Актуальные проблемы административно-правового регулирования оборота взрывчатых материалов

(Долгополов А. А.) ("Российский следователь", 2007, N 15) Текст документа

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБОРОТА ВЗРЫВЧАТЫХ МАТЕРИАЛОВ

А. А. ДОЛГОПОЛОВ

Долгополов А. А., начальник УЛРР ГУВД по Краснодарскому краю, полковник милиции, кандидат юридических наук.

В настоящее время в Российской Федерации сложилась достаточно стройная система административно-правового регулирования лицензионной деятельности. Основу этой системы составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Кроме этого, в эту систему входят законы Российской Федерации, регулирующие правоотношения, возникающие в процессе лицензирования конкретных видов деятельности, установленных Законом Российской Федерации "О лицензировании отдельных видов деятельности". К ним относятся Федеральные законы "Об оружии", "О связи", "О государственной тайне" и ряд других. Всего таких законов федерального уровня насчитывается более тридцати. Помимо этого, неотъемлемой частью в образовании административно-правовых режимов в сфере лицензирования являются Уголовный, Гражданский и другие кодексы Российской Федерации, иные федеральные законы, акты Президента, Правительства Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере лицензионной деятельности, а также утверждающие положения о федеральных органах исполнительной власти и возлагающие функции по лицензированию на эти органы исполнительной власти. Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, а также Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности, устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности". Кроме названного существенный массив нормативных правовых актов системы административно-правового регулирования лицензионной деятельности составляют постановления Правительства Российской Федерации, утверждающие положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В таких постановлениях устанавливаются нормы, определяющие субъекты и объекты правоотношений в сфере конкретных видов деятельности, лицензионные требования и условия, перечень документов, представляемых в лицензирующий орган для получения лицензии, устанавливаются порядок выдачи лицензии, срок выдачи лицензии, порядок ведения реестра лицензий, порядок выдачи сведений о компетенции лицензирующего органа, о его контрольных функциях, о порядке приостановления, аннулирования лицензии, порядке уплаты сборов за выдачу лицензии. Наряду с этим важное значение имеют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которыми устанавливаются режимные правила соответствующих административно-правовых режимов. Наряду с этим отдельную группу составляют нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере лицензирования тех видов деятельности, которые отнесены к их компетенции Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Цели лицензирования сформулированы в ст. 4 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в которой установлено, что к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием <1>. -------------------------------- <1> Российская газета. 2001. 10 авг.

Действительно, применение режима лицензирования представляет определенные преимущества управляющим субъектам. В его рамках усиленный государственный контроль за деятельностью, представляющий публичный интерес, может быть реализован как путем предварительного (на стадии выдачи лицензии), так и путем последующего контроля за соблюдением владельцами лицензий условий, на которых они были выданы. Именно институт лицензирования позволяет государству обеспечить безопасность потенциально опасной деятельности, не вводя государственную монополию на ее осуществление и не ограничивая тем самым свободу предпринимательства. Отсутствие запрета на занятие определенной деятельностью соответствует принципам рыночной экономики, в то же время необходимость получения разрешения (лицензии) на осуществление такого рода деятельности обеспечивает безопасность государства <2>. -------------------------------- <2> См.: Богандов А. Б. Лицензионное право. Теория, законодательство, практика. М., 2004. С. 59.

Административно-правовой механизм обеспечения безопасности общества, выстроенный на основе лицензирования, позволяет принимать комплекс мер, предусмотренный лицензионными требованиями и условиями, обеспечивающими соответствие осуществляемой деятельности безопасности общества и государства. Безусловно, государство, устанавливая жесткие требования по отношению к отдельным физическим и юридическим лицам, занимающимся лицензируемыми видами деятельности, вынуждено ограничивать их права в интересах всего общества. Такое ограничение прав лицензиатов возможно исключительно на основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства <3>. -------------------------------- <3> Сборник законов Российской Федерации. М., 2003. С. 6.

