Обоснование организационной структуры картографических предприятий
(Петров Д. М., Гаврилов А. В.)
("Юридический мир", 2007, N 9)
Текст документа
ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Д. М. ПЕТРОВ, А. В. ГАВРИЛОВ
Петров Д. М., кандидат военных наук, доцент.
Гаврилов А. В., кандидат технических наук.
Одной из основных задач, решаемых в условиях рыночной экономики, является задача обоснования организационной структуры картографического предприятия (КП).
Картографическое предприятие предназначено для создания картографической информации о местности в цифровом и аналоговом виде.
Однако вопросы обоснования структуры предприятий такого рода в настоящее время освещены неполно и главным образом в виде общих рекомендаций.
Как правило, для обоснования структуры картографического предприятия могут быть использованы системно-целевой, функционально-технологический и функционально-нормативный подходы.
Сущность системно-целевого подхода заключается в представлении картографического предприятия в виде системы взаимосвязанных органов управления и подчиненных им подразделений, обеспечивающих решение задач, возлагаемых на данное предприятие, путем решения частных задач входящими в его состав подразделениями и специалистами. Определение состава подразделений осуществляется на основе использования "дерева" целей и задач, решаемых входящими в его состав подразделениями.
Функционально-технологический подход предусматривает обоснование структуры предприятия на основе анализа функционирования (применения) комплекса технических средств, выделения подразделений в соответствии с подсистемами этого комплекса, установление состава специалистов исходя из условий применения оконечных элементов комплекса технических средств.
Функционально-нормативный подход к обоснованию структуры предприятия предусматривает определение состава предприятия на основе анализа состава и порядка выполнения возлагаемых на него задач, установление количества производственных подразделений с учетом требований (нормативов) к выполнению возлагаемых на него задач (функций).
Реализация указанных подходов к обоснованию структуры предприятий осуществляется с учетом ряда общих требований, предъявляемых к этим структурам. Применительно к структуре КП эти требования могут быть сформулированы следующим образом.
Структура картографического предприятия должна:
- соответствовать предназначению, возлагаемым на нее задачам и способам их выполнения;
- учитывать особенности эксплуатации и применения технических средств, которыми оснащено КП;
- обеспечивать выполнение поставленных задач в требуемые сроки;
- обеспечивать сочетание централизованного управления подчиненными силами с самостоятельностью их действий при выполнении поставленной задачи;
- обеспечение оперативного, непрерывного и надежного управления подчиненными подразделениями, поддержания взаимодействия между специалистами, подразделениями предприятия и внешними органами (потребителем, вышестоящими органами управления).
Анализ возможной реализации приведенных выше методических подходов к обоснованию структуры КП с учетом указанных требований свидетельствует о том, что наилучшие результаты могут быть достигнуты при комплексном использовании всех названных подходов.
Исходными данными для их реализации являются:
- описание облика КП, включающее: предназначение КП и основные возлагаемые на него задачи, способы их выполнения в различных условиях обстановки, оснащение КП техническими средствами, их технические возможности и особенности применения;
- система целей и задач, возлагаемых на КП в условиях рыночной экономики: основные задачи, возлагаемые на КП в целом, задачи подразделений и входящих в их состав специалистов;
- показатели оценки качества выполнения задач и взаимосвязей между структурными элементами;
- ограничения, накладываемые на структуру КП, и взаимосвязи между ее элементами.
При использовании системно-целевого подхода обоснование структуры осуществляется с верхнего уровня в несколько этапов, в каждом из которых определяется состав структурных элементов ниже расположенного иерархического уровня. Основными операциями каждого этапа являются представление структурной ячейки в виде многосвязной структуры; анализ потока задач и определение их рационального распределения; удаление из исходной структуры малонагруженных связей и элементов подчиненного уровня с малонагруженными связями при передаче их функций другим элементам; проверка структуры на соответствие накладываемым на нее ограничениям и оптимизация структуры по установленным критериям.
Недостатком указанного подхода является невозможность его использования для обоснования организационно-штатной структуры. Для ее обоснования необходимо использовать функционально-технологический и функционально-нормативный подход, предусматривающий обоснование организационно-штатной структуры снизу вверх, начиная с определения вида и количества специалистов на ее нижнем уровне. Основой для этого являются требования норм (нормативов) по выполнению определенных операций, технической документации по применению технических средств, технологической документации по выполнению отдельных видов специальных работ. Для предприятия подразделений из производственных подразделений нижнего уровня может быть использован метод кластерного анализа, обеспечивающий определение структуры подразделений от нижнего уровня до центрального звена в соответствии с близостью решаемых задач.
