Освидетельствование на состояние опьянения лица, управляющего транспортным средством (правовые и организационные вопросы)

(Якимов А. Ю.) ("Административное право и процесс", 2007, N 3) Текст документа

ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦА, УПРАВЛЯЮЩЕГО ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ (ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ)

А. Ю. ЯКИМОВ

Якимов А. Ю., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук.

Транспортные средства относятся к источникам повышенной опасности, о чем прямо свидетельствует содержание ст. 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу этого установление запрета на управление транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического, токсического) является принципиально необходимым. Применительно к водителям транспортных средств, участвующих в дорожном движении (автомототранспортных и иных перечисленных в примечании к ст. 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), запрет на управление в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения установлен в п. 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (с последующими изменениями и дополнениями) <1>. -------------------------------- <1> Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 184; 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899, N 40. Ст. 3891; 2005. N 52 (ч. III). Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179.

Что касается транспортных средств, осуществляющих плавание по внутренним водным путям (судов, в том числе маломерных), то членам экипажа запрещается находиться на вахте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в соответствии с п. 13 Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 14 октября 2002 г. N 129 (в редакции Приказа от 31 марта 2003 г. N 114) <2>. -------------------------------- <2> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 9, N 27.

Вполне обоснованно в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность за управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, управляющим судном, которые находятся в состоянии опьянения, а равно за уклонение указанных лиц от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 11.9). Аналогичным образом в КоАП РФ предусмотрена ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8), а также за невыполнение водителем законного требования сотрудника милиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26). Согласно ч. 1 ст. 27.12 КоАП РФ направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения подлежит лицо, управляющее транспортным средством соответствующего вида, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения. Направление на такое медицинское освидетельствование осуществляется должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (ч. 2 ст. 27.12 КоАП РФ). Имеются в виду должностные лица органов внутренних дел (милиции), органов морского транспорта, органов внутреннего водного транспорта, органов государственной инспекции по маломерным судам (ч. 1 и п. 1, 46 - 48 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Основную часть указанных должностных лиц составляют инспекторы дорожно-патрульной службы (далее - ДПС) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и государственные инспекторы по маломерным судам Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. Согласно ч. 6 ст. 27.12 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного законодательного положения Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. N 930 (в ред. Постановления от 1 февраля 2005 г. N 49) утверждены Правила медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов (далее - Правила) <3>. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. II). Ст. 5233; 2005. N 7. Ст. 560.

Этими Правилами закреплено несколько принципиальных положений. Во-первых, медицинскому освидетельствованию подлежат те водители транспортных средств (точнее было бы дополнить словами "и судоводители"), в отношении которых согласно критериям, установленным Минздравсоцразвития России, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения (п. 2). Во-вторых, медицинское освидетельствование проводится в организациях здравоохранения, имеющих лицензию на осуществление соответствующей медицинской деятельности (п. 4), причем как непосредственно в самих организациях, так и в специально оборудованных для этой цели передвижных пунктах (автомобилях), которые отвечают требованиям, установленным Минздравсоцразвития России (п. 5). В-третьих, медицинское освидетельствование проводится только врачом, имеющим соответствующую специальную подготовку (п. 6), а в сельской местности при невозможности его проведения врачом разрешается осуществлять данное освидетельствование фельдшером фельдшерско-акушерского пункта, также имеющим соответствующую подготовку (п. 7). В-четвертых, медицинское освидетельствование проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России (п. 8). При этом следует учесть, что если водитель транспортного средства находится в беспомощном состоянии (имеются в виду тяжелая травма, бессознательное состояние и др.) и для вынесения заключения о наличии или отсутствии состояния опьянения требуется проведение специальных лабораторных исследований биологических жидкостей, то акт медицинского освидетельствования составляется по получении результатов указанных исследований (п. 12). В соответствии с рассмотренными Правилами Минздравом России был издан Приказ от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения" (в ред. Приказов Минздравсоцразвития России от 7 сентября 2004 г. N 115 и от 10 января 2006 г. N 1) <4>, которым, в частности, утверждены Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы N 307/у "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (далее - Инструкция), а также критерии, при наличии которых имеются достаточные основания полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения и подлежит направлению на медицинское освидетельствование (далее - Критерии). -------------------------------- <4> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. N 48; 2004. N 40; 2006. N 9.