Лицензионная деятельность в области производства, хранения, распространения, применения взрывчатых материалов промышленного назначения регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 468 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения", согласно которому лицензии на осуществление деятельности в сфере оборота взрывчатых материалов выдаются только юридическим лицам <4>. -------------------------------- <4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 26. Ст. 2608.

Лицензирующими органами в сфере оборота взрывчатых материалов промышленного назначения в соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации являются Российское агентство по боеприпасам и Федеральный горный и промышленный надзор России. При этом следует учесть, что Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" <5> упразднено Российское агентство по боеприпасам, а Федеральный горный и промышленный надзор России преобразован (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. N 649 <6>) в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности упраздненного Российского агентства по боеприпасам и преобразованию Федерального горного и промышленного надзора России переданы Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Кроме этого, Федеральному агентству по промышленности переданы правоприменительные функции, а также функции по оказанию государственных услуг и по управлению имуществом упраздненного Российского агентства по боеприпасам. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с п. 4 вышеназванного Указа Президента Российской Федерации Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, она (Служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности <7>. -------------------------------- <5> Российская газета. 2004. 12 марта. <6> Российская газета. 2004. 22 мая. <7> Там же.

Таким образом, Федеральное агентство по промышленности осуществляет лицензирование производства взрывчатых материалов, используемых при проведении взрывных работ, хранения взрывчатых материалов, используемых при проведении взрывных работ, а также научно-исследовательских и экспериментальных работ по распространению взрывчатых материалов, используемых при проведении взрывных работ, применения взрывчатых материалов подведомственными организациями, выполняющими собственными силами специальные взрывные работы на своих территориях. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет лицензирование производства взрывчатых материалов, используемых при проведении взрывных работ, в местах их применения, хранения взрывчатых материалов, осуществляемого организациями, производящими взрывчатые материалы на стационарных пунктах изготовления и в местах применения, ведущими взрывные работы, а также использующими взрывчатые материалы в научно-исследовательских, учебных и экспериментальных целях, по распространению взрывчатых материалов, изготавливаемых в местах их применения и используемых при проведении взрывных работ, применения взрывчатых материалов всеми организациями, ведущими взрывные работы на гражданских объектах, независимо от ведомственной принадлежности. Положения о лицензировании производства взрывчатых материалов промышленного назначения, о лицензировании хранения взрывчатых материалов промышленного назначения дают определение понятия "взрывчатые материалы" - взрывчатые вещества и изделия на их основе, средства инициирования и взрывания, применяемые при проведении взрывных работ. В соответствии с вышеназванным Постановлением Правительства Российской Федерации лицензионными требованиями и условиями при осуществлении производства и хранения взрывчатых материалов являются: а) осуществление лицензируемой деятельности на производственных площадях с применением оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры, обеспечивающих процесс хранения взрывчатых материалов в соответствии с установленными правилами эксплуатации и устройства предприятий и другими нормативными правовыми актами; б) наличие квалифицированных работников, отвечающих требованиям Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Министерством труда и социального развития Российской Федерации, а также прошедших обучение и стажировку в соответствии с установленными требованиями; в) соблюдение Правил по организации и осуществлению производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденных Правительством Российской Федерации; г) наличие сертификата безопасности для взрывоопасных производств; д) наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения, необходимых для ликвидации пожара, и расчетного запаса специальных средств; е) наличие плана