О практической деятельности юристов ОАО "Газпром"

(Чуйченко К. А.)

("Энергетическое право", 2007, N 1)

Текст документа

О ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТОВ ОАО "ГАЗПРОМ"

К. А. ЧУЙЧЕНКО

Чуйченко К. А., член правления ОАО "Газпром", начальник юридического департамента.

Юридический департамент ОАО "Газпром" обеспечивает решение сложного комплекса правовых задач. В первую очередь это связано с масштабами деятельности общества, широтой сферы его интересов как глобальной энергетической компании. Напомню, что ОАО "Газпром" является крупнейшей компанией России, собственником Единой системы газоснабжения и обладает наибольшими среди мировых нефтегазовых компаний запасами углеводородного сырья. При этом ОАО "Газпром" и его дочерние общества владеют 70% распределенного лицензионными соглашениями фонда недр и обеспечивают около 88% добычи природного газа в целом по стране. Протяженность принадлежащих ОАО "Газпром" магистральных газопроводов составляет около 150 тысяч километров, за счет отчислений ОАО "Газпром" формируется порядка 20% доходов бюджета Российской Федерации и 25% валютной выручки государства.

Юристы общества плотно вовлечены в решение наиболее сложных, проблемных вопросов. В качестве примера можно привести проект по увеличению доли участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО "Газпром" и обеспечению либерализации рынка акций общества. Специалистами юридического департамента был проведен анализ сложившейся ситуации и подготовлены предложения по внесению необходимых изменений и дополнений в действующее законодательство и иные правовые акты. В результате выполнения комплекса юридических действий достигнут весомый позитивный экономический эффект, в частности существенно увеличилась капитализация ОАО "Газпром". С января 2006 года акции общества были допущены к обороту на всех торговых площадках России, сняты существовавшие ограничения на совершение сделок с акциями для иностранцев.

В настоящее время юридический департамент координирует работу по консолидации в федеральной государственной собственности контрольного пакета акций ОАО "Газпром", обеспечивает взаимодействие с государственными органами по данному направлению деятельности. Результаты реализации этого проекта позволят обществу успешно сочетать сильные стороны международных энергетических корпораций с выгодными особенностями национальных государственных компаний. Опыт конкуренции на глобальных рынках убедительно доказал, что компании, пользующиеся государственной поддержкой, имеют значительные преимущества в завоевании доминирующих позиций на международных рынках.

Из других значимых проектов могу выделить правовое сопровождение приобретения долей участия в ОАО "Сибнефть" (в настоящее время "ОАО "Газпром нефть"), восстановление контроля над компаниями "Стимул" и "Нортгаз" и другие.

Особое внимание мы уделяем претензионно-исковой работе. Обращение в судебные органы и применение третейского разбирательства находят все большее применение в России по мере общего укрепления правопорядка и законности. Могу отметить, что ОАО "Газпром" достаточно эффективно отстаивает свои интересы в судебных инстанциях. В частности, экономический эффект от деятельности по данному направлению за 2006 год (общая сумма взысканных и сбереженных средств) превысил 18 миллиардов рублей.

Третейский суд ОАО "Газпром" является эффективным механизмом разрешения споров внутри группы, способствует более оперативному, по сравнению с арбитражными судами, решению всех конфликтных вопросов. Отрадно отметить, что с каждым годом растет количество независимых организаций, которые выбирают для урегулирования разногласий Третейский суд ОАО "Газпром". Интенсивность работы возрастает - ежегодно рассматривается более 100 дел. За всю историю деятельности был лишь один случай отказа арбитражного суда в выдаче исполнительного листа на решение Третейского суда ОАО "Газпром", причем по формальным основаниям.

В 2003 - 2006 годах юридическим департаментом проведена сложная комплексная работа, направленная на обеспечение защиты товарных знаков ОАО "Газпром" в иностранных юрисдикциях. В настоящее время обществом получены свидетельства ведомства ЕС о регистрации товарных знаков "ГАЗПРОМ", "GAZPROM" в качестве европейских знаков, действие которых распространяется на все страны, вошедшие в Европейский союз. Кроме этого, товарные знаки "ГАЗПРОМ", "GAZPROM" зарегистрированы в 78 странах, подписавших Мадридское соглашение о международной регистрации знаков.

Существенная часть правовых вопросов связана с международными проектами ОАО "Газпром" как глобальной энергетической компании. В связи с переходом к рыночным отношениям на постсоветском пространстве мы часто сталкиваемся с противодействием наших партнеров, привыкших к ранее действовавшей дотационной системе. Современные условия ведения международного бизнеса должны строиться с учетом природы ОАО "Газпром" как коммерческой организации, которая не должна реализовывать природный газ по заниженным ценам в ущерб интересам своих акционеров, включая Российскую Федерацию. Правовые методы решения возникающих противоречий являются основными, что еще раз подчеркивает важность правовой работы в данном направлении.

