Проблемы формирования законодательства о техническом регулировании деятельности хозяйствующих субъектов в нефтегазовом комплексе
(Салиева Р. Н.) ("Юрист", 2007, N 5) Текст документаПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТЕХНИЧЕСКОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ
Р. Н. САЛИЕВА
Салиева Р. Н., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Института экономики, управления и права.
Правовым регулированием охватываются разнообразные общественные отношения. С развитием цивилизации общественные отношения усложняются, появляется потребность в правовом воздействии и на такие отношения, которые раньше не были отнесены к сфере правового регулирования. В настоящее время в эпоху появления и развития новой техники, новых технологий и процессов производства, а также глобальной информатизации общественных отношений соответствующего правового регулирования требуют отношения, в частности, в таких сферах, как изготовление продукции (товаров), процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции (товаров). Перечисленные процессы нуждаются в техническом регулировании, причем в самых разных отраслях экономики. В соответствии с Законом "О техническом регулировании" такое регулирование должно сопровождаться принятием и введением в действие соответствующих нормативных правовых актов. В идеальном случае по объектам регулирования в разных отраслях экономики должны быть приняты: 1) технический регламент - это может быть федеральный закон или постановление Правительства либо указ Президента Российской Федерации; 2) стандарт - это документ, в котором устанавливаются для добровольного многократного использования правила, общие принципы, характеристики процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ или услуг; 3) декларация о соответствии или сертификат соответствия - это документальное удостоверение того, что продукция, процессы (методы) производства, эксплуатации и утилизации, работы или услуги соответствуют установленным требованиям технических регламентов или положениям стандартов, условиям гражданско-правовых договоров. Техническое регулирование отношений, указанных в Законе, должно осуществляться практически во всех сферах экономической (хозяйственной) деятельности. Свою специфику имеет техническое регулирование, например, в нефтегазовом комплексе, где оно охватывает практически все виды деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве примера рассмотрим такой этап хозяйственной деятельности, как проектирование разработки и обустройства газовых месторождений. Нами были проведены анализ и систематизация действующих законодательных актов, регламентирующих этот вид деятельности. В частности, изучены: 1. Действующее законодательство, регулирующее правоотношения в области проектирования разработки, обустройства и разработки газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе проведена систематизация по следующим направлениям: - подготовка месторождения к разработке; - получение разрешений на землепользование, водопользование, размещение отходов, получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии объектов санитарным правилам и других разрешений. 2. Нормативные правовые акты, определяющие требования к разработке месторождений нефти и газа. 3. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, такие, как: регистрация в государственном реестре опасных производственных объектов; организация производственного контроля; декларация промышленной безопасности; экспертиза промышленной безопасности; технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах; предупреждение чрезвычайных ситуаций; ликвидация и консервация опасных производственных объектов. 4. Требования в области охраны окружающей среды. 5. Нормативные акты по учету энергетических ресурсов и другие. Проведенный анализ нормативных правовых актов показал, что пока нет системного технического регулирования рассматриваемых видов деятельности хозяйствующих субъектов. На основе проведенного анализа российского законодательства и сравнения с опытом регулирования проектирования нефтегазовых объектов по канадскому законодательству сформулированы соответствующие выводы и предложения по систематизации технического законодательства в рассматриваемой сфере деятельности хозяйствующих субъектов, отредактированы проекты правил по проектированию разработки и обустройства газовых и газоконденсатных месторождений. В частности, в проектах нормативных актов указаны правовые акты, которыми следует руководствоваться при проектировании, а также изложены требования, которые необходимо учитывать при проектировании. Так, например, в разделе "Мероприятия по предотвращению и снижению неблагоприятных воздействий на окружающую среду" определено, что в проектных документах предусматриваются мероприятия, установленные в соответствующих регламентах: - требования к безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасному использованию прилегающих территорий; - требования к безопасной эксплуатации и утилизации машин и оборудования (включая требования по электромагнитной совместимости); - требования пожарной безопасности производства; - требования санитарно-эпидемиологической