Участники договорных отношений, связанных со снабжением электрической энергией

(Матиящук С. В.) ("Юрист", 2007, N 7) Текст документа

УЧАСТНИКИ ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ СО СНАБЖЕНИЕМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИЕЙ

С. В. МАТИЯЩУК

Матиящук С. В., доцент кафедры гражданского права Новосибирского юридического института (ф-л) Томского государственного университета, кандидат юридических наук.

Учитывая, что договор электроснабжения не выходит за рамки отдельных видов договора энергоснабжения, субъекты этого договора могут быть представлены как энергоснабжающая организация и потребитель. Вместе с тем нельзя не заметить, что сегодня вопрос об участниках договорных отношений в сфере электроснабжения значительно усложняется. Данное обстоятельство связано с тем, что в ходе реформы происходит трансформация прежней вертикально интегрированной модели электроэнергетики в конкурентную и, как следствие, формирование новых субъектов этой отрасли на розничных рынках электроэнергии, в том числе территориальных сетевых организаций и оперативно-диспетчерских управлений. Кроме того, в современных условиях вопрос о субъектном составе договора электроснабжения должен рассматриваться с учетом значительного расширения сферы действия договора электроснабжения на розничных рынках электроэнергии: этот состав теперь не может быть сведен к ограничению круга потребителей теми из них, у которых имеются в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям энергоснабжающей организации. Таким образом, под действие договора электроснабжения должны подпадать все отношения, связанные со снабжением потребителей электрической энергией на розничных рынках, и, как следствие, участниками этого договора являются: энергоснабжающая организация, потребитель, а также лицо, в собственности (или на ином законном основании) которого находятся электрические сети, т. е. территориальная сетевая организация. 1. Энергоснабжающая организация. Параграф 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации не раскрывает понятия "энергоснабжающая организация" и не предусматривает особых условий, которым должно отвечать лицо для признания его таковым. Вместе с тем в статье 1 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ <1> под энергоснабжающей организацией понимается коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая продажу потребителям электрической энергии (мощности). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

В ходе проводимых реформ понятие "энергоснабжающая организация" на розничных рынках стало родовым <2> по отношению ко вновь создаваемым субъектам электроэнергетики, осуществляющим производство электрической энергии. К числу последних в соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об электроэнергетике" относятся: -------------------------------- <2> Осипчук Е. Л. Договор энергоснабжения в системе договорных отношений на рынке электрической энергии России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 20.

