которой приобретаются товар или услуга), закрепляют превалирующее действие закона, избранного сторонами договора. Однако при таком выборе все же будут действовать императивные нормы права страны места жительства или места пребывания потребителя, защищающие его интересы, если основные действия по сделке были осуществлены именно в этой стране (предложение о заключении договора либо заказ были предприняты в этой стране). При отсутствии такого выбора предусмотрено применение права государства, в котором потребитель имеет свое обычное местожительство. Пункт 4 ст. 5 Римской конвенции ограничивает сферу ее применения тем, что ее положения не применяются к договорам перевозки, к договору о выполнении работ или об оказании услуг, если работа должна быть выполнена или услуги должны быть оказаны исключительно в иной стране, чем страна места жительства потребителя. Однако эти изъятия не распространяются на договоры об оказании за общую цену услуг по перевозке и размещению (например, договоры в сфере туристического обслуживания). Специальное коллизионное регулирование содержится в Гаагской конвенции о праве, применимом к ответственности изготовителя, 1973 г. (Российская Федерация не участвует в данном соглашении), которая, как и Гаагская конвенция 1971 г. о праве, применимом к автотранспортным происшествиям, является примером применения гибких коллизионных привязок в сфере регулирования деликтных отношений. Основной смысл гибких коллизионных привязок заключается в том, что в самой норме можно предусмотреть различные ситуации, к каждой из которых должна применяться своя коллизионная привязка. Конвенция в ст. 1 закрепляет ее цель, заключающуюся в определении закона, который будет применяться к ответственности изготовителей и других лиц за вред, нанесенный товаром, включая ущерб, возникший вследствие неправильного описания товара или отсутствия описания его свойств и метода использования (в том числе в случае отказа предоставить информацию о качестве, характеристиках и методах использования товара). Таким образом, название Конвенции не совсем совпадает с ее содержанием: ответственным за товар может быть не только изготовитель изделия (или его составной части), но и изготовитель натурального продукта, поставщик товара, другие лица, включая мастеров по ремонту, хранителей, участвующих в производстве и распределении товара. Нести ответственность могут также служащие или агенты вышеуказанных лиц (ст. 3). Основной привязкой в Конвенции провозглашается lex loci delicti commissii - закон места причинения вреда. Однако данная категория, в свою очередь, может по-разному трактоваться в практике государств - пониматься ими как право страны места совершения правонарушения (в Италии, Китае и др.), а может трактоваться как место наступления вредоносного эффекта (США, Венгрия и др.). Французские суды стремятся применить свое собственное право не только в тех случаях, когда действие по причинению вреда совершено на французской территории, но и если в этой стране имеют место только последствия такого действия. Вышеуказанные трактовки lex loci delicti, а также то, что Конвенция предусматривает различные исключения из данного принципа, позволяют говорить об установлении его гибкого коллизионного регулирования и возможности в какой-то степени учитывать конкретную ситуацию. В Конвенции установлена следующая схема отыскания применимого права: - применяется право страны места причинения вреда, если в этой стране проживает пострадавший, или имеет основное место деятельности делинквент, или был приобретен товар пострадавшим (ст. 4); - если место жительства пострадавшего и место деятельности предположительно ответственного лица находятся в одном государстве, то применяется право этого государства, несмотря на положения ст. 4 (ст. 5); - если совпадают место жительства пострадавшего и место приобретения товара, то также применяется право этого государства (ст. 5); - если не применяется право, указанное в вышеприведенных случаях, то применяется право страны, где имеет основное место деятельности делинквент, при условии, что пострадавший не избирает право места причинения вреда (ст. 6). Статья 7 Конвенции устанавливает, что ни одно из указанных в ст. 4 - 6 правил не будет применяться, если делинквент докажет, что он не мог разумно предполагать, что его товар поступит в соответствующую страну. Наряду с этим независимо от применимого права будут учитываться требования, относящиеся к правомерному распространению продукта, законодательства той страны, где имел хождение товар (ст. 9). Конвенция определяет также сферу применения выбранного на ее основании права, в которую включаются: основание и степень ответственности, основание для освобождения от ответственности, ее ограничение или распределение. Избранный закон будет определять и виды ущерба (повреждения), за