Указанные Критерии вначале включали шесть положений: 1) запах алкоголя изо рта; 2) неустойчивость позы; 3) нарушение речи; 4) выраженное дрожание пальцев рук; 5) резкое изменение окраски кожных покровов лица; 6) поведение, не соответствующее обстановке. В результате получилось, что в целях установления оснований для направления на медицинское освидетельствование лица, управляющего транспортным средством, его состояние оценивалось исключительно на субъективном восприятии внешнего вида и поведения данного лица. Только спустя два года в Критерии было внесено следующее дополнение: 7) наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе, определяемое техническими средствами индикации, зарегистрированными и разрешенными для использования в медицинских целях и рекомендованными для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В Перечень разрешенных к применению медицинских изделий (изделия медицинского назначения и медицинская техника) для скрининговых (т. е. позволяющих дать предварительную качественную оценку) исследований наличия алкоголя в организме человека, утвержденный Минздравсоцразвития России, включен, в частности, набор трубок индикаторных для контроля трезвости (выдыхаемый воздух). Именно этот набор используется сейчас инспекторами ДПС, а также некоторыми другими категориями должностных лиц, осуществляющих государственный надзор и контроль за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида. Однако и в случае выявления признаков состояния опьянения с помощью специальных технических средств инспекторы ДПС (как и другие указанные выше должностные лица) обязаны доставить водителя (судоводителя) в организацию здравоохранения, имеющую необходимую лицензию, причем даже тогда, когда данное лицо не оспаривает совершенное нарушение. С учетом значительной протяженности территории отдельных субъектов Российской Федерации (не говоря уже об удаленности организаций здравоохранения от внутренних водных путей) доставка указанных правонарушителей в соответствующие медицинские учреждения сопряжена с большими временными и материальными затратами, что приводит не только к финансовым издержкам, но и к конфликтным ситуациям, которые, как показывают результаты изучения практики, нередко влекут отказ от прохождения медицинского освидетельствования. О массовости рассматриваемых административных правонарушений свидетельствуют следующие цифры. В 2006 г. было зафиксировано чуть более 700 тысяч случаев управления транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ), и примерно 675 тысяч фактов невыполнения водителями требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ). Порядок осуществления такого освидетельствования, в свою очередь, представляет собой весьма длительную и трудоемкую процедуру выявления и документирования факта наличия состояния опьянения у лица, управляющего транспортным средством соответствующего вида. Согласно вышеупомянутой Инструкции при освидетельствовании описываются внешний вид освидетельствуемого, его поведение, эмоциональный фон, особенности речи, вегетососудистые реакции, состояние двигательной сферы, жалобы на свое состояние, отмечается наличие или отсутствие запаха алкоголя изо рта (п. 6). При осуществлении освидетельствования могут использоваться зарегистрированные изделия медицинского назначения индикации и измерения и медицинские технологии, разрешенные к применению (п. 7). Следует отметить, что при освидетельствовании во всех случаях проводится исследование выдыхаемого воздуха на алкоголь (п. 11). Ранее уже говорилось о Перечне разрешенных к применению медицинских изделий (изделия медицинского назначения и медицинская техника) для скрининговых исследований наличия алкоголя в организме человека. Он включает не только вышеупомянутый набор индикаторных трубок, но и индикаторные полоски для качественного и полуколичественного определения алкоголя в слюне, сигнализаторы (индикаторы) паров этанола, иммуноферментные анализаторы и другие медицинские изделия, которые зарегистрированы Минздравсоцразвития России. Для количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе и в биологических объектах используются технические средства, поверенные в порядке, установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов измерений и поверка которых в процессе эксплуатации производится в установленном порядке (п. 8). Перечень приборов для измерения количества (концентрации) алкоголя, разрешенных к применению в медицинской практике, утвержденный Минздравсоцразвития России, включает различные газоанализаторы (анализаторы паров этанола), аппаратно-программные комплексы для медицинских исследований на базе хроматографов и другие приборы, зарегистрированные указанным Министерством. При наличии клинических признаков опьянения и отрицательном результате определения алкоголя в выдыхаемом воздухе отбирается проба биологического объекта для направления на химико-токсикологическое исследование с целью определения средств (веществ) или их метаболитов (за исключением алкоголя), которые вызвали опьянение (п. 12). Указанное химико-токсикологическое исследование проводится в установленном порядке (п. 9). Заключение о состоянии освидетельствуемого выносится на основании результатов освидетельствования. Основой для вынесения заключения является наличие или отсутствие клинических признаков опьянения (п. 15). При этом учитываются конкретные данные, полученные в результате использования технических средств измерения или проведения химико-токсикологического исследования (п. 16 - 18). Необходимо также иметь в виду, что при оказании в медицинских организациях неотложной медицинской помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и находящимся в тяжелом состоянии, заключение выносится по результатам химико-токсикологического исследования биологического объекта (кровь или моча), проводимого в установленном порядке, при наличии абсолютного этилового спирта в концентрации 0,5 и более грамм на один литр крови (т. е. 0,5 промилле) либо при обнаружении наркотических средств, психотропных или иных вызывающих опьянение веществ, вне зависимости от их концентрации (п. 22). Таким образом, вышеописанное проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения, осуществляемое с помощью соответствующей приборной базы, является необходимым условием для решения вопроса о привлечении лица, управляющего транспортным средством, к административной ответственности. Что касается результатов применения приборов, определяющих наличие алкоголя в организме человека по анализу выдыхаемого воздуха, должностными лицами, осуществляющими контрольно-надзорные функции в рассматриваемой сфере, то эти результаты служат лишь основанием для направления водителя (судоводителя) на медицинское освидетельствование. Однако до вступления в силу в 2002 г. КоАП РФ, т. е. в период действия Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (далее - КоАП РСФСР), существовало иное положение дел. В ч. 3 ст. 245 КоАП РСФСР было установлено следующее: направление на освидетельствование на состояние опьянения водителей (судоводителей) или иных лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проведение указанного освидетельствования производятся в порядке, устанавливаемом МВД России, Минздравом России и Минюстом России. В то же время на практике применительно к водителям транспортных средств продолжала действовать Инструкция о порядке направления граждан на освидетельствование для установления опьянения и проведения освидетельствования от 29 июня 1983 г. N 45/06-14/14/К-8-347, утвержденная совместно МВД СССР, Минздравом СССР и Минюстом СССР. Указанной Инструкцией было предусмотрено проведение освидетельствования на состояние опьянения с использованием специальных технических средств - индикаторных трубок "Контроль трезвости". Одновременно были установлены определенные исключения. Во-первых, водители - участники дорожно-транспортных происшествий, в результате которых имелись пострадавшие или был причинен существенный материальный ущерб, подлежали обязательному направлению на освидетельствование в медицинские учреждения (п. 2). При подозрении на наличие у обследуемого лица заболевания, внешние проявления которого сходны с признаками алкогольного опьянения, или травматических повреждений данному лицу при необходимости оказывалась первая медицинская помощь, после чего пострадавшего должны были доставить в лечебное учреждение для оказания медицинской помощи и освидетельствования на состояние опьянения (п. 13). Если обследуемое лицо не было согласно с результатами пробы на алкоголь, полученной с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости", оно подлежало направлению на освидетельствование в медицинское учреждение (п. 11). Порядок проведения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" был установлен в разд. 2 Инструкции (п. 6 - 13). В соответствии с ним освидетельствование производилось в присутствии двух свидетелей, причем сама процедура использования индикаторных трубок была регламентирована достаточно полно. Вышеописанные положения в целом заслуживали положительного отношения, если не учитывать объективного несовершенства указанных индикаторных трубок, что в ряде случаев приводило к ошибочным результатам в определении состояния алкогольного опьянения. В подтверждение сказанному следует привести основанное на результатах изучения правоприменительной практики мнение некоторых авторов о том, что освидетельствование на состояние опьянения проводилось не всегда достаточно компетентными лицами и по несовершенной методике <5>. -------------------------------- <5> См., напр.: Проблемы борьбы с пьянством, алкоголизмом и наркоманией на региональном уровне (по материалам конкретно-социологического исследования) // Советское государство и право. 1988. N 1. С. 97.