- гарантирующие поставщики; - энергосбытовые организации; - производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке. По смыслу статей 3, 38 Федерального закона "Об электроэнергетике" гарантирующий поставщик представляет собой особую сбытовую коммерческую организацию, обязанную заключить договор, опосредующий отношения по снабжению электрической энергией, с любым обратившимся к нему потребителем либо лицом, действующим от имени и в интересах потребителя. Деятельность гарантирующего поставщика в основном регламентируется государством: государственному регулированию подлежат сбытовые надбавки, которые включаются в цену на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком потребителям энергии (ст. 40 ФЗ "Об электроэнергетике"); детальной регламентации подлежат условия договора, опосредующего отношения по снабжению электроэнергией, заключаемого гарантирующим поставщиком с потребителями (ст. 37, 38 ФЗ "Об электроэнергетике"). Целью создания на розничных рынках таких сбытовых организаций, как гарантирующие поставщики, является обеспечение надежного и бесперебойного снабжения электроэнергией населения, объектов жизнеобеспечения и стратегических объектов в необходимом им объеме. И, как следствие, Федеральным законом "Об электроэнергетике" предусмотрено выделение особых групп потребителей, чьи финансовые обязательства перед гарантирующими поставщиками обеспечиваются в особом порядке - с возможным использованием средств государственного бюджета (ст. 38 ФЗ "Об электроэнергетике"). На сегодняшний день порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика, зона его действия, существенные условия договора, заключаемого с потребителями, законодателем еще не определены. Вместе с тем гарантирующими поставщиками станет значительная часть сбытовых организаций, создаваемых в ходе реформирования региональных АО-энерго. К энергосбытовым организациям относятся коммерческие организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности реализацию другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии (ст. 3 ФЗ "Об электроэнергетике"). В отличие от деятельности гарантирующих поставщиков деятельность этих сбытовых организаций не подлежит детальной регламентации государством. Основная цель создания этих субъектов розничных рынков - содействовать конкуренции в секторе сбыта электрической энергии. Производство электрической энергии в России имеет ряд особенностей, среди которых нужно особо выделить следующие: - во-первых, производство электрической энергии в отдельных регионах России обходится чрезмерно дорого (например, в Алтайском крае) и более выгодно "транспортировать" энергию из других областей; как следствие, электрическая энергия для нужд таких регионов приобретается на оптовом рынке; - во-вторых, 60 - 70 процентов электрической энергии в стране производится тепловыми электростанциями в режиме, при котором производство электрической энергии непосредственно связано с одновременным производством тепловой энергии, при этом, что важно, как правило, теплоэлектростанции, вырабатывающие электрическую и тепловую энергию в режиме комбинированной выработки, принадлежат организациям, являющимся субъектами оптового рынка электрической энергии. Исходя из этих особенностей, в качестве энергоснабжающей организации может выступать любая коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство электрической энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица - субъекта оптового рынка электрической энергии. На сегодняшний день можно выделить признаки, позволяющие ограничить круг лиц, способных выступать в качестве энергоснабжающей организации: - во-первых, особенности правового статуса - энергоснабжающей организацией может быть только субъект предпринимательской деятельности; - во-вторых, особенности характера деятельности по снабжению потребителей электрической энергией - деятельность такой организации должна носить профессиональный характер (под этим следует понимать, что лицо в рамках своей предпринимательской деятельности должно специализироваться на производстве электрической энергии, осуществлять ее как основной вид деятельности). 2. Потребитель. В Федеральном законе "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" определяется такое понятие, как "потребитель". Под ним понимается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью). Согласно статье 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" потребителем признается лицо, приобретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд. Вместе с тем в соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации потребителем по договору электроснабжения может выступать лишь лицо (физическое или юридическое), энергопринимающее устройство которого непосредственно присоединено к сетям энергоснабжающей организации. Как уже отмечалось, данное требование полностью заимствовано из советского законодательства и неприемлемо в экономических условиях сегодняшнего дня, как следствие, круг потребителей по договору электроснабжения не должен ограничиваться потребителями, имеющими в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям энергоснабжающей организации. Исходя из изложенного, в качестве потребителя как стороны по договору электроснабжения должны выступать: - юридические и физические лица, имеющие в собственности энергопринимающие устройства, присоединенные непосредственно к сетям энергоснабжающей организации; - юридические и физические лица, не имеющие в собственности энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям энергоснабжающей организации. Следовательно, единственным критерием, позволяющим ограничить круг лиц, выступающих в качестве потребителей электрической энергии, должно быть потребление ими электроэнергии для производственных, бытовых и иных нужд. 3. Территориальная сетевая организация. В ходе рыночных преобразований сегодня сложилась ситуация, при которой объекты электросетевого хозяйства передаются территориальным сетевым организациям. В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" территориальной сетевой организацией признается коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети. Объектами электросетевого хозяйства признаются: воздушные и кабельные линии электропередачи, которые вместе с электрическими подстанциями образуют электросети; контрольное оборудование и др. В свою очередь, электрические сети подразделяются на магистральные, являющиеся высоковольтными, и распределительные, которые имеют относительно низкий класс напряжения. В российском законодательстве принято разделять сети на относящиеся к единой национальной (общероссийской) электрической сети и, соответственно, не относящиеся к ней. Критерии такого разделения закреплены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. N 881 "О критериях отнесения магистральных линий электропередачи и объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" <3>, согласно которому к электросетям на розничных рынках относятся линии электропередачи (воздушные и кабельные), проектный номинальный класс напряжения которых ниже 330 киловольт. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2001. N 53 (ч. 2). Ст. 5180.