Основной задачей является обоснование рационального состава и структуры КП в условиях рыночной экономики. Тогда задача формирования состава и структуры картографических предприятий должна быть представлена в формализованном виде.
Рациональная структура КП предусматривает объединение производственных подразделений в подразделения в соответствии с технологической взаимосвязью (близостью) выполняемых специальных работ.
Определение рациональной структуры КП производится методом кластерного анализа снизу вверх. Это обусловливает необходимость разработки "дерева" целей и задач, выполняемых КП, до нижнего уровня структуры и обеспечения соответствия задач нижнего уровня структуры составу входящих в КП подразделений.
Следовательно, для определения рациональной структуры КП необходимо определить его рациональный состав.
Под составом КП понимается количество производственных подразделений, включенных в него. Под рациональным составом КП понимается соответствие его производственных возможностей, т. е. возможностей производственных подразделений, включенных в его состав, составу и объему целевых задач, с учетом сроков выполнения специального задания. Тогда для определения рационального состава КП необходимо сравнить состав и объем специального задания и возможности производственных подразделений с учетом имеющегося времени на выполнение задания.
Следовательно, исходными данными для обоснования рационального состава КП являются состав и объем специального задания и возможности производственных подразделений.
1. Состав и объем специального задания.
На КП будет возлагаться специальное задание (S ) по созданию КИ о
СЗ
местности.
Специальное задание включает множество видов специальных работ (s ):
i
S = {s }, i принадлежит I = {1, 2... n}
СЗ i
Каждому виду специальных работ s соответствует объем vi, который может
i
быть выражен в условных единицах (нормо-часах и краско-оттисках).
2. Возможности производственных подразделений.
В распоряжении руководителя предприятия имеется множество производственных
подразделений (М), которое подразделяется по видам работ (m ) в соответствии с
j
их специализацией.
M = {m }, j принадлежит J = {1, 2... k}
j
Возможности производственного подразделения определяются его способностью выполнить объем специальных работ в единицу времени, выраженный в условных единицах vj (нормо-часах и краско-оттисках).
Требуется определить подмножество производственных подразделений (M*) для
выполнения требуемого объема и номенклатуры специального задания (S ),
СЗ
максимизирующее вероятность выполнения задачи по обеспечению потребителя
картографической информацией (P ):
КИ
>
M* = argmax P [M, S, V (t, R)]
КИ
при ограничениях: P >= P ;
КИ З
S = S ;
ЗАД
t >= t ;
тр
R <= R
З
где:
P - требуемая вероятность выполнения задачи;
З
S - заданная номенклатура специального задания;
ЗАД
t - требуемое время выполнения задачи;
тр
R - вектор, характеризующий имеющийся запас ресурса, привлекаемого для
выполнения специального задания.
В качестве основных этапов решения задачи обоснования организационной структуры картографического предприятия могут быть определены следующие:
- анализ условий оценивания возможностей производственных подразделений по видам выполняемых работ и разработка модели оценивания возможностей КП;
- анализ условий оценивания объема специального задания и разработка модели для оценивания его состава и объема с подразделением по видам работ, определение зависимостей между параметрами условий расчета объема специального задания и его составом и объемом, разработка модели для оценивания состава и объема специального задания на основании разработанного математического аппарата;
- определение исходных данных, необходимых для обоснования состава КП, определение условий выполнения специального задания, разработка "дерева" целей и задач, для достижения которых создается КП, определение зависимостей между параметрами условий выполнения специального задания и составом КП, разработка модели для обоснования рационального состава КП;
- определение исходных данных для обоснования структуры КП, выявление технологической взаимосвязи (близости) в процессе выполнения специальных работ между производственными подразделениями, его составляющими и их оценка, разработка модели обоснования рациональной структуры КП.
Литература
1. Вентцель Е. С. Исследование операций. М.: Сов. радио, 1972. 552 с.
2. Первозванский А. А. Математические методы в управлении производством. М.: Наука, 1975. 615 с.