который должна быть выплачена компенсация, а также форму компенсации и ее объем (ст. 8). Подобные вопросы включаются и в сферу применения деликтного статута в законодательстве различных государств (например, в ст. 1220 ГК РФ). Однако Конвенция содержит положения о том, что в сферу применения права включаются и особенные, специфические вопросы. Так, применимый закон будет определять вопрос о том, возможно ли право на возмещение вреда передать в результате правопреемства или унаследовать. Он же определяет ответственность руководителя за действия его агента или служащего, бремя доказывания, а также круг лиц, которые могут возбуждать исковое производство (предъявлять требования). Как и коллизионные нормы большинства государств, нормы Конвенции содержат положения об оговорке о публичном порядке: в применении закона, выбранного на основании Конвенции, может быть отказано там, где такое применение явно несовместимо с публичным порядком (ст. 10). И еще одно важное обстоятельство, закрепленное в ст. 11 Конвенции: ее правила применяются независимо от любого требования взаимности, а также в том случае, если применимым правом является право государства - не участника Конвенции. Таким образом, если французский суд выбрал в качестве применимого права российское право (для отношений между французским продавцом и российским покупателем), то положения Конвенции будут применяться и для российской стороны, хотя РФ и не является участницей данного соглашения. Необходимость присоединения России к данной Конвенции несомненна. Сотрудничество цивилизованных стран (а мы стремимся именно к этому качеству) требует принятия на себя определенных обязательств перед международным сообществом, к тому же это способствовало бы успешному развитию международного частного права в нашем государстве. Несколько слов следует сказать о международных договорах, регламентирующих международные перевозки пассажиров и багажа. Конвенции в этой области в основном содержат материально-правовые предписания, регулирующие договорные отношения и отношения, возникающие из причинения вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира, в том числе и физического лица. Так, упомянутая Афинская конвенция от 13 декабря 1974 г. (СССР - участник Конвенции с 24 марта 1983 г.) закрепляет нормы, регулирующие перевозку морем пассажиров и багажа: понятие такой перевозки, принцип ответственности за вину, ограничение предела ответственности, срок исковой давности и др., однако каких-либо коллизионных норм не содержит. Еще одним международным актом является также упомянутая Варшавская конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г. (СССР - участник Конвенции с 7 июля 1934 г.). Она применяется в том числе для регулирования отношений, возникающих из договоров с участием гражданина-потребителя. Данная Конвенция, как и Афинская конвенция, содержит большое количество материально-правовых норм, регулирующих договор перевозки и последствия нарушения его условий. Главным же достижением Варшавской конвенции стала унификация правил, касающихся ответственности авиаперевозчика. Конвенция предусматривает условия и пределы ответственности перевозчика, которые, впрочем, могут быть изменены "посредством особого соглашения" перевозчика с пассажиром. В соответствии с положениями Варшавской конвенции возмещается лишь вред, причиненный пассажиру, т. е. лицу, заключившему договор перевозки. Вред или ущерб, причиненный безбилетному пассажиру, возмещается по общим правилам гражданско-правовой ответственности, применяемым с учетом коллизионных норм соответствующего государства. Немногочисленные коллизионные нормы, содержащиеся в данной Конвенции, отсылают к закону страны суда: для решения вопросов о возможности установления возмещения в виде периодических платежей, о присуждении истцу понесенных им судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, о порядке исчисления срока, по истечении которого истец утрачивает право на иск, о круге лиц, имеющих право на возмещение в случае гибели пассажира (ст. 22, 28, 29). Компетентные судебные учреждения решают данные вопросы на основе обращения к нормам национального права соответствующих государств. Возможно применение прав страны заключения договора перевозки, личного закона перевозчика или закона страны суда. Подводя итог изложенному, следует сказать, что на международном уровне достаточно долгое время существуют акты, касающиеся регулирования отношений с участием потребителей, будь то специальные, такие, как Конвенция о праве, применимом к ответственности изготовителя, либо общего значения, но применимые к потребительским отношениям (конвенции о правилах перевозки). Российская Федерация как участник мирового сообщества если и не участвует в соглашениях, то учитывает их нормы при принятии своих национальных актов.
Название документа