Правовое положение территориальной сетевой организации обусловлено тем, что передающая электрическую энергию сеть является монопольной. Конкуренция в этой сфере совершенно немыслима, так как означала бы строительство параллельных друг другу линий электропередачи между одними и теми же пунктами, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. В ходе обсуждения проекта Федерального закона "Об электроснабжении" высказывались различные точки зрения относительно правового положения территориальной сетевой организации в договорных отношениях по снабжению потребителей электрической энергией на розничных рынках, но все известные подходы можно в целом свести к двум основным. Одни исходили из необходимости заключения трехстороннего договора между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией), территориальной сетевой организацией и потребителем; этот договор должен был регламентировать взаимоотношения между данными субъектами по передаче электрической энергии, в том числе и расчеты за потребленную электроэнергию, которые, как показывает практика, целесообразно производить непосредственно с энергоснабжающей организацией. Другие базировались на том, что отношения между энергоснабжающей организацией (гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией) и потребителем должны опосредоваться договором купли-продажи электрической энергии; в свою очередь, потребитель должен заключать с территориальной сетевой организацией договор на оказание услуг по передаче электроэнергии. Именно данный подход нашел отражение в Федеральном законе "Об электроэнергетике", согласно которому отношения по приобретению потребителями электрической энергии на розничных рынках оформляются путем заключения договора купли-продажи или договора поставки, а также договора об оказании услуг по передаче электрической энергии. Как при первом, так и при втором подходе функции территориальной сетевой организации сведены к содержанию электрических сетей в работоспособном состоянии и их эксплуатации в соответствии с требованием безопасности. С точки зрения технологии процесса передает электрическую энергию ее источник (генератор), следовательно, название договора на оказание услуг по передаче электрической энергии весьма условно, поскольку сетевая организация, исходя из технологии процесса, может лишь обеспечивать процесс передачи электроэнергии через электрические сети посредством поддержания их в исправном состоянии. Неразрывная технологическая связь процессов производства, передачи и потребления предопределяет то, что договор электроснабжения является не дву-, а многосторонним договором, в котором территориальная сетевая организация, так же как энергоснабжающая организация (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация) и потребитель, выступает в качестве полноправной стороны. При этом все участники договора имеют одну цель, выражают совпадающее, направленное на достижение этой цели волеизъявление - возмездная передача электрической энергии через присоединенную сеть. Очевидно, что процесс заключения договора электроснабжения может быть разделен на два этапа: заключение договора купли-продажи и заключение договора на оказание услуг по передаче электрической энергии. При этом необходимо учитывать, что эти договоры не являются самостоятельными и их название противоречит природе регулируемых ими экономических отношений, но вместе с тем они выступают составными частями договора электроснабжения, который призван регулировать единый технологический процесс снабжения потребителя электрической энергией. Учитывая монопольное положение территориальной сетевой организации, в целях защиты интересов потребителей для территориальной сетевой организации заключение договора, опосредующего отношения по снабжению электроэнергией, признано обязательным (ст. 37 ФЗ "Об электроэнергетике"). В качестве итога делается вывод о том, что договор электроснабжения наряду со спецификой предмета характеризуется спецификой субъектного состава, в котором: - в качестве потребителя выступает лицо, потребляющее электрическую энергию для производственных, бытовых или иных нужд; - в качестве энергоснабжающей организации (гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, производитель электроэнергии, не имеющий права на участие в оптовом рынке) выступает коммерческая организация, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющая производство электрической энергии либо приобретающая ее с целью возмездной передачи потребителям у другого лица - субъекта оптового рынка электрической энергии; - в качестве территориальной сетевой организации выступает коммерческая организация, в собственности (или на ином законном основании) которой находятся объекты электросетевого хозяйства.

Название документа