Законодательство о привилегиях в России (XIX в.)
(Афанасьева В. И.) ("Законодательство и экономика", 2007, N 4) Текст документаЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРИВИЛЕГИЯХ В РОССИИ (XIX В.)
В. И. АФАНАСЬЕВА
Афанасьева В. И., кандидат юридических наук, докторант Академии управления МВД России.
Толковые словари русского языка и словари иностранных слов трактуют термин "привилегия" как 1) исключительное право, преимущество, предоставляемое какому-либо одному лицу, группе лиц, государственному органу или должностному лицу; 2) монопольное право на изобретение, документ, удостоверяющий и охраняющий это право <1>. -------------------------------- <1> Словарь иностранных слов. М., 1998. С. 399; Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1988. С. 1058; Словарь русского языка. М., 1991. С. 586.
Следует отметить, что к концу XVIII в. законодательство ряда стран Западной Европы и США уже восприняло так называемый "принцип облигаторности" выдачи привилегии <2>. Данный принцип впервые был сформулирован в Законе Франции 1791 г., по которому вместо "милости" изобретателю гарантировали право на получение привилегии <3>. На рубеже XVII - XVIII вв. формулировка привилегий, выданных изобретателям, уже содержит в себе основные начала современного патентного права, так как изобретателю предоставляется исключительное право на пользование изобретением в целях возмещения понесенных затрат на создание. -------------------------------- <2> См.: Пиленко А. А. Право изобретателя. СПб., 1902. <3> См.: Блинников В. И., Дубровская В. В., Сергиевский В. В. Патент: от идеи до прибыли. М., 2002. С. 20.
Охрана изобретений в России первоначально была тесно связана с распространением монопольных привилегий на ремесла, мануфактуру и торговлю. Их предоставление характерно для первой половины XVIII в., а начиная со второй половины наблюдается стремление разграничить материальное и интеллектуальное содержание привилегии, найти способ защиты интересов изобретателей. Дальнейшее развитие изобретательское право получило в именном Указе от 7 августа 1801 г. "О поощрении учинивших изобретения и открытия к усовершенствованию земледелия, торговли и промыслов": "Желая ободрить и усилить действие трудолюбия и обратить на предметы общеполезные упражнения силы изобретательной влиянной свыше и часто по недостатку способов бесплодно таящиеся в умах, признали нужным всех и каждого сим удостоверить, что все изобретения, открытия и предложения к усовершенствованию земледелия, торговли, промыслов, ремесел и художеств относящиеся приемлемы будут с особенным вниманием и покровительством" <4>. Указом устанавливалось, что для получения привилегии необходимо представить полное и подробное описание изобретения, "основанное на твердом умозрении и опыте". Начальникам всех "заведений" вводилось в "непременную" обязанность поощрять всеми способами "усердие и дарование изобретателей" <5>. -------------------------------- <4> История предпринимательства в России: В 2 кн. Кн. 1. М., 2000. С. 89. <5> Там же. С. 92.
Развитие экономики страны, расширение внешнеэкономических связей, зарождение капиталистических отношений заставили пересмотреть принципы выдачи привилегий, создать определенную систему. Причиной послужило получение в 1811 г. иностранцами Гереном и Елгундом привилегии на винокуренный прибор, изобретенный Адамом и Бераром <6>. Вскоре стало очевидно, что произошла ошибка, поскольку обнаружился некто Сидоров, использовавший аналогичное устройство. Необходимо было решить, кто у кого похитил идею, имеет ли данное изобретение новизну и как быть с правами третьих лиц? Законодательство не давало ответов на эти вопросы. Александр I поручил М. М. Сперанскому подготовить докладную записку по этому вопросу, текст которой и лег в основу первого российского патентного Закона. "Всякое изобретение есть собственность изобретателя, - писал Сперанский. - К удостоверению сей собственности есть только два способа: 1) тайна и 2) покровительство правительства. Часто первый способ бывает недостаточным, а потому прибегают ко второму. Отсюда возникли привилегии... Главные пользы привилегий состоят в следующем: во-первых, они служат весьма важным поощрением; во-вторых, они освобождают изобретателя от хранения тайны, всегда трудного, и в-третьих, они удостоверяют общество, по истечении известного срока, к пользованию изобретением" <7>. -------------------------------- <6> См.: Пиленко А. А. Указ. соч. <7> Блинников В. И., Дубровская В. В., Сергиевский В. В. Указ. соч. С. 21.
