К вопросу о совершении краж и угонов автотранспортных средств

(Бахарев А. В.) ("Российский следователь", 2007, N 10) Текст документа

К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНИИ КРАЖ И УГОНОВ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

А. В. БАХАРЕВ

Бахарев А. В., ВНИИ МВД России.

Механизм преступного поведения, направленного на завладение автотранспортным средством, достаточно сложный, каждая из его стадий наполнена своим специфическим содержанием. Анализ его функционирования важен как с теоретической, так и с практической точки зрения. Однако решение этой задачи в рамках статьи затруднительно, поэтому мы рассмотрим непосредственно стадии завладения автотранспортным средством и его реализации. Завладение транспортным средством считается оконченным преступлением с момента, когда транспортное средство уведено с места его нахождения любым способом <1>. -------------------------------- <1> Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. N 5. С. 8.

Кражу и угон автотранспортного средства можно осуществить двумя способами. Первый из них достаточно прост и не предполагает проникновения в салон автотранспортного средства и его перемещения при помощи двигателя. Преступники в данном случае уводят автотранспортное средство посредством погрузки (полной или частичной) на другое транспортное средство, например эвакуатор. Второй способ завладения является более сложным, требует предварительной подготовки и специальных знаний об устройстве автотранспортных средств и их охранных систем. Более наглядно он представлен на схеме (см. рис. 1).

АТС

Предварительный этап: отключение световой, звуковой, охранной сигнализации (при наличии)

Объект двери остекление салона багажник Капот Колеса, воздей - освети - ствия тельные приборы I и т. п.

у р о Метод, взлом подбор исполь - взлом сня - раз - Под - испо - взлом взлом де - в способ ключа зование тие би - бор льзо - мон - е воздей - отмычек тие клю - вание таж н ствия ча отмы - ь чек

Резуль - проникнове - возможно проникновение проникно - тат ние в салон < взаимопро - > в багажник вение в воздей - никновение подкапот - ствия ное про - странство

Объект элект - замок топ - руле - двигатель, воздей - рообо - зажи - ливная вое узлы ствия рудо - гания систе - управ - и вание ма ление детали

II

у р Метод, подбор испо - вклю - раз - о способ ключа льзо - чение блоки - демонтаж в воздей - вание напря - ровка е ствия отмы - мую н чек ь

Резуль - Пуск Увод транспортного тат двигателя средства с места воздей - нахождения (вожде - ствия ние, погрузка, буксировка и т. п.)

Резуль - хищение угон Кража Хищение тат радиоаппа - АТС АТС узлов, ратуры деталей, и личных инструментов вещей и т. д.

Все действия по завладению автотранспортным средством условно можно разделить на два уровня. Каждый уровень, изображенный на схеме, направлен на достижение определенного результата. Предварительным этапом является отключение светозвуковой охранной сигнализации (при ее наличии) с целью бесшумного хищения транспортного средства. Для достижения результата первого уровня, направленного на проникновение в салон автомобиля, объектом воздействия преступников становятся двери, остекление салона, капот, багажник <2>. Открытие дверей, снятие остекления позволяют проникнуть в салон, разблокировать другие двери, получить доступ к рычагам управления, у некоторых автотранспортных средств - к электронным системам блокирования и запуска двигателя (находящимся в салоне), к системе блокирования рычага коробки передач. Проникновение в салон может быть осуществлено через багажник, который в некоторых транспортных средствах имеет общее пространство с салоном. После проникновения в салон или одновременно с этим проводится вскрытие капота, что позволяет получить доступ к агрегатам в подкапотном пространстве, а именно: к системам запуска двигателя, топливной системе, светозвуковой охранной сигнализации, - что необходимо для реализации преступного замысла. На схеме отражено хищение колес, радиоаппаратуры, узлов, деталей и т. п. Как объекты воздействия они указаны не случайно. Колеса могут быть заблокированы специальными блокировочными устройствами, не позволяющими совершить завладение автотранспортным средством, для этого похитителям потребуется вскрыть блокировочное устройство, а через электрическую цепь осветительных приборов можно отключить светозвуковую охранную сигнализацию, посылая ложный электрический сигнал. -------------------------------- <2> В настоящем исследовании при изучении механизма совершения преступных посягательств на транспортные средства использованы данные программированной обработки 100-тысячного массива статистических карточек первичного учета ф. 1 за 2001 - 2005 гг. Объем собранной и обработанной информации позволяет получить характеристику лишь некоторых элементов способа совершения краж и угонов.

Методы и способы воздействия на вышеуказанные объекты первого уровня достаточно разнообразны - от взлома замков, использования отмычек до отжатия дверей, крышки багажника, капота. Следует заметить, что при завладении автотранспортным средством с целью кражи преступники стараются оставить как можно меньше видимых повреждений на кузове и в салоне для сохранения товарного вида. Внешние повреждения кузова также привлекают внимание сотрудников ГИБДД при перемещении похищенного автотранспортного средства к "местам отстоя" <3>. -------------------------------- <3> К таким местам относятся различные специально приспособленные места для хранения (сокрытия) похищенных автотранспортных средств (например, гаражи, сараи, закрытые территории и другие).