безопасности производства; - требования ядерной и радиационной безопасности производства. Основной задачей технического регулирования в указанных сферах является снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и отходами. Для этого необходимы: внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, технологическое перевооружение и постепенный вывод из эксплуатации устаревшего оборудования; оснащение предприятий современным природоохранным оборудованием; обеспечение качества воды, почвы и атмосферного воздуха в соответствии с нормативными требованиями. Определено также, что в этом разделе должны приводиться перечни мероприятий по предотвращению и снижению возможных негативных воздействий на компоненты окружающей среды при строительстве объектов и в процессе их эксплуатации как в штатном режиме, так и при аварийных ситуациях. Мероприятия разрабатываются в соответствии с требованиями, установленными к размещению, проектированию и строительству (реконструкции) зданий, сооружений, а также в соответствии с требованиями пожарной, экологической безопасности. Установлено, что в проектных документах обосновываются и мероприятия по охране атмосферного воздуха, по защите водных объектов с указанием предельно допустимых сбросов; по рекультивации земель, по лесопользованию. В проектах необходима также разработка мер по обеспечению безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при чрезвычайных ситуациях. В соответствии с Правилами безопасности в нефтяной и газовой промышленности в проектных документах разрабатываются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, охране труда, недр и окружающей среды. Далее с учетом требований действующих актов изложены все разделы проектов правил проектирования и обустройства газовых и газоконденсатных месторождений. На наш взгляд, в системе норм технического регулирования подготовленные проекты правил проектирования разработки и обустройства и проекты правил разработки газовых и газоконденсатных месторождений являются обобщающими (системообразующими) документами переходного характера, на основе которых далее могут разрабатываться специальные технические регламенты по отдельным объектам технического регулирования. В целом надо отметить, что в соответствии с п. 3 Методических рекомендаций по разработке систем технического регулирования в отраслях и сферах деятельности под системой технического регулирования в отрасли понимается упорядоченная определенным образом совокупность объектов технического регулирования, для каждого из которых определены набор обязательных и добровольных требований, формы оценки соответствия этим требованиям, а также возможности их скоординированного использования в данной и смежных отраслях. В связи с этим в каждой отрасли экономики должен быть разработан классификатор объектов технического регулирования. В частности, в газовой отрасли в таком классификаторе должны быть указаны объекты технического регулирования (например, машины и оборудование; сооружения, скважины глубокого бурения и т. п.). В соответствии с таким классификатором по каждому объекту технического регулирования должен быть разработан технический регламент. Представляется целесообразным сгруппировать объекты технического регулирования в нефтегазовом секторе экономики в соответствии с этапами хозяйственной деятельности и соответственно построить систему норм технического регулирования. Приведенные примеры, на наш взгляд, подтверждают высказанное нами мнение о том, что техническое регулирование общественных отношений в различных сферах экономической (хозяйственной) деятельности представляет собой сложный процесс. При этом возникает вопрос об отраслевой принадлежности норм в сфере технического регулирования. В юридической литературе предлагается отнести технические нормы к источникам административного права (2). В учебнике по предпринимательскому праву вопросы технического регулирования рассматриваются в разделе "Правовое обеспечение качества товаров, работ, услуг" (3). Видимо, пока нельзя однозначно отнести нормы законодательства в сфере технического регулирования к той или иной отрасли права. В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О техническом регулировании" нормы этого Закона регулируют отношения, возникающие при: - разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; - разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг; - оценке соответствия. Закон также определяет права и обязанности участников регулируемых отношений. Фактически нормы Закона регулируют самые разнообразные отношения - и отношения по созданию системы обязательной стандартизации и сертификации, а также государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов (это сфера регулирования таких отраслей права, как государственное, административное, предпринимательское, экологическое и пр.), а также отношения в сфере добровольного подтверждения соответствия (это отношения, регулируемые нормами предпринимательского, гражданского права). Видимо, пока можно утверждать о формировании комплексной отрасли законодательства в сфере технического регулирования, которая складывается под воздействием процессов унификации российского законодательства.
