Правовое регулирование экспорта-импорта электроэнергии в Российской Федерации
(Грищенко А. И.) ("Предпринимательское право", 2007, N 3) Текст документаПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА-ИМПОРТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. И. ГРИЩЕНКО
Грищенко А. И., директор Института правовых проблем электроэнергетики и естественных монополий, кандидат юридических наук.
В Российской Федерации государственное регулирование внешнеторговой деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется на основании Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <1>, иных федеральных законах и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договоров Российской Федерации. -------------------------------- <1> Собрание законодательства РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
Статьей 30 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <2> установлено, что режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. -------------------------------- <2> Собрание законодательства РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
Таким образом, отношения между участниками внешнеторговой деятельности в области экспорта-импорта электроэнергии должны регулироваться общими нормами Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности". Основными принципами внешнеторговой деятельности являются: - равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральными законами; - взаимность (предоставление одним государством (группой государств) другому государству (группе государств) определенного режима международной торговли взамен предоставления вторым государством (группой государств) первому государству (группе государств) такого же режима; - исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба участникам внешнеторговой деятельности; - единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; - единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" правом осуществления внешнеторговой деятельности обладают любые российские и иностранные лица. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами. Здесь необходимо в качестве примера привести принятие Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 117-ФЗ "Об экспорте газа" <3>, которым урегулированы основы государственного регулирования экспорта газа в России. -------------------------------- <3> Собрание законодательства РФ. 2006. N 30. Ст. 3293.
Гражданские права, а значит, право осуществления внешнеторговой деятельности могут быть ограничены на основании федерального закона и только в определенных мерах (п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ). Таким образом, ограничение права на осуществление экспорта-импорта электроэнергии не может быть введено путем принятия иного нормативного правового акта Российской Федерации, кроме федерального закона. Согласно ст. 12 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" торговая политика Российской Федерации осуществляется с использованием методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Использование иных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, кроме тех, которые установлены указанным Законом, запрещено. Статья 29 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" предполагает предоставление Российской Федерацией национального режима товарам, происходящим из иностранных государств, с которыми Россия подписала международные договоры о предоставлении российским товарам национального режима регулирования. Если иное не установлено федеральными законами, международный транзит товаров осуществляется свободно по территории Российской Федерации. Анализ положений Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" позволяет сделать следующий вывод. В настоящее время отсутствуют какие-либо законодательные ограничения для осуществления любым юридическим лицом (российским или иностранным) операций по экспорту и (или) импорту электрической энергии. Однако РАО "ЕЭС России" ранее предпринимало попытки базировать свою позицию в области экспорта электрической энергии на Положении о порядке экспорта электроэнергии и мощности, утвержденном Министерством экономики Российской Федерации 17 мая 1996 г. В государственной регистрации указанного Положения Министерством юстиции Российской Федерации было отказано (письмо Минюста РФ от 6 ноября 1996 г. N 07-02-979-96), так как данный документ противоречил действующему законодательству Российской Федерации. Пункт 1 этого Положения провозглашал принцип равенства экономических условий для всех хозяйствующих субъектов, но одновременно устанавливался порядок экспорта, осуществляемый исключительно тепловыми электростанциями, гидроэлектростанциями ОАО РАО "ЕЭС России", атомными электростанциями и концерном "Росэнергоатом", а также избыточными по электроэнергии и мощности акционерными обществами энергетики и электрификации. Объем поставок должен был утверждаться Федеральной энергетической комиссией России при утверждении баланса электроэнергии мощности в рамках Единой энергетической системы России по представлению Минэкономики России. При этом распределение валютной выручки от экспорта должно было осуществляться РАО "ЕЭС России" и концерном "Росэнергоатом пропорционально их доле поставки электроэнергии на ФОРЭМ. Так же как в законодательстве о внешнеторговой деятельности, в таможенном законодательстве закреплен принцип доступа всех лиц на равных основаниях к перемещению товаров через таможенную границу Российской Федерации. После выпуска товаров пользование и распоряжение ими осуществляется в соответствии с заявленным таможенным режимом. Так, декларантами в отношении перемещения электрической энергии могут выступать любые российские лица, заключившие внешнеэкономические сделки или имеющие право распоряжаться электроэнергией. Перемещение товаров через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи осуществляется в соответствии с общим порядком, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации <4>, но с учетом специальных норм. -------------------------------- <4> Собрание законодательства РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