3. Гантмахер Ф. Р. Теория матриц. М.: Наука, 1967. 575 с.
4. Касти Дж. Большие системы: связность, сложность и катастрофы. М.: Мир, 1982. 216 с.
5. Имитационное моделирование производственных систем / Под ред. А. А. Вавилова. М.: Машиностроение, 1983. 416 с.
6. Хенссман Ф. Применение математических методов в управлении производством и запасами. М.: Прогресс, 1966. 325 с.
7. Иванилов Ю. П., Лотов А. В. Математические модели в экономике. М.: Наука, 1979. 304 с.
8. Брыкин П. А., Кимельман С. А. Математическое программирование в планировании геодезических и топографических работ. М.: Экономика, 1976. 123 с.
Название документа
Вопрос: ...При производстве продуктов яичных: сухой меланж (яичный порошок), желток, белок ГОСТ 30363-96, жидкий меланж, желток, белок ГОСТ 30363-96 - и их реализации может ли возникать налогооблагаемая база по налогу на прибыль по ставке 24% в части затрат по переработке продукции за минусом сырья готовой продукции (яйцо) или подлежит налогообложению по ставке 0%?
("Налоги" (газета), 2007, N 33)
Текст документа
Вопрос: 1. При производстве продуктов яичных: сухой меланж (яичный порошок), желток, белок ГОСТ 30363-96, жидкий меланж, желток, белок ГОСТ 30363-96 - и их реализации может ли возникать налогооблагаемая база по налогу на прибыль по ставке 24% в части затрат по переработке продукции за минусом сырья готовой продукции (яйцо) или подлежит налогообложению по ставке 0%?
Приложение: технология производства меланжа, сертификат соответствия на:
Продукты яичные жидкие: меланж, желток, белок
ГОСТ 30363-96,
ТУ 9219-016-00635572-02 код ОК 005 (ОКП):
Серийный выпуск. 92 1990
Продукты яичные сухие:
меланж (яичный порошок),
желток, белок код ОК (005)
ГОСТ 30363-96 92 1990
Серийный выпуск.
2. Могу ли я пользоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 по такому принципу: например, код 98 4938 4 "Помет птицы" является продукцией сельскохозяйственной. После термической обработки (первичная переработка) на специальном оборудовании получили другую продукцию (указанную в сертификате соответствия) "Удобрение органическое. Помет птичий сухой термической обработки" код ОК 005 (ОКП) 981158 (серийный выпуск), сырьем у которого является помет птицы. Будет ли в этом случае "птичий помет сухой" продукцией переработки собственной сельскохозяйственной продукции для налоговой ставки 0%? Или есть другой принцип определения продукции первичной переработки, или нужно строго придерживаться Постановления Правительства РФ N 458, в котором представлен закрытый перечень переработанной продукции?
Ответ: 1. Для тех сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату единого сельскохозяйственного налога, а остались на общем режиме налогообложения, статьей 2.1 Федерального закона от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ (далее - Закон N 110-ФЗ) были предусмотрены льготные ставки налога на прибыль.
Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующем порядке и размере:
в 2004 - 2007 годах - 0 процентов;
в 2008 - 2009 годах - 6 процентов;
в 2010 - 2011 годах - 12 процентов;
в 2012 - 2014 годах - 18 процентов;
начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
Соответственно, в течение 2004 - 2007 годов сельскохозяйственные организации вправе применять нулевую ставку налога на прибыль.
В связи с тем что частью первой НК РФ и главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не установлено иное, в целях главы 25 НК РФ необходимо применять понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", данное в Федеральном законе от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно статье 1 которого "сельскохозяйственный товаропроизводитель - физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции".
Применение отдельных положений пункта 2.1 Закона N 110-ФЗ содержится в письмах Минфина России от 3 февраля 2006 г. N 03-03-04/1/77, от 29 декабря 2005 г. N 03-03-02/149 на примере тушек куриных. Рассмотрим их подробнее.
Порядок отнесения продукции к сельскохозяйственной определяется в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
В соответствии с Классификатором мясо птицы - тушка - является продукцией мясной промышленности. Согласно Классификатору к продукции сельского хозяйства относится птица для убоя, которая не является готовой продукцией, а является сырьем для производства мяса.