Манифест, принятый в России 17 июля 1812 г. <8>, явился первым в стране законом, охраняющим авторские права. Проект был составлен М. М. Сперанским и после рассмотрения в Государственном Совете практически без изменений утвержден императором. -------------------------------- <8> ПСЗ. Т. XXXII. N 25143.
Манифест состоял из шести разделов: в I-м говорилось о сущности привилегий на изобретения и открытия; во II-м рассматривался порядок выдачи привилегии; в III-м определялась форма привилегий; в IV-м указывались сроки действия привилегий; в V-м указывались основания для прекращения привилегии; в VI-м определялся порядок судебного разбирательства. Привилегией на изобретение являлось свидетельство, удостоверяющее, что оно было предъявлено правительству как собственность, принадлежащая указанному лицу, "но правительство не ручается ни в точной принадлежности изобретения или открытия лицу предъявившему, ни в успехах оного". Правительство предоставляло любому лицу право оспаривать в суде происхождение изобретения. Если этого не происходило, владелец имел: 1) исключительное право самому использовать изобретение в течение определенного срока; 2) "вводить, употреблять и продавать другим как сие изобретение и открытие, так и передавать самую привилегию"; 3) осуществлять судебное преследование посягнувшего на права с целью возмещения нанесенных убытков. Закон определял нарушителя прав как лицо, осуществляющее подделку изобретения. Подделкой признавалось "точное и во всех существенных частях сходное производство изобретения или открытия, хотя бы и сделаны были в нем некоторые маловажные и к существу его не принадлежащие перемены". Желающий получить привилегию был обязан: 1) представить правительству точное описание своего изобретения или открытия со всеми подробностями, приемами и способами использования, чертежами и рисунками, "не утаивая ничего, что к точному производству относиться может"; 2) уплатить установленную пошлину. Отсутствие подробного описания изобретения или открытия лишало возможности получения привилегии. Привилегии, касающиеся предметов, которые "не только государству, но и частным людям никакой пользы не приносят или еще и во вред отразиться могут", не выдавались. Закон предоставлял возможность выдачи привилегий на изобретения и открытия, сделанные за рубежом, при условии, что их нигде не описывали и не использовали в России. При этих условиях они имели "ту же силу и действие, как и привилегии, выданные на сделанные в России изобретения". Манифестом определялся порядок выдачи привилегии. Желающий получить ее подавал прошение в Министерство внутренних дел, приложив к нему описание изобретения, подробно объясняя пользу, ожидаемую от него. После рассмотрения заявки в министерском совете и признания полезности изобретения Министерство внутренних дел направляло материалы на рассмотрение в Государственный Совет, который являлся высшим законосовещательным органом Российской империи. Министерство обязано было предварительно проверить, не выдавалась ли привилегия на нечто подобное. В случае поступления заявлений о выдаче нескольких привилегий на одно и то же изобретение приоритет принадлежал первому подавшему прошение. Таким образом, выдача привилегии производилась после оценки полезности изобретения и его новизны. Кроме того, в Законе прослеживаются контуры установления приоритета по системе первого заявителя. Привилегии писались на пергаменте за счет вносимых пошлин и имели установленную форму. Так, в них содержались: имя владельца, дата подачи, описание изобретения, срок действия, данные об уплате пошлины, подпись и печать министра внутренних дел. Указывались сроки действия привилегии и размеры пошлин. По желанию заявителя они выдавались на три, пять и десять лет, но не более. В соответствии с этими сроками были определены и размеры пошлин - 300, 500 и 1500 руб. <9>. -------------------------------- <9> См.: ПСЗ. Т. XXXII. С. 355.