действий персонала на случай пожара; ж) обеспечение условий для сохранности и полного учета взрывчатых материалов и изделий на их основе, проведение режимно-охранных мероприятий по физической и технической защите используемых помещений (сооружений) и складных объектов, организации их вооруженной охраны в соответствии с установленными правилами эксплуатации и устройства предприятий и другими нормативными правовыми актами. Аналогичны лицензионные требования и условия при осуществлении деятельности по распространению и применению взрывчатых материалов. Наряду с изложенным выше порядком административно-правового регулирования оборота (производства, хранения, распространения, применения) взрывчатых материалов в настоящее время действует Инструкция о порядке хранения, использования и учета взрывчатых материалов, утвержденная совместным Приказом Министерства внутренних дел СССР и Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору от 24 сентября 1984 г. N 125/203. Указанная Инструкция обязательна для предприятий, учреждений и организаций, использующих взрывчатые материалы при ведении взрывных работ, осуществляющих хранение и перевозки ВМ, а также для научно-исследовательских учреждений и учебных заведений, использующих взрывчатые материалы для научно-исследовательских, экспериментальных работ или учебных целей, за исключением предприятий, учреждений и организаций Министерства обороны. Инструкция регулирует порядок хранения, использования приема, отпуска, учета взрывчатых материалов, устанавливает правила выдачи разрешений на право производства взрывных работ или на право работ с взрывчатыми материалами, выдачи разрешений на право хранения взрывчатых материалов, выдачи разрешений на приобретение взрывчатых материалов, выдачи разрешений на перевозку взрывчатых материалов. Кроме того что требования Инструкции к порядку оборота взрывчатых материалов в значительной степени отличаются от лицензионных требований и условий, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2002 г. N 468 "Об утверждении Положений о лицензировании деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения", они включают в систему контроля, надзора за соблюдением правил оборота взрывчатых материалов органы внутренних дел, а также наделяют их правом выдачи соответствующих разрешительных документов. Без разрешений органов внутренних дел юридические лица, имеющие соответствующие лицензии, полученные либо в Федеральном агентстве по промышленности, либо в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, не могут без разрешения органа внутренних дел хранить взрывчатые материалы (согласно п. 6.1 Инструкции руководитель предприятия (организации) должен иметь письменное разрешение органов внутренних дел на право хранения взрывчатых материалов в складах, на площадках, в сейфах и любых других хранилищах), приобретать взрывчатые материалы (согласно п. 8.1 Инструкции разрешение на приобретение взрывчатых материалов выдается местным органом внутренних дел), перевозить взрывчатые материалы (согласно п. 9.1.2 Инструкции разрешения на перевозку взрывчатых материалов для предприятий и организаций выдаются местными органами внутренних дел). Компетенция органов внутренних дел в области выдачи разрешительных документов в сфере оборота взрывчатых материалов устанавливается также Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2000 г. N 513 "О мерах по усилению государственного контроля за производством, распространением и применением взрывчатых веществ и отходов их производства, а также средств взрывания, порохов промышленного назначения и пиротехнических изделий в Российской Федерации", которым определено, что распространение взрывчатых материалов промышленного назначения в пределах Российской Федерации производится при наличии у потребителей разрешения органов внутренних дел Российской Федерации на их приобретение, хранение и перевозку автомобильным, морским и речным транспортом, выдаваемого на основании разрешения Федерального горного и промышленного надзора России. Сложившаяся система правового регулирования в сфере оборота взрывчатых материалов противоречит нормам Конституции Российской Федерации, Федеральному закону "О лицензировании отдельных видов деятельности". Как мы уже отмечали, в соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, что не соблюдается в сфере правового регулирования оборота взрывчатых материалов ввиду отсутствия в настоящее время федерального закона "Об обороте взрывчатых материалов промышленного назначения". Очевидно, что свободный оборот взрывчатых материалов недопустим, поскольку неконтролируемый допуск к ним