Так, ввоз и вывоз товаров, перемещаемых по линиям электропередачи (далее - электроэнергия), допускается без предварительного разрешения таможенного органа при условии последующего декларирования и уплаты таможенных платежей. Учитывая, что электроэнергия является специфичным товаром, в связи с чем к ней не применяются таможенные процедуры временного хранения и внутреннего таможенного транзита, при подаче таможенной декларации фактическое предъявление товара не требуется. Декларирование перемещаемой электроэнергии производится в соответствии с режимом международного таможенного транзита в Центральной энергетической таможне путем подачи таможенной декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической поставки электроэнергии. Данный срок может быть продлен, но не более чем на 5 дней. Согласно п. 4 ст. 314 Таможенного кодекса декларированию подлежит фактическое количество электроэнергии, которое устанавливается на основании показаний приборов учета, установленных в технологически обусловленных местах и фиксирующих перемещение электрической энергии. Декларирование электрической энергии производится на основании актов о фактических поставках электрической энергии по соответствующему внешнеторговому договору. Данное положение нашло свое отражение в Приказе ГТК России от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" <5>, согласно которому в качестве транспортных (перевозочных) документов при декларировании электроэнергии принимаются акты о фактических поставках товаров, оформленных на основании показаний приборов учета (акты приема-передачи электроэнергии), и договор с транспортной организацией на перевозку товара либо документ, подтверждающий право пользования линиями электропередачи. -------------------------------- <5> Российская газета. 2003. 15 октября.
Однако указанным пунктом также установлено, что количество электрической энергии, перемещаемой между двумя государствами, определяется как сальдо-переток (алгебраическая сумма перетоков электрической энергии в противоположных направлениях по находящимся в работе межгосударственным линиям электропередачи всех классов напряжения) за каждый календарный месяц, при этом рассчитанное значение сальдо-перетока корректируется на величину имеющих место при перемещении электрической энергии потерь электрической энергии в сетях. То есть в целях декларирования объемы поставленной с территории Российской Федерации электрической энергии (проданной) по всему сечению суммируются и сальдируются на объемы электрической энергии, поставленной по этому сечению на территорию Российской Федерации (купленной). Таким образом, в п. 4 ст. 314 Таможенного кодекса содержится противоречие при определении объема электрической энергии, подлежащего декларированию. Приказом ГТК Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" предусмотрена возможность декларирования электроэнергии как одной партии при ее поставке по одному внешнеторговому договору в течение календарного месяца независимо от объема поставок, в этом случае в таможенной декларации дополнительно делается запись: "Поставка в течение", с указанием календарного месяца и года поставки товаров. Специального разрешения на такой порядок декларирования не требуется. Таможенная декларация заполняется с учетом особенностей, установленных Приказом ГТК Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи". Поскольку электроэнергия является специфичным товаром, ее идентификация не осуществляется, однако это не препятствует таможенным органам устанавливать в таможенных целях количество, качество и другие характеристики электроэнергии, используя сведения, содержащиеся в документах, показания счетчиков и других измерительных приборов. При перемещении электрической энергии между двумя пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, устанавливается таможенный режим перемещения российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного государства. Необходимо отметить еще один нормативный правовой документ, регулирующий таможенное оформление и таможенный контроль электроэнергии, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации при параллельной работе энергетических систем, - распоряжение ГТК Российской Федерации от 23 мая 2002 г. N 350-р <6>. Содержащийся в указанном распоряжении Порядок применяется при перемещении электроэнергии по внешнеторговым договорам, предусматривающим одновременно следующие обязательные условия: -------------------------------- <6> Российская газета. 2002. 19 июня. Применяется в части, не противоречащей Таможенному кодексу РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ (письмо ГТК РФ от 30.12.2003 N 01-06/50932).