Поначалу вопреки предложению Сперанского публикация об изобретении должна была производиться изобретателем. Но неудобства системы добровольной публикации обнаружились весьма скоро. Государственный Совет Указом от 19 октября 1814 г. "Об обнародовании выдаваемых на разные изобретения привилегий" возложил эту задачу на Министерство внутренних дел, обязав его помещать публикации в "Ведомостях" обеих столиц. Затраты на это возмещались из вносимых пошлин <10>. Данный пункт говорит о весьма незначительном количестве выдаваемых привилегий. Трудно себе представить, до каких размеров "растолстела" бы публичная газета, если бы их было много. -------------------------------- <10> См.: Колесников А. П. История изобретательского и патентного дела. М., 2002. С. 19.
После выхода Закона первая привилегия была выдана 29 мая 1814 г. "инженеру-механику Пуа-де-Барду на машину для взвода судов против течения воды" на 10 лет. Она опубликована под N 1 в Указателе привилегий <11>. Хочется указать на одну любопытную деталь, иллюстрирующую состояние относительного затишья в области патентного права с 1812 по 1830 гг. Речь идет о вопросе, с какой каемкой выдавать грамоты на привилегии. Один из представленных рисунков императору не понравился, второй так и не был рассмотрен в силу "занятия Его Императорского Величества важнейшими делами". Поскольку изобретателям надо было "что-то" выдавать, Государственный Совет решает вручать временные грамоты без рисунка для обмена на постоянные после высочайшего утверждения. Однако министр внутренних дел обратил внимание Государственного Совета на невозможность такого ведения делопроизводства, так как "возвращать из Америки патент для перемены на другой было бы неудобно" <12>. Совет с этим замечанием согласился и предписал выдавать грамоты с простой черной линией по краям. -------------------------------- <11> См.: Указатель хронологический, предметный и алфавитный выданных в России привилегий (за исключением выданных по Министерству государственных имуществ) с 1814 по 1883 годы. СПб., 1884. <12> Пиленко А. А. Указ. соч. С. 151.
Закон дал обоснование для прекращения действия привилегии по: 1) истечении срока действия; 2) решению суда, доказывающего отсутствие новизны изобретения на дату подачи просьбы о выдаче привилегии по причине раскрытия изобретения в публикациях, сделанных как в России, так и за рубежом, или открытого использования его в России; 3) доказательству невозможности по описанию изобретения получить ожидаемую от него пользу. Следует отметить, что Манифест 1812 г. был основан на явочной системе, без предварительного рассмотрения, и вся процедура была чисто формальной. Такой подход к делу упрощал процедуру рассмотрения прошения. По мнению М. М. Сперанского, "правительство не может никогда ручаться ни в первенстве изобретения, ни в пользе его, ни в успехах... Чтобы ручаться в первенстве изобретения, посему должно знать все открытия и изобретения не только доселе бывшие, но и постепенно во всей Европе открываемые, знание - почти невозможное. О пользе и успехах изобретения Правительство также ручаться не может, потому что сие зависит от обстоятельств, ему не подвластных. Следовательно, привилегии выдаются без всякого предварительного рассмотрения" <13>. -------------------------------- <13> См.: ПСЗ. N 6588. С. 691 - 695.
