О судебной практике рассмотрения споров, связанных с применением положений Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами"

(Теплов А. С.) ("Российский судья", 2007, N 7) Текст документа

О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ ПРЕЙСКУРАНТА N 10-01 "ТАРИФЫ НА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И УСЛУГИ ИНФРАСТРУКТУРЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ РОССИЙСКИМИ ЖЕЛЕЗНЫМИ ДОРОГАМИ"

А. С. ТЕПЛОВ

Постановлением ФЭК России <1> от 17 июня 2003 г. принят Прейскурант N 10-01, являющийся нормативно-правовым актом. Содержащиеся в нем правовые нормы имеют важное значение для регулирования ценообразования на услуги субъектов естественных монополий на железнодорожном транспорте. -------------------------------- <1> Постановление ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5 "Об утверждении Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 30.

Указанное Тарифное руководство разработано в соответствии с Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <2> и Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" <3> и определяет тарифы на перевозки по российским железным дорогам грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами. -------------------------------- <2> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 169. <3> СЗ РФ. 2003. N 2. Ст. 170.

Отдельные положения данного нормативно-правового акта неоднократно являлись предметом рассмотрения органами судебной власти Российской Федерации. Прейскурант 10-01 в пункте 1.2 предусматривает, что расчет плат за перевозку по РЖД грузов в прямом железнодорожном сообщении, в прямом смешанном сообщении, в непрямом смешанном сообщении, экспортных и импортных грузов, следующих по РЖД в непрямом международном сообщении через российские порты, а также за услуги инфраструктуры, выполняемые РЖД при указанных перевозках, осуществляется по Правилам применения тарифов, изложенным в разделе 2 настоящего Тарифного руководства. В связи с этим плата за перевозку груза будет различной для поставщиков груза на экспорт и внутренний рынок при одних и тех же затратах железной дороги, что, по мнению заявителей, нарушает их права и законные интересы <4>. -------------------------------- <4> Решение Верховного Суда РФ от 30 марта 2004 г. N ГКПИ04-302 // СПС "КонсультантПлюс".

Тарифное руководство в абзацах 1 и 3 пункта 1.10 раздела 1 "Общие положения" устанавливает, что тарифы раздела 2 настоящего Тарифного руководства дифференцированы по условиям тарификации грузов на три тарифных класса: первый, второй, третий. Указанные положения нормативного правового акта, по мнению заявителей, противоречат действующему законодательству, создают благоприятные условия для деятельности российских железных дорог и дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов. Также в Верховном Суде Российской Федерации оспаривались положения Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" (Тарифное руководство N 1, части 1 и 2), утвержденного Постановлением ФЭК России от 17 июня 2003 г. N 47-т/5, в части деления грузов на тарифные классы и установления по ним различающихся по размеру коэффициентов. В связи с этим необходимо отметить, что ценовое регулирование в силу Федерального закона "О естественных монополиях" осуществляется посредством установления тарифов. При этом орган регулирования естественной монополии принимает решение о применении методов регулирования, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе анализа его деятельности. В силу статьи 14 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозки грузов осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", правилами перевозок грузов и заключаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации договорами перевозки. Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 785 по договору перевозки груза определяет обязанность отправителя груза уплатить за перевозку груза установленную плату. Провозная плата определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами. Таким образом, установление ФЭК России (в настоящие время ФСТ России) тарифов на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами, является государственным регулированием в сфере естественной монополии, обеспечивающим доступность грузоотправителям пользоваться услугами железнодорожного транспорта. Установление тарифов за работы и услуги железнодорожного транспорта предусмотрено законодателем и не может расцениваться как создающее дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность есть самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Установленные федеральным органом исполнительной власти тарифы являются обязательными для пользователей услугами железнодорожного транспорта независимо от их организационно-правовой формы. Следовательно, Прейскурант N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами" обеспечивает юридическим лицам равные правовые условия для их доступа к услугам, выполняемым российскими железными дорогами. Тарифное руководство содержит утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации тарифы за работы и услуги железнодорожного транспорта и не ограничивает самостоятельность хозяйствующих субъектов в свободном заключении договора перевозки груза по российским железным дорогам, через российские порты или через пограничные передаточные станции. Законодательство о естественных монополиях, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках предусматривает ценовое регулирование деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок. Тарифы устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности железнодорожного транспорта. Прейскурант построен на основании среднесетевых издержек. С учетом методологии формирования нового прейскуранта на перевозки грузов в Тарифном руководстве найдены решения, обеспечивающие баланс интересов перевозчика и пользователей услугами железнодорожного транспорта.

Название документа