Распространены случаи обращения автовладельцев в сервисные центры после попытки угона их автомобиля со взломом дверей, капота, замка зажигания или из-за отсутствия узлов и агрегатов. После неудачной попытки завладеть транспортным средством преступники, чтобы хоть как-то оправдать затраченные усилия, совершают хищение дорогостоящего оборудования (радиоаппаратуры, колес, колпаков, инструментов и т. п.), его узлов и деталей (электронного блока управления системой запуска двигателя, стартера, генератора, двигателя и т. п.). Действия похитителей на следующем уровне направлены главным образом на придание автотранспортному средству способности двигаться: для этого осуществляется запуск двигателя, где в качестве объекта воздействия выбраны электрооборудование, замок зажигания, топливная система, и разблокируется рулевое управление. Блокировка рулевого управления может быть снята при помощи отмычек из твердых металлов. Современные способы запуска двигателя при хищении автотранспортного средства достаточно разнообразны: от отключения всех систем (электронной, топливной и других) и подключения автономных, принесенных с собой (так называемый паук) до обхода одной или нескольких блокированных систем штатной светозвуковой охранной сигнализацией. После устранения препятствий похитители запускают двигатель, приводят в движение транспортное средство и фактически могут распоряжаться им по своему усмотрению. При хищении автотранспортного средства применяются различные орудия и средства, с помощью которых виновный достигает преступной цели. К ним относятся различные материальные предметы, в том числе технические орудия и приспособления, которые преступник подготовил для совершения преступления или применил их в процессе его реализации. К техническим средствам относятся специально изготовленные для совершения преступления инструменты (отмычки, "фомки", "гусиные лапки", сканеры сигналов от электронных охранных устройств и др.), предметы бытового назначения (стамеска, лом, топор, отвертка и т. п.), которые преступник специально подготавливает или приспосабливает для совершения преступления, а также ключи, если они специально изготовлены для проникновения в какое-либо хранилище или помещение или если преступник совершает преступление путем подбора ключа, заранее подготовив его для этой цели <4>. В качестве технических средств наиболее часто используются: слесарно-столярный инструмент - 30%; лом, "фомка", металлический стержень - 22%; ключи, отмычки - 21%; средства, связанные с использованием автотранспорта, - 16%. -------------------------------- <4> См.: Волженкин Б. Понятие технических средств при совершении краж // Социалистическая законность. 1979. N 7. С. 31, 32.

Наличие орудий и средств преступления позволяет судить о мотивах и целях преступника и имеет особое значение применительно к кражам и угонам автотранспорта, поскольку различие между указанными видами преступлений находится прежде всего в субъективной стороне. Анализ полученных данных приобретает особое значение при сопоставлении их со способом проникновения правонарушителей к объекту посягательства и в автотранспортное средство. В целом при совершении краж и угонов, краж запасных частей и автодеталей преступники использовали в основном свободный доступ. Например, оставленные во дворе автомашины, отсутствие сторожа на охраняемой стоянке, незапертые двери гаража (см. табл. 1) <5>. -------------------------------- <5> Данные о способе проникновения правонарушителей к объекту посягательства и используемых при этом технических средствах предоставлены за 2005 г. ДепУр МВД России.

Таблица 1

Распределение преступных посягательств на автотранспортные средства в зависимости от способа проникновения к объекту посягательства, в %

Способ Кражи Угоны Кражи автодеталей

Свободный доступ 52,1 82,7 64,4

Подбор ключей, отмычек 2,1 1,9 2,7 к гаражу или иному хранилищу

Взлом запора ворот 45,8 15,4 33,1 гаража или иного хранилища

Свободный способ наиболее распространен и при проникновении в автотранспортное средство (см. табл. 2).

Таблица 2

Распределение преступных посягательств на автотранспортные средства в зависимости от способа проникновения в транспортное средство, в %

Способ Кражи Угоны Кражи автодеталей

Свободный доступ 52,2 73,3 56,4

Подбор ключа к дверце 12,5 16,5 17,2 автомобиля, замку зажигания

Выдавливание стекла 2,3 4,2 18,6

Взлом дверцы - 6,0 7,8 автомобиля

Анализ механизма завладения автотранспортным средством был бы неполным без рассмотрения способов реализации похищенного. Автотранспортные средства являются предметами, подлежащими государственной регистрации <6>, поэтому для получения материальной выгоды от продажи похищенного преступникам необходимо узаконить его принадлежность каким-либо образом, то есть легализовать. -------------------------------- <6> Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации". Постановление Совета Министров Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 8 января 1996 г. N 3, от 31 октября 1998 г. N 1272, от 21 апреля 2000 г. N 370, от 24 января 2001 г. N 67, от 21 февраля 2002 г. N 127, от 28 июня 2002 г. N 472, от 7 мая 2003 г. N 265, от 25 сентября 2003 г. N 595, от 14 декабря 2005 г. N 767).