неквалифицированного либо криминально ориентированного персонала может повлечь за собой общественно опасные последствия, нарушение законных интересов граждан и государства в целом. В целях недопущения противоправного использования взрывчатых материалов государство обязано образовать жесткий административно-правовой режим оборота взрывчатых материалов, установив режимные правила, юридические, организационные, информационные, материально-технические гарантии функционирования такого режима. Безусловно, в процессе реализации административно-правового режима оборота взрывчатых материалов могут быть ограничены права и свободы граждан, однако этот процесс должен осуществляться только на основании федерального закона. Например, органы внутренних дел Российской Федерации на основании указания МВД России от 3 июня 1998 г. N 1/9068 "О мерах по усилению контроля за приобретением и хранением взрывчатых материалов", совместного Приказа Госгортехнадзора и МВД СССР от 24 сентября 1984 г. N 125/203, других нормативно-правовых актов при приеме граждан на работу, связанную с хранением, охраной, учетом, перевозкой и использованием взрывчатых материалов промышленного назначения, обязаны проводить обязательную проверку указанных лиц по специальным учетам органов внутренних дел и при получении данных об их судимости, криминальной направленности выносить заключение об отказе в допуске к такой деятельности. Признавая абсолютную целесообразность существования такого жесткого административно-правового режима допуска граждан к обороту взрывчатых материалов, необходимо отметить, что он может быть установлен только соответствующим федеральным законом. Статья 2 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" дает определение лицензии: это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Таким образом, законодатель предусмотрел в качестве субъекта правоотношений по лицензированию конкретных видов деятельности только лицензирующий орган, иных органов исполнительной власти, имеющих право выдавать какие-либо разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности, законом не предусмотрено. Статьей 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливается перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, к которым относится производство взрывчатых материалов промышленного назначения, применение взрывчатых материалов промышленного назначения, деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности" утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, согласно которому лицензирование деятельности по хранению, применению, распространению взрывчатых материалов промышленного назначения возложено на Ростехнадзор России. Министерство внутренних дел России лицензирующим органом в указанной сфере деятельности не является. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел не могут быть субъектами правоотношений в сфере лицензирования деятельности, связанной с оборотом взрывчатых материалов. Вместе с тем оборот взрывчатых материалов требует жесткого контролирующего, надзорного воздействия со стороны государства, в целях предотвращения общественно опасных последствий, охраны жизни, здоровья, интересов граждан. Для решения такой задачи необходимо образовать соответствующие административно-правовые режимы деятельности органов внутренних дел в области лицензирования оборота взрывчатых материалов, определить виды деятельности в сфере оборота взрывчатых материалов, подлежащих лицензированию. Установленный порядок лицензирования деятельности в области взрывчатых материалов промышленного назначения по своей правовой природе относится к административно-техническому регулированию, поскольку правовые нормы, регулирующие эту деятельность, как правило, являются технологическими, производственными, устанавливающими различного рода нормативы, требования к квалификации персонала, соблюдению мер безопасного ведения работ и т. п., как было отмечено выше в изложении лицензионных требований и условий в сфере оборота взрывчатых материалов. Базовым законом в области технического регулирования является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <8>, "который придал технико-юридическим нормам статус законодательных норм, способствуя тем самым формированию их мощного комплекса. Дана дефиниция технического регулирования как правового регулирования отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правового регулирования отношений в области оценки соответствия" <9>. -------------------------------- <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140. <9> Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. М., 2005. С. 171.

