Место и роль обязательной сертификации среди иных форм подтверждения соответствия

(Быков А. А.) ("Военно-юридический журнал", 2007, N 4) Текст документа

МЕСТО И РОЛЬ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ СЕРТИФИКАЦИИ СРЕДИ ИНЫХ ФОРМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ

А. А. БЫКОВ

Быков А. А., адъюнкт кафедры административного и международного права Академии ФСБ России, старший лейтенант.

Подтверждение соответствия как деятельность имеет длительную историю своего развития. Одной из самых ранних его форм была самосертификация. Изготовители проставляли на товарах собственного производства специальные знаки и тем самым подтверждали высокое качество изделий. Производители гарантировали качество изготовленной продукции письменно при помощи своеобразных "заявлений о соответствии". Зарубежные ученые считают, что использование сертификации берет свое начало с IV в. до н. э. В надписи на камне, обнаруженном при раскопках в Греции в 1893 г., приводится закон о производстве бронзовых деталей для колонн при строительстве наиболее важных общественных сооружений. В соответствии с данным законом соотношение между компонентами в бронзе должно быть следующим: одиннадцать частей меди и одна часть бронзы. Само наличие соотношения предполагает проверку его соблюдения. Отклонение содержания олова в сплаве даже на 2% дает значительное различие в цвете бронзы, поэтому возможна четкая идентификация качества металла. Считается, что это был один из самых ранних случаев сертификации - металл по химическому составу был сертифицирован на основании контроля цвета <1>. -------------------------------- <1> Стандартизация и управление качеством продукции: Учебник для вузов / В. А. Швандар, В. П. Панов, Е. М. Купряков и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 231 - 232.

С 1965 г. в нашей стране осуществлялась государственная аттестация качества продукции. Она представляла собой комплекс организационно-технических и экономических мероприятий по оценке технического уровня и качества продукции с отнесением ее к определенным категориям. Аттестация проводилась по трем категориям качества - высшей, первой и второй. Продукция, отнесенная в результате аттестации к высшей категории, обозначалась государственным Знаком качества <2>. Не подлежали аттестации: продукция, используемая без предварительной обработки (нефть, уголь, руда, газ и др.); продукция, которая изготавливалась по разовым договорам; тепловая и электрическая энергия; продукция, поставляемая только для нужд обороны, и др. В СССР действовала система государственных органов, осуществлявших деятельность в сфере государственной аттестации продукции. Особое место в этой системе занимал Госстандарт СССР. -------------------------------- <2> Огрызков В. М. Стандарт. Качество. Закон. М.: Юридическая литература, 1980. С. 36 - 37.

Несколько слов необходимо сказать о деятельности такого звена в системе контроля качества выпускаемой предприятием продукции, как отдел технического контроля (ОТК). ОТК является структурным подразделением промышленного предприятия (объединения). Главные задачи ОТК заключаются в предотвращении выпуска (поставки) предприятием (объединением) продукции, не соответствующей требованиям стандартов и технических условий, утвержденным образцам (эталонам), проектно-конструкторской и технологической документации, условиям поставки, или некомплектной продукции. Предприятие может реализовывать лишь продукцию, принятую ОТК. Кроме того, на продукцию должны быть оформлены сертификат, паспорт, формуляр или другой документ, удостоверяющий соответствие этой продукции установленным требованиям. Иными словами, деятельность ОТК сводится главным образом к разбраковке продукции. В настоящее время многие коммерческие организации, занимающиеся изготовлением продукции, самостоятельно решают вопрос о форме внутреннего контроля качества выпускаемой продукции. Внутренний контроль может осуществляться посредством функционирования ОТК либо с помощью специальных электронных систем, устанавливаемых на предприятии. В СССР контроль за качеством выпускаемой продукции осуществляли органы Государственной приемки. Государственная приемка являлась органом вневедомственного контроля за деятельностью предприятий (объединений) в области качества выпускаемой продукции. Данный контрольный орган осуществлял приемку готовой продукции по утвержденным Госстандартом СССР перечням. "Цель государственной приемки, - писал Е. М. Купряков, - оценить соответствие контролируемой продукции стандартам, техническим условиям, образцам-эталонам, конструкторской и технологической документации, условиям поставки и договоров в части обеспечения качества и возможности ее использования по назначению" <3>. Органы Госприемки проводили контроль за изготовлением продукции. -------------------------------- <3> Купряков Е. М. Стандартизация и качество промышленной продукции. М.: Высшая школа, 1991. С. 291.

В 1986 г. Госстандарт СССР ввел в действие "Временное положение о сертификации продукции машиностроения в СССР. РД 50-598-86". Работы по сертификации продукции машиностроения в СССР предполагали в том числе: - определение номенклатуры продукции, подлежащей сертификации; - регламентацию сертификационных требований на конкретные виды продукции и их включение в нормативную документацию; - испытания сертифицируемой продукции; - выдачу сертификатов соответствия и маркирование знаками соответствия; - надзор и контроль за деятельностью по сертификации и за сертифицированной продукцией; - информирование об итогах сертификации; - присоединение к международным системам сертификации продукции или заключение соглашений по сертификации. Государственный надзор за правильностью проведения сертификации осуществлял Госстандарт. Ответственность за сертификацию несли министерства (ведомства) - головные (ведущие) по конкретным видам продукции <4>. -------------------------------- <4> Там же. С. 207, 209.

В России после распада СССР аттестация продукции по категориям качества, государственные испытания и государственная приемка продукции были упразднены, в результате чего изначально образовалась система сертификации, а затем технического регулирования, породившего ныне существующие правила и требования в этой области. Термин "подтверждение соответствия" является сравнительно новым для юридической науки. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. "О техническом регулировании" <5> в ст. 2 устанавливает, что подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. -------------------------------- <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 52. Ст. 5140.

В работах, посвященных вопросам теоретических изысканий на тему технического регулирования, содержатся иные точки зрения по этому вопросу. Так, В. Г. Версан, В. И. Седов, М. И. Басаков и другие отмечают, что подтверждение соответствия представляет собой деятельность, результатом которой является заявление, дающее уверенность в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Применительно к продукции такое заявление может иметь вид документа, этикетки или другого эквивалентного средства. Оно может быть напечатано в товаросопроводительной и эксплуатационной документации или в каталоге продукции <6>. -------------------------------- <6> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г. П. Воронин, В. Г. Версан, В. И. Седов. М.: ВНИИС, 1998. С. 12; Басаков М. И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Март, 2000. С. 12.

Вместе с тем, несмотря на наличие некоторых редакционных различий, в целом законодательно установленное и теоретически выведенное определения содержат много общего. Из их анализа можно вывести, что при прочих равных условиях подтверждение соответствия всегда является деятельностью, что предполагает наличие соответствующих субъектов, то есть лиц, ее осуществляющих, объектов, то есть каким-либо образом вычлененных и обособленных явлений внешнего мира, материальной действительности <7>, а также цели, то есть конечный результат, подлежащий в результате достижению <8>. -------------------------------- <7> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 354. <8> Там же. С. 713.

В качестве субъекта подтверждения соответствия Федеральный закон "О техническом регулировании" предусматривает орган по сертификации, под которым в соответствии со ст. 2 указанного нормативного правового акта следует понимать юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, аккредитованных в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Орган по сертификации, чтобы быть компетентным для работы в системе сертификации, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.5-96 <9>. -------------------------------- <9> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г. П. Воронин, В. Г. Версан, В. И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 131 - 132.

Наиболее общее понятие объекта в виде перечисления его разновидностей содержится в самом определении термина "подтверждение соответствия", где указано, что проверке на соответствие установленным требованиям подвергаются продукция, процессы, работы и услуги. Так как российское законодательство в зависимости от индивидуальных особенностей тех или иных правоотношений наполняет одни и те же термины разным содержанием, то автор полагает целесообразным воспользоваться в интересах диссертационного исследования для раскрытия лексического значения вышеуказанных понятий источниками общетеоретического характера. В частности, под продукцией понимается результат производства, под процессом - ход, развитие какого-либо явления, последовательная смена состояний в развитии, под работой - процесс превращения одного вида в другой, под услугой - действие, приносящее определенные плоды <10>. -------------------------------- <10> Ожегов С. И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. С. 495, 686.

Вместе с тем автор считает необходимым на данном этапе исследования раскрыть некоторые, на его взгляд, пробелы в действующем законодательстве, влияющие на точность и правомерность определения тех или иных явлений в качестве объектов обязательной сертификации. Так, в уже упомянутой ст. 18 Закона указывается на то, что все перечисленные в этой статье объекты подлежат проверке в рамках процедуры подтверждения соответствия на соблюдение технических регламентов, стандартов и условий договоров. Исходя из примененных законодателем приемов юридической техники при написании анализируемой статьи, следует сделать вывод, что данный перечень носит закрытый характер. Статья 20 Закона устанавливает, что подтверждение соответствия может происходить либо в форме добровольной процедуры, либо в форме обязательной. Согласно ст. 21 Закона добровольное подтверждение соответствия может осуществляться на установление соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Таким образом, проверка соответствия объектов, указанных в ст. 18 Закона, на соответствие техническим регламентам в рамки добровольного подтверждения соответствия не входит. Статья 23 Закона определяет, что соответствие техническим регламентам устанавливается только в рамках процедуры обязательного подтверждения соответствия, конкретизируя дальше о возможности проведения в рамках указанной процедуры проверки исключительно продукции, выпускаемой на территории РФ. Из изложенного следует, что подтверждение соответствия иных объектов, кроме продукции, выпускаемой для обращения на территории РФ, на соответствие техническим регламентам в состав либо обязательной сертификации, либо декларирования соответствия не входит. Следовательно, проверка соответствия техническим регламентам процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг и иных объектов не может быть осуществлена ни в рамках добровольной формы подтверждения соответствия, так как в процессе такой процедуры технические регламенты как документы, содержащие предписанные для соблюдения нормы и правила, не применяются, ни в рамках обязательного подтверждения соответствия, так как перечисленные объекты находятся за пределами сферы действия, как ее определяет ст. 23 Закона, этой специфической формы. Цели подтверждения соответствия перечислены в ст. 18 Федерального закона "О техническом регулировании". К таковым отнесено: удостоверение соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров; содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг; повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках; создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли. В контексте сказанного заслуживает внимания позиция Н. Е. Карягина и З. Ф. Сафина, которые указывают, что "широкому развитию и внедрению сертификации способствуют две ее основные возможности - она является средством информации потребителей и может стать одним из наиболее эффективных средств правового регулирования торговых отношений, поскольку опирается на четко сформулированные и доступные для контроля нормативные документы" <11>. -------------------------------- <11> Карягин Н. Е. Практикум по российскому предпринимательскому праву: Учебно-методическое пособие. М.: Статут, 2001. С. 154.

Статья 20 Федерального закона "О техническом регулировании" устанавливает, что подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. При этом добровольная сертификация является формой добровольного подтверждения соответствия, а декларирование соответствия и обязательная сертификация - формами обязательного подтверждения соответствия. В этой связи на данном этапе автор считает целесообразным установить факторы и особенности, выделяющие обязательную сертификацию среди иных форм подтверждения соответствия с учетом проанализированных ранее общих положений, а также определяющие ее место и роль. Придерживаясь изначально принятых к руководству положений относительно содержательной части подтверждения соответствия как деятельности, имеющей субъект, объект и цель, и учитывая, что обязательная сертификация является частью последней, структурно в нее входит, при установлении места и роли обязательной сертификации следует исходить из реально возможных отклонений только по перечисленным моментам. Иными словами, анализ системы подтверждения соответствия по выявлению особенностей той или иной ее формы потенциально возможен исключительно по конструктивным элементам, образующим саму систему подтверждения соответствия. Указанное тем более верно, что на законодательном уровне под формой подтверждения соответствия понимают определенный порядок ее осуществления. Основываясь на изложенном, автор полагает необходимым установить субъекта обязательной сертификации, объекты, подлежащие такой форме подтверждения соответствия, ее цели и принципы осуществления, выявив одновременно их особенности по отношению к аналогичным элементам иных форм подтверждения соответствия. Сочетая указанные элементы в заранее установленном и логически оправданном порядке, необходимо получить определение терминов "сертификация" и "обязательная сертификация", дающее общее представление о характеризующих явлениях. Представленные в литературе определения сертификации условно можно разделить на три большие группы. Во-первых, большинство ученых, таких как А. В. Раков, Г. Д. Крылова, В. П. Федько, А. У. Альбеков и другие, исследуя вопросы качества и безопасности продукции, приводят определение сертификации, представленное в Руководстве ИСО/МЭК 2: 1996 "Общие термины и определения в области стандартизации и смежных видов деятельности" (далее - Руководство ИСО/МЭК 2). Сертификация соответствия - действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу <12>. -------------------------------- <12> Стандартизация и управление качеством продукции: Учеб. для вузов / В. А. Швандар, А. В. Раков, В. И. Панов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. С. 232; Крылова Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 265; Федько В. П. Маркировка и сертификация товаров и услуг: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Издательство "Феникс", 1998. С. 363.

Во-вторых, В. А. Абрамов, И. М. Лифиц, С. Э. Жилинский в своих работах приводят определение сертификации, которое имело место в Законе РФ "О сертификации продукции и услуг", а в настоящее время содержится в Правилах по проведению сертификации в Российской Федерации. Это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям <13>. -------------------------------- <13> Абрамов В. А. Сертификация продукции и услуг: Практическое пособие. М.: Издательство "Ось-89", 2001. С. 5; Лифиц И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник. М.: Юрайт, 1999. С. 190; Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. М.: Издательство "НОРМА", 2001. С. 300.

В-третьих, в трудах ученых присутствуют авторские трактовки понятия "сертификация". Например, Л. К. Исаев и В. Д. Малинский пишут, что оценка соответствия продукции определенным установленным требованиям является сертификацией <14>. -------------------------------- <14> Исаев Л. К. Метрология и стандартизация в сертификации: Учебное пособие. М.: Издательство стандартов, 1996. С. 4.

Федеральный закон "О техническом регулировании" определяет сертификацию как форму осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов и условиям договоров. Законодательное определение является вполне удачным, так как, являясь общим по отношению к понятиям "добровольная сертификация" и "обязательная сертификация", термин "сертификация" максимально сочетает в себе элементы обоих видов. Так, добровольная сертификация, как это следует из ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании", осуществляется с применением подтверждения на соответствие национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров. Обязательная сертификация в силу ст. 23 того же нормативного акта предусматривает возможность установления соответствия объекта только требованиям технического регламента, что является первой и главной отличительной особенностью данного вида деятельности. Далее Закон предусматривает, что подлежащие применению схемы сертификации могут быть определены исключительно техническим регламентом. Уместным на данном этапе работы будет заметить, что Федеральный закон "О техническом регулировании" не содержит определения термина "схема сертификации", однако имеется определение понятия "система сертификации", под которой понимается совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом. В то же время в научной литературе бытует точка зрения о соотношении данных понятий как общего и целого, причем "система сертификации" включает в себя схему, их может быть несколько в зависимости от возможностей органа по сертификации. Особое значение приобретает также тот фактор, что в силу ст. 23 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательному подтверждению соответствия подлежит только продукция, а обязательной сертификации, которая выступает его частью, - только некоторые виды последней. Таким образом, установленной на данном этапе исследования особенностью обязательной сертификации является то, что подтверждение соответствия объекта, которым может являться только продукция в некоторых своих видах, осуществляется по требованиям технического регламента, с обязательным применением предусмотренной им же схемы. Также следует указать, что в силу ст. 26 Федерального закона "О техническом регулировании" обязательная сертификация осуществляется исключительно органом по сертификации. Вместе с тем непосредственно исследования (испытания) и измерения продукции при ее осуществлении проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами), на основании протоколов которых, содержащих результаты исследований, орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. Перечисленное требует более детального рассмотрения. Технический регламент представляет собой документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, перевозки, реализации и утилизации). Согласно ст. 7 Федерального закона "О техническом регулировании" программу разработки технических регламентов формирует Правительство Российской Федерации с учетом предложений заинтересованных органов власти. Такая программа была принята распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2004 г. N 1421-р <15>. -------------------------------- <15> Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 46. Ст. 4551.

Заслуживает определенного внимания и вопрос о наличии в тексте Закона самостоятельных подразделов, посвященных отношениям по стандартизации и технического регулирования. Из их анализа следует, что с момента проведения радикальной реформы, означенной Федеральным законом "О техническом регулировании", обязательную силу приобретают только технические регламенты. Иные требования, заключаемые ныне в стандарты организаций, национальные стандарты и др., носят добровольный характер. Однако в соответствии с переходными положениями до момента принятия соответствующих технических регламентов обязательную силу сохраняют ранее принятые стандарты, но только в той части, в которой они соответствуют целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Под продукцией понимается результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Аккредитацией является официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия. В связи с этим следует учитывать, что "подтверждение соответствия" и "оценка соответствия" являются разными терминами, причем под последним понимается прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту. Несмотря на то что в Федеральном законе "О техническом регулировании" определение термина "орган по аккредитации" не содержится, косвенно им указывается на существование подобного рода субъектов правоотношений по подтверждению соответствия. Более того, практикой применения указанного законодательного акта также подтверждается данное обстоятельство. Отсутствие четкого и нормативно закрепленного определения используемого в тексте Закона термина не может создать предпосылки к соблюдению принципа правовой определенности в правоотношениях, в том числе касающихся обязательной сертификации, в связи с чем автор полагает необходимым, учитывая рамки диссертационного исследования, определяемые темой научной работы, с использованием принципа аналогии дать общие направления к дальнейшей более детальной разработке данной проблемы. Так, термин "орган по аккредитации" используется при конструировании понятия "аккредитация". Вместе с тем, определяя понятие термина "орган по сертификации", Закон указывает на такую главную характеристику потенциального претендента на такое звание, как "аккредитация в установленном порядке", что вызывает вполне обоснованное утверждение о наличии органа по аккредитации органов по сертификации и органа по аккредитации испытательных лабораторий (центров), непосредственно проводящих работы по обязательной сертификации. Изложенное подтверждается ст. 31 Федерального закона "О техническом регулировании", где достаточно четко обозначаются указанные виды деятельности. Однако насколько с позиций целесообразности было бы оправданным объединять данные функции в рамках одного органа исполнительной власти либо разделять по нескольким, покажет практика проведения процедур подтверждения соответствия. В Федеральном законе "О техническом регулировании" определения понятий "испытательная лаборатория", "испытательный центр" не содержится, вместе с тем в иных нормативных правовых актах под испытательной лабораторией (центром) понимается лаборатория (центр), которая проводит испытания (отдельные виды испытаний) определенной продукции <16>. -------------------------------- <16> Пункт 1.7 Правил по ведению сертификации в Российской Федерации // БНА РФ. 2000. N 28; БНА РФ. 2002. N 33.

В качестве участника системы сертификации испытательная лаборатория, чтобы быть признанной компетентной для выполнения испытаний конкретной продукции, должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 51000.3-96 <17>. -------------------------------- <17> Сертификат, качество товара и безопасность покупателя / Г. П. Воронин, В. Г. Версан, В. И. Седов и др. М.: ВНИИС, 1998. С. 129 - 131.

Под сертификатом соответствия понимается документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Сертификат соответствия включает в себя: - наименование и местонахождение заявителя; - наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; - наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; - информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; - наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; - информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; - информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; - срок действия сертификата соответствия. В силу ст. 26 Федерального закона "О техническом регулировании" выданные сертификаты соответствия подлежат учету в реестре органа по сертификации и едином реестре, который ведет орган по техническому регулированию. Сертификат соответствия действует на всей территории РФ. Это важное положение Закона имеет свою историю. Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" было установлено, что при обязательной сертификации действие сертификата соответствия распространяется на всей территории РФ <18>. -------------------------------- <18> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3832.

Вышеобозначенное дополнение в Закон было обусловлено незаконной практикой, осуществляемой некоторыми субъектами РФ посредством принятия правовых актов, возлагающих на изготовителей и продавцов обязанность проводить повторную обязательную сертификацию продукции, уже имеющей сертификат соответствия органа по сертификации, выданного в другом регионе России. Г. В. Мальков и А. Л. Теркель в связи с этим писали, что подобные нормативные правовые акты ограничивают перемещение на территории РФ сертифицированных товаров, дискредитируют обязательную сертификацию и противоречат п. 2 ст. 74 Конституции РФ, согласно которому ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральными законами <19>. -------------------------------- <19> Мальков Г. В. О Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О сертификации продукции и услуг" // Стандарты и качество. 1998. N 12. С. 57.

Следующим после получения сертификата соответствия этапом является приобретение знака обращения на рынке, который служит прямым доказательством для потребителя о соответствии предлагаемой продукции требованиям технического регламента, подтвержденным в порядке, предусмотренном законом. Федеральный закон "О техническом регулировании" также определяет знак обращения на рынке как обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов. Следует признать неудачным использование по тексту упомянутого Закона термина "приобретатель". Это следует из того, что сам Федеральный закон "О техническом регулировании" определения данного понятия не содержит, а в иных нормативных правовых актах оно также отсутствует, в связи с чем могут возникнуть некоторые затруднения при решении связанных с ним вопросов. По мнению автора, рациональным было бы использование термина "потребитель", содержание которого раскрыто в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" <20> как гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных семейных, домашних и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и не противоречит общему смыслу Федерального закона "О техническом регулировании" в контексте его применения, за тем исключением, что в число потребителей следует включить также и юридических лиц, а в цели использования - предпринимательскую деятельность. -------------------------------- <20> Российская газета. 1992. 7 апр.

Таким образом, место обязательной сертификации среди иных форм подтверждения соответствия определяется рядом особенностей. Среди них наиболее важными являются проверка соответствия только некоторых видов продукции на соответствие исключительно требованиям технических регламентов, осуществление данной работы органом по сертификации при обеспечении непосредственного участия испытательной лаборатории, обязанных иметь полученную в установленном порядке аккредитацию, завершение процедуры обязательной сертификации определенным документом, называемым сертификатом соответствия, и возможность применять в последующем знак обращения на рынке. В то же время роль обязательной сертификации перечисленными моментами выявляется не вполне. По мнению автора, данное обстоятельство может быть рассмотрено путем анализа современных социально-экономических отношений в Российской Федерации через призму реальной действительности современного рынка. Также следует оговориться, что особенности места обязательной сертификации среди иных форм подтверждения соответствия предопределяют в некоторой степени и его роль. С одной стороны, как это следует из ст. 18 Федерального закона "О техническом регулировании", обязательная сертификация как одна из форм подтверждения соответствия содействует организации здоровых рыночных отношений, упрочнению свободного рынка, искоренению монополии и иных моментов, негативно влияющих на рост и общее состояние экономики государства. С другой стороны, по ст. 6 упомянутого Закона технические регламенты принимаются в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. С учетом того что обязательная сертификация заключается в подтверждении соответствия объектов требованиям технических регламентов, вышеуказанные положения определяют ее как механизм защиты основополагающих прав человека и гражданина <21>. -------------------------------- <21> В соответствии со ст. ст. 20, 41, 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь, на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Речь в данном случае идет о том, что, выступая наиболее жестким способом управления качеством товара, обязательная сертификация утверждена законодателем для применения в наиболее важных областях социально-экономических отношений в государстве. В первую очередь это касается здоровья населения. Так, Перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1013 <22>, содержит пункты относительно продуктов питания и товаров для профилактики и лечения заболеваний. -------------------------------- <22> Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 33. Ст. 3899.

В некоторой степени обязательная сертификация стоит на страже окружающей природной среды и интересов животных и растений, что, учитывая тесные взаимосвязи последних с состоянием и качеством жизнедеятельности человека, фактически сводится к охране его прав и свобод. Следует также отметить, что вышеперечисленные функции обязательная сертификация выполняет, играя роль некоторого барьера в доступе на рынок, ограничивая тем самым права предпринимателей. Вместе с тем одновременно создаются условия, позволяющие выстроить верную позицию по отношению к тому или иному контрагенту. В связи с этим есть смысл обратить внимание на установление требований к продукции в гражданско-правовом договоре. При заключении договора купли-продажи (поставки) условия о качестве товара имеют важное значение. Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи (п. 1 ст. 469 ГК РФ). В договоре требования к качеству продукции, не подлежащей обязательному подтверждению соответствия, нужно определять путем указания на стандарты, которым должно соответствовать качество товара. Определение качества товара путем отсылки к соответствующему стандарту - наиболее распространенный способ как в национальном, так и в международном торговом обороте. Стандартизация товаров позволяет четко определять их качество на высоком профессиональном уровне, избегая при этом чрезмерной описательности <23>. -------------------------------- <23> Гражданское право: Учебник: в 3 т. Т. 2 / А. П. Сергеев, Ю. П. Толстой, Е. Ю. Валявина. М.: ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2001. С. 23.

При экспортных поставках, когда требования к качеству формулирует зарубежный покупатель, предпочтительнее ссылки на национальный стандарт страны-импортера или на известный международный стандарт (ИСО, МЭК, EN и т. п.), с учетом обязательности сертификации или иного способа подтверждения соответствия. Это повышает степень доверия покупателя к товару и тем самым усиливает позиции российского поставщика при переговорах о цене <24>. -------------------------------- <24> Тавер Е. И. Обеспечение качества при поставках продукции // Стандарты и качество. 2000. N 9. С. 75.

По-иному обстоит дело в отношении продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. При заключении договора купли-продажи (поставки) сторонам необязательно достигать соглашения по поводу требований, которым должна соответствовать продаваемая (поставляемая) продукция, так как, помимо воли сторон, в отношении такой продукции действуют императивные нормы законодательства об обязательном подтверждении соответствия, а именно данная продукция должна соответствовать требованиям конкретного технического регламента. Последний действует независимо от желания сторон договора, поэтому наличие или отсутствие такого условия в договоре не имеет юридического значения. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, результаты коренного изменения системы существовавших стандартов и замены их на условия технического регулирования заставляют по-новому взглянуть на ряд важных аспектов деятельности по обязательной сертификации. Во-вторых, обязательная сертификация в силу имманентно присущих ей особенностей занимает особое место среди иных форм подтверждения соответствия, которое определяется следующими факторами. Субъектом осуществления этого вида деятельности может выступать только орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке. Непосредственные работы по испытанию сертифицируемых товаров проводят аккредитованные испытательные лаборатории и центры. Объектом обязательной сертификации может выступать исключительно продукция в своих некоторых видах, предназначенных для распространения на территории Российской Федерации. Ключевым звеном в системе обязательной сертификации является технический регламент - единственный документ, положения которого определяют схему проведения подтверждения соответствия, требования, на соответствие которым проверяется объект, и, наконец, материальную форму выражения объекта. В-третьих, роль обязательной сертификации определяется ее положением в системе социально-экономических отношений в государстве. Ее наличие способствует защите наиболее конституционно значимых прав граждан в области жизни и здоровья. Заметна позиция обязательной сертификации и в деле сохранения устойчивости рыночных отношений, способствования их развитию и поддержки здоровой конкуренции.

Название документа