Что касается медицинского освидетельствования на состояние опьянения, то оно помимо вышеназванной совместной Инструкции более детально было регламентировано Временной инструкцией о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения от 1 сентября 1988 г. N 06-14/33-14, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 8 сентября 1988 г. N 694 "О мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения". В отношении судоводителей, управляющих маломерными судами, и иных лиц аналогичные меры административного принуждения применялись в соответствии с Временной инструкцией о порядке направления судоводителей и иных лиц на экспертизу алкогольного опьянения и проведения первичного освидетельствования, утвержденной Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР 27 декабря 1985 г. N 30-8/589 и Министерством здравоохранения РСФСР 26 декабря 1985 г. N 06-14/35. Некоторое отличие этой Временной инструкции от ранее упомянутой Инструкции заключалось в том, что обязательному направлению на освидетельствование в медицинских учреждениях подлежали судоводители - участники всех происшествий с маломерными судами (независимо от наличия или отсутствия пострадавших, а равно от причинения существенного или незначительного ущерба). Таким образом, освидетельствование на состояние опьянения с использованием индикаторных трубок "Контроль трезвости" реально осуществляли следующие должностные лица: "работники Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Государственной инспекции по маломерным судам и участковые инспекторы милиции в сельской местности" <6>. -------------------------------- <6> Комментарий к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях / Под ред. И. И. Веремеенко, Н. Г. Салищевой, М. С. Студеникиной. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2001. С. 814.