Однако в такой общественно важной сфере деятельности, как правомерный оборот взрывчатых материалов, полагаться только на эффективность правового регулирования посредством технических норм государство не может. Тем более что в настоящее время пока еще "весьма низок уровень реального исполнения технико-юридических предписаний. А отсюда множество трагических последствий - игнорирование государственной экологической экспертизы, нарушения порядка согласования и утверждения проектной документации, отступление от технических правил в договорах, подделки и выпуск контрафактной продукции. Особенно "грешат" нарушениями экономические субъекты, которые в погоне за прибылью часто игнорируют технико-юридические предписания" <10>. -------------------------------- <10> Тихомиров Ю. А. Указ. соч. С. 173 - 174.

Поэтому государство для обеспечения безопасного оборота взрывчатых веществ должно выработать дополнительную форму контроля по предотвращению использования взрывчатых материалов в криминальных целях, обеспечения их сохранности. Для реализации этой цели лицензирующим органом, осуществляющим лицензирование деятельности по обеспечению сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения (при производстве, хранении, распространении, применении, перевозке), в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" может стать Министерство внутренних дел Российской Федерации, базовым законом при этом должен стать федеральный закон "Об обороте взрывчатых материалов промышленного назначения".

Название документа Вопрос: ...При выборе договора (договор соинвестирования или договор участия в долевом строительстве) компании также пытаются избежать излишней государственной регистрации права общей совместной собственности на объекты строительства при договоре соинвестирования. Можно ли в процессе строительства уточнять доли участников в натуре путем заключения дополнительных соглашений к договору? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: При выборе договора (договор соинвестирования или договор участия в долевом строительстве) компании также пытаются избежать излишней государственной регистрации права общей совместной собственности на объекты строительства при договоре соинвестирования. В связи с чем вопрос: Можно ли в процессе строительства (при договоре соинвестирования) уточнять доли участников в натуре (уточнение площади, объема передаваемых каждому участнику помещений, количества и видов помещений) путем заключения дополнительных соглашений к договору соинвестирования, чтобы в дальнейшем не регистрировать права общей совместной собственности, и не регистрировать выделение долей в натуре, а сразу зарегистрировать доли каждого участника?

Ответ: 1. Для правильного понимания ответа поясняем следующее. Гражданское законодательство предусматривает два вида общей собственности (п. 2 ст. 244 ГК РФ): - общая совместная собственность (без определения долей); - общая долевая собственность (с определением доли каждого собственника). Под определением доли подразумевается не уточнение части имущества или площадей, причитающихся каждому из собственников, а установление соотношения прав каждого из собственников на количество площадей объекта общей собственности в виде правильной дроби, например: у двух инвесторов в результате реализации инвестиционного контракта образовалось право общей долевой собственности на помещения в здании общей площадью 90 кв. м. Доля первого участника составила 1/3, доля второго участника составила 2/3. Определение долей не устанавливает конкретные площади, причитающиеся каждому из инвесторов, а устанавливает право на количество площадей. Определение долей в дробных отношениях в рассматриваемой ситуации будет означать, что инвестор, доля которого составляет 1/3, имеет право на 30 кв. м; инвестор, доля которого составляет 2/3, имеет право на 60 кв. м. Указанные права на определенное количество площадей могут быть реализованы инвесторами при принятии решений о пользовании общим имуществом, а также при выделении долей в натуре. 2. В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь созданное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. При этом статьей 6 Закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" предусмотрено, что инвесторы имеют равные права на владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений. Указанная формулировка о правах инвесторов говорит о возникновении права общей собственности. Исходя из изложенного, а также учитывая, что содержание права собственности, установленное п. 1 ст. 209 ГК РФ, включает в себя права владения, пользования и распоряжения собственником своим имуществом, объекты капитальных вложений признаются собственностью инвестора в виде имущественной доли, размер которой выражен в сумме инвестиций. Таким образом, Закон N 39-ФЗ устанавливает возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект строительства, которое, по сути, возникает с момента регистрации согласно ст. 219 ГК РФ. В связи с вышеизложенным считаем, что уточнение долей "в натуре" в дополнительных соглашениях, по сути, не повлечет каких-либо правовых последствий, определяющих вид права на объект строительства, который возникнет у инвесторов. Учитывая цели уточнения долей в дополнительных соглашениях, изложенные Вами в вопросе: 1 - не регистрировать права общей совместной собственности; 2 - не регистрировать выделение долей в натуре; 3 - а сразу зарегистрировать доли каждого участника, отвечаем следующее. В результате реализации инвестиционного договора у инвесторов возникает право общей долевой собственности на объект строительства, что означает: - право общей совместной собственности не возникает, в связи с чем необходимости в регистрации такого права нет; - выделение долей в натуре Вы не осуществляете, в связи с чем регистрации этой процедуры не будет; - Вы обязаны будете зарегистрировать право общей долевой собственности, в связи с чем цель N 3 соблюдается - сразу будут зарегистрированы доли каждого участника.

Название документа Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для договора долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для договора долевого участия в строительстве?