Положение дела меняется с изданием Закона 1833 г. "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах". В конце 20-х годов XIX в. стали серьезно осознаваться неудовлетворительность и недостаточная полнота большинства положений Манифеста 1812 г. Так, 25 мая 1826 г. управляющий Департаментом мануфактур и внутренней торговли Дружинин в докладной записке в Министерство финансов дает анализ недостатков Закона 1812 г.: - отсутствие в нем различий между открытием, изобретением, усовершенствованием; - начало срока действия привилегии с даты выдачи, а не с момента подачи заявки; - отсутствие определения мер ответственности за нарушение привилегии; - сложный порядок выдачи и др. <14>. -------------------------------- <14> См.: Колесников А. П. Указ. соч.
29 сентября 1830 г. министру финансов было поручено, "сообразив правила в Высочайшем манифесте 1812 года... с настоящим ходом и направлением у нас мануфактурной деятельности и успехами отечественной изобретательности", составить проект нового и "во всех отношениях удовлетворительного закона о привилегиях". При этом особое внимание Государственный Совет обратил на тот факт, что "в течение последних 20 лет фабричные и мануфактурные заведения наши, распространяясь с невероятной быстротой, получили выгодное направление при видимом усовершенствовании отечественных изделий", и поэтому теперь "с большей разборчивостью надлежит допускать разнородные монополии, тем паче когда на оные простирают домогательства лица, которым стоит только взять список изобретенного в чужих краях процесса, дабы получить привилегию" <15>. -------------------------------- <15> Пиленко А. А. Указ. соч. С. 152, 153.
По мнению Государственного Совета, Закон 1812 г. допускал "слишком много облегчений к получению права исключительных привилегий" <16> и более не соответствовал состоянию русской промышленности, которая уже не нуждалась в прежних способах поощрения. -------------------------------- <16> Там же. С. 153.
Для исполнения высказанных предположений Государственный Совет вводит целый ряд новых положений, по которым привилегии выдаются на возможно более краткие сроки, пошлины за них взимаются невысокие, вводится обязательное "эксплуатирование" привилегий, предварительное рассмотрение изобретений, не привилегируются основные начала или действия без применения их к какому-либо искусственному предмету <17>. Дружинин проводит анкетный опрос среди членов Мануфактурного совета А. Строганова, И. Мятлева, В. Всеволожского, Е. Карнеева, С. Гагарина, С. Самарина, Н. Полевого по патентному праву и организации патентного дела в России с целью учета их мнений и рекомендаций в подготавливаемом новом проекте Закона о привилегиях <18>. -------------------------------- <17> См.: ПСЗ. N 6588. С. 691 - 696. <18> См.: Колесников А. П. Указ. соч.
До выхода Закона 1833 г. было выдано 72 привилегии, из которых 17 получили иностранные подданные, а 55 - российские, в том числе крестьяне - Михаил Сутырин на "машину для взвода судов против течения реки", Иван Палибин "на способ очищения сомовьяго клея" и А. Карелин на создание медной паровой пушки, которая стреляла шариковыми пулями диаметром 17,5 мм за счет давления водяного пара, обеспечивая скорострельность 50 выстрелов в минуту <19>. -------------------------------- <19> См.: Указатель хронологический, предметный и алфавитный...
Любопытно, что по Указателю привилегий можно проследить приоритетные направления промышленности в определенные годы. Так, в 1830 г. широкое распространение получил процесс сахароварения: из десяти привилегий пять были выданы на новые способы сахароварения или устройства для них. Вопрос приоритетных направлений промышленности тогда был напрямую связан с политикой государства. Как отмечает А. А. Пиленко, "недостаточно было сделать новое изобретение для того, чтобы получить патент. Необходимо было, кроме того, еще изобретать в том направлении, которое было покровительствуемо правительством" <20>. Однако выделить четко приоритетные отрасли промышленности с 1812 по 1833 гг. трудно, потому что изобретений было довольно мало, их механизм только начинал отрабатываться. Даже называя такие отрасли, как сахароварение (с появлением свеклосеяния), текстильное производство, транспорт (в том числе кораблестроение, заведение переправ и т. п.), следует отметить, что в этот период большая часть изобретений направлена на замену ручного труда более производительным - машинным. К примеру, священник А. Голосов получил привилегию на "машину для набивания картузов цикорным кофе" <21>, посредством которой один работник насыпает и набивает молотого цикория в картузы столько же, сколько 10 человек за это же время. -------------------------------- <20> Пиленко А. А. Указ. соч. С. 154. <21> Волков В. С. История патентного права России // Вестник интеллектуальной собственности. 2002. N 5. С. 11.