Таким образом, учитывая отраслевые особенности производства птицеводческих хозяйств и тот факт, что процесс забоя и обработки птицы является последним звеном в технологическом процессе производства мяса птицы и его следует рассматривать как первичную переработку сельскохозяйственной продукции - об этом также свидетельствует ГОСТ 25391-82 "Мясо цыплят бройлеров", - промышленной переработкой в птицеводстве считается глубокая переработка - это приготовление фарша, различных рубленых, колбасно-кулинарных и консервных изделий на основе мяса птицы.
Согласно указанному Классификатору готовая продукция (мясо птицы - тушка) является продукцией мясной промышленности. То, что отнесено согласно этому Классификатору к продукции сельского хозяйства, а именно птица для убоя, не является готовой продукцией, а является сырьем для производства мяса.
Таким образом, мясо птицы (тушка), полученное в результате убоя птицы собственного производства, относится к сельскохозяйственной продукции и полученная прибыль облагается налогом на прибыль по ставке 0 процентов. Что касается колбасных изделий, копченостей и фарша, то согласно Классификатору они являются готовой продукцией мясной промышленности, а следовательно, к ним применяется налоговая ставка, предусмотренная статьей 284 НК РФ.
Если придерживаться логики представителей финансового ведомства, то можно провести параллель.
Яйцо куриное, как и птица для убоя, не является готовой продукцией, оно является сырьем для производства желтка, белка и меланжа.
Однако из диаграмм по производству меланжа и сухого белка налоговые органы могут сделать вывод, что указанные товары получаются в результате глубокой (технической) переработки и к их реализации должна применяться общая ставка - 24%.
Также заметим, что ссылка на Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 некорректна.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 птица для убоя (код 98 9684) относится не к продукции сельского хозяйства, как было указано в письме, а относится к продукции животноводства, равно как и яйцо куриное. При этом продукция сельского хозяйства относится к коду 98 9900.
Следовательно, буквальное толкование Общероссийского классификатора продукции ОК 005-93 и Закона N 110-ФЗ не позволяет ни в Вашем случае, ни в случае, рассмотренном Минфином России, воспользоваться льготой и применить ставку 0%.
При этом Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 004-93, утвержденным Госстандартом России 1 февраля 2002 г., установлено, что яйца в скорлупе (код 0122020) включаются в раздел А "Сельское хозяйство, охота и лесоводство", т. е. все же относятся к продукции сельского хозяйства.
В связи с возможностью неоднозначного толкования вышеуказанных норм рекомендуем обратиться в специализированные органы для получения заключения - в результате первичной или промышленной (глубокой) переработки получены продукты (меланж, белок и желток). В случае если в заключении будет указано, что вышеперечисленные продукты получены в результате глубокой переработки, то налоговые органы откажут в применении ставки 0%.
Кроме того, целесообразно обратиться в Минфин России, который в настоящее время является органом, уполномоченным разъяснять законодательство о налогах и сборах.
Напомним, что с 2007 года выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа), освобождает от уплаты штрафов и пени (ст. ст. 75, 111 Налогового кодекса РФ).
Разъяснение может содержаться как в документе нормативного характера, включая акты индивидуально-правового характера, так и в письмах, направленных налогоплательщикам.
2. Постановление Правительства РФ от 25 июля 2006 г. N 458 "Об отнесении видов продукции к сельскохозяйственной продукции и к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства" утверждает Перечень видов продукции, относимой к сельскохозяйственной продукции, и Перечень продукции, относимой к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства.
К продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, отнесена сельскохозяйственная продукция (продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства и продукция животноводства, прошедшая технологические операции переработки для сохранения ее качества и обеспечения длительного хранения, используемая в виде сырья в последующей (промышленной) переработке продукции или реализуемая без последующей промышленной переработки потребителям).
Однако данное Постановление используется в целях применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в соответствии с главой 26.1 НК РФ, соответственно, для главы 25 "Налог на прибыль организаций" не распространяется.
Как и в ответе на первый вопрос, если проводить параллель с позицией Минфина России, изложенной в письмах Минфина России в N 03-03-04/1/77 от 3 февраля 2006 г., N 03-03-02/149 от 29 декабря 2005 г., на примере тушек куриных, то помет птицы, как и птица для убоя, не является готовой продукцией, оно является сырьем для производства удобрения. Более того, удобрение получается в результате первичной термической обработки помета куриного, следовательно, получение и органического удобрения должно облагаться по ставке 0%.
