Начало большого пути

(Иванов В. В.)

("ЭЖ-Юрист", 2007, N 16)

Текст документа

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

В. В. ИВАНОВ

Иванов В. В., эксперт-аналитик.

Вопрос о платных автомобильных дорогах поднимался давно и с назойливой периодичностью. Существовали подготовленные проекты, которые могли бы значительно улучшить существующие условия перевозок на автодорогах, однако все это находилось в нормативно-правовом вакууме, поэтому не могло найти реального воплощения. Наконец, Кабинет Министров РФ утвердил законопроект о платных автодорогах.

Проект закона претерпевал значительные изменения. На первых этапах предполагалось, что речь пойдет только о проектах строительства автодорог-дублеров, которые повышают пропускную способность на определенных участках дорог, интенсивность движения которых в настоящий момент и на перспективу будет высокой. Также рассматривались участки дорог, позволяющие значительно сократить маршрут за счет спрямлений автодорог или проектов строительства участков дорог, обеспечивающих кратчайшее соединение между пунктами. Но развитие экономики и возникновение связей и деловой активности ставили новые и новые задачи по развитию российских автодорог.

В настоящее время главной целью законопроекта, по мнению Министерства транспорта РФ, является развитие сети автодорог, улучшение уровня безопасности на дорогах и привлечение инвестиций в дорожное хозяйство. Иными словами, задачи, решаемые этим законопроектом, стали намного шире.

Принятие проекта о платных автодорогах не могло бы произойти без принятия ряда законов о разграничении в сфере государственных и частных полномочий.

Согласно проекту все платные автодороги должны находиться в собственности государственных и муниципальных органов власти. Строительство такого объекта разрешается только при наличии альтернативного бесплатного проезда. По мнению главы Минтранса России Игоря Левитина, закон о платных дорогах "регулирует исключительно вопросы оплаты" и не касается других регулируемых отдельными законодательными актами.

Потребности РФ в дорожном строительстве в настоящее время не могут быть в полной мере покрыты за счет государственных и муниципальных средств, поэтому комплекс нормативно-правовых актов, в том числе этот законопроект, позволит обеспечить расширение сети автодорог за счет частных инвесторов.

Отдельная статья законопроекта посвящена принципу бесплатного альтернативного проезда, который должен соблюдаться в любом случае при принятии решения об эксплуатации автодороги на платной основе.

Платные автомобильные дороги могут находиться только в государственной или муниципальной собственности. Законопроектом устанавливается принцип обязательности наличия бесплатного альтернативного проезда, что в полной мере обеспечивает соблюдение конституционных прав граждан на свободу передвижения.

В законопроекте большое внимание уделяется вопросам снижения административного вмешательства при реализации инвестиционных проектов в сфере платных автодорог, повышения гарантий прав инвесторов. К примеру, законопроект устанавливает принцип "одного окна" при подготовке и исполнении инвестиционных проектов в сфере платных автодорог на федеральном уровне, что должно значительно снизить бюрократическое вмешательство.

Законопроект также закрепляет гарантии прав пользователей платных автодорог. Помимо определенного законопроектом принципа обязательного альтернативного бесплатного проезда, устанавливается регулирование платы за проезд по платным автомобильным дорогам. Предельный ее размер устанавливается уполномоченными государственными или муниципальными органами на основе единой методики, утверждаемой Правительством РФ.

Конкретный размер платы в случае эксплуатации автомобильной дороги на платной основе по концессионному соглашению устанавливается концессионером с учетом разграничения полномочий с государственными органами.

Наряду с законопроектом "О платных автодорогах" рассматривался проект федерального закона "Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации", направленный на устранение правовых пробелов в этой сфере. Данный вид обслуживания охватывает более 85% перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, на основании чего и возникла необходимость его отдельного законодательного регулирования. Учитывая особую социальную значимость данных перевозок, в большинстве стран мира эта деятельность подпадает под особый правовой режим, предусматривающий разумное сочетание механизмов свободного рынка с механизмами административного регулирования.

Федеральное законодательство относит решение обозначенных вопросов к компетенции субъектов РФ и органов местного самоуправления. В то же время на федеральном уровне соответствующие полномочия законодательно до сих пор не определены. Именно поэтому субъекты РФ и муниципальные образования принимают правовые акты, которыми сами для себя определяют порядок формирования сети маршрутов регулярного сообщения и допуска хозяйствующих субъектов к выполнению регулярных перевозок.

Однако, поскольку в федеральном законодательстве особенности организации рынка регулярных перевозок не отражены, правомочность актов очень часто оспаривается в судебном порядке. При этом, как показывает анализ судебной практики, одни и те же решения в одних регионах признаются законными, а в других - противоречащими федеральному законодательству в области защиты конкуренции.

Все это свидетельствует о необходимости принятия рамочного закона, который бы устранил имеющиеся коллизии федерального законодательства.

Данным целям отвечает представленный законопроект. Он устанавливает правовые основы единого рынка регулярных перевозок и определяет рамки полномочий органов власти различных уровней в области организации транспортного обслуживания населения. Законопроект направлен на развитие конкуренции перевозчиков как основного механизма повышения качества и эффективности пассажирских перевозок. С этой целью предусматривается особый порядок допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению регулярных перевозок.

Данный порядок является согласованным решением Минтранса России и Федеральной антимонопольной службы. Конкурсные процедуры отдают предпочтение тем перевозчикам, которые в наибольшей степени отвечают общественным интересам, т. е. обеспечивают достойное качество перевозок за приемлемую цену.

Принятие этих законопроектов позволит поднять на новый качественный уровень организацию перевозок - как грузовых, так и пассажирских. Начало положено: законопроект "О платных автодорогах" является первым в предполагаемом списке законопроектов о частном и государственном партнерстве, о разграничении полномочий в сфере экономической деятельности, касающейся инфраструктуры (трубопроводов, железных дорог, портов), энергетики, жилищно-коммунального хозяйства, науки и образования.

Название документа