Несмотря на небольшое количество изобретений, появляется достаточно четкая их классификация. В названии привилегии мы видим слова "способ", "машина", "устройство", "составы". Отметим, что практически все объекты изобретения те же, что и в настоящее время. Так, "устройство" - это предмет изобретения, включающий самые разнообразные конструкции, "способ" - процесс выполнения действий над материальными объектами, "состав" (теперь он называется веществом) - индивидуальные химические соединения, композиции (составы, смеси), продукты генной инженерии и т. п. Почти все вышеупомянутые привилегии, за исключением выданных в 1817 г. на "употребление паровых судов" и "употребление беспрерывногонных кубов" и в 1825 г. "на устроение модели С.-Петербурга", - это признание реальных изобретений, а именно "новоизобретенных" механизмов, способов, машин. Для первого этапа практического применения Закона совсем неплохой результат. Изменения и дополнения к Закону "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах" были утверждены императором Николаем I 22 ноября 1833 г. в виде Положения о привилегиях (далее - Положение), подготовленного Министерством финансов и Министерством внутренних дел <22>. -------------------------------- <22> См.: Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина. М., 1995.
Положение включало в себя те же шесть разделов, что и Манифест 1812 г. Только название раздела V было заменено на "Обязанности получившего привилегию", в котором были перечислены основания для прекращения привилегии. В разделе I "О существе привилегий" указывалось, что они могли быть выданы как на всякое открытие, изобретение, так и на их усовершенствование. Заметим, что охрана такой категории изобретательских предложений была введена впервые. Расширены права, предоставляемые владельцу привилегии. Он мог не только вводить, употреблять и продавать другим свое изобретение или привилегию, но и "дарить, завещать и иным образом уступать другому на законном основании как объект, на который выдана привилегия, так и саму привилегию или же разрешать другому использование на все предоставленное изобретателю время или на меньший срок", поскольку теперь привилегия признавалась "неотъемлемой и исключительной собственностью" изобретателя <23>. -------------------------------- <23> Пиленко А. А. Указ. соч. С. 172.
Значительные изменения касались изобретений, созданных за рубежом. Теперь при получении за рубежом привилегии, срок действия которой не истек, на время, оставшееся до ее окончания, иностранцы могли ею пользоваться. В исключительных случаях в России могла быть выдана привилегия и на известное за рубежом изобретение, не защищенное привилегией. Эти привилегии, выдававшиеся на заведомо чужие изобретения, представляют одно из наиболее типичных отличий данного периода, подчеркивают "милостивый" характер патентного права. Такое решение принималось правительством в особых случаях только для изобретений, от которых можно было получить пользу. Понятие "польза" проходит красной нитью не только по тексту Закона, но и в практическом применении, и является основным критерием, определяющим положительное решение о предоставлении привилегии. Особо оговаривалось, что право на получение привилегий имели как российские подданные, так и иностранцы, которым Указом от 27 декабря 1827 г. разрешалось иметь фабрики и заводы без получения подданства. За период с 1813 по 1870 гг. русским подданным было выдано всего 269 привилегий, в то время как иностранцы получили более тысячи <24>. -------------------------------- <24> См.: Ревинский Д. О. Патентование изобретений в России с начала XIX в. до 1870 г.: структура и динамика (по материалам "круглого стола" по итогам XII Международного конгресса по экономической истории) // Экономическая история. Обозрение / Под ред. Л. И. Бородкина. Вып. 3. М., 1999.