Решение коммерческих вопросов с контрагентами в дальнем зарубежье также требует серьезной юридической поддержки, в первую очередь при совместном осуществлении крупных инвестиционных проектов (строительство международных газопроводов, участие в совместных предприятиях на территории иностранных государств и т. п.). Кроме того, ОАО "Газпром" выступает в качестве крупного заемщика на международных финансовых рынках. Привлечение иностранного капитала требует тщательной проработки всех сопутствующих юридических вопросов.

Заключение и исполнение контрактов с иностранным элементом часто требует специфических познаний в области международного права, национального права компании-контрагента. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость периодического привлечения к таким проектам внешних юридических консультантов. При выборе консультантов мы руководствуемся двумя основными критериями, а именно: отсутствие конфликта интересов и размер оплаты. Международные юридические фирмы, входящие в десятку лидеров, являются примерно равными по уровню предоставляемых услуг. В значительной степени успех взаимодействия с привлеченным консультантом зависит не от фирменного наименования консультанта, а от конкретных специалистов, принимавших участие в работе над проектом. В целом расходы на внешних юридических консультантов у ОАО "Газпром" сравнительно невелики.

Естественно, не обходится и без рутинной работы. В функции департамента входит согласование проектов договоров, актов и распоряжений, ведение реестра договоров ОАО "Газпром", обеспечение выдачи доверенностей представителям общества, в том числе для участия в общих собраниях участников дочерних и зависимых организаций. Одной из форм повышения эффективности решения текущих вопросов стала разработка типовых форм наиболее часто используемых договоров.

Юридический департамент ОАО "Газпром" принимает непосредственное участие и в работе по совершенствованию действующего законодательства в сфере интересов общества. В этом направлении деятельности еще предстоит очень много сделать, так как нормативное регулирование и научно-теоретическая база нефтегазового сектора, на мой взгляд, находятся в начальной стадии своего развития. Топливно-энергетическое право на данном этапе по уровню развития даже невозможно сравнивать с гражданским. Тем не менее у этой комплексной отрасли права есть огромные перспективы, и совершенствовать ее надо, опираясь на развитие науки. Доктринальные положения, в свою очередь, должны воплощаться в соответствующие законы. В этой связи определенно позитивной могла бы стать кодификация соответствующих правовых норм, создание своего рода Энергетического кодекса. В XXI веке топливно-энергетическое право должно стать особенно востребованным, как и право интеллектуальной собственности.

Необходимо четко выстроить систему правил поведения на нефтегазовом рынке, принимая во внимание стратегическое значение этой отрасли для обеспечения энергетической безопасности как Российской Федерации, так и стран, потребляющих энергетические ресурсы. Определенно одним из прогрессивных шагов в данном направлении стало недавнее принятие Закона РФ "Об экспорте газа".

Напомню, что согласно нормам нового Закона право экспортировать газ предоставлено исключительно организации - собственнику Единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника Единой системы газоснабжения составляет сто процентов. Требованиям указанной нормы отвечают ОАО "Газпром" и его дочерняя компания "Газпром экспорт". В процессе приватизации ОАО "Газпром" стал собственником крупнейшей трубопроводной сети, которая в соответствии со ст. 6 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" составляет Единую систему газоснабжения России.

Предоставление исключительных прав на экспорт обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, регулирование экспорта природного газа путем назначения единого эффективного оператора исключает конкуренцию российских поставщиков за рубежом, которая может привести к значительному снижению экспортных цен на газ, что абсолютно невыгодно как поставщикам, так и государству в целом.

Во-вторых, деятельность по продаже газа отечественным потребителям по регулируемым ценам не является прибыльной. Экспортные доходы призваны компенсировать потери компаний группы ОАО "Газпром" от продажи газа отечественным потребителям.

Невыгодной для ОАО "Газпром" может оказаться и деятельность на внешнем рынке. В качестве примера можно привести отношения по поставкам газа в Молдову, где задолженность Приднестровского региона превысила 1,2 миллиарда долларов и продолжает расти. На данный момент урегулировать возникший конфликт ни путем переговоров, ни судебными методами не удается. Если независимые производители хотят участвовать в прибылях от экспорта газа, то они также должны разделить с нами убытки от продажи газа в проблемных направлениях.

В-третьих, ОАО "Газпром" организует выполнение ряда межправительственных соглашений в энергетической сфере, а также проводит строительство крупных трубопроводных систем, таких как "Голубой поток" и "Северный поток", что позволяет выводить экономическое сотрудничество с европейскими странами на качественно новый уровень. В связи с этим наделение ОАО "Газпром" исключительным правом экспорта газа становится гарантией реализации крупнейших международных проектов.