Однако, как и в вышеизложенном случае, во избежание двоякого толкования правомерности или неправомерности применения ставки 0% по налогу на прибыль, при производстве продукции, Вам необходимо будет доказать налоговому органу факт того, что реализуемый продукт получается в результате первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Это можно сделать путем получения от специализированных органов документального подтверждения.
Помимо изложенного, рекомендуем обратиться в Минфин России за разъяснением налогообложения Вашей организации.
Название документа
Вопрос: ...1 июля 2005 г. ЗАО подписало контракт с компанией на выполнение работ в области экспертизы промышленной безопасности. В июне 2006 г. было подписано доп. соглашение к контракту на разработку и экспертизу технической документации и участие представителей компании в проведении контрольных испытаний. Может ли ЗАО списать затраты по данному контракту за счет налогооблагаемой прибыли?
("Налоги" (газета), 2007, N 33)
Текст документа
Вопрос: 1 июля 2005 г. ЗАО подписало контракт с компанией "Промтехвзрыв".
В предмете договора сказано: исполнитель обязуется выполнить обусловленные Календарным планом работы в области экспертизы промышленной безопасности по теме: "Комплексное экспертное сопровождение строительства стационарного пункта производства компонентов эмульсионных ВВ, проведения контрольных, предварительных и приемочных испытаний эмульсионных взрывчатых веществ и смесительно-зарядных машин, предназначенных для механизированного заряжания нисходящих вертикальных скважин на открытых горных разработках и восстающих скважин в подземных рудниках горнодобывающих предприятий".
Расходы по данному договору мы несем как учредители и списывать за счет НО прибыли не можем.
В июне 2006 года нами было подписано доп. соглашение к данному контракту, согласно которому в календарный план добавлены 3 пункта, не связанные с сопровождением строительства стационарного пункта, а необходимые ЗАО в целях расширения бизнеса:
1. Разработка и экспертиза технической документации на эмульсионное ВВ и смесительно-зарядные машины в соответствии с нормами и стандартами Российской Федерации.
2. Проверка химической совместимости ЭВВ с разрабатываемыми горными породами в соответствии с письмом Госгортехнадзора России от 26.09.2003 N 08-УГР/579.
3. Участие представителей Исполнителя в проведении контрольных испытаний ЭВВ и СМЗ. Оформление и выдача заключения экспертизы промышленной безопасности о возможности допуска ЭВВ и СЗМ к контрольным испытаниям.
Можем ли мы списать данные затраты за счет налогооблагаемой прибыли?
Ответ: Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налога на прибыль расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
1. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности производственных объектов", Едиными правилами безопасности при взрывных работах, утвержденными Постановлением Госгортехнадзора России от 30 января 2001 г. N 3 организации, ведущие взрывные работы (работы с взрывчатыми материалами), обязаны соблюдать требования, касающиеся разработки, экспертизы технической документации на эмульсионные взрывчатые вещества, смесительно-зарядные работы, проверки химической совместимости взрывчатых веществ с разрабатываемыми горными породами, оформления и выдачи заключения экспертизы промышленной безопасности и возможности допуска эмульсионных взрывчатых веществ и смесительно-зарядных машин к контрольным испытаниям.
Единые правила безопасности при взрывных работах обязательны для выполнения организациями, осуществляющими деятельность, связанную с изготовлением, хранением, использованием и учетом взрывчатых материалов.
Указанные организации обязаны иметь их надлежащее организационное и техническое обеспечение, в том числе соответствующую документацию, склады и иные специальные места хранения взрывчатых материалов, транспорт для перевозки взрывчатых материалов и службы, включающие исполнителей и руководителей взрывных работ.
Изготовление простейших гранулированных и водосодержащих, в том числе эмульсионных, взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы, допускается осуществлять на стационарных пунктах и в передвижных смесительно-зарядных установках на основании лицензий Госгортехнадзора России.