Проведенные исследования ВНИИ МВД России <7> отмечают, что одним из способов легализации похищенных автомобилей преступниками используется изменение идентификационных маркировочных данных (ИМД) <8> автомобиля и (или) изготовление поддельных документов на него. -------------------------------- <7> См.: аналитический обзор "Борьба с организованной преступностью в сфере незаконного автобизнеса". М.: ВНИИ МВД РФ, 2004. <8> Далее по тексту идентификационные маркировочные данные будут обозначаться сокращенно ИМД.

Наиболее распространенными среди них являются: - исправление первичного номера (маркировки) путем добивки недостающих элементов, знаков и заполнения различными материалами лишних элементов (возможно применение гравировки); - заполнение первичной маркировки различными материалами, выравнивание поверхности и нанесение на ней вторичной маркировки; - удаление маркировочной площадки или ее заглубление (утапливание) с первичной маркировкой и установка на этом месте другой подлинной маркировочной площадки с другого автомобиля (для крепления используется сварка, клей и др.); - вырезание панели или ее значительной части, на которой нанесена маркировка, и установка на ее место панели (части панели) с другого автомобиля; - уничтожение первичной маркировки путем деформации или снятия поверхностного слоя металла, выравнивание площадки и нанесение вторичной маркировки (на блоках, изготовленных из алюминиевых сплавов, площадка подвергается термическому воздействию, после чего набивается вторичный номер). Только в 2005 г. было установлено более 78 тыс. транспортных средств с измененными (уничтоженными) идентификационными номерами, а зарегистрировано 71,1 тыс. таких краж <9>. -------------------------------- <9> См.: справка о состоянии борьбы с хищениями автотранспортных средств. ДепУР МВД России, 2005.

Складывается парадоксальная ситуация, когда выявленное количество автомашин с измененной (уничтоженной) маркировкой превосходит число похищенных. Объяснить это достаточно просто. Превышающее число машин с измененной маркировкой идентификационного номера появляется в связи с тем, что такую "процедуру" производят не только на украденных транспортных средствах, но и на собственных автомобилях. Это происходит тогда, когда владельцы меняют вышедшие из строя номерные узлы и агрегаты на купленные у третьих лиц запчасти без документов, на которых кустарным способом изменяют маркировку. Официальная процедура регистрации агрегатов, на которые нет документов, достаточно сложна. Упрощение же существующей процедуры тоже невозможно, поскольку может привести к легализации потока краденых номерных узлов и агрегатов. Поэтому для предотвращения регистрации транспортных средств с измененной маркировкой ИМД следовало бы разработать механизм, запрещающий последующую продажу стоящих на учете таких машин и запрещающий постановку на учет вновь прибывших. При любой операции по государственному учету транспортных средств с измененной маркировкой ИМД их следует направлять в торговую сеть для реализации по запчастям (за исключением номерных) с целью возврата денег автовладельцу. Представляется, что такая процедура позволила бы свести к минимуму количество автотранспортных средств с измененными ИМД, находящихся в эксплуатации, большинство из которых имеет криминальное происхождение, и предотвратить проведение различных операций с этими автомашинами. Процессу легализации таких автомобилей по-прежнему широко способствует отсутствие единой федеральной базы выпущенного, разыскиваемого и зарегистрированного автотранспорта. Используя несовершенство современных автоматизированных поисковых систем МВД, большая часть которых действует на региональном уровне, преступники легализуют похищенные транспортные средства путем постановки и снятия их с учета, используя транснациональные "длинные" цепочки. В настоящее время на территории России действует единая база только разыскиваемого и выпускаемого автотранспорта, произведенного на заводах-изготовителях. Единой базы зарегистрированного по России автотранспорта нет, что снижает реальную возможность выявлять в числе зарегистрированных автотранспортные средства, не выпускавшиеся заводами-изготовителями, то есть с большой степенью вероятности имеющие незаконно измененные номера агрегатов. Необходимо изыскать материально-технические возможности для создания единой общегосударственной базы данных разыскиваемого и выпускаемого зарегистрированного автотранспорта и внедрить метод одновременной проверки по ней во всех подразделениях ГИБДД, что значительно повысит возможность обнаружения похищенного автотранспорта по всей территории России. Для предотвращения регистрации транспортных средств с измененной маркировкой ИМД необходимо разработать механизм, запрещающий последующую продажу стоящего на учете такого транспорта, и запретить постановку на учет вновь прибывших. При любой операции по государственному учету транспортных средств с измененной маркировкой ИМД их следует направлять в торговую сеть для реализации по запчастям, за исключением номерных, с целью возврата денег автовладельцу. Это позволит свести к минимуму количество автотранспортных средств с измененными ИМД, находящихся в эксплуатации, большинство из которых имеет криминальное происхождение, и предотвратить проведение различных операций с этими автомашинами. Невозможность легализовать похищенные автотранспортные средства позволит снизить уровень краж и угонов автотранспортных средств.

Название документа