В разделе II "О порядке выдачи привилегий" появились существенные дополнения. Прошение о выдаче привилегии направлялось в Департамент мануфактур и внутренней торговли с указанием срока действия изобретения. Высокие требования предъявлялись к заявочным материалам. В § 11 указывались требования к полноте раскрытия изобретения "со всеми его подробностями, приемами и способом применения, с принадлежащими чертежами и рисунками, без утаивания того, что может относиться к точному воспроизведению так, чтобы знающие то дело люди могли по одному описанию и чертежам воспроизвести описанное в привилегии открытие, изобретение, не имея нужды прибегать к догадкам или исправлению недостатков, в нем содержащихся" <25>. Такое требование дошло и до наших дней. Оно содержится во всех законодательствах ведущих стран мира. -------------------------------- <25> Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование / Под ред. А. Д. Корчагина.
Прошение о выдаче привилегии рассматривалось на Мануфактурном совете с приглашением директора того департамента министерства, к которому могло относиться изобретение по своей специфике, где рассматривалась новизна изобретения для исключения выдачи двух привилегий на одно изобретение путем проверки ранее выданных привилегий, устанавливалась полнота и ясность раскрытия изобретения в описании, оценивалась ожидаемая от изобретения польза. Особое внимание обращалось на то, не наносит ли изобретение вред здоровью и не угрожает ли безопасности людей. При необходимости к заключению привлекался Медицинский совет. При положительном решении о выдаче привилегии Мануфактурный совет готовил представление министру финансов и сообщал в соответствующий департамент для внесения дела в Государственный Совет. Если становилось известно, что изобретение уже описано или вошло где-либо в общее употребление, то в выдаче привилегии отказывалось. При признании изобретения вредным для здоровья и безопасности людей, кроме отказа в выдаче привилегии, заявителя обязывали дать подписку не использовать его и предупреждали об ответственности по закону в случае неисполнения предписания. Одновременно об этом давалась публикация в "Ведомостях" Москвы и Санкт-Петербурга. Получивший отказ в выдаче привилегии ввиду неясности, неопределенности и неполноты описания имел право представить повторно требуемое пояснение и дополнение. Признавая их достаточными, привилегия выдавалась в соответствии с установленным порядком. В разделе III "О сроках и пошлинах" особо было оговорено время действия привилегии на изобретения, созданные за рубежом. Оно не могло превышать шести лет, быть больше срока действия привилегии, первоначально полученной иностранным заявителем за рубежом <26>. Срок действия привилегии начинался со дня ее подписания, а в отношении преследования за подделку - со дня выдачи свидетельства о подаче прошения. Поэтому сведения о свидетельствах и публиковались в "Ведомостях". -------------------------------- <26> См.: Пиленко А. А. Указ. соч. С. 162.
Такой законодательный подход к публикуемым сведениям о поданных заявках на изобретения известен под термином "временная охрана изобретения" <27> и означает, что заявленному изобретению с даты публикации сведений о заявке до даты выдачи патента предоставляется временная правовая охрана <28>. -------------------------------- <27> Как защитить интеллектуальную собственность в России. Правовое и экономическое регулирование. <28> См.: Интеллектуальная собственность в терминах и определениях. Терминологический словарь. М., 2001.
Был дифференцирован и размер пошлин на привилегии. На отечественные открытия и изобретения устанавливались следующие суммы: на три года - 300 руб.; на пять лет - 500 руб.; на десять лет - 1500 руб. На иностранные: на один год - 200 руб.; на два года - 400 руб.; на три года - 600 руб.; на четыре года - 800 руб.; на пять лет - 1000 руб.; на шесть лет - 1200 руб. <29>. Положением внесены были дополнения в форму привилегий и оговорен порядок их публикации. -------------------------------- <29> См.: Там же. С. 193.