Подготовка взрывчатых веществ заводского производства к механизированному заряжанию, а также изготовление взрывчатых веществ должны осуществляться при соблюдении требований правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных пунктов изготовления гранулированных и водосодержащих взрывчатых веществ и пунктов подготовки промышленных взрывчатых веществ в организациях, ведущих взрывные работы, правил устройства зарядного, доставочного и смесительного оборудования, предназначенного для механизации взрывных работ и иной проектной и эксплуатационной документации на механизмы, предназначенные для изготовления и подготовки указанных взрывчатых веществ.
Изготовители взрывчатых материалов обязаны обеспечить соответствие свойств продукции требованиям государственных стандартов (технических условий).
Взрывание зарядов взрывчатых веществ должно проводиться по оформленной в установленном порядке технической документации (проектам, паспортам и т. п.).
Согласно ст. 13 ФЗ N 116-ФЗ экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.
Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое представляется в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.
Таким образом, необходимость выполнения условий, являющихся предметом дополнительного соглашения к контракту, заключенному с компанией "Промтехвзрыв", закреплена действующим законодательством РФ и обусловлена целями получения доходов от взрывных работ, без соблюдения вышеизложенных требований организации не вправе осуществлять работы, связанные с взрывными материалами.
Методическими рекомендациями по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, утвержденными Приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. N БГ-3-02/729 (далее - Методические рекомендации), под экономически оправданными затратами понимались затраты (расходы), обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота. Приказом МНС России от 21 апреля 2005 г. N САЭ-3-02/173@ данные Рекомендации были отменены, тем не менее изложенное определение раскрывает общий подход налоговых органов к определению экономической обоснованности расходов.
В связи с тем что расходы на оплату работ по дополнительному соглашению к контракту необходимы и обусловлены целями получения дохода от выполнения организацией взрывных работ, расходы по дополнительному соглашению к контракту будут признаваться обоснованными в целях налогообложения прибыли.
При этом необходимо учитывать, что расходы по дополнительному соглашению, заключенному в целях расширения бизнеса, будут признаваться обоснованными только в том случае, если перечисленные в дополнительном соглашении работы будут в дальнейшем использованы в деятельности, в результате которой организацией был получен доход.
Следовательно, чтобы учесть такие расходы в целях налогообложения прибыли, налогоплательщик должен четко и однозначно раскрыть и доказать их обоснованность. Для этого рекомендуется закрепить обоснованность указанных расходов во внутренних распорядительных документах организации (приказах, распоряжениях и т. д.), которыми утвержден бизнес-план по расширению деятельности организации, связанной с взрывными работами.
Указанный распорядительный документ должен свидетельствовать о наличии связи произведенных расходов с производственной деятельностью и показывать, как именно полученные результаты будут использованы в деятельности, приносящей доход.
Изложенная позиция подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18.04.2007 N Ф04-1375/2007(32402-А27-26) по делу N А27-13330/2006-6, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.03.2006 N Ф04-1847/2006(20709-А67-40) по делу N А67-14893/05).
Вместе с тем суды отмечают, что экономическая обоснованность расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом (отчетном) периоде, а целевой направленностью на получение дохода в результате всей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
2. Кроме того, для признания затрат в целях налогообложения прибыли необходимо, чтобы расходы по дополнительному соглашению к контракту были документально подтверждены.
Под документально подтвержденными расходами в силу п. 1 ст. 252 НК РФ понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Документами, подтверждающими расходы, в данном случае будут являться контракт с дополнительным соглашением, акт сдачи-приемки работ, надлежащим образом заверенная копия лицензии исполнителя на выполнение работ по договору, а также комплект документов, разработанные исполнителем по результатам выполненных работ, т. е. техническая документация на эмульсионное взрывчатое вещество и смесительно-зарядные машины, заключение об экспертизе технической документации на эмульсионное взрывчатое вещество и смесительно-зарядные машины, заключение о проверке химической совместимости взрывчатого вещества с разрабатываемыми горными породами, заключение экспертизы промышленной безопасности о возможности допуска взрывчатого вещества и смесительно-зарядной машины к контрольным испытаниям.
В случае если контракт регулирует отношения сторон, связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, необходимо учитывать положения ст. 262 НК РФ, регламентирующие порядок признания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), в частности расходы на изобретательство, осуществленные им самостоятельно или совместно с другими организациями (в размере, соответствующем его доле расходов), равно как на основании договоров, по которым он выступает в качестве заказчика таких исследований или разработок, признаются для целей налогообложения после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки работ.