В настоящее время, как уже говорилось ранее, имеется немало приборов, служащих для измерения количества (концентрации) алкоголя, которые официально разрешены для применения. Это имеет принципиальное значение с учетом одного очень важного обстоятельства. В 1974 г. СССР ратифицировал Европейское соглашение 1971 г., дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г. В 1993 г. вступили в силу поправки к указанным международным правовым актам. В соответствии с поправкой к Европейскому соглашению ст. 8 Конвенции была дополнена новым пунктом (п. 6), предусматривающим необходимость включать в национальное законодательство положения, устанавливающие недопустимость управления транспортным средством под воздействием алкоголя, а также определяющие предельный уровень содержания алкоголя в крови, который не должен превышать 0,8 грамма чистого алкоголя на 1 литр крови (0,8 промилле) или 0,4 миллиграмма чистого алкоголя на 1 литр выдыхаемого воздуха (400 миллиграммов на 1 кубический метр выдыхаемого воздуха). С учетом этого соответствующие нормы следовало включить в законодательство Российской Федерации. Такая попытка была предпринята при подготовке проекта КоАП РФ, однако на заключительном этапе работы над законопроектом предложения об установлении количественных характеристик состояния алкогольного опьянения, влекущего привлечение к административной ответственности, были отвергнуты. В 2006 г. вступили в силу новые поправки к упомянутым международным правовым актам, причем именно Российская Федерация по просьбе Европейской Экономической Комиссии ООН внесла на рассмотрение подготовленный пакет поправок. В п. 6 Европейского соглашения 1971 г. были внесены изменения, ужесточающие требования к предельному уровню содержания алкоголя в крови (с учетом анализа выдыхаемого воздуха): 0,8 грамма заменены на 0,5 грамма, а 0,4 миллиграмма - на 0,25 миллиграмма. Таким образом, в национальном законодательстве стран, ратифицировавших данное Европейское соглашение, не может быть установлен допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови (с учетом анализа выдыхаемого воздуха) выше пределов, предусмотренных в п. 6 указанного международного документа. Разумеется, ничто не препятствует снижению данного уровня, т. е. еще большему ужесточению требований к состоянию алкогольного опьянения водителей транспортных средств. В большинстве стран Европы допустимый предел уровня содержания алкоголя в крови водителя составляет 0,5 промилле (0,5 г/л крови или 0,25 мг/л в выдыхаемом воздухе). Однако в Испании для водителей определенных категорий транспортных средств - 0,3 промилле; в Литве - 0,4 промилле; в Норвегии, Польше, Швеции - 0,2 промилле. В марте 2006 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект N 266232-4, авторами которого являются депутаты Государственной Думы В. А. Васильев, А. П. Москалец, В. Н. Плигин, А. Н. Стрельников, А. Н. Харитонов, А. М. Розуван, В. В. Бобырев и Е. В. Ройзман. Указанным законопроектом в КоАП РФ вносится целый ряд значительных изменений. В частности, с учетом позиции Минздравсоцразвития России предлагается дополнить ст. 27.12 примечанием в следующей редакции: "Под состоянием опьянения в настоящей статье следует понимать наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамм на один литр крови или 0,15 миллиграмм и более на один литр выдыхаемого воздуха; наличие наркотических средств или психотропных веществ в организме человека, а равно совокупность нарушений физических или психических функций человека вследствие употребления вызывающих опьянение веществ". Не вызывает сомнений, что данная новелла полностью соответствует содержанию приведенного ранее п. 6 Европейского соглашения 1971 г. Она отвечает и потребностям правоприменительной практики, поскольку позволяет перейти к объективному определению состояния алкогольного опьянения, которое официально признается недопустимым для управления транспортными средствами, относящимися, как уже отмечалось, к источникам повышенной опасности. Важно, что это не потребует значительных усилий организационного характера, поскольку в последние годы появились разработанные в России специальные технические средства, позволяющие с высокой точностью (погрешность - 10%) определять состояние алкогольного опьянения. В качестве примера следует привести анализаторы концентрации паров этанола АКПЭ-01, которые включены в упомянутый ранее Перечень приборов для измерения количества (концентрации) алкоголя, разрешенных к применению в медицинской практике. Простота работы с ними обусловлена тем, что оценка состояния опьянения осуществляется путем измерения концентрации этанола в выдыхаемом воздухе. Таким образом, не требуется делать анализ крови, а с помощью переводного коэффициента очень просто определить уровень содержания чистого алкоголя на 1 литр крови. О положительной оценке данного специального технического средства свидетельствует то, что оно получило официальное одобрение Минздравмедпрома России в соответствии с изданным им в 1995 г. Приказом N 311 "О разрешении к применению в медицинской практике новых медицинских изделий и об исключении из номенклатуры морально устаревших изделий". Одновременно с этим авторы законопроекта учли, что установленный в настоящее время порядок направления на медицинское освидетельствование и его проведения представляет собой длительную и трудоемкую процедуру выявления и процессуального оформления факта, который может быть эффективно зафиксирован значительно более простым способом при безусловном соблюдении прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности. Поэтому в ст. 27.12 КоАП РФ предложено внести изменения, предусматривающие введение освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (по аналогии с содержанием ст. 245 КоАП РСФСР, о которой говорилось ранее). В соответствии с внесенными изменениями лицо, управляющее транспортным средством соответствующего вида, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения. Предлагается, чтобы данное освидетельствование осуществлялось должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида. Далее устанавливаются вполне логичные основания для перехода к медицинскому освидетельствованию: при отказе лица от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения либо его несогласии с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, оно подлежит направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. В результате получается некоторое сужение полномочий сотрудников милиции по сравнению с положениями п. 19 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" <7>, предусматривающими право милиции проводить в установленном порядке освидетельствование лиц, в отношении которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела. -------------------------------- <7> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 360, N 32. Ст. 1231; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 25. Ст. 2964 (с посл. изм. и доп.).