Литература
Название документа Вопрос: Необходимо ли организации, имеющей лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, одновременно получать лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта? ("Адвокат", 2007, N 4) Текст документа
Вопрос: Необходимо ли организации, имеющей лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта, одновременно получать лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта?
Ответ: В силу норм Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в действующей редакции) деятельность, связанная с эксплуатацией взрывоопасных производственных объектов и деятельность, связанная с эксплуатацией пожароопасных производственных объектов, являются лицензируемыми видами деятельности (п. п. 28, 29 ст. 17). Со дня вступления в силу технических регламентов лицензирование указанных видов деятельности прекращается (ч. 7 ст. 18). Анализ действующего законодательства в области эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов показал, что он не содержит четкого нормативного разграничения понятий "взрывоопасный" и "пожароопасный" объект, равно как и четких критериев однозначного их отнесения к тому или иному объекту, что способствует развитию свободы усмотрения правоприменительных органов и вынуждает предпринимателей получать одновременно две лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта. Устойчиво сформировавшаяся судебная практика по аналогичным делам подтверждает подобную позицию и исходит из того, что при эксплуатации производственных объектов, одновременно являющихся как пожароопасными, так и взрывоопасными, необходимо получение отдельной лицензии на каждый из видов такой деятельности. Представляется, что указанная позиция неоднозначна и согласиться с ней невозможно хотя бы из-за того, что проблема одновременного двойного лицензирования одного вида деятельности, являющейся одной из наиболее актуальных, противоречит проводимой в стране административной реформе, одно из направлений которой сосредоточено на сокращении избыточного административного регулирования. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности" (в действующей редакции) промышленная безопасность опасных производственных объектов представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. Опасными производственными объектами являются предприятия или их цеха, участки, площадки, а также иные производственные объекты (ст. 2 названного Закона). К категории опасных производственных объектов относятся в том числе объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества. К последним относятся горючие жидкости, находящиеся на товарно-сырьевых складах и базах (см. приложения N 1, 2 к Закону N 116-ФЗ). Иными словами, взрывоопасными объектами являются такие объекты, в которых по условиям технологического процесса могут быть использованы или образованы смеси легковоспламеняющихся горючих веществ, паров с воздухом (спирт, спиртосодержащие вещества, бензин и т. п.), способные вызвать взрыв. Так, организация, осуществляющая деятельность по производству, хранению и поставке парфюмерно-косметической продукции, являясь опасным производственным объектом, осуществляет деятельность по эксплуатации взрывоопасного производственного объекта, на котором хранятся и производятся спирт и спиртосодержащие жидкости, что подтверждается наличием лицензии на осуществление данного вида деятельности, выданной согласно нормативно установленным требованиям Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в силу нормативных положений Постановления Правительства РФ от 4 июня 2002 г. N 382 "О лицензировании деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и производства маркшейдерских работ" <1> и соответствующей ныне нормам Постановления Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 18 "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов". -------------------------------- <1> Постановление утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 17 января 2007 г. "О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов".
Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 18, предусматривается детально регламентированный, исчерпывающий перечень лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывоопасных объектов. Деятельность по промышленному производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также иные виды производственной деятельности, при осуществлении которых используется этиловый спирт, подлежат лицензированию в силу норм Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Действие указанного Закона распространяется в том числе на производство, хранение и поставки парфюмерно-косметической продукции. Проведенный правовой анализ действующего законодательства в сфере лицензирования эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных объектов позволяет прийти к следующим выводам. Подпункт "а" п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 18, нормативно раскрывает понятие "взрывоопасный производственный объект", включая в него опасные производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха или друг с другом (горючие газы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, пылеобразующие вещества), а также способные к самопроизвольному разложению со взрывом. Нормативное определение понятия "пожароопасный объект" раскрыто в подп. "а" п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595 (в действующей редакции), как объект, на котором используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздухом и друг с другом. На основании буквального, телеологического и систематического анализа формулировок обоих Положений представляется возможным заключить, что, несмотря на их незначительное отличие друг от друга, вытекающие из их содержания правовые положения показывают, что они идентичны, т. е. по смысловой и целевой нагрузке совпадают, за исключением того, что Положение о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов в понятийном аппарате "взрывоопасный объект" предусматривает наличие более широкого перечня стадий жизненного цикла взрывоопасных соответствующих веществ и жидкостей - образование, транспортирование и уничтожение. Касательно оперирования законодателем в Положении о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов термином "получаются", а в Положении о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов - термином "производятся" следует отметить, что они равнозначны, синонимичны и обозначают собой одну и ту же стадию жизненного цикла вещества или жидкости. Этиловый спирт (этанол - C2H5OH) представляет собой бесцветную горючую жидкость с характерным запахом, чьи пары образуют огнеопасные и взрывчатые смеси с воздухом при комнатной температуре. Причиной образования огнеопасной смеси паров спирта и воздуха при 29 град. C может быть также водная смесь, содержащая 30% этилового спирта. Тот же раствор, содержащий всего 5% спирта, также может образовать огнеопасную смесь при температуре 62 град. C. Вышеизложенное позволяет отнести этиловый спирт к легковоспламеняющейся жидкости <2>, способной образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха. Предельное количество легковоспламеняющихся горючих жидкостей, находящихся на товарно-сырьевых складах и базах, является основанием для обязательной разработки декларации промышленной безопасности (приложения N 1, 2 к Закону N 116-ФЗ). Указанное подтверждает, что этиловый спирт и спиртосодержащие жидкости являются взрывоопасными. -------------------------------- <2> По температуре вспышки жидкости делятся на легковоспламеняющиеся - при температуре менее 61 град. C (спирт, ацетон, бензин и т. п.) и горючие - при температуре более 61 град. C (масла, мазуты, глицерин, формалин).
Соответственно, хранение горючих жидкостей по смыслу подп. "в" п. 1 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ является квалифицирующим для признания организации, осуществляющей деятельность по производству, хранению и поставке парфюмерно-косметической продукции опасным производственным объектом. Анализ подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных объектов и подп. "а" п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов позволяет заключить, что отсутствие внятного нормативного разграничения понятий взрывоопасного и пожароопасного объекта, равно как и определенных критериев однозначного их отнесения к тому или иному объекту, вынуждает предпринимателей получать одновременно две лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывоопасного объекта. На ведомственном уровне, например в "Определении категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности. НПБ 105-03", утвержденном Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314, также отсутствует терминологическая чистота понятий "взрывоопасность" и "пожароопасность". Целесообразно нормативно отграничить взрывоопасные объекты, использующие в своей деятельности легковоспламеняющиеся вещества и жидкости, от пожароопасных объектов, использующих аналогичные вещества и жидкости. Положением о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов предусмотрен перечень лицензионных требований и условий при эксплуатации взрывоопасных объектов, основанный на нормативных положениях Федерального закона N 116-ФЗ (ст. ст. 7 - 12, 15). Кроме того, согласно п. 2 ст. 3 Закона N 116-ФЗ все требования промышленной безопасности должны соответствовать в том числе нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экологической безопасности, пожарной безопасности, строительства, требованиям государственных стандартов и т. п. В области пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения всеми организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, утвержденные Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313). Согласно п. 16 Правил в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. Руководители организаций, на территории которых применяются, перерабатываются и хранятся опасные (взрывоопасные) сильнодействующие ядовитые вещества, должны сообщать подразделениям пожарной охраны данные о них, необходимые для обеспечения безопасности личного состава, привлекаемого для тушения пожара и проведения первоочередных аварийно-спасательных работ на этих предприятиях (п. 20). Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34). Территории организаций в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п. (п. 21). При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности (п. 51). Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3 к Правилам (п. 108). Непосредственно требования, предъявляемые к промышленным предприятиям установлены в разделе 9 Правил, требования пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов - в приложении N 2 Правил. Нормами пожарной безопасности (НПБ) 104-03 "Об утверждении норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях", утвержденными Приказом МЧС России от 20 июня 2003 г. N 323, установлены требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожарах в зданиях и сооружениях <3>. -------------------------------- <3> См. также разъяснение по вопросам применения требований норм пожарной безопасности НПБ 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", утвержденных ГУГПС МЧС России.