1. Перемещение электроэнергии при параллельной работе электроэнергетических систем России и иных государств по линиям электропередачи, также указанным в распоряжении. 2. Расчеты за электроэнергию по алгебраической сумме перетоков электроэнергии и мощности в противоположных направлениях при параллельной работе. 3. Учет электроэнергии на основании приборов коммерческого учета. 4. Установление цены электроэнергии по тарифным зонам. При применении указанного Порядка декларант до начала перемещения электрической энергии подает в таможенный орган временную таможенную декларацию, в которой указывает ориентировочно количество электроэнергии с учетом планируемой алгебраической суммы перетоков электроэнергии и мощности за расчетный период. Полная таможенная декларация представляется на алгебраическую сумму перетоков электроэнергии и мощности в противоположных направлениях, фактически перемещенных через таможенную границу. Величина алгебраической суммы перетоков электроэнергии определяется на основании показаний приборов коммерческого учета, отраженных в актах первичного учета. Одновременно с полной таможенной декларацией в таможенный орган представляется акт о межгосударственных перетоках в рамках параллельной работы энергосистем, составленный в произвольной форме, заверенный печатью организации, ответственной за перемещение электроэнергии, в котором отражено количество принятой и переданной электроэнергии по каждой линии электропередачи. Данные о стоимости электроэнергии в полной таможенной декларации указываются с учетом цены электроэнергии, перемещаемой в каждой из тарифных зон. В настоящее время таможенным перевозчиком электроэнергии в России является ОАО "Федеральная Сетевая Компания" (ОАО "ФСК") - организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью - 100% дочернее предприятие РАО "ЕЭС России". Согласно Таможенному кодексу России создаются специальные органы, призванные осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль. На основании этого положения была создана Энергетическая таможня. В соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 31 мая 1994 г. N 238 "О создании Энергетической таможни" <7> была создана Энергетическая таможня в целях усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу. -------------------------------- <7> Документ опубликован не был. Фактически утратил силу в связи с изданием Приказов ГТК РФ от 11 мая 2000 г. N 390; от 8 августа 2000 г. N 674.
Целью функционирования Энергетической таможни (далее - ЦЭТ) является таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. ЦЭТ подконтрольны таможенные посты и отделы таможенного оформления других таможен, осуществляющие таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи. Регионом деятельности ЦЭТ является таможенная территория Российской Федерации. До августа 2000 г. Энергетическая таможня функционировала на основании Положения об Энергетической таможне Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК Российской Федерации от 10 ноября 1994 г. N 576 <8>. -------------------------------- <8> Экономика и жизнь. 1994. N 50. Утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК РФ от 21 июля 2003 г. N 798.
В настоящее время ЦЭТ в своей деятельности руководствуется Положением о Центральной энергетической таможне, утвержденным Приказом ФТС РФ от 20 июня 2005 г. N 555 <9>, и осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль сырой нефти, включая стабилизированный газовый конденсат, продуктов их переработки, природного газа и электроэнергии (далее - энергоносители), перемещаемых через таможенную территорию Российской Федерации трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, а также координирует и контролирует деятельность других таможен в части таможенного оформления и таможенного контроля энергоносителей. -------------------------------- <9> Таможенные ведомости. 2005. N 8 (извлечение); Таможенный вестник. 2005. N 15, N 17, N 18.
ЦЭТ имеет статус правоохранительного органа. Центральная энергетическая таможня в соответствии с Приказом ГТК Российской Федерации от 15 сентября 2003 г. N 1013 "О таможенном оформлении товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи" осуществляет общее руководство деятельностью таможенных органов в части таможенного оформления товаров, проведения таможенного и валютного контроля в соответствии с положением об этой таможне и контроль за этой деятельностью. Положением о ЦЭТ установлено, что ЦЭТ осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль энергоносителей. Таким образом, установлено, что местом таможенного оформления энергоносителей, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, является ЦЭТ. Исходя из этого, если энергоносители заявляются к таможенному оформлению в ЦЭТ, таможенные сборы за таможенное оформление взимаются в однократном размере, установленном для заявляемого таможенного режима. Таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации осуществляется таможенными органами в местах таможенного контроля электроэнергии, определенными в Приказе ФТС РФ от 30 декабря 2004 г. N 454 (в ред. от 03.05.2007) "О таможенном контроле электрической энергии" <10>. -------------------------------- <10> Таможенные ведомости. 2005. N 2 (извлечение).