С учетом объективных технологических сложностей установления состояния наркотического и иного (кроме алкогольного) опьянения предложение о том, чтобы при наличии соответствующих оснований направлять лицо, управляющее транспортным средством, на медицинское освидетельствование, представляется вполне оправданным. В законопроекте предлагается также предусмотреть, что освидетельствование на состояние алкогольного опьянения, проведенное соответствующими должностными лицами, оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Что касается установления порядка проведения освидетельствования на состояние опьянения, то с учетом изложенного представляется, что при этом следует предусмотреть условия, при наличии которых результаты освидетельствования водителей (судоводителей) на состояние алкогольного опьянения, проведенного соответствующими должностными лицами, являлись бы необходимыми и достаточными для составления протокола об административном правонарушении и привлечения виновного к административной ответственности. Имеются в виду следующие условия: 1) проведение освидетельствования должностными лицами, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортных средств соответствующего вида, прошедшими в установленном порядке специальную подготовку (порядок подготовки следовало бы определить совместно Минздравсоцразвития России и соответственно МВД России, МЧС России, Минтрансом России); 2) применение специальных технических средств для измерения количества (концентрации) алкоголя в выдыхаемом воздухе, разрешенных Минздравсоцразвития России к применению для медицинского освидетельствования на состояние опьянения, поверенных в порядке, установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, тип которых внесен в государственный реестр утвержденных типов измерений и поверка которых в процессе эксплуатации производится в установленном порядке. Порядок направления на медицинское освидетельствование должен включать положения, определяющие процессуальные основания для такого направления и регламентирующие саму процедуру направления. При этом следует установить, что обязательному медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежат водители транспортных средств (судоводители) - участники транспортных происшествий, в которых погибли или были ранены люди. Разумеется, принятие рассмотренного законопроекта потребует переработки не только нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, но и ведомственных нормативных правовых актов МВД России, МЧС России, Минтранса России и Минздравсоцразвития России. Предлагаемое законопроектом изменение существующего в настоящее время положения отражает результаты анализа зарубежного опыта, поскольку дорожная полиция, как правило, наделена достаточно широкими полномочиями по проведению освидетельствования водителей на состояние опьянения. Результаты проведенного несколько лет назад специального изучения международной практики осуществления подразделениями дорожной полиции освидетельствования на предмет выявления состояния алкогольного или наркотического опьянения позволили прийти к выводу о том, что имеющиеся отличия обусловлены особенностями законодательного регулирования полномочий полиции по применению мер административного принуждения <8>. -------------------------------- <8> Подр. см.: Выявление водителей, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения: Обзорная информация. Вып. 13. М.: НИЦ ГИБДД МВД России, 2001. С. 3 - 40.

