Этапы (стадии) строительной деятельности как объекты государственного регулирования

(Тенякова Л. К.) ("Финансовое право", 2007, N 6) Текст документа

ЭТАПЫ (СТАДИИ) СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Л. К. ТЕНЯКОВА

Тенякова Л. К., аспирант кафедры финансового и административного права РГЭУ (РИНХ).

Градостроительный кодекс РФ (далее - ГрК) в ст. 4 устанавливает, что отношения по строительству объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности. В силу ст. 1 ГрК под капитальным строительством понимается возведение зданий, строений, сооружений, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. В продолжение предоставленных Конституцией РФ основополагающих гарантий экономической деятельности, положений Гражданского кодекса РФ ГрК закрепляет права юридических лиц на осуществление строительной деятельности. Однако государство должно не просто гарантировать свободу экономической деятельности, но и предупреждать возможные злоупотребления со стороны участников определенных правоотношений, в том числе участников отношений в строительной сфере. Законодатель отводит особое место детальной регламентации всего процесса строительства зданий, строений и сооружений, поэтому в ГрК содержится целая глава, в которой отражен перечень обязательных к исполнению и логически взаимосвязанных этапов (стадий) строительной деятельности: инженерные изыскания; архитектурно-строительное проектирование; государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий; негосударственная экспертиза проектной документации; выдача разрешений на строительство; осуществление строительства; строительный контроль; государственный надзор; выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Все названные этапы отражены в главе "Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция объектов капитального строительства", которая впервые появилась в ГрК 2004 г. Ранее регулирование вопросов строительства осуществлялось большим числом подзаконных актов, а также подзаконными актами субъектов РФ, которые зачастую противоречили друг другу. Поэтому на практике возникали трудности в правоприменении. Каждая из стадий строительного процесса является объектом государственного регулирования. Посредством установления детальной регламентации строительства государство имеет возможность воздействовать на участников строительных отношений, а также контролировать качество и безопасность объектов капитального строительства. В соответствии с ГрК инженерные изыскания для подготовки проектной документации являются первым этапом строительной деятельности и заключаются в изучении природных условий и факторов техногенного воздействия, подготовке данных по обоснованию материалов, необходимых для архитектурно-строительного проектирования, в составлении прогнозов взаимодействия объектов капитального строительства с окружающей средой, в обосновании их инженерной защиты и безопасности условий жизни населения <1>. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <1> Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 182.

Таким образом, цель стадии "инженерные изыскания" состоит в изучении особенностей грунта участка, где будет возводиться здание, а также в изучении геологических и гидрометеорологических факторов, что гарантирует последующую безопасную эксплуатацию объекта капитального строительства. Инженерные изыскания выполняются на основе гражданско-правового договора специализированной организацией, привлекаемой застройщиком (заказчиком), в соответствии с заданием застройщика (заказчика). На их основе разрабатывается предпроектная документация, обосновываются инвестиции в строительство. Ввиду практической значимости результатов инженерных изысканий они имеют разветвленную классификацию. Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 20 "Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства" устанавливает основные виды инженерных изысканий, которые подлежат выполнению при строительстве любого объекта капитального строительства: инженерно-геодезические, инженерно-геологические, инженерно-гидрометеорологические, инженерно-экологические и инженерно-геотехнические изыскания. В качестве специальных (дополнительных) видов инженерных изысканий, которые могут проводиться в конкретных случаях, выступают: геотехнические исследования, обследование состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций, поиск и разведка подземных вод для целей водоснабжения и т. д. Следующим важным этапом строительной деятельности является архитектурно-строительное проектирование. В соответствии со ст. 48 ГрК архитектурно-строительное проектирование направлено на подготовку проектной документации объекта, то есть документации, содержащей материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющей архитектурные, функционально-технические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства объектов капитального строительства, их частей. Подготовка проектной документации может осуществляться застройщиком (заказчиком) самостоятельно или привлекаемым им на основе договора физическим или юридическим лицом, отвечающим требованиям законодательства РФ, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование (лицензирование). Особое место законодателем на стадии подготовки проектной документации отводится получению технических условий (подключение к электрическим сетям, газоснабжению, водоснабжению и т. д.), так как нормальное функционирование объекта капитального строительства невозможно без подключения его к сетям инженерно-технического обеспечения. Проектная документация формируется на основе инженерных изысканий, в соответствии с градостроительным планом земельного участка согласно требованиям технических регламентов, техническим условиям. Также ст. 48 ГрК устанавливаются требования к составу проектной документации. Так, например, проектная документация должна содержать: пояснительную записку с исходными данными для проектирования, схему планировочной организации земельного участка, архитектурные решения и т. д. Утверждение проектной документации осуществляется застройщиком (заказчиком), за исключением определенных законом случаев, однако такое утверждение возможно только после государственной экспертизы документации, при условии наличия положительного заключения. Следует отметить, что новеллами градостроительного законодательства являются государственная и негосударственная экспертизы проектной документации. Отличие между этими видами экспертизы состоит в том, что государственная экспертиза обязательна для проведения, а негосударственная осуществляется аккредитованными организациями по инициативе застройщика (заказчика) на основании договора в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно ст. 49 ГрК государственная экспертиза проектной документации проводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным учреждением в срок, не превышающий три месяца. По результатам проведенной экспертизы уполномоченным органом выносится положительное либо отрицательное заключение, которое может быть оспорено застройщиком (заказчиком) в судебном порядке. Однако следует подчеркнуть, что проведение негосударственной экспертизы не отменяет необходимость проведения государственной экспертизы. В качестве следующей ступени государственного регулирования строительной деятельности выступает предусмотренная ст. 51 ГрК стадия выдачи разрешений на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка <2>. По сути, разрешение на строительство является единственным основанием для осуществления строительства, поэтому в ГрК детально изложены случаи и основания выдачи, срок действия, а также форма разрешений на строительство. -------------------------------- ------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. С. А. Боголюбова) включен в информационный банк. ------------------------------------------------------------------ <2> Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. С. А. Боголюбова. М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2005. С. 238.

В силу ст. 52 ГрК непосредственное строительство объектов капитального строительства должно осуществляться только на основе разрешения на строительство, за исключением предусмотренных законом случаев, причем в качестве лиц, имеющих право на осуществление строительства, выступают застройщик, на договорной основе с ним - физические или юридические лица, обладающие соответствующей лицензией. Строительство осуществляется только в соответствии с заданием застройщика (заказчика), проектной документацией, градостроительным планом земельного участка, техническими регламентами. ГрК устанавливает несколько видов контроля за процессом строительства: - с одной стороны, в ст. 53 ГрК закреплена обязанность осуществления строительного контроля лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком (заказчиком) с детальной регламентацией всего процесса; - с другой стороны, ст. 54 ГрК предусматривает необходимость государственного строительного надзора по проверке соответствия выполняемых работ в процессе строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, осуществляемого федеральным органом исполнительной власти или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ. Появление такой статьи ГрК, как "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", является важной новеллой действующего ГрК и завершающим этапом строительного процесса. Под разрешением на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со ст. 55 ГрК понимается документ, который удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, а также соответствие построенного объекта градостроительному плану земельного участка и проектной документации. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщиком подается заявление с прилагаемым к нему пакетом документов в орган, выдавший разрешение на строительство, которое рассматривается уполномоченным органом в порядке, установленном ГрК. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства. Таким образом, государство путем установления обязательных к исполнению требований воздействует на процесс строительства с целью соблюдения и обеспечения прав и свобод всех субъектов строительства и третьих лиц, а также соответствия объектов капитального строительства установленным требованиям законодательства РФ.

Название документа