Приказом ГТК Российской Федерации от 3 февраля 1999 г. N 60 (в редакции Приказа ГТК РФ от 20.01.2004 N 52) утверждено Положение об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации <11>, которое распространяет свое действие на организации отрасли энергетики и технологически обусловленные места, где установлены приборы учета, фиксирующие перемещения электрической энергии через таможенную границу Российской Федерации, определен порядок взаимоотношений указанных организаций с таможенными органами. -------------------------------- <11> Российская газета. 1999. 24 августа.
Таможенными органами может быть принято решение о наложении средств идентификации в местах таможенного контроля. Средствами идентификации являются пломбы таможенного органа, которые налагаются на клеммные сборки цепей учета и коробки зажимов приборов коммерческого учета электроэнергии в точках установки пломб органами государственного энергетического надзора. Таможенный контроль за фактическим перемещением электроэнергии осуществляется сотрудниками таможенных органов совместно с ответственными представителями таможенного перевозчика электроэнергии путем снятия показаний с приборов коммерческого учета, проверки системы учета и отчетности, документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Снятие показаний с приборов коммерческого учета электроэнергии в соответствии с п. 3.2 Положения об осуществлении таможенного контроля за фактическим перемещением электроэнергии через таможенную границу Российской Федерации производится персоналом энергообъекта на 24.00 местного времени последних суток отчетного месяца, если иное не определено договором об обеспечении совместной работы электроэнергетической системы Российской Федерации и сопредельного государства. В целях таможенного контроля сотрудник таможенного органа имеет право участвовать в работе комиссии, созданной в территориальной организации или подразделении отрасли энергетики для контроля достоверности учета электроэнергии на электростанции или на подстанции, а также получать акт учета электроэнергии, перемещаемой по межгосударственным линиям электропередачи, оформленный комиссией по показаниям метрологически аттестованных и опломбированных счетчиков электроэнергии, снятым персоналом энергообъекта. Территориальная организация или подразделение отрасли энергетики составляет сводный акт приема-передачи электроэнергии, перемещаемой по межгосударственным линиям электропередачи, и направляет его до 10-го числа месяца, следующего за отчетным, в таможенный орган Российской Федерации, в регионе деятельности которого находятся указанные организации. Таможенный орган, осуществляющий контроль за фактическим перемещением электроэнергии, в регионе деятельности которого находятся места таможенного контроля электроэнергии, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, направляет в Центральную энергетическую таможню оформленные и подписанные комиссией, а также заверенные сотрудником таможенного органа акты учета электроэнергии и сводный акт. Осуществление экспорта-импорта электроэнергии зависит от использования экспортно/импортных сечений линий электропередачи, связывающих единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть России с электрическими сетями иностранных государств. Единая национальная (общероссийская) электрическая сеть (далее - ЕНС) представляет собой комплекс электрических сетей и иных объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании субъектам электроэнергетики и обеспечивающих устойчивое снабжение электрической энергией потребителей, функционирование оптового рынка, а также параллельную работу российской электроэнергетической системы и электроэнергетических систем иностранных государств. Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и/или производить (реализовывать) указанные товары и услуги на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 41 "О критериях отнесения объектов электросетевого хозяйства к единой национальной (общероссийской) электрической сети" <12> к ЕНС относятся линии электропередачи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации. -------------------------------- <12> Собрание законодательства РФ. 2006. Ст. 556.