В силу НПБ 105-03 "Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 314, категории помещений и зданий предприятий и учреждений должны определяться на стадии проектирования зданий и сооружений в соответствии с данными НПБ и ведомственными нормами технологического проектирования, утвержденными в установленном порядке. Определение пожароопасных свойств веществ и материалов производится на основании результатов испытаний или расчетов по стандартным методикам с учетом параметров состояния (давления, температуры и т. д. (п. 3)). По взрывопожарной и пожарной опасности помещения подразделяются на категории А, Б, В1 - В4, Г и Д, а здания - на категории А, Б, В, Г и Д (п. 1). Нормами пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденными Приказом МЧС России от 18 июня 2003 г. N 315, установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения (АУПТ) и автоматическими установками пожарной сигнализации (АУПС). Для всех производственных и складских помещений должна быть определена категория взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны по правилам устройства электроустановок (ПУЭ), которые надлежит обозначать на дверях помещений (п. 33). Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т. п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии (п. 34). Устройства для самозакрывания дверей должны находиться в исправном состоянии. Не допускается устанавливать какие-либо приспособления, препятствующие нормальному закрыванию противопожарных или противодымных дверей (устройств). Помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения в соответствии с приложением N 3 (п. 108). Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них и с учетом положений, изложенных в приложении N 3. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов. Вышеуказанные требования пожарной безопасности пересекаются с лицензионными требованиями и условиями, предусмотренными Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595 (подп. "б", "в", "г", "д" п. 3). Лицензионные требования и условия Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов, определяемые подп. "б" п. 5 - соблюдение лицензиатом требований промышленной безопасности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, установленных ст. 10 Закона N 116-ФЗ, идентичны установленным подп. "ж" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. В рассматриваемой части оба нормативных правовых акта (Закон и Положение) указывают на обязательность лицензиатом заключения с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоров на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - создания собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников. Подпункт "ж" п. 5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов также идентичен подп. "к" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Вышеизложенное позволяет заключить следующее: - анализ подп. "а" п. 3 Положения о лицензировании эксплуатации взрывоопасных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 января 2007 г. N 18, и подп. "а" п. 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 г. N 595, позволяет заключить, что отсутствует четкое нормативное разграничение понятий взрывоопасного и пожароопасного объекта, ясные критерии однозначного их отнесения к тому или иному объекту; - соблюдение требований пожарной безопасности в рамках осуществления деятельности по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов является необходимым законодательным условием осуществления данного лицензируемого вида деятельности (Федеральный закон "О промышленной безопасности"); - если опасный объект одновременно подпадает под критерии, которые позволяют отнести его как к взрывоопасным, так и к пожароопасным производственным объектам, то приоритетом должно пользоваться Положение о лицензировании взрывоопасного производственного объекта, а как пожароопасный производственный объект он лицензироваться не должен; - двойное лицензирование одного и того же вида деятельности противоречит как проводимой в стране административной реформе, одно из направлений которой сосредоточено на сокращении избыточного административного регулирования, так и концепции Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ч. 1 ст. 7); - в целях устранения неоднозначного толкования понятий "взрывоопасный производственный объект" и "пожароопасный производственный объект" следует внести соответствующие нормативные изменения в понятийный аппарат Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов. Наличие в настоящее время нормативной неопределенности как терминологии, так и юридического содержания рассматриваемых понятий в области эксплуатации взрывоопасных и пожароопасных производственных объектов способствует некоторой свободе усмотрения правоприменительных органов.
Е. И.Спектор Кандидат юридических наук
Название документа