Принципиальное значение получил раздел IV "Обязанности получившего привилегию". Владелец привилегии был обязан не позднее чем по истечении четверти срока действия привилегии использовать изобретение, открытие или усовершенствование и известить об этом департамент, выдавший ему привилегию. Передача привилегии другому лицу, организация товарищества по ее реализации объявлялись сделками, совершаемыми на законном основании в государственном учреждении. После совершения таковой первоначальный владелец обязан был сообщить об этом департаменту, производившему соответствующую публикацию. При этом владелец не имел права вступать на ее основе в товарищества с компанией на акциях, передавать привилегию такой компании без особого разрешения правительства: "Поелику всякая привилегия есть некоторый род монополии, то и нужно соответствующими постановлениями отвратить вредные следствия оной, дабы извлечь из самой сей монополии, елико возможно, большую выгоду для общества и сохранить полную свободу изобретательным умам" <30>. -------------------------------- <30> Пиленко А. А. Указ. соч. С. 153.
В разделе V "Обязанности получившего привилегию" устанавливалось прекращение привилегии в случаях: 1) истечения срока; 2) по решению суда, установившего, что то же самое открытие, изобретение или усовершенствование, на которое выдана привилегия до поступления на нее прошения, было уже использовано в России и известно из описания, по которому оно могло быть произведено без нового описания, или использовалось где-либо без привилегии; получивший привилегию выдал чужое за свое собственное, и об этом заявит настоящий изобретатель; 3) если впоследствии будет установлено, что представленное описание не полно, в нем упущены или утаены существенные приспособления, приемы или способы производства, без которых невозможно произвести ожидаемые действия, или в описание внесены такие существенные изменения, которые не позволяют достигнуть необходимого результата; 4) если владелец привилегии в течение четверти срока действия не сможет использовать изобретение. О прекращении действия привилегии производилась соответствующая публикация. Значительные изменения претерпел раздел VI "О судебном разбирательстве". Рассмотрение споров по привилегиям стало осуществляться не советом Министерства внутренних дел, а Мануфактурным советом, его отделениями в Москве, в мануфактурных комитетах, а где таковые отсутствовали - в коммерческих или уездных судах по месту нарушения привилегии. Все вопросы судебного разбирательства по привилегиям трактовались в Положении 1833 г. значительно шире, чем в Манифесте 1812 г. Несмотря на ряд положительных моментов, вводимых новым Законом, следует отметить, что факультативность (т. е. выдача по свободному усмотрению) остается в этот период основным принципом административной практики. Никто не вправе требовать, чтобы правительство выдало ему привилегию, можно только просить, чтобы человеку оказали милость. По Положению 1833 г. недостаточно было изобрести, чтобы получить патент, необходимо было еще изобретать в том направлении, которому правительство в данное время покровительствовало, и тогда выдавалась милость-привилегия. В большинстве остальных случаев следовал отказ. Для того чтобы получить положительное решение, проситель считал немаловажным перечислить свои заслуги, которые могли способствовать, по его мнению, подвигнуть правительство на оказание особой милости. Первая половина XIX столетия для России стала эпохой подготовки и началом промышленного переворота. Заканчивается господство цехового ремесленного строя, все шире распространяются мануфактуры. Важнейшим направлением индустриально-технологического прогресса становится транспорт. Изменения в характере промышленного производства выделяют несколько основных направлений и в области изобретательства. Основным становится производство тканей, использование паровых машин <31>. Так, с 1833 по 1870 гг. было выдано 33 привилегии на "тканей приготовление", 17 - на "волокнистых веществ обработку", 8 - на швейные машины, 35 - на устройство паровых машин, котлов и связанные с ними процессы. Постепенно растущая сеть железных дорог приводит к увеличению связанных с ней изобретений - это вагоны для железных дорог - 13 привилегий, "железных дорог устройство" - 9, колеса для экипажей, вагонов и локомотивов - 8, паровозы - 13, рельсы и подушки рельсовые - 10, сигнальные снаряды для железных дорог - 8. -------------------------------- <31> См.: Указатель хронологический, предметный и алфавитный...