Так, в Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, Норвегии, Польше, Финляндии, Швеции и ряде других стран в любое время без наличия каких-либо дополнительных оснований полиция имеет право производить остановку транспортных средств для проверки водителя на состояние опьянения в порядке профилактики нарушений дорожного законодательства. В Бельгии, Италии, Чехии, Швейцарии такое освидетельствование на состояние опьянения разрешается только при подозрении в том, что лицо управляет транспортным средством в состоянии опьянения, а также в случае причастности водителя к дорожно-транспортному происшествию. Во всех перечисленных странах в целях установления факта наличия наркотических средств в крови водителя полиция имеет право направить его на медицинское освидетельствование, если есть основания подозревать, что он находится в состоянии опьянения, а анализ выдыхаемого воздуха дает отрицательные результаты. По мнению экспертов Европейского совета безопасности транспорта, одной из основных задач дорожной полиции должно стать существенное увеличение числа водителей, проверяемых на состояние опьянения. Рекомендуемая интенсивность надзорной деятельности - проверка не менее одного из каждых десяти водителей в год с помощью алкометров или иных специальных технических средств для анализа выдыхаемого воздуха на содержание паров этанола. Проведенное исследование свидетельствует о том, что результаты анализа проб выдыхаемого воздуха алкометрами имеют доказательную силу в Австрии, Италии, Нидерландах, Польше, Финляндии и некоторых других странах, а потому не требуют направления водителя на медицинское освидетельствование для привлечения его к ответственности. На основании изложенного, по нашему убеждению, можно со всей ответственностью заявить о том, что принятый в первом чтении Государственной Думой Российской Федерации законопроект представляет собой важный шаг в направлении совершенствования правовой основы деятельности, связанной с освидетельствованием водителей и судоводителей на состояние опьянения, в целях повышения эффективности борьбы с наиболее грубыми и опасными нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, к которым относится управление транспортными средствами соответствующего вида в состоянии опьянения.

Название документа