Указанное выше Постановление Правительства Российской Федерации подтверждает, что линии электропередачи, пересекающие Государственную границу Российской Федерации и по которым осуществляется экспорт/импорт электроэнергии, должны быть в собственности организации по управлению единой национальной электрической сетью, являющейся монополистом в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии при экспорте/импорте. Необходимо также обратить внимание и на Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 21.03.2007 N 168) <13>. Недискриминационный доступ к услугам по передаче электрической энергии предусматривает обеспечение равных условий предоставления услуг потребителям независимо от организационно-правовой формы и правовых отношений с лицом, оказывающим эти услуги. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства и прочие объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети, а также субъектам оптового рынка электрической энергии, осуществляющим экспорт/импорт электрической энергии. При этом следует учитывать, что лицо, осуществляющее экспорт (импорт) электрической энергии и не имеющее во владении, пользовании и распоряжении объектов электроэнергетики, присоединенных к электрической сети, может не заключать договор технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям. -------------------------------- <13> Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 2). Ст. 5525.
Следует учитывать также положения Правил, согласно которым при заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии за любым потребителем услуг закрепляется право на получение электрической энергии в любой период времени действия договора в пределах присоединенной мощности, определенной договором, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям. При этом при осуществлении доступа к услугам по передаче электрической энергии в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей исключается возможность взимания дополнительной платы. В соответствии с п. 4 указанных Правил обязательным условием для оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие у потребителя этих услуг статуса участника оптового рынка или заключенного с гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии. Несмотря на вышеизложенные положения, необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации не содержит никаких специальных норм, регламентирующих доступ экспортеров и импортеров к экспортно-импортным сечениям, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. Однако можно сделать некоторые выводы: 1. Участником внешнеторговых отношений и отношений в сфере таможенного оформления электрической энергии может быть любое российское юридическое лицо. 2. Экспорт/импорт электроэнергии возможен только по линиям электропередачи, включенным в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть. 3. Экспортеры-импортеры электрической энергии должны иметь договор оказания услуг по передаче электрической энергии по единой национальной электрической сети, заключаемый с субъектом, имеющим статус субъекта оптового рынка, или иметь заключенный договор купли-продажи электрической энергии. Как указывалось выше, собственником линий электропередачи, по которым осуществляется экспорт/импорт электроэнергии, является организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью. В настоящее время такой организацией является ОАО "Федеральная сетевая компания" (ОАО "ФСК"). ОАО "ФСК" оказывает на возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по ЕНС субъектам оптового рынка, а также иным лицам, имеющим на праве собственности или на ином законном основании объекты электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к ЕНС. Заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии является обязательным для ОАО "ФСК". При этом ОАО "ФСК" вправе отказать в заключении такого договора при отсутствии у соответствующего лица заключенного с системным оператором договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению. Таким образом, только с субъектами оптового рынка может быть заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии по ЕНС, или у субъекта должно быть энергопринимающее оборудование, присоединенное к ЕНС. При этом отказать в технологическом присоединении ОАО "ФСК" не имеет права. В настоящее время практически единственным документом, полноценно регулирующим деятельность ОАО "ФСК" при экспорте/импорте, является приложение 13а к Договору присоединения к торговой системе оптового рынка <14>. -------------------------------- <14> Сайт НП "АТС": www. np-ats. ru.
