Права пассажиров
(Писаревский Е. Л.)
("Туризм: право и экономика", 2007, N 4)
Текст документа
ПРАВА ПАССАЖИРОВ
Е. Л. ПИСАРЕВСКИЙ
Писаревский Е. Л., главный редактор журнала "Туризм: право и экономика", кандидат юридических наук.
Европейский союз создал права для пассажиров воздушного транспорта и работает над их внедрением.
Здесь приведены основные права, которые теперь есть у вас.
I. Информация о рейсах и бронировании
При выполнении запроса о бронировании рейса через туристического агента в Европейском союзе каждый пассажир имеет право на получение нейтральной и точной информации.
Если пассажиру не требуется что-либо иное, туристический агент обязан предоставить ему или ей нейтральную информацию из компьютеризированной системы бронирования, в частности, об имеющихся различных вариантах путешествия, в следующем порядке:
- беспосадочные рейсы;
- рейсы с посадкой, но без смены воздушного судна;
- стыковочные рейсы;
- все тарифы различных авиалиний, как указано.
Туристический агент должен обеспечить пассажирам прямой доступ к информации в компьютерной системе в случае, если они этого потребуют, разрешив им увидеть ее на мониторе компьютера или распечатав ее.
В случае если билет забронирован через туристического агента или напрямую авиалинией, они должны передать пассажиру всю информацию, имеющуюся в компьютерной системе, касающуюся:
- названия авиаперевозчика, который будет фактически оказывать услугу, а не перевозчика, указанного в билете;
- смены воздушного судна во время путешествия;
- посадок во время путешествия;
- трансфертов между аэропортами во время путешествия.
II. Избыточное бронирование
Правила Европейского союза требуют, что пассажирам должны быть обеспечены справедливое рассмотрение дела и соответствующая компенсация в случае, если им отказано в перевозке в аэропорту Европейского союза.
Пассажир имеет действительный билет, в котором указано подтверждение бронирования, и прибывает в указанный период времени для регистрации в аэропорту Европейского союза. Если авиалиния отказывает пассажиру в перевозке из-за избыточного бронирования, применяются следующие правила.
Авиалиния должна предложить пассажиру на выбор:
- возмещение без штрафов стоимости билета на ту часть путешествия, которая не была выполнена, или
- перенаправление в пункт назначения при первой возможности, или
- перенаправление в пункт назначения позднее, когда это будет удобно пассажиру.
Кроме того, авиалиния должна выплатить наличными минимальную компенсацию, рассчитываемую следующим образом:
- 150 евро за рейс до 3500 км (75 евро, если задержка для пассажира составила менее двух часов);
- 300 евро за рейс более 3500 км (150 евро, если задержка для пассажира составила менее четырех часов).
Компенсация не должна превышать стоимость билета. Только в случае согласия пассажира компенсация может быть выплачена в виде ваучеров или других услуг, а не наличными.
Также авиалиния должна предложить бесплатно следующую помощь:
- телефонный звонок и/или отправление телеграммы или факса в пункт назначения пассажира;
- питание и закуски в разумном соотношении к времени ожидания;
- проживание в случае необходимости ожидания в течение одной или более ночей;
- транспорт до места первоначального назначения в случае, если пассажир соглашается на перелет рейсом, прибывающим в другой аэропорт.
В случае размещения пассажира в классе ниже, чем тот, на который у него был приобретен билет, ему или ей должна быть компенсирована разница в цене билетов.
В случае если перелет является частью турне, авиалиния обязана выплатить компенсацию туристическому оператору, который обязан передать полученные суммы пассажиру.
Пассажир не должен обращаться к авиалинии за компенсацией или просьбой оказать упомянутые выше услуги, авиалиния должна сама предложить их пассажирам.
III. Компенсация в случае несчастного случая
Пассажиры, путешествующие авиалинией Европейского союза, получают полную компенсацию при несчастном случае независимо от места, где он произошел, а также авансовые выплаты в случае необходимости в помощи при экономических затруднениях.
Не существует ограничения размера финансовой ответственности авиалинии Европейского союза при выплате компенсации в случае смерти, ранения или нанесения другого физического вреда пассажиру. Другими словами, нет верхней границы иска.
Авиалиния должна произвести авансовые выплаты, чтобы помочь в случае непосредственных экономических затруднений не позднее 15 дней с момента указания лица, которому полагается компенсация. Этот авансовый платеж не должен быть менее 15000 "специальных прав на получение валюты" (около 20000 евро) на каждого пассажира в случае смерти.
Для поощрения более скорого разрешения вопросов по небольшим искам на сумму до 100000 "специальных прав на получение валюты" (около 130000 евро) авиалинии Европейского союза могут ограничивать или исключать свою ответственность в случае, если нанесение вреда было вызвано (полностью или частично) по вине раненого или погибшего пассажира.
IV. Авиаперелет как часть тура
Авиапассажиры, путешествующие воздушным транспортом в рамках тура, купленного в Европейском союзе, должны получать от организатора путешествия точную информацию. Они также пользуются всеми правами, касающимися выполнения контракта.
В брошюре кроме других вопросов должны быть четко и точно указаны пункт назначения, расписание и виды транспорта, которые будут использоваться в турне. Информация в брошюре является обязывающей для организатора.
Перед отбытием организатор обязан в письменном виде предоставить информацию о времени и местах остановок и стыковках транспорта.
Потребитель имеет право передать его или ее бронь другому лицу.
Стоимость, указанная в контракте, не может быть изменена, если в условиях контракта не оговорена такая возможность.
Организатор несет ответственность за невыполнение условий контракта, поэтому проблемы, возникающие с рейсом, являющимся частью тура, должны решаться непосредственно с организатором. При решении всех вопросов с авиалиниями организатор тура действует от имени пассажиров.
V. Другие права
Авиатранспорт регулируется контрактом, который создает определенные права для пассажиров. Попросите авиалинию или ваше туристическое агентство предоставить вам копию.
В соответствии с международными соглашениями авиалиния несет ответственность за ущерб, вызванный задержкой, если ей не удастся доказать, что ею были предприняты все возможные меры для того, чтобы избежать ущерба, или что сделать это было невозможно. Она также несет ответственность за утерю или повреждение багажа. Попросите ваше туристическое агентство или авиакомпанию предоставить вам информацию по этому вопросу.
Осуществление прав пассажиров
Указанные выше права пассажиров определены либо непосредственно законом Европейского союза, либо государственными законами, которые реализуют директивы ЕС. Таким образом, авиалинии, туристические агенты, туристические операторы и другие предприятия, вовлеченные в процесс оказания услуг авиаперевозок, должны выполнять их.
Прежде всего пассажир должен связаться с авиалинией или организатором тура.
Если пассажир считает, что закон не был соблюден, он или она могут связаться с соответствующим государственным органом, ответственным за авиатранспорт или защиту прав потребителей (когда возможно, информация указана ниже).
В случае несения убытков пассажиром в результате несоблюдения законодательства Сообщества имеются основания для частного обращения в государственный суд.
Организации потребителей и пассажиров также могут давать консультации и оказывать помощь.
Пассажир может также проинформировать Генеральную дирекцию энергетики и транспорта Европейской комиссии о результатах, полученных при подаче жалобы (адрес: Rue de la Loi/Wetstraat 200, 1049, Brussels, факс +.32.(0)2.299.10.15, электронная почта: tren-aprights@cec. eu. int).
Название документа