Ответ: При финансировании строительства объекта посредством заключения договора долевого участия в строительстве по факту завершения строительства выделения долей в натуре не потребуется, так как в результате реализации этого договора право общей собственности на объект строительства у сторон не возникает. В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на основании договора участия в долевом строительстве у участников возникает право собственности на объекты долевого строительства. Право общей собственности возникает только на общее имущество. Понятие общего имущества в данном Законе не приведено, однако косвенно следует, что это имущество включено в объект долевого строительства и право на долю в общем имуществе не может быть отчуждено отдельно от права собственности на сам объект. Как правило, общим имуществом могут являться лестничные пролеты, коридоры, подвальные помещения и т. д. Выделение доли в натуре в общем имуществе по смыслу Закона N 214-ФЗ неосуществимо.

Название документа Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для инвестиционного договора? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Каков порядок выделения долей в натуре участников строительства в построенном объекте для инвестиционного договора?

Ответ: Раздел имущества, находящегося в общей долевой собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 252 ГК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. В связи с чем порядок выделения долей в натуре можно представить как: 1) определение сторонами площадей, закрепляемых за каждой из сторон; 2) регистрация прав собственности на вновь образовавшиеся объекты каждой из сторон.

Название документа Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора долевого участия в строительстве?

Ответ: В соответствии со ст. 12 Закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Учитывая изложенное, документом, необходимым для закрытия договора долевого участия в строительстве, будет являться передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства.

Название документа Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора инвестирования? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Какие документы необходимы для реализации (закрытия) договора инвестирования?

Ответ: Как мы понимаем, в рассматриваемом вопросе подразумевается документ, в котором стороны согласовывают результаты инвестиционного договора по факту его выполнения. Действующее законодательство не регламентирует ни вид такого документа, ни порядок его оформления. Как показывает практика, стороны инвестиционного контракта при его завершении подписывают акт о результатах инвестиционного договора.

Название документа Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор долевого участия в строительстве? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор долевого участия в строительстве?

Ответ: Отношения сторон в рамках договора долевого участия в строительстве регулируются Законом от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". В соответствии с п. 3 ст. 4 указанного Закона договор долевого участия в строительстве заключается в письменной форме, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. Отметим, что порядок регистрации договоров участия в долевом строительстве разъяснен в Приказе Минюста России от 9 июня 2005 г. N 82.

Название документа Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор инвестирования? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: Подлежит ли государственной регистрации в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договор инвестирования?

Ответ: Отношения сторон в рамках инвестиционного договора регулируются Законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", а также общими положениями ГК РФ. Указанные нормативно-правовые акты не предусматривают обязательную государственную регистрацию в учреждениях по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним договора инвестирования.

Название документа Вопрос: ...В настоящее время существует проблема признания расходов для целей налогообложения прибыли по сотовой связи. Если организация установит лимит расходов для каждого работника 3000 руб., возможно ли будет признать 3000 руб. расходами производственного характера без наличия доказательной базы: расшифровки оператора сотовой связи не будут представлены налоговым инспекторам? ("Налоги" (газета), 2007, N 29) Текст документа

Вопрос: В настоящее время существуют проблемы признания расходов для целей налогообложения прибыли по сотовой связи. 1. Если организация установит лимит расходов для каждого работника 3000 руб., возможно ли будет признать 3000 руб. расходами производственного характера без наличия доказательной базы: расшифровки оператора сотовой связи не будут представлены налоговым инспекторам. 2. Если при этом дополнительно каждый работник, которому установлен лимит по расходам сотовой связи, напишет список номеров личных телефонов (детей, жены, мамы, папы и т. д.), то можно ли будет признать для целей налогообложения прибыли без налогового риска остальные телефонные переговоры? В настоящее время у ряда организаций установлены коммутаторы, и при звонках номера телефонов изменяются. Работники не могут знать наизусть и вспомнить все номера телефонов, по которым они звонили для идентификации: производственный или непроизводственный. В обществе имеется приказ о порядке использования мобильной сотовой связи, заключен договор с оператором сотовой связи, расшифровки звонков ежемесячно прилагаются. Контроль, по нашему мнению, в обществе установлен.