Приложением 13а предусмотрена специализированная организация - держатель договоров о параллельной работе - организация, являющаяся стороной договоров по обеспечению параллельной работы ЕЭС России и зарубежных энергосистем и действующая в соответствии с договорами поручения с участниками экспорта/импорта. Держателем договоров о параллельной работе является ОАО "ФСК". Приложением 13а за держателем договоров о параллельной работе закрепляются следующие обязанности: 1. Обеспечить заключение соглашения между системным оператором ЕЭС России и организацией, выполняющей функции системного оператора в зарубежной энергосистеме, о предоставлении организацией, выполняющей функции СО в зарубежной энергосистеме, информации о режимах работы зарубежной энергосистемы и основных объектов электроэнергетики этой системы, необходимой СО ЕЭС России для актуализации расчетной модели ЕЭС России с целью корректного определения ограничений по внешним перетокам электроэнергии (мощности), учитывающих потокораспределение электроэнергии, обусловленное параллельной работой, и управления режимами указанных энергосистем. 2. Обеспечить предоставление ему организацией, выполняющей функции СО в зарубежной энергосистеме, в течение трех календарных дней после операционных суток следующей информации: а) фактические объемы потребления/производства электроэнергии субъектов - производителей/потребителей зарубежной энергосистемы, являющихся контрагентами по договорам экспорта/импорта участников, осуществляющих покупку/продажу электроэнергии в ГТП экспортно-импортных операций в операционные сутки; б) инициативы (ситуации), вызвавшие отклонения фактических почасовых объемов поставки от плановых в точках поставки экспортно-импортных операций, возникших в результате действий субъектов зарубежной энергосистемы, в операционные сутки, и о причинах указанных отклонений. Приложением 13а закреплены за ОАО "ФСК" функции держателя договоров о параллельной работе: - организация коммерческого учета электроэнергии по сечению поставки экспортно-импортных операций и на основании данных коммерческого учета определение фактического объема купленной/проданной электроэнергии в каждой ГТП экспортно-импортных операций; - на основе определенных СО в соответствии с настоящим Регламентом величин плановых почасовых перетоков электроэнергии по сечениям поставки экспортно-импортных операций устанавливает величины плановых почасовых объемов поставки в каждой указанной ГТП экспортно-импортных операций; - на основе определенных СО в соответствии с настоящим Регламентом составляющих величин отклонений, отнесенных на внешнюю инициативу в отношении сечения поставки экспортно-импортных операций, устанавливает составляющие величины отклонений, отнесенные на собственную и внешнюю инициативы, для каждой указанной выше ГТП экспортно-импортных операций, относящейся к указанному сечению поставки. Держатель договоров о параллельной работе определяет фактические почасовые объемы поставки в рамках параллельной работы ЕЭС России и зарубежных энергосистем и фактические почасовые объемы поставки по каждой ГТП экспортно-импортных операций в соответствии с Регламентом коммерческого учета на оптовом рынке электроэнергии переходного периода. За ОАО "ФСК" закреплена также обязанность ежеквартально представлять отчет о результатах исполнения договоров поручения с участниками экспорта/импорта электрической энергии Наблюдательному совету НП "АТС". Поскольку в настоящее время процедуры передачи электроэнергии по линиям электропередачи на экспорт/импорт в законодательстве Российской Федерации практически не урегулированы, целесообразно в будущем обратиться к законодательству Российской Федерации в области передачи нефти и газа и провести сравнительный анализ с целью заимствования некоторых принципов передачи при экспорте/импорте электроэнергии. На основе анализа действующего законодательства Российской Федерации по вопросу правового регулирования экспорта-импорта электрической энергии можно сделать следующие выводы: 1. Законодательства Российской Федерации недостаточно для того, чтобы всесторонне урегулировать операции по экспорту/импорту электроэнергии. 2. Таможенное законодательство Российской Федерации в настоящее время находится в явном противоречии с организацией и функционированием оптового рынка электроэнергии, установленными Правилами оптового рынка электроэнергии (мощности) переходного периода, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 <15>. -------------------------------- <15> Собрание законодательства РФ. 2003. N 44. Ст. 4312.
3. Межправительственные соглашения России с зарубежными государствами содержат лишь общие принципы функционирования электроэнергетики различных энергетических систем (в настоящее время готовится только пилотный проект с Казахстаном об осуществлении конкурентной трансграничной торговли электроэнергией, но для реализации его требуется одобрение обоих государств). 4. В большинстве зарубежных государств применяется помесячный учет электроэнергии, а в Российской Федерации применяется почасовой учет. 5. Участниками операций по экспорту/импорту электроэнергии могут быть как субъекты оптового рынка, так и иные субъекты гражданского оборота. 6. ОАО "ФСК" является монополистом в области передачи электроэнергии на экспорт/импорт. При этом его деятельность в области экспорта/импорта электроэнергии не урегулирована на законодательном уровне.
Название документа