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов, в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.
Анализ представленного пакета документов на предмет определения обоснованности отнесения затрат на оплату консультационных услуг экономически обоснован.
Согласно пп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на консультационные и иные аналогичные расходы. Каких-либо дополнительных условий отнесения затрат на консультационные услуги к расходам в целях налогообложения прибыли действующее налоговое законодательство не содержит. В связи с чем при разрешении вопроса о правомерности отнесения указанных затрат к расходам в целях налогообложения прибыли необходимо руководствоваться общими требованиями к расходам, изложенными в ст. 252 НК РФ.
В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Для проверки экономической обоснованности затрат на оплату консультационных услуг представлены:
- договор на оказание консультационных услуг;
- акт сдачи-приемки работ к договору;
- отчет по проведенным семинарам по договору.
Как нами указано выше, расходы должны быть документально подтверждены, при этом документы должны быть оформлены в соответствии с действующим законодательством.
В отношении документальной подтвержденности...
Документами, подтверждающими расходы, в рассматриваемой ситуации будут являться договор и акт об оказании услуг. Отчет об оказанных услугах не является обязательным документом, вместе с тем, как показывает судебная практика, отчет является хорошим дополнением для подтверждения факта оказания услуг, например:
- Постановление ФАС Поволжского округа от 16 марта 2007 г. по делу N А57-10728/06-25;
- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2007 г. по делу N А52-3514/2006/2.
Акт об оказанных услугах должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные для первичного документа. В соответствии с п. 2 ст. 9 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты:
а) наименование документа;
б) дату составления документа;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
В целом представленный акт содержит все обязательные реквизиты, предусмотренные для первичного документа. Обращаем Ваше внимание, что одним из обязательных реквизитов первичного документа является его наименование. Учитывая, что предметом соглашения является оказание услуг, а не выполнение работ, считаем целесообразным указать наименование этого документа как "акт об оказании услуг".
Как отдельное замечание отмечаем, что представленный акт сдачи-приемки работ составлен к соглашению, а не к представленному для анализа соглашению. Об этом свидетельствуют не только расхождения в номере соглашения, в рамках которого выполнялись работы, а также и темы консультаций. В акте приводится ссылка на номера консультаций, а в соглашении указаны номера консультаций. Отмечаем, что каждому номеру присвоена своя тема консультации, отличная от других тем.
Если Вы в таком же комплекте представите документы для проверки налоговым органам, то расходы на оплату рассматриваемых услуг могут быть признаны документально не подтвержденными, так как в отношении работ по соглашению акт об оказанных услугах не представлен.
Во избежание разногласий с налоговыми органами рекомендуем предоставлять полный пакет документов в отношении каждой услуги (договор, акт, отчет), при этом в документах должны совпадать реквизиты, темы консультаций, даты их проведения, стоимость услуг.
Представленный договор (соглашение) соответствует действующему законодательству, содержит все существенные условия. Напомним, что для договора возмездного оказания услуг существенными будут являться условия:
- о предмете договора, характере оказываемой услуге, что следует из ст. 779 ГК РФ;
- о сроках оказания услуг, что следует из ст. ст. 783, 708 ГК РФ.
В случае несогласования сторонами всех существенных условий договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ). Учитывая, что представленное соглашение содержит все существенные условия, то риск признания договора незаключенным исключается.
В целом, если указанные выше замечания будут Вами учтены, то расходы на консультационные услуги представляется возможным считать документально подтвержденными.
В отношении экономической обоснованности сообщаем следующее.
Как прямо предусмотрено в ст. 252 НК РФ, расходы признаются экономически обоснованными, если они направлены на получение дохода. Доказать направленность на получение дохода консультационных услуг непросто. Услуги должны быть связаны с деятельностью организации или соответствовать деятельности организации. Например, если основным видом деятельности организации является сдача в аренду офисных помещений, то получение консультаций по темам, связанным с туристическим бизнесом, для такой организации будет экономически необоснованным.