Ответ: Рассмотрев Ваши вопросы от 05.06.2007, по существу сообщаем следующее: 1. В соответствии с пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) расходы налогоплательщика на оплату услуг связи относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 11 НК РФ). Понятие услуг связи приведено в статье 2 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи". Так, под услугами связи понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Электросвязь представляет собой любые излучение, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам. Таким образом, приведенное в пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ понятие "услуги связи" включает в себя в том числе и услуги мобильной (сотовой) связи. При этом необходимо учитывать, что понесенные налогоплательщиком расходы на оплату услуг мобильной связи должны соответствовать установленным п. 1 ст. 252 критериям, в частности: расходы должны быть документально подтверждены, обоснованны (экономически оправданы и выражены в денежной форме) и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). В качестве критерия экономической обоснованности затрат на приобретение услуг сотовой связи для целей налогообложения будет являться необходимость работника в соответствии с установленными в должностной инструкции обязанностями использовать сотовый телефон в служебных целях (письмо Минфина России от 27 июля 2006 г. N 03-03-04/3/15). Перечень должностей работников, которым в силу исполняемых ими обязанностей необходимо использование сотовой связи, должен быть утвержден локальным актом уполномоченного лица организации (к примеру, приказом руководителя). Минфин России и налоговые органы придерживаются позиции, что производственная направленность произведенных телефонных переговоров должна быть подтверждена детализированным счетом оператора телефонной связи с указанием в нем всех номеров телефонов абонентов, кодов городов, дат и времени переговоров, а также продолжительности и стоимости переговоров (письмо Минфина России от 7 декабря 2005 г. N 03-03-04/1/418, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 9 февраля 2005 г. N 20-12/8153, письмо Управления ФНС по г. Москве от 20 сентября 2006 г. N 20-12/83834.1). Обращаю Ваше внимание на арбитражную практику по данному вопросу: ФАС Уральского округа в Постановлении от 26 декабря 2005 г. N Ф09-2102/05-С поддерживает вышеизложенную позицию Минфина и налоговых органов: "...доказательства, подтверждающие производственный характер телефонных переговоров, налогоплательщиком не представлены. К таким доказательствам относятся детализированные счета телефонной связи за предоставленные услуги, расшифровки с указанием номеров абонентов, с которыми велись переговоры налогоплательщиком". По нашему мнению, риск непризнания налоговыми органами для целей налогообложения прибыли расходов на услуги связи в отсутствие детализированного счета оператора телефонной связи достаточно велик. При этом установление лимита расходов для каждого работника не влияет на подтверждение экономической обоснованности и производственной направленности. В случае установления лимита работодатель сможет учесть расходы на оплату услуг связи только в переделах установленного лимита, но только при условии их экономической обоснованности и производственной направленности. Кроме того, детализированный счет оператора телефонной связи будет являться в том числе документальным подтверждением расходов налогоплательщика. 2. В качестве положительного для налогоплательщика фактора хотелось бы отметить, что приведенные выше письма Минфина и налоговых органов не являются документами нормативного характера, следовательно, их применение не является обязательным для налогоплательщика. Более того, нормативного акта, четко устанавливающего требования к составу и перечню документов, который в данной ситуации служил бы подтверждением экономической обоснованности и производственной направленности произведенных налогоплательщиком затрат на оплату услуг связи, действующее законодательство РФ не содержит. Таким образом, в случае возникновения судебного спора по вопросу правомерности признания налогоплательщиком расходов на оплату услуг связи, направленности в целях налогообложения прибыли, оценка доказательств в обоснование позиций сторон спора в целом отнесена к компетенции арбитражного суда. В составе доказательств в обоснование своей позиции Вашей организацией могут быть представлены: приказ о порядке использования мобильной сотовой связи, договор с оператором связи, наличие списка телефонных номеров родственников сотрудников, должностные обязанности сотрудников, свидетельствующие о необходимости пользования ими мобильными телефонами в целях исполнения трудовой функции и т. п. Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст. 71 АПК РФ). Дополнительным аргументом в пользу налогоплательщика будут являться положения п. 7 ст. 3 НК РФ, согласно которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Название документа