Кроме того, с учетом истощения месторождений европейской части России на ОАО "Газпром" будет возложена разработка газовых запасов Дальнего Востока, Восточной Сибири и полуострова Ямал, которые требуют огромных инвестиционных вложений. В этих условиях придание ОАО "Газпром" статуса единого экспортера газа обеспечит централизацию выручки от реализации газа для модернизации газотранспортной системы, проведения исследований и разработки крупных месторождений.

Важно отметить, что введение в России единого экспортного канала природного газа не является в мировой практике чем-то исключительным. В различной форме такие монополии существовали или существуют в различных странах, таких как Норвегия, Иран, Алжир, Саудовская Аравия и другие.

В действующем законодательстве до сих пор сохраняется ряд пробелов и противоречий, а ряд правовых институтов излишне зарегламентированы. Определенную "одиозность" приобрел правовой институт сделок с заинтересованностью. Требования, которые необходимо соблюдать при их совершении, ужесточаются, но при этом забывается коммерческий смысл института, то есть форма подменяет содержание.

Крупная компания холдингового типа владеет 50 или более процентами акций/долей целого ряда дочерних компаний и находится с последними в тесных экономических отношениях. При этом договоры основного общества с дочерними зачастую рассматриваются как сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, и требуют соблюдения установленной процедуры их одобрения, что неоправданно осложняет работу. Представляется, что законодателю было бы неплохо учесть эти обстоятельства при внесении очередных поправок и изменений в Закон РФ "Об акционерных обществах".

Необходимо также отметить определенное противоречие, возникшее в связи с отсутствием определения термина "аффилированность" в корпоративном законодательстве. При изучении параметров сделки на предмет наличия критериев заинтересованности приходится обращаться к нормам законодательства о конкуренции, которое имеет административно-правовой характер и не предназначено для прямого регулирования гражданско-правовых отношений.

Еще один проблемный момент связан со сложившейся практикой по возложению ответственности за действия регистратора акционерного общества во всех случаях на само общество. При этом не учитывается, что акции компании могут выбыть из владения акционеров по вине третьих лиц, в том числе подтвержденной решениями судов гражданской и уголовной юрисдикции.

Возникает противоречие при применении норм об ответственности:

- ведение реестра не является для эмитента предпринимательской деятельностью, поэтому ответственность в соответствии со ст. 401 ГК РФ может быть только при наличии вины;

- при возложении ответственности на эмитента непонятным образом перестает действовать законодательство о возмещении самим преступником ущерба, причиненного преступлением (и вообще такого ущерба вроде бы и нет, поскольку в решении о взыскании сумм с эмитента будет указано, что ущерб причинен ненадлежащим ведением реестра);

- из предыдущего тезиса следует вывод: эмитент не имеет правовых оснований для обращения с регрессным требованием к преступнику, поскольку тот не нарушал правила ведения реестра.

При этом эмитент лишен возможности отстаивать свои интересы в ходе расследования уголовного дела по факту хищения акций, поскольку он в данном случае не является ни потерпевшим, ни вообще участником уголовного судопроизводства.

В настоящее время наблюдается существенный рост объема правовой работы как в количественном, так и в качественном отношении. Современная конкурентная среда требует серьезного внимания к юридической составляющей бизнеса, минимизации правовых рисков на всех направлениях деятельности. В связи с ростом потребностей в правовой защите за последние годы примерно в два раза увеличилась численность наших сотрудников. Если в 2002 г. наш штат состоял из 28 человек, то на сегодняшний день в департаменте работают уже 60 специалистов. Одновременно с ростом количества сотрудников было обеспечено повышение уровня профессионализма и квалификации персонала. Одним из факторов, позволивших добиться этого, стало изменение условий нашей работы: сейчас ОАО "Газпром" предлагает своим сотрудникам достойное, конкурентоспособное вознаграждение. Даже молодые специалисты могут рассчитывать на оплату труда не меньшую, чем в большинстве международных юридических фирм. Повышение уровня оплаты труда юристов и уровня социальной защищенности позволило избежать текучки кадров. Юридический департамент ОАО "Газпром" не испытывает недостатка в соискателях, желающих получить работу. Мы можем позволить себе принимать на все должности компетентных и опытных специалистов, имеющих очень высокий уровень квалификации. Наши сотрудники говорят на английском, немецком, французском, испанском, итальянском и даже китайском языках. Многие из сотрудников занимаются исследовательской деятельностью, имеют научные степени. Организовано периодическое обучение персонала по актуальным правовым вопросам.

Отмечу, что в последнее время в ОАО "Газпром" постоянно растет престиж юридической работы. Сотрудники департамента на настоящий момент представляют интересы ОАО "Газпром" в органах управления целого ряда дочерних компаний. Работа в юридическом департаменте ОАО "Газпром" является сложной и интересной, что напрямую связано с широким спектром правовых проблем, которые возникают в деятельности общества.

Название документа