Обращает на себя внимание еще один немаловажный момент. Существовало два понятия: "монополия" и "привилегия". Обозначить их четкое различие довольно трудно хотя бы потому, что грань между ними была тогда крайне расплывчатой. В XIX в. ни затраты, ни факт изобретения не давали права требовать себе монополии. Но несмотря на то что выдача по милости была основной чертой в практике рассмотрения прошений о привилегиях, различие между правом и милостью отчасти начинает осознаваться уже в то время, потому что большинство "монополий" выдавалось с произвольными ограничениями, которых не было в привилегиях. "Монополия" рассматривалась как определенный промысел или иной вид деятельности, приносящий прибыль его собственнику с сомнительными последствиями для государства, поэтому была опасна и подозрительна, а "привилегия" понималась как некое нововведение, которое стоит поддержать, так как идет государственной промышленности на пользу. 30 марта 1870 г. был издан Указ Государственного Совета "Об изменении порядка делопроизводства по выдаче привилегий на новые открытия и изобретения". За скромным канцелярским названием в данном случае скрывается очень важная вещь. В 1870 г. произошло существенное изменение патентного права по сравнению с 1833 г. В силу нового постановления выдача привилегий из свободной законодательной функции превращается в подзаконную деятельность административного органа <32>. Это стало возможным после признания, что изобретатель имеет право на патент, являющийся документом, закрепляющий наличие определенных условий. Выдача его уже больше не сопрягалась с оказанием высокой милости, принадлежащей к числу функций верховной власти. -------------------------------- <32> См.: Пиленко А. А. Право изобретателя. М., 2001. С. 159.
Что же произошло? Изменилась ситуация, когда выдача привилегии была верховной санкцией, т. е. опиралась на факт, что "привилегией даруется частному лицу исключительное право на действие, не допускаемое общими законами" <33>, и "привилегии, даруемые верховной самодержавной властью частным лицам или обществам, изъемлют их от действия общих законов по тем предметам, на которые в тех привилегиях содержатся точные постановления" <34>. Теперь "эта так называемая привилегия есть не что иное, как акт, свидетельствующий, что описанное в оном изобретение было в свое время предъявлено правительству" <35>, предоставляющий данному лицу исключительное право пользоваться сделанным изобретением, но (!) таким предоставлением ни в чем не изменялась сущность самого акта, однородного со всяким другим, свидетельствующим о какой-либо иной собственности. Изобретатель имеет право на защиту, если его изобретение удовлетворяет условиям, установленным законом, оно создается общим законом, а привилегия только удостоверяет наличие такого права. -------------------------------- <33> Там же. С. 160. <34> Там же. <35> Там же. С. 161.
Анализ положений Манифеста Александра I позволяет сделать вывод, что законодательством России была воспринята заявительская система выдачи привилегий; Манифест устанавливал явочную систему выдачи привилегий; обладатель привилегии обладал исключительным правом; вводились ограничения на выдачу привилегий в отношении изобретений, противоречащих общественным принципам гуманности и морали; регламентировался определенный порядок выдачи привилегий и обжалования действительности привилегий в судебных инстанциях. Первый законодательный акт России в области охраны изобретений содержал в себе ряд положений, которые восприняты современным патентным законодательством. Положение о привилегиях 1833 г. внесло существенные прогрессивные изменения в порядок их выдачи, приблизив патентное законодательство Российской империи к современному патентному праву: введение предварительного рассмотрения изобретения специально уполномоченным государственным органом - Мануфактурным советом на предмет возможности выдачи привилегии; полнота раскрытия изобретения в описании с ориентацией на специалиста; выделение новизны изобретения; обязательное использование изобретения в течение установленного срока и санкции за неиспользование; введение строго определенного порядка передачи права на привилегии.
Название документа