Как показывает судебная практика, в случае возникновения спора с налоговыми органами для подтверждения экономической обоснованности необходимо будет доказывать факт использования результатов услуг в деятельности, направленной на получение дохода. Например:
- в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 3 июля 2006 г. по делу N А11-7379/2005-К2-25/256 инспекция сделала вывод о неправомерном занижении налоговой базы по налогу на прибыль в связи с тем, что общество не представило доказательств использования результатов выполненных работ в деятельности, направленной на получение дохода;
- в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 августа 2004 г. по делу N А79-517/2004-СК1-522 налоговый орган посчитал расходы на консультационные услуги экономически не обоснованными в связи с тем, что содержание услуг в акте оказанных услуг не отражало их характер и связь с управлением производством и производственной деятельностью предприятия;
- в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2007 г. по делу N А19-1558/06-52-Ф02-427/07-С1 суд, исследовав представленные доказательства, установил, что оказанные консультационные услуги фактически состоят в общем описании текущего состояния рынка товаров и отдельных экономических категорий, не содержат рекомендаций, выработанных конкретно для общества. Обществом не подтвержден факт использования результатов оказанных услуг в своей предпринимательской деятельности, соответственно, расходы на оплату консультационных услуг не соответствуют критериям, закрепленным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Предметом консультаций в представленном соглашении являются темы:
"Управление людскими, финансовыми и временными ресурсами в ходе выполнения проекта";
"Концепции и принципы управления проектами".
Для определения экономической обоснованности указанных консультационных услуг необходимо понять, каким образом результаты полученных консультаций будут задействованы Вашей организацией в предпринимательской деятельности. Из указанной в соглашении тематики консультаций определить, о каких проектах идет речь и как эти проекты относятся к предпринимательской деятельности Вашей организации, не представляется возможным. Рекомендуем конкретизировать в соглашении цели представляемых консультаций для возможности их соотнесения с деятельностью Вашей организации.
Как следует из соглашения, всего будет оказано две консультации, вместе с тем стоимость консультаций представлена общая, без конкретизации стоимости каждой консультации. Кроме того, в представленном соглашении не конкретизировано количество консультируемых лиц. В соответствии с п. 1 соглашения количество консультируемых лиц не должно превышать более 21 человека. Указанный порядок определения цены экономически не обоснован. Как показывает общая практика, при указании цены услуги в виде семинара или консультации стоимость определяется отдельно по каждой теме и в отношении одного слушателя. По сути, в представленном договоре не указан порядок формирования цены. Во избежание разногласий с налоговыми органами рекомендуем указать в договоре порядок формирования цены, а именно указать, сколько стоит консультация по каждой теме на одного слушателя. Уточнить, какое именно количество слушателей будет получать консультации и, исходя из таких данных, посчитать общую стоимость услуг по договору.
Как следует из общедоступной (рекламной) информации об указанных семинарах цель семинаров - дать слушателям методические и практические знания и навыки по ведению успешного проектного бизнеса на примере реальных проектов, научить слушателей применять на практике основные принципы и методы эффективного управления проектами с использованием методологии, принятой в IBM. При этом, как указывается в рекламе, консультации предназначены как для слушателей, имеющих опыт управления проектами, так и для тех, кому это предстоит, для участников и руководителей проектов, заказчиков проектов, для всех, кому важно знать "секреты реализации успешных, эффективных, прибыльных проектов". Указанную информацию необходимо учитывать при формировании группы лиц, которые пойдут на консультации.
Если на указанные консультации пойдут сотрудники, не имеющие отношения к руководству и реализации проектов, которые не смогут применить полученные знания в работе, то расходы на консультации могут быть признаны экономически не обоснованными. Для доказательства целесообразности отправления на консультации тех или иных сотрудников рекомендуем создать приказ о перечне лиц, которым целесообразно посетить соответствующие консультации. При этом в приказе рекомендуем указать на причастность указанных лиц к работе с проектами. Для этого в приказе Вы можете сделать ссылку на проект, находящийся в работе у Вашей организации, или же проект (проекты), который(-ые) планируется в будущем. В качестве доказательства, что именно эти лица получали консультации, рекомендуем поименовать их перечень в отчете.
Как следует из сложившейся судебной практики, результаты консультационных услуг должны быть использованы в предпринимательской деятельности. В качестве доказательства использования результатов консультационных услуг в деятельности Вашей организации Вы можете предусмотреть сдачу сотрудниками отчетов о реализованных проектах, с указанием в отчете на способы, методы или методологии, о которых было рассказано на консультациях и которые были использованы или применены в процессе реализации проектов.
Название документа