О разграничении полномочий по тарифному регулированию в сфере газоснабжения

(Горбунов М. А.) ("Энергетическое право", 2007, N 1) Текст документа

О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПОЛНОМОЧИЙ ПО ТАРИФНОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ В СФЕРЕ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

М. А. ГОРБУНОВ

Горбунов М. А., начальник отдела нормативной работы управления правовых экспертиз и нормативной работы юридического департамента ОАО "Газпром".

В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" <1> транспортировка газа по трубопроводам является сферой деятельности естественных монополий, в которой государственное регулирование тарифов на услуги согласно Федеральному закону от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <2> осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. Однако все чаще звучат предложения по разграничению полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по тарифному регулированию в сфере газоснабжения, а также по наделению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации правом осуществлять государственное регулирование тарифов и контроль деятельности субъектов естественных монополий на соответствующем региональном рынке ("локальных" естественных монополий). В частности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предлагается предоставить полномочия по осуществлению государственного регулирования тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, определению размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа и установлению розничных цен на газ, реализуемый населению на территории субъекта Российской Федерации. -------------------------------- <1> Российская газета. 1995. 24 августа. <2> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667.

Между тем в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О газоснабжении в Российской Федерации", базирующимся на положениях Конституции, вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Федеральная система газоснабжения, состоящая из совокупности действующих на территории РФ систем газоснабжения, является одной из федеральных энергетических систем. Для входящих в федеральную систему газоснабжения организаций, как собственников систем газоснабжения, так и независимых, действуют единые правовые основы формирования рынка и ценовой политики. Принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке устанавливает Правительство РФ. Согласно ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" транспортировка газа по трубопроводам является естественно-монопольным видом деятельности, контроль и регулирование которой осуществляются соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 N 332 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам" <3> государственное регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа осуществляет Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). На основании указанного Положения ФСТ России осуществляет свою деятельность во взаимодействии, в частности, с органами исполнительной власти субъектов РФ. -------------------------------- <3> СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

На основании Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" <4> органы исполнительной власти субъектов РФ, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, вправе регулировать цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с Перечнем продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденным указанным Постановлением Правительства, к такой продукции относятся газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам, а также газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд. -------------------------------- <4> СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.

Таким образом, представляется, что в Российской Федерации в настоящее время сложилась и действует законодательно закрепленная и основанная на Конституции система регулирования тарифов и цен в области газоснабжения. Предлагаемые изменения этой системы, по нашему мнению, не основаны на конституционных принципах разделения предметов ведения и могут привести к дисбалансу в сфере регулирования тарифов в зависимости от региональных признаков. Кроме того, такие изменения не отвечают закрепленной в Энергетической стратегии России до 2020 г. государственной политике в газовой промышленности, предусматривающей максимальную регламентацию мер государственного регулирования и повышение их эффективности, поэтапный переход от регулируемых цен к рыночным отношениям в отрасли, создание условий для формирования конкуренции в потенциально конкурентных сегментах газового рынка. В данном контексте необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2006 г. N 534 "О проведении эксперимента по реализации газа на электронной торговой площадке" <5> заинтересованными министерствами, ОАО "Газпром", независимыми производителями и потребителями газа ведется работа по плавному переходу от регулирования цен на газ к его реализации по свободным ценам с использованием специализированной торговой площадки. Результаты указанной работы должны быть представлены на рассмотрение Правительства Российской Федерации в сентябре 2007 г. -------------------------